ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
(квалификация (степень) бакалавр)
МОСКВА 2014
В методических рекомендациях изложены требования, предъявляемые к разработке, оформлению и защите курсовых, выполняемых студентами по дисциплинам, закрепленным за кафедрой «Теория и история государства и права» юридического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Методические рекомендации составлены с использованием законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава Университета, приказов и распоряжений Ректора, положений, регулирующих деятельность Университета. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях стремительных изменений в социально-правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования. Кроме того, введение новых стандартов международного уровня требует существенной модернизации имеющихся образовательных программ и форм подготовки профессионалов. Сегодня учреждения высшего юридического образования в России работают в условиях:
1) обостренной конкуренции на рынке образовательных услуг;
2) жестких государственных требований к обеспечению качества образования.
Подобная тенденция сохранится и в будущем. В связи с этим перед юридическим факультетом ставится основная цель – выход на новый высокопрофессиональный уровень, предполагающий удовлетворение потребностей органов государственной власти, крупного бизнеса, частого предпринимательства, в квалифицированных юридических кадрах, формирование качественно нового поколения специалистов в области права, способных профессионально решать задачи государственно-правовой политики, осуществлять защиту имущественных прав, а также личных неимущественных отношений, создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также норм развития экономических отношений.
Формирование будущего юриста происходит в процессе его обучения.
Известно, что лекция относится к наиболее важной форме учебного процесса. Это основной вид систематического, глубокого и целостного изложения вопроса. Вузовская лекция должна отличаться научностью, убедительностью, доходчивостью, аргументированностью. Она содержит наиболее сложные (исходные) положения по теме, включает методические советы по поиску нового сопутствующего материала (законодательного, связанного с юридической практикой и др.). Все это способствует расширению правового кругозора студентов, более глубокому освоению лекционной темы, программного учебного материала.
Семинарские (практические) занятия как форма учебного процесса имеют свои задачи и цели. По своей направленности семинары (практические занятия) непосредственно связаны с обеспечением закрепления, расширения, углубления и систематизации знаний, полученных на лекциях, а также в результате самостоятельной работы студентов над учебниками, методическими источниками и др.
Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР) также призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в научно-исследовательской литературе суждения по определенному спорному в теории вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.
Разделом основной образовательной программы обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» предусмотрено прохождение студентами учебной и производственной практики, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Итоги практики отражаются студентом в отчете о прохождении практики.
В данных методических рекомендациях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ, изложены проблемы, возникающие при написании этих работ, и приведены наиболее рациональные способы их преодоления.
1. Общие положения
Курсовая работа – творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами.
Овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.
Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки выпускной квалификационной работы.
К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
должна быть написана самостоятельно;
должна быть написана на достаточном теоретическом уровне с привлечением нормативных правовых и др. документов по избранной теме;
должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;
должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;
при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;
должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;
должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.
Критериями оценки курсовой работы являются:
1. по форме:
- наличие плана и внутренних рубрикаций (правильность оформления);
- библиография источников, составленная в соответствии с ГОСТ;
- оформление цитирования в соответствии с ГОСТ;
- грамотность изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической), владение научной терминологией;
- соблюдение требований объема курсовой работы;
- представление в срок к защите курсовой работы;
2. по содержанию:
- соответствие содержания заявленной теме;
- новизна и самостоятельность в постановке и раскрытии темы;
- самостоятельность изложения авторской позиции, обоснованность суждений и выводов;
- привлечение нормативных правовых актов;
- использование эмпирических, статистических и социологических исследований;
- привлечение научно-исследовательской и монографической литературы;
- оригинальность текста.
Основные ошибки при написании курсовой работы:
Содержание работы не отвечает плану, не раскрывает предмет и объект исследования. Работа выглядит как бессистемный набор разрозненных фактов, мнений различных ученых, результатов социологических исследований.
Формулировка глав (параграфов) не раскрывает содержания исследуемого предмета по избранной теме.
Цель исследования не отражает специфику объекта и предмета исследования.
Не дается анализ нормативно-правовых актов по теме исследования.
Аналитический обзор публикаций по теме работы имеет форму аннотированного списка и не отражает уровня исследования проблемы.
Конечный результат не отвечает цели исследования, выводы не отражают поставленной задаче.
В работе используются без указания источника чужие произведения, идеи и изобретения, что является нарушением авторских прав.
Библиографическое описание источников в списке использованной литературы приведено произвольно, без соблюдения требований ГОСТа.
Объем и оформление работы не отвечают требованиям; работа выполнена неаккуратно, с грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими ошибками.
Процесс выполнения курсовых работ согласно Регламенту подготовки курсовой работы (проекта) студентами Финансового университета состоит из следующих этапов:
– выбор темы (в течение 10 недель после начала учебного года);
- закрепление темы курсовой работы за студентом и назначение руководителя (в течение 5 рабочих после предоставления заявления);
– изучение требований, предъявляемых к курсовой работе, составление библиографии, изучение нормативно-правовой базой, научной литературы, материалами периодической печати и судебной практики, составление плана, задания и графика выполнения курсовой работы и согласование их с научным руководителем (до 15 декабря текущего года);
– обработка, анализ и обобщение собранных материалов;
– подготовка текста курсовой работы;
– устранение замечаний и предложений, высказанных научным руководителем;
– сдача полностью подготовленной курсовой работы в электронном виде на флеш-карте или по электронной почте научному руководителю для проверки в системе «Антиплагиат»;
– проверка курсовой работы в системе «Антиплагиат» (в течение 2-х рабочих дней после представления работы научным руководителем ответственному за проверку лицу);
– представление результатов проверки курсовой работы научному руководителю и студенту;
– принятие окончательного решения научным руководителем о правомерности использования заимствований в курсовой работе на основе отчета о результатах проверки в системе «Антиплагиат»;
– итоговое оформление, сдача на кафедру и регистрация курсовой работы (не позднее 20 апреля очередного учебного года – для студентов очной формы обучения; электронный вариант не позднее чем за 3 недели до установленного срока защиты, а на бумажном носителе – не позднее чем за одну неделю до установленного срока в период экзаменационно-установочных занятий – для студентов заочной формы обучения);
–написание отзыва на курсовую работу научным руководителем;
– защита курсовой работы согласно графику, утвержденному на кафедре (не позднее, чем за одну неделю до даты окончания семестра в соответствии с расписанием – для студентов очной формы обучения; в период проведения экзаменационно-установочных сессий – для студентов заочной формы обучения).
Студенты, не выполнившие курсовые работы, не допускаются к экзаменам по профильной дисциплине. 2. Выбор темы курсовой работы
Выбор темы исследования является ответственным моментом. От правильного выбора темы исследования зависит как его конечный результат, так и сам ход проведения исследования.
Темы курсовых работ отражают наиболее актуальные вопросы изучаемой дисциплины учебного плана, отвечают ее основному содержанию и целевым установкам, а также требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Тематика курсовых работ доводится до сведения студентов после разработки перечня тем курсовых работ и утверждения на заседании кафедры. Темы курсовых работ обновляются ежегодно в связи с изменившимися социально-экономической ситуацией и изменениями и дополнениями в нормативно-правовых актах.
Студент вправе предложить выполнение курсовой работы и по теме, отличной от предложенных, с обоснованием целесообразности проведения такого исследования.
Выбор темы по инициативе студента возможен в нескольких случаях: стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений; профессиональный интерес в области малоизученной проблемы. Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования.
При затруднении в выборе темы студент может обратиться за помощью к преподавателям кафедры.
После выбора тем курсовых работ староста группы предоставляет на кафедру заявление по форме, указанной в Приложении 1.
Темы курсовых работ и назначение научных руководителей утверждаются заведующим кафедрой (его заместителем) в течение 5 рабочих дней после представления заявления и оформляются распоряжением курирующего проректора. Данные списки вывешиваются для информации на странице кафедры на сайте Финуниверситета. 3. Особенности подготовки курсовой работы по юриспруденции
Написание курсовой работы — это систематизированное, обстоятельное изложение студентом материала по теме, содержащее анализ научных концепций, отражающий понимание и оценку студентом соответствующих проблем, его предложения по их решению.
Основные задачи выполнения курсовой работы:
1. Обоснование актуальности и значимости выбранной курсовой работы.
2. Изучение состояния и степени научной разработанности темы.
3. Сбор, анализ и обобщение информации по данной теме.
4. Разработка практических рекомендаций и предложений по тематике курсовой работы.
Изучение и анализ научно-исследовательской и монографической литературы по теме курсовой работы
а) Поиск информации
Известно, что научная работа не может быть написана по одному источнику. Это касается курсовой работы, которая предполагает творческий, исследовательский характер. При подготовке курсовой работы рекомендуется использовать максимально широкий круг источников: монографии, справочники, сборники научных трудов, статей и материалы научно-практических конференций, статьи в журналах, газетах, а также материалы информационной сети Интернет.
Необходимо начать подготовку курсовой работы с подбора монографической и научно-исследовательской литературы по проблеме исследования, при этом необходимо обратить внимание на ссылки, которые составят библиографическую базу для будущей работы.
Необходимо в библиотеке Университета ознакомиться с алфавитным, предметным и систематическим каталогами, имеющими отношение к теме работы. При поиске литературы можно использовать различные библиографические издания: «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Новая литература по общественным наукам» и «Новая иностранная литература по общественным наукам» (издания по теме «Правоведение»).
Большую помощь могут оказать различные информационные издания:
Реферативные журналы, аналитические обзоры. Например, Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН) выпускает серию журналов под общим названием «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература» (серия «Государство и право»);
Экспресс-информация – информационные издания, содержащие расширенные рефераты публикаций, позволяющих сделать заключение о возможности их использования в курсовой работе, не обращаясь к первоисточнику.
Важным источником наиболее оперативной информации по проблеме исследования являются материалы таких периодических профильных изданий, как «Государство и право», «Хозяйство и право», «Законность», «Российская юстиция» и т.д.
На основе подобранной литературы составляется аннотированный список литературных источников, оформленный согласно ГОСТ (Приложение 5).
Курсовая работа выполняется студентом на основе анализа действующего законодательства, нормативных актов, правоприменительной практики, научной и методической литературы.
При изучении литературы и законодательства следует обратить внимание на изменения и дополнения, внесенные с момента издания соответствующего источника до времени подготовки курсовой работы. Для этого необходимо использовать такие информационно-правовые систем, как «Гарант» (www.garant.ru), «Консультант Плюс» (www.consultant.ru), «Кодекс» (www.kodeks.net), «Референт» (www.referent.ru).
Информационно-правовые системы полезны и в поиске статей правовой направленности, комментариев к нормативным правовым актам, а также результатам правоприменительной деятельности.
Оперативный доступ к новейшим документам возможен также на сайте «Российской газеты» (www.rg.ru). Отдельные нормативные правовые акты размещены на официальных сайтах органов государственной власти Президента РФ (http://president.kremlin.ru/), Правительства РФ (www.government.ru), Государственной Думы Федерального Собрания РФ (http://www.duma.ru/), Совета Федерации Федерального Собрания РФ (http://www.council.gov.ru/), Конституционного Суда РФ (http://ks.rfnet.ru/), Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru/), Центральной избирательной комиссии РФ (http://www.fci.ru/), сайтах «Официальная Россия» (http://www.gov.ru/), «Система арбитражных судов» (http://www.arbitr.ru/), Уполномоченного по правам человека в РФ (http://ombudsman.gov.ru), ФСИН России (http://www.fsin.su/), МВД России (http://www.mvd.ru/).
Информация о деятельности международных организаций и международно-правовых документах размещена на сайтах Организации Объединенных Наций и ее органов (www.un.org/russian), ЮНЕСКО (www.unesco.org/general/russian), Международной организации труда (www.ilo.org), Международной организации здравоохранения (www.who.int), Всемирного банка [вместе с Международным банком развития, Международной финансовой корпорацией (www.woldbank.org)], Совета Европы [вместе с Европейским Судом по правам человека (www.coe.int)], ОБСЕ (www.osce.org), Интерпола (www.interpol.int), Европейского союза и его органов (http://europa.eu.int).
Кроме того, Интернет дает возможность доступа к научной информации, в том числе о проходящих научных конференциях, семинарах, симпозиумах по различным проблемам и отраслям права. Для поиска научной правовой информации можно пользоваться наиболее известными поисковыми системами типа «Яндекс» (www.yandex.ru), базами данных на них (например, www.rambler.ru/db/law), специализированными правовыми каталогами (www.pravopoliten.ru), отдельными online-библиотеками, как правовыми («ЮрЦентр» http://text.jurcenter.ru, «Юридический Клуб» http://lawyerclub.kodeks.net, портал «Law Firm» www.lawfirm.ru, «образовательный юридический портал» http://law.edu.ru), так и общеотраслевыми (www.elibrary.ru), online-версиями журналов «Право и жизнь» (www.law-n-life.ru), «Право и политика» (www.law-and-politics.com), «Государство и право» (доступны указатели материалов – www.igpran.ru/rus/magazine), сайтами отдельных вузов.
|