Скачать 0.63 Mb.
|
РОСЖЕЛДОР Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС) Г.Л. Абоносимов, Л.В. Уманцева, Л.Ю. СвиридоваКОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ для студентов заочного факультета РГУПС Практикум издание II Ростов-на-Дону 2010 УДК 4Р+ ББК 71Я7 + 06Абоносимов, Г.Л.Контрольные работы по русскому языку и культуре речи для студентов заочного факультета РГУПС: практикум . Издание II/ Г.Л. Абоносимов, Л.В. Уманцева, Л.Ю. Свиридова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 28 с. Настоящее издание включает в себя контрольные работы по основным темам курса русского языка и культуры речи. Содержание контрольных работ поможет студенту и преподавателю проверить степень усвоения важнейших сведений по названному курсу. Данное издание может быть использовано как в самостоятельной работе, так и в учебной аудитории под руководством преподавателя. В отличие от первого настоящее издание содержит 10 вариантов контрольных работ, а также большее количество иллюстративных материалов в разделе Приложение. Одобрено к изданию кафедрой «Иностранные языки» РГУПС. Рецензент ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки» В.Н. Исаева (РГУПС) Учебное издание Абоносимов Геннадий Львович Уманцева Лидия Васильевна Свиридова Лариса Юрьевна КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ для студентов заочного факультета РГУПС Практикум Редактор Ю.Ю. Молодцова Техническое редактирование и корректура Ю.Ю. Молодцова Подписано в печать 22.08.2008. Формат 6084/16. Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,62 Уч.-изд. л. 2,15 Тираж 60 экз. Изд. № 14 . Заказ № Ростовский государственный университет путей сообщения. Ризография РГУПС. Адрес университета: 344038, Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2. Абоносимов Г.Л., Свиридова Л.Ю., Уманцева Л.В. Ростовский государственный университет путей сообщения, 2008 1 ВВЕДЕНИЕ В ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент технического вуза должен научиться относиться к родному языку с уважением и вниманием. Получая высшее образование, приобретая профессию, будущий дипломированный специалист возлагает на себя общекультурную миссию – сохранять и по возможности преумножать культурные достижения прошлого и, разумеется, национальный язык. Выполнение контрольной работы является итогом изучения теоретических и практических материалов по русскому языку и культуре речи. Список дидактических единиц (учебных тем), которые вам следует изучить, представлен в разделе «Содержание дисциплины». Кроме того, в работе помещены «Требования к уровню усвоения дисциплины», где перечисляются основные знания, умения, и общие представления, которые должны сформироваться у студента в результате изучения курса «Русский язык и культура речи». Необходимую помощь в ваших учебных действиях вам окажут учебники, учебные пособия, словари, ресурсы Интернета, перечисленные в разделе «Информационно-методическое обеспечение». В данном издании помещён перечень вопросов для сдачи зачёта, который отражает наиболее важные аспекты содержания дисциплины. Напоминаем, что своевременное выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачёту (экзамену). 2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ Каждый вариант контрольной работы состоит из 10 заданий. Студент должен выполнить один из вариантов контрольного задания в соответствии с последними цифрами студенческого шифра: студенты, шифр которых оканчивается на 1, выполняют вариант № 1, на 2 – вариант № 2 и т. д. 1. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр, адрес, вариант контрольной работы. В конце работы необходимо указать список использованной литературы. 2. Контрольная работа должна быть написана самостоятельно аккуратным, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента. 3. Преподаватель, принимающий зачёт (экзамен), оставляет за собой право задать дополнительные или уточняющие вопросы по заданиям, выполненным не в полном объёме или с ошибками, потребовать объяснить позицию автора контрольной работы, если она вызывает сомнения. 3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Ниже приведены разделы, темы и понятия, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины. Дидактические единицы дисциплины соответствуют государственному образовательному стандарту:
4 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Вы должны знать:
Вы должны уметь:
Вы должны иметь представление о:
5 КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Вариант № 1 Задание 1. Дайте определение понятию современный литературный язык. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов. Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов. Задание 3. Охарактеризуйте научный стиль русского литературного языка; расскажите о специфике использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите). В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов. Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям: ... – договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений. ... – документ, адресованный руководству, в котором излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя. … – документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма. … – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. … – документ, содержащий сведения о подготовке, проведении и итогах выполнения планов, заданий, командировок и других мероприятий, представляемых вышестоящему учреждению или должностному лицу. … – копия части текстового документа. Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет стиль, которым передана информация, на наше восприятие этой информации? 2) почему СМИ оказывают особенно сильное воздействие на речь людей? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов. Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой: купил чаю или купить чая широкий просек или широкая просека там было много народа или там было много народу пачка табаку или пачка табака создал банк и руководил им или создал и руководил банком проект более интересный или проект более интереснее синий платье-костюм или синее платье костюм соблюдение габарит или соблюдение габаритов корпусы часов или корпуса часов согласно приказу или согласно приказа в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году замена шпал или замена шпалов Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны варианты ударения, поставьте оба ударения. Алкоголь, он позвонит, газированный, приговор, бензопровод, цепочка, языковая (колбаса), договор, добыча, обеспечение, давнишний, квартал, он дозвонится, забронировать (закрепить), цепочка, завидно, закупорить, приобретение, эксперт, средства, партер, жалюзи, мастерски, зубчатый, задолго, искра, торты, шприцы, ремень, случай, форзац, оптовый. Задание 8. Перепишите. Вычеркните словосочетания с лексической несочетаемостью. 1) Допустить ошибку, допустить грубость, допустить недоделки, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить низкое качество изделий. 2) Большинство студентов, большинство населения, большинство группы, большинство времени, большинство голосов. 3) Оказать содействие, оказать доверие, оказать дружбу, оказать воздействие, оказать грубость, оказать невнимание, оказать заносчивость, оказать возражение. 4) Верить в неминуемую победу, это была неминуемая гибель, это грозило неминуемой бедой, наступила пора неминуемой разлуки. 5) Проявить заботу, проявить желание, проявить дисциплину, проявить энергичность, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания. 1) Библиотека института пополняется ежемесячно 300-400 книг… . 2) Семья их состояла из отца, матери и 5 доч… . 3) Вышла серия пособий с 2475 чертеж… . 4) В разное время уйти из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. Расскажите корреспондента о 3 лучших студент… факультета. 5) Необходимо отремонтировать в ближайшее время 3 ворот… . 6) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 7) В голосовании участвовало около 78, 9 % области. Задание 10. Напишите доверенность на получение почтового перевода. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.) Вариант № 2 Задание 1. Дайте определение понятию языковая норма. Расскажите о различных языковых нормах. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов. Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов. Задание 3. Охарактеризуйте официально-деловой стиль русского литературного языка; расскажите о специфике использования элементов различных языковых уровней в официально-деловом стиле речи. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите). В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов. Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям: … – документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя. … – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. … – документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании конференции) и предлагающий принять в нём участие. … – документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определённой теме и место для ответов (или ответы) на них. … – документ, применяемый для связи, передачи информации на расстоянии между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические и физические лица. … – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет коммерческий интерес на состояние русского языка в СМИ? 2) какое этическое значение имеет вытеснение некоторых русских слов заимствованными? Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой: мощные прожекторы или мощные прожектора исправили корректоры или исправили корректора опытные слесаря или опытные слесари олимпийский Сочи или олимпийские Сочи в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году двести грамм кофе или двести граммов кофе куча снегу или куча снега благодаря профессионализма или благодаря профессионализму стараться, чтобы… или стараться о том, чтобы… через час он обессилит или через час он обессилеет двое учительниц или две учительницы делать более ответственно или делать более ответственнее основал и руководил банком или основал банк и руководил им Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны варианты ударения, поставьте оба ударения. Средства, избаловать, одновременный, каучук, таможня, валовой, украинец, красивее, кухонный, договор, жалюзи, осведомиться, индустрия, хозяева, сливовый, премировать, столяр, свёкла или свекла, феномен, обеспечение, каталог, путепровод, средства, принудить, статуя, оптовый, красивее, цепочки, приобретение, она звонит, цемент, украинский, черпать, эксперт. Задание 8. Найдите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами; исправьте предложения. 1) Нечёткое поступление комплектующих узлов с баз «Транстехники» лимитирует работу в вагоноремонтных мастерских. 2) Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. 3) Принятое решение следует квалифицировать по крайней мере как несвоевременное. 4) В комбинате бытового обслуживания вам быстро отремонтируют одежду, выведут пятно. 5) Дефекты в подготовке кадров лекторов и агитаторов вскроются немедленно, как только они встретятся с избирателями. 6) В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламенты работы смесовых машин. 7) Участники производственных совещаний должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы. Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания. 1) В новом издании словаря насчитывается более 87 тысяч слов. 2) На работу было принято 7 женщин. 3) Работникам бригады было выплачено более 120 340 рублей премии. 4) В распоряжение университетской лаборатории направлено 4 аспирант… . 5) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 6) Водохранилище с зеркалом поверхности более 72 квадратн… километр… сооружалось около 31 месяц… . 7) Каждый год университет выпускает от 800 до 900 дипломированн… специалист… . 8) План выполнен на 103, 4 %. Задание 10. Напишите автобиографию. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.) |
ФЗ, Примерных правил внутреннего распорядка студенческого общежития, утвержденных Минобрнауки России 10. 07. 2007 г., действующего... | Федерального закона от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»... | ||
Настоящее положение по заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации (далее Положение) разработано в соответствии... | Станционная учетно-статистическая система грузовых перевозок : учебное пособие / О. Н. Числов, Н. И. Орлова, М. Г. Украинцев; Рост... | ||
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080117 «Налоги и налогообложение».... | Методические указания предназначены для студентов III-IV курсов экономических специальностей. Одобрены кафедрой «Экономики и предпринимательство»... | ||
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по образовательным программам высшего образования – программам... | «Ростовский государственный университет путей сообщения» Боевой Екатерины Игнатьевны (далее «Образовательное учреждение», «Литжт... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |