Скачать 457.15 Kb.
|
Документ предоставлен КонсультантПлюс Изменения за последний месяц КонсультантПлюс, 31.10.2017 Рецензент: Д.А. Готовцев, заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ЗАКАЗЧИКИ И УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК 1. Заказчики >>> 2. Участники закупок >>> 1. ЗАКАЗЧИКИ 1.1. Государственные и муниципальные заказчики >>> 1.2. Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки >>> 1.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки >>> 1.4. Автономные учреждения, осуществляющие закупки >>> 1.5. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций >>> 1.6. Лица, осуществляющие закупки в целях реализации расходов бюджета на капитальные вложения >>> 1.7. Ситуации из практики. Заказчики >>> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц. В Законе N 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п. п. 5 - 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 44-ФЗ. 1.1. Государственные и муниципальные заказчики Понятие государственных и муниципальных заказчиков определено в п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Такие лица перечислены в п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. К ним, в частности, отнесены государственные органы и государственные казенные учреждения. Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ): 1) муниципальные органы; 2) муниципальные казенные учреждения. Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе N 44-ФЗ. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 ст. 1 указанного Закона. СИТУАЦИЯ: Органу предварительного следствия необходимо назначить судебную экспертизу. Нужно ли соблюдать требования Закона N 44-ФЗ при выборе экспертного учреждения? Ответ: Нет, положения Закона N 44-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертов в ходе уголовного судопроизводства. Обоснование: Исключения из сферы регулирования Закона N 44-ФЗ установлены в ч. 2 ст. 1 данного Закона. В частности, Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с назначением адвоката для участия в уголовном судопроизводстве в качестве защитника (п. 4 ч. 2 ст. 1 названного Закона). Для экспертных учреждений (экспертов), привлекаемых для проведения судебной экспертизы, в указанной норме исключений не предусмотрено. Порядок назначения экспертов в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон N 44-ФЗ для регулирования правоотношений между органами предварительного следствия и назначаемыми экспертами. В соответствии с нормами УПК РФ, в частности, ограничены сроки предварительного следствия, предусмотрена возможность отвода экспертов, а также возможность ходатайствовать о проведении судебной экспертизы в конкретном учреждении. Кроме того, судебная экспертиза осуществляется в целях защиты прав и законных интересов потерпевших, обвиняемых (подозреваемых). Это не позволяет отнести такие работы (услуги) к сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Следовательно, нормы Закона N 44-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертных учреждений (экспертов) для проведения судебной экспертизы. Исходя из указанных оснований можно также сделать вывод, что положения Закона N 44-ФЗ не распространяются на случаи привлечения переводчиков, специалистов или иных участников уголовного судопроизводства. Аналогичные выводы приведены в Письме Минэкономразвития России N 4332-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/7864/14 от 05.03.2014. СИТУАЦИЯ: Распространяются ли положения Закона N 44-ФЗ на отношения, связанные с привлечением экспертов и специалистов к участию в арбитражном процессе? Ответ: Нет, не распространяются. Обоснование: Арбитражный суд назначает экспертизу по рассматриваемому делу в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ. Нормы Закона N 44-ФЗ при этом не подлежат применению, поскольку не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом. Аналогичным образом осуществляется привлечение специалиста. Данный вывод следует из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе". СИТУАЦИЯ: Распространяются ли требования Закона N 44-ФЗ на отношения, связанные с уплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме? Ответ: Нет, не распространяются. Обоснование: Законом N 44-ФЗ среди прочего регулируются порядок определения поставщиков, заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (п. п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 1 названного Закона). При этом согласно п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ поставщики определяются заказчиками в порядке, установленном этим Законом. Обязанность перечислять взносы на капитальный ремонт возникает в силу закона. Они направляются на формирование фонда капитального ремонта, а не на приобретение товаров (работ, услуг) (ч. 1 ст. 169, ч. 1 ст. 170 ЖК РФ). Вопросы о способе формирования этого фонда и его использовании решаются общим собранием собственников в соответствии с положениями жилищного законодательства (п. п. 1, 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Таким образом, требования Закона N 44-ФЗ на отношения, связанные с уплатой рассматриваемых взносов, не распространяются. Аналогичный вывод содержится в Письмах Минэкономразвития России от 04.09.2015 N Д28и-2573, N Д28и-2574, от 06.08.2015 N Д28и-2261, N ОГ-Д28-10437, от 22.06.2015 N Д28и-1799. 1.2. Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо: 1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом; 2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона N 223-ФЗ. Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году (ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). О порядке утверждения положения о закупке, а также об осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ см. Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ. 1.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки Унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 названного Закона). Исключение составляют федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ. В то же время унитарные предприятия вправе проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в следующих случаях (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ): - предприятие осуществляет закупку за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если грантодатели не определили иные условия; - в ходе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, предприятию требуется привлечь иных лиц для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), необходимого для исполнения предусмотренных контрактом обязательств (исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); - государственное или муниципальное унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, проводит закупку без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ заказчику нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) <1>. -------------------------------- <1> Для осуществления закупок в 2017 г. ГУП и МУП, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки до 01.09.2017 (ч. 12 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). О том, как утвердить положение о закупке, а также осуществить закупки по Закону N 223-ФЗ, см. Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ. 1.4. Автономные учреждения, осуществляющие закупки Автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в следующих случаях: - закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ); - государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). В первом случае к закупкам не применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 данного Закона). 1.5. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, выступают заказчиками и осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, при следующих условиях (ч. 5 ст. 15 данного Закона): - закупка проводится за счет бюджетных инвестиций; - закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. Регулирующие деятельность заказчика нормы Закона N 44-ФЗ, касаются таких юридических лиц только в пределах, которые предусмотрены договорами об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Минфин России отметил: Закон N 44-ФЗ не обязывает юридических лиц, реализующих названные инвестиционные проекты, планировать закупки (см. Письмо от 21.06.2017 N 24-01-10/38885). В частности, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности допускается передача полномочий заказчика на основании п. 4 ст. 79 БК РФ. Право передачи полномочий предоставляется государственным (муниципальным) заказчикам из числа: - органов государственной власти; - органов управления государственными внебюджетными фондами; - органов местного самоуправления. Полномочия заказчика передаются: - бюджетным и автономным учреждениям, по отношению к которым органы, осуществляющие передачу полномочий заказчика, являются учредителями; - государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых названные органы наделены правами собственника имущества соответствующего публично-правового образования. Передача прав происходит безвозмездно на основании соглашений. Передавать разрешено полномочия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов. Минфин России отметил: Закон N 44-ФЗ не обязывает юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты, предусмотренные ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, планировать закупки (Письмо от 21.06.2017 N 24-01-10/38885). Однако по вопросам реализации полномочий, связанных с исполнением законодательства о контрактной системе, при осуществлении расходов бюджета (бюджетных инвестициях) на цели капитальных вложений Минфин России придерживается иного мнения (Письмо от 21.07.2017 N 09-05-02/47219). В частности, Минфин России считает, что организации, которым переданы полномочия заказчика, должны обеспечивать планирование закупок, определение поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение и исполнение госконтрактов, а также осуществлять иные функции. Подробнее данный вопрос рассмотрен в разделе "Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных ассигнований, субсидий на капитальные вложения (Особенности второй категории)". 1.6. Лица, осуществляющие закупки в целях реализации расходов бюджета на капитальные вложения Обязанности по соблюдению, обеспечению исполнения отдельных функций и требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, при осуществлении расходов на цели капитальных вложений возлагаются на следующих лиц: 1) лиц, которым предоставляются субсидии на цели капитальных вложений в соответствии с п. 8 ст. 78 БК РФ <1>; 2) лиц, которым переданы полномочия заказчиков при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства <1> (п. 4.1 ст. 79 БК РФ). В данном случае объект капитального строительства, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций, подлежит оформлению в собственность РФ. -------------------------------- <1> Положения п. 8 ст. 78, п. 4.1 ст. 79 БК РФ применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2018 г. (на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 г.). Особенности первой категории: Реализация функции по предоставлению субсидии обеспечивается, если в законе (решении) о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий: - из федерального бюджета; - бюджета субъекта РФ; - местного бюджета. Субсидии предоставляются юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию. Цели предоставления: - на капитальные вложения в объекты капитального строительства; - на приобретение объектов недвижимости. Юридическое лицо, которому предоставлена рассматриваемая субсидия, обязано осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе. Данное положение применяется с 01.01.2018 (п. 8 ст. 78 БК РФ <1>, ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 178-ФЗ): - к договорам, заключенным с 01.01.2018; - к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены с 01.01.2018. Следует отметить, что такая обязанность должна быть предусмотрена договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. Особенности второй категории: В соответствии с п. 4.1 ст. 79 БК РФ <1> права на заключение и исполнение госконтрактов могут предоставляться: - государственным корпорациям (компаниям); - публично-правовым компаниям. Права передаются с целью осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, приведенными в п. п. 2 и 3 ст. 79 БК РФ. Данное положение распространяется на госконтракты, заключенные от имени государственных органов РФ, субъектов РФ. Минфин России в Письме от 21.07.2017 N 09-05-02/47219 отметил, что все операции в рамках переданных полномочий госзаказчика осуществляются от лица федерального государственного органа, передавшего данные полномочия, включая: - представление в орган Федерального казначейства информации и документов, необходимых для открытия органу, передавшему полномочия госзаказчика, лицевого счета, предназначенного для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Казначейства России (утв. Приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н); - планирование закупок, определение поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение и исполнение госконтрактов в порядке, определенном Законом N 44-ФЗ; - формирование в ЕИС информации и документов для включения сведений о госконтракте в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084); - представление в орган Казначейства России информации и документов, необходимых для учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета по заключенным госконтрактам, в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н); - представление в орган Казначейства России информации и документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета по оплате заключенных госконтрактов, в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н); - ведение бюджетного учета, составление и представление органу, передавшему полномочия госзаказчика, бюджетной отчетности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств. 1.7. Ситуации из практики. Заказчики Органу предварительного следствия необходимо назначить судебную экспертизу. Нужно ли соблюдать требования Закона N 44-ФЗ при выборе экспертного учреждения? >>> Распространяются ли положения Закона N 44-ФЗ на отношения, связанные с привлечением экспертов и специалистов к участию в арбитражном процессе? >>> Распространяются ли требования Закона N 44-ФЗ на отношения, связанные с уплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме? >>> 2. УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК 2.1. Требования к участникам закупки >>> 2.2. Преимущества, предоставляемые участникам при закупках >>> 2.3. Запреты, ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров и его условия >>> 2.4. Ситуации из практики. Участники закупок >>> 2.5. Образцы документов >>> Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть: - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Исключение составляют юридические лица, которые зарегистрированы в офшорных зонах; - любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Закон N 44-ФЗ предусматривает ряд обязательных требований, которым должен соответствовать участник закупки, и преимуществ, которые могут предоставляться отдельным категориям лиц. 2.1. Требования к участникам закупки 2.1.1. Единые, дополнительные и иные требования к участникам закупки >>> 2.1.1. Единые, дополнительные и иные требования 1>1>1>1>1>1>1> |
Форма разработана для Путеводителя по контрактной системе в сфере закупок. Заказчики и участники закупок | Форма разработана для Путеводителя по контрактной системе в сфере закупок. Заказчики и участники закупок | ||
Федерального закона от 05. 04. 2013 n 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок" (далее Закон n 44-фз) | Федерального закона от 05. 04. 2013 n 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных... | ||
Федерального закона от 05. 04. 2013 n 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных... | Федерального закона от 05. 04. 2013 n 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных... | ||
Федерального закона от 05. 04. 2013 n 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных... | Фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон... | ||
Фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон... | Фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |