Скачать 277.07 Kb.
|
Муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж «Центр развития образования» VI городской фестиваль педагогического мастерства «От призвания к признанию» Конкурс «Воспитатель года – 2015» Методические рекомендации для участников конкурса Декабрь 2014 Воронеж Составитель И.Б. Потапова – методист муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Центр развития образования» Методические рекомендации для участников конкурса «Воспитатель года»: сборник материалов / составитель /И.Б. Потапова, 2014 Методические рекомендации содержат материалы по организации и проведению конкурсных мероприятий муниципального профессионального конкурса «Воспитатель года - 2015» в рамках VI городского фестиваля педагогического мастерства «От призвания к признанию - 2015». Материал сгруппирован в соответствии с требованиями Положения о проведении муниципального профессионального конкурса «Воспитатель года - 2015». В приложении представлен образец портфолио и форма его заполнения. Приводятся описания методики проведения конкурсных заданий. Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, подавшим заявки на участие в муниципальном профессиональном конкурсе. © МКУ городского округа город Воронеж «Центр развития образования» © Потапова И.Б., 2014 Содержание
Пояснительная записка. Муниципальный профессиональный конкурс «Воспитатель года» – это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли. Мир информационных технологий требует от каждого педагога постоянного развития. В связи с этим возрастает необходимость в создании условий для самосовершенствования идущих в ногу со временем педагогов – профессионалов. С этой целью, а также в целях формирования позитивного общественного мнения о профессии педагога дошкольной образовательной организации, утверждения приоритетов дошкольного образования в обществе, развития творческой инициативы педагогических работников системы дошкольного образования, повышения их профессионального мастерства, выявления и распространения лучшего педагогического опыта в 2009 году был учреждён муниципальный профессиональный конкурс «Воспитатель года» (далее – Конкурс). Основная цель Конкурса - повышение качества дошкольного образования, необходимого для введения и реализации ФГОС дошкольного образования и профессионального стандарта «Педагог». Конкурс призван способствовать: - повышению престижа труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций; - совершенствованию профессиональных компетентностей педагогических работников; - выявлению талантливых, творчески работающих педагогических кадров в муниципальной системе дошкольного образования; - распространению инновационного педагогического опыта. Данные методические рекомендации предназначены для участников муниципального профессионального конкурса «Воспитатель года» - всех категорий педагогов дошкольных образовательных организаций. Конкурсные испытания Конкурс имеет необходимый набор испытаний, которые позволяют достаточно объективно оценить мастерство педагогов-участников и выявить лидеров. Конкурс проходит в несколько туров: I. Заочный тур (для всех участников): «Портфолио педагога ДОО»: II. Очный тур (количество участников определяется Оргкомитетом): 1 конкурсное задание - Педагогическое мероприятия с детьми «Доброта побеждает всё» (фрагмент) 2 конкурсное задание - Творческая презентация «Моя педагогическая концепция». 3 конкурсное задание - Дискуссионный клуб «Мастер дошкольного образования». 4 конкурсное задание - Открытая дискуссия. Портфолио педагога ДОО Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый педагогом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня. Педагогу необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Портфолио – это многофункциональный инструмент как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических работников, позволяющий фиксировать, оценивать, обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности. Функции портфолио:
Основными принципами формирования Портфолио являются:
Примерная структура и содержание разделов портфолио. Портфолио педагогических работников ДОО может включать следующие разделы: 1. Общие сведения о педагоге. 2. Методическая деятельность педагога. 3. Использование инновационных технологий в практике. 4.Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, методических и тематических неделях. 5. Продуктивность педагога. 6. Материально – техническая база. 7. Интернет - ресурс (при наличии) В разделе 1. Общие сведения о педагоге воспитатель (специалист) может представить общие сведения: ФИО, год рождения, образование, место работы с указанием наименования учреждения в соответствии с уставом, должность, педагогический стаж, квалификационную категорию, прохождение курсов повышения квалификации, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, перечислить награды педагога: дипломы, грамоты, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий и т.п. Раздел 2. Методическая деятельность педагога может включать в себя следующие материалы: указание программ, по которым работает педагог, планы образовательной работы с детьми, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, темы проектов разной направленности, темы конспектов занятий или других форм организации работы с детьми; отразить работу педагога в экспертных комиссиях: жюри, конкурсы, группы (рабочие, творческие), темы самообразования и др. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, педагог имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др. Раздел 3. Использование инновационных технологий в практике включает перечисление используемых в образовательном процессе педагогических технологий от общего к частному. Раздел 4. Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, методических и тематических неделях освещает педагогическую активность педагога в методическом объединении ДОО (методических и тематических неделях, педагогических советах и т.п.), в центрах педагогического мастерства, круглых столах, мастер – классах, семинарах, конференциях, творческих, профессиональных, дистанционных конкурсах, а также сотворчество педагога и воспитанника. Материалы этого раздела могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности педагога, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности. Раздел 5. Продуктивность педагога предусматривает наличие у педагога утвержденных авторских программ кружковой деятельности, подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статей (размещенных в ДОО, опубликованных в сборниках или в сети Интернет). Раздел 6. Материально – техническая база содержит перечень материально – технического оборудования группы, кабинета, а также вклад конкретного педагога в содержание предметно – пространственной среды группы (кабинета). Раздел 7. Интернет - ресурс (при наличии) В данном разделе описывается структура и содержание сайта, странички педагога. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту. Педагогическое мероприятие с детьми (фрагмент) Педагогическое мероприятие с детьми – фрагмент профессионального опыта, наглядная демонстрация профессиональных компетенций педагога, представленных в портфолио. Оно предполагает разумное сочетание репродуктивного, поискового и творческого компонентов. При подготовке к этому испытанию конкурсанту необходимо продумать, каким способом он сможет представить структурные компоненты НОД (общую цель, конкретные задачи, содержание, методы и средства воспитания и обучения). Для полного понимания структуры педагогического мероприятия желательно мысленно представить себе предполагаемое пространство его проведения и ход, включая начало и окончание. Немаловажное значение имеет внешний вид участника, умение чётко выражать свои мысли, владеть голосом, занимать правильное расположение по отношению к воспитанникам и т.п. Некоторые требования к технике проведения педагогического мероприятия: • НОД должна быть релевантной заявленной теме, эмоциональной, вызывать интерес к познанию и открытию мира; • темп и ритм НОД должны быть оптимальными, действия педагога и детей завершенными; • необходим полный контакт во взаимодействии педагога и воспитанников с соблюдением педагогического такта и проявлением педагогического оптимизма; • доминировать должна атмосфера доброжелательности и активной творческой деятельности; • по возможности следует менять виды деятельности детей, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; • педагог должен обеспечить активное участие каждого ребенка в образовательной деятельности. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах непосредственно образовательной деятельности: 1.Начальный этап деятельности Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…». Наметив задачу для совместного выполнения, педагог, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. 2. В ходе процесса деятельности педагог исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. 3. Заключительный этап деятельности: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности. Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются: 1) включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; 2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); 3) свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства); 4) открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей. 1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием. 2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п. 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующем. Творческая презентация «Моя педагогическая концепция» К числу важнейших элементов публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. Совершенствование выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения. К числу основных элементов техники речи относятся: интонация, дикция, темпо-ритм, жесты и мимика. Сложность для конкурсанта составляет, скорее всего, не столько формат выступления, сколько структура содержания – ведь за короткий срок необходимо донести до аудитории следующую информацию: • личный профессиональный педагогический опыт, сформировавшийся при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса; • цели и задачи реализации образовательной программы (программ), используемой участником; • конкретное описание реализуемых технологий, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; • анализ личных профессиональных компетенций и возможностей и, как следствие, достижения воспитанников, обеспечивающие социальную ситуацию развития их личности; • вклад участника конкурса в организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО. Примерный план выступления при защите педагогической концепции 1. Обращение (например, "Уважаемые члены жюри, коллеги…."). 2. Тема ("Вашему вниманию представляется …" или "Темой представленной работы …"). 3. Введение. Экскурс, введение в проблему. Оно должно показывать, о чем сейчас пойдет речь. Или введение в круг вопросов, которые относятся к области вашей задачи. 4. Актуальность работы. Зачем она нужна, почему возникла. Почему ее надо выполнить. 5. Постановка задачи (что необходимо сделать). 6. Описание проблем и препятствий, возникших при решении задачи. Математический аппарат. 7. Алгоритмы. 8. Представление и интерпретация результатов. 9. Выводы ("В дальнейшем данную работу можно интегрировать, расширить...."). Оформление презентационной версии: Большое значение для восприятия цвета имеет его соотношение с окружающим фоном. В одном исследовании изучалось восприятие текста в зависимости от его цвета и фона, на котором его печатали. Показателем качества восприятия служило расстояние, с какого человек мог правильно читать этот текст! - слайды должны содержать информацию, непосредственно относящуюся к теме выступления. - слайды могут содержать текст, рисунки, фотографии, графики, диаграммы, иллюстрирующие содержание. - показ слайдов сопровождается выступлением (не более одной минуты на один слайд). Дискуссионный клуб «Мастер дошкольного образования». Открытая дискуссия. Дискуссионный стол - интеллектуальный подиум, с которого каждый участник Конкурса может продемонстрировать нестандартность и оригинальность мышления, свое искусство спорить, представить собственное видение обсуждаемой темы. Предлагается обсуждение по актуальным и значимым проблемам в области образования, обмен опытом и творческими инициативами по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Открытая дискуссия - обсуждение вопросов образовательной политики с участием представителей органов власти, общественных организаций, представителей науки и практики. Тема, примерные вопросы для обсуждения объявляются за неделю до дискуссии. Дискуссия предполагает:
Цель: демонстрация позиции лидера педагогической общественности. Проявление педагогами своих лидерских способностей через умение видеть в комплексе систему образования, понимать существующие взаимосвязи и предлагать собственные решения для ее развития. Задачи:
Планируемые результаты:
В ходе обсуждения вопросов развития регионального образования и работы дискуссионных площадок должны быть выработаны предложения для руководителей органов управления образованием, образовательных организаций, педагогического сообщества. Структура дискуссии: Вводная часть (до 5 минут):
Основная часть дискуссии (1час 20 минут). Обсуждение поставленных вопросов. Заключительная часть дискуссии (5минут): Подведение итогов обсуждения. В ходе работы Дискуссионного стола или Открытой дискуссии могут быть использованы в качестве примеров или мотивации для обсуждения фрагменты мастер – классов, педагогических мастерских, анализа педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование и т.д. Работу Дискуссионного стола или Открытой дискуссии могут сопровождать представленные на экране (с использованием мультимедиа) примерные вопросы для обсуждения, примерные предложения для заключения, элементы понятийного аппарата, видеопрезентаций и т.д. Понятийный аппарат Аргумент (от глагола arguo – показываю, выясняю, доказываю) – доказательство, обоснование мысли, довод, факт. Диалог (греч. dialogos – разговор) - обмен мнениями двух или более лиц (реальных, вымышленных, виртуальных и т.п.). Дискуссия (от лат. discussion – исследование, рассмотрение) – коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов, сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Диспут (лат. disputare – рассуждать, спорить) - полемика с защитой убеждений и мнений. Мозговой штурм (brainstorming) - групповой поиск решений проблемы, снятие любых ограничений в предлагаемых идеях (выдвижение максимума идей с последующим критическим рассмотрением). Тезис (греч. thesis – положение, утверждение) - положение, истинность которого должна быть доказана. Правила участия в дискуссии в формате Дискуссионного стола и Открытой дискуссии Общепроцедурные:
Специфические:
Для конструктивного ведения дискуссии в формате Дискуссионного стола и Открытой дискуссии необходимо:
Литература 1. Вебинар «Непосредственно образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО», Г. Л. Копотева, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. 2. Управление ДОУ №2 2006г стр 35 3. Управление ДОУ № 7 2007г стр96 4. Кочкина Н.А., Чернышова А.Н. «Портфолио в ДОУ» - ООО издательство «Скрипторий 2003», 2008, г.Москва. Приложение VI городской фестиваль педагогического мастерства «От призвания к признанию - 2015» Конкурс «Воспитатель года - 2015» ПОРТФОЛИО ФИО………………………………………………………. Должность………………………………………....…….. ДОО (наименование учреждения в соответствии с уставом) ……………………………………………………………. Воронеж 2014 |
Муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж «Центр развития образования» | Воронеж", постановлением администрации городского округа город Воронеж от 12. 01. 2012 n 3 "о порядке разработки и утверждения административных... | ||
Воронеж от 23. 11. 2011 n 1013 "Об утверждении перечней муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией городского... | Администрации городского округа город Воронеж, их должностными лицами, взаимодействия администрации городского округа город Воронеж... | ||
Настоящий порядок определяет систему взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж при осуществлении... | Воронеж от 30. 12. 2011 n 1025-р "Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией городского округа город... | ||
Воронеж" и от 02. 11. 2010 n 260-iii "О пенсионном обеспечении члена Избирательной комиссии городского округа город Воронеж с правом... | Подразделениями администрации городского округа город Воронеж, их должностными лицами, взаимодействия администрации городского округа... | ||
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08. 05. 2014г. №357 | Воронеж «Комбинат благоустройства Коминтерновского района», определяет условия участия в нем, порядок деятельности рабочей группы... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |