МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
И ЗАПОЛНЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ФОРМЫ СПРАВКИ
Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.
В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. № 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.
Представление сведений о доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством, в связи с чем достоверные и полные сведения указываются на основании правоустанавливающих документов вне зависимости от режима имущества супругов, предусмотренного Семейным кодексом Российской Федерации.
Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения (далее – служащий (работник)), а именно:
лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности;
государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
работниками государственных корпораций (компаний), Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее – гражданин):
государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;
любой должности государственной службы (поступающим на службу);
должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
должности в государственных корпорациях (компаниях), Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются также федеральным государственным служащим, замещающим должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», и претендующим на замещение должности государственной службы в данном государственном органе, предусмотренной этим перечнем.
Обязательность представления сведений
Требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения), в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.
При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.
Сроки представления сведений
Граждане представляют сведения при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).
Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в следующие сроки:
не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации и др.);
не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, служащие Центрального банка Российской Федерации, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и др.).
Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.
Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск.
Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций.
Лица, в отношении которых представляются сведения
Сведения представляются отдельно:
1) в отношении служащего (работника),
2) в отношении его супруги (супруга),
3) в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).
Например, служащий (работник), имеющий супругу и двоих несовершеннолетних детей, обязан представить четыре справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – отдельно на себя и на каждого члена семьи. Не допускается представление сведений на двух и более лиц (например, на двоих несовершеннолетних детей) в одной справке.
Отчетный период и отчетная дата представления сведений, установленные для граждан и служащих (работников), различны:
гражданин представляет:
а) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году подачи документов;
б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату);
служащий (работник) представляет ежегодно:
а) сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный (отчетный) год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений;
б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений).
Замещение конкретной должности на отчетную дату как основание для представления сведений
Служащий (работник) должен представить сведения, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:
замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий (работник) замещал указанную должность;
временно замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей.
Служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года.
Перевод служащего в другой государственный орган в период с 1 января по 1(30) апреля 2017 г. не освобождает его от обязанности представить сведения в соответствующее структурное подразделение государственного органа, в котором он замещал должность 31 декабря 2016 г.
В случае замещения работником нескольких должностей в одной организации (внутреннее совместительство, т.е. работник заключил трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя), замещение которых влечет обязанность представлять сведения, то таким работником заполняется одна справка с указанием обеих должностей.
При внешнем совместительстве (работником заключен трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя) работник, замещающий должности в разных организациях, замещение которых влечет обязанность представлять сведения, представляет в данные организации две справки (заполняются отдельно для каждой должности). Количество справок, представляемых в отношении членов семьи, не меняется.
Определение круга лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить сведения
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются с учетом семейного положения, в котором находился гражданин, служащий (работник) по состоянию на отчетную дату.
Супруги
При представлении сведений в отношении супруги (супруга) следует учитывать положения статей 10 «Заключение брака» и 25 «Момент прекращения брака при его расторжении» Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 10 права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица № 1):
Пример: служащий (работник) представляет сведения в 2017 году (за отчетный 2016 г.)
| Брак заключен в органах записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) в ноябре 2016 года
| сведения в отношении супруги (супруга) представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2016 года) служащий (работник) состоял в браке
| Брак заключен в ЗАГСе в марте 2017 года
| сведения в отношении супруги (супруга) не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2016 года) служащий (работник) не состоял в браке
| Пример: гражданин в сентябре 2017 года представляет сведения в связи с подачей документов для назначения на должность. Отчетной датой является 1 августа 2017 года
| Брак заключен 1 февраля 2017 года
| сведения в отношении супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2017 года) гражданин состоял в браке
| Брак заключен 2 августа 2017 года
| сведения в отношении супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2017 года) гражданин еще не вступил в брак
|
Согласно статье 25 Семейного кодекса Российской Федерации брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде – со дня вступления решения суда в законную силу.
Брак, расторгаемый в судебном порядке, прекращается со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака (а не в день принятия такого решения).
Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица № 2)
Пример: служащий (работник) представляет сведения в 2017 году (за отчетный 2016 г.)
| Брак был расторгнут в ЗАГСе в ноябре 2016 года
| сведения в отношении бывшей супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2016 года) служащий (работник) не состоял в браке
| Окончательное решение о расторжении брака было принято судом 12 декабря 2016 года и вступило в законную силу 12 января 2017 года
| сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку решение о расторжении брака вступает в силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В рассматриваемой ситуации решение о расторжении брака вступило в силу 12 января 2017 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2016 года) служащий (работник) считался состоявшим в браке
| Брак был расторгнут в ЗАГСе в марте 2017 года
| сведения в отношении бывшей супруги представляются поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2016 года) служащий (работник) состоял в браке
| Пример: гражданин в сентябре 2017 года представляет сведения в связи с подачей документов для назначения на должность. Отчетной датой является 1 августа 2017 года
| Брак был расторгнут в ЗАГСе 1 июля 2017 года
| сведения в отношении бывшей супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2017 года) гражданин не состоял в браке
| Брак был расторгнут в ЗАГСе 2 августа 2017 года
| сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2017 года) гражданин состоял в браке
| Окончательное решение о расторжении брака было принято судом 4 июля 2017 года и вступило в законную силу 4 августа 2017 г.
| сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку решение о расторжении брака вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В рассматриваемой ситуации срок истек 5 августа 2017 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (1 августа 2017 года) гражданин считался состоявшим в браке
| |