Скачать 1.94 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении Санкт-Петербург 2015 Содержание Приложение 1. Адреса веб-сайтов исследуемых зарубежных университетов Приложение 2. Кластеры университетов по уровню развития сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов. Приложение 3. Основные результаты мониторинга сервисов поддержки международных специалистов в ведущих зарубежных вузах. Приложение 4. Сводная таблица сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки специалистов в ведущих зарубежных университетах. Приложение 5. Основные результаты мониторинга сервисов поддержки международных специалистов в российских вузах. Приложение 6. Результаты интервью с сотрудниками, ответственными за международный рекрутмент и предоставление сервисов поддержки международным специалистам в зарубежных университетах Приложение 7. Пример (кейс) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого Приложение 8. Пример (кейс) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» Приложение 9. Пример (кейс) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в Университете Аалто, Хельсинки, Финляндская Республика Приложение 10. Пример (кейс) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в Университете Квинсленда, Брисбен, Штат Квинсленд, Австралия Приложение 11. Пример (кейс) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в Дельтфском техническом университете Приложение 12. Полный список использованных источников ПРЕДИСЛОВИЕ Проблема привлечения и закрепления высококвалифицированных сотрудников стоит перед любой образовательной организацией. В эпоху глобализации границы возможного поиска таких сотрудников значительно расширились. Кроме этого, в экономике знаний или интеллектуальной экономике интеллектуальные ресурсы приобретают особую роль. Под интеллектуальными ресурсами понимаются не только нематериальные активы, включающие объекты интеллектуальной собственности, такие как патенты, базы данных и т.п., и инфраструктурные активы, такие как производственные и образовательные технологии, методы и процессы, но и человеческие авуары, такие как знания, умения, навыки, опыт производственной, научной, педагогической и другой деятельности. Известно, что импорт носителей высокого интеллекта на несколько порядков выгоднее импорта технологий, а тем более товаров. Поэтому в настоящее время в мире идёт настоящая охота за талантами во всех сферах деятельности, в том числе, и прежде всего, в академической сфере. В Соединённых Штатах Америки привлечение талантов в науку и образование является одной из важнейших задач государственной политики. Известно, например, что приблизительно сорок процентов научных сотрудников, работающих в США, это выходцы из других стран. Такой высокий результат деятельности по привлечению высококвалифицированных международных специалистов обеспечивается не только высоким уровнем материального вознаграждения, но и путём создания привлекательной рабочей среды, а также c помощью предоставления эффективных сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки. Привлечение иностранных сотрудников без оказания им всесторонней профессиональной и социально-бытовой поддержки может привести к пустой трате значительных средств. Поэтому в настоящее время высшие учебные заведения европейских стран активно внедряют положительный опыт США по привлечению и закреплению талантов со всего мира, адаптируя его к своим национальным условиям деятельности. Привлечение талантливых иностранных научно-педагогических работников (НПР) со всего мира осуществляется с целью повышения качества научной и образовательной деятельности в вузе, взаимодействия и обмена идеями с ведущими зарубежными научными коллективами с тем, чтобы исключить возможность застоя и отставания, всегда находиться в центре передовой научной деятельности и принимать в ней самое непосредственное участие. Иностранные сотрудники в значительной степени содействуют интернационализации образовательного учреждения, что, кроме всего прочего, помогает выпускникам этого учреждения быстрее адаптироваться к профессиональной среде в условиях глобализации, расширяет их возможности по трудоустройству, способствует быстрому продвижению по карьерной лестнице. Большинство российских вузов в силу своих исторических и политических условий существования имеют недостаточный опыт привлечения и трудоустройства иностранных сотрудников. Специальная русскоязычная литература на эту тему только начинает появляться. Настоящее исследование является одной из первых попыток проанализировать российскую и зарубежную практику профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов в высшем учебном заведении. Результаты исследования использованы для разработки методических рекомендаций по созданию системы сервисов поддержки и закрепления международных специалистов в российских образовательных организациях. Несмотря на то, что данная работа предназначена в основном для сотрудников университетов-участников Проекта по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов, она может быть использована и сотрудниками других российских образовательных и научных учреждений, заинтересованных в интернационализации своих организаций и повышении их конкурентоспособности на международном рынке академических услуг. Анализ зарубежной и российской практики показывает, что сервисы поддержки создаются прежде всего для научно-педагогических работников, но они вполне применимы и реально применяются для поддержки руководящих и административных сотрудников, а также других категорий международных специалистов. Настоящий отчёт включает предисловие, три главы, заключение и приложения. В ходе исследования проанализировано 29 ведущих зарубежных университетов в 13 странах, 15 российских вузов-участников Программы повышения конкурентоспособности и 12 других ведущих российских вузов. Общее количество отобранных и проанализированных источников составляет более 300 публикаций в авторитетных международных журналах и 24 монографии (книги). По результатам анализа подготовлены также 5 примеров (кейсов) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в университетах. В первой главе сформулированы цели и задачи исследования. Во второй главе кратко описывается методика проведения исследования. Приводится обоснование выборки исследуемых университетов, рассматриваются основные методы проведения исследования. Описание результатов аналитического исследования по каждому проанализированному университету представлено в третьей главе в соответствующих разделах, а также в приложениях, включая пять примеров (кейсов) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в университетах. Выделены лучшие, эффективные методы создания и внедрения сервисов оказания поддержки международным специалистам, наиболее приемлемые для использования в университетах-участниках Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Данные методы соответствуют требованиям системы высшего образования и законодательства России. Следует отметить, что не все сервисы, модели и методы их реализации, приводимые в настоящем исследовании, могут быть легко осуществимы в условиях российской действительности. Это связано с множеством причин, в том числе и с ограничениями, накладываемыми существующим российским законодательством. Тем не менее, как показывает анализ, работа по внедрению эффективной системы привлечения иностранных специалистов и оказания им действенной поддержки в российских высших учебных заведениях ведётся, а федеральные структуры, ответственные за реализацию Проекта по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов осуществляют постоянный мониторинг этой деятельности и периодически собирают предложения от университетов-участников по снятию существующих ограничений. ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследования – анализ сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий (прежде всего иностранных научно-педагогических работников) в ведущих зарубежных и российских вузах, выделение и описание лучших практик поддержки международных специалистов для выработки предложений по разработке и апробации эффективной системы профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в университетах-участниках Проекта повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации (Проекта «5-100-2020»). Для достижения указанной цели необходимо было выполнить следующие задачи: 1) отобрать не менее 20 зарубежных университетов, занимающих ведущие места в общепризнанных мировых рейтингах, имеющих значительную долю международных специалистов и эффективные сервисы их профессиональной и социально-бытовой поддержки; 2) отобрать не менее пяти ведущих российских вузов, имеющих наиболее высокую долю иностранных специалистов среди всех высших учебных заведений страны; 3) проанализировать опыт создания сервисов/систем профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов в отобранных университетах, а также в 14 вузах – участниках Проекта «5-100-2020», в том числе изучить:
4) выделить лучшие, эффективные методы создания и внедрения сервисов оказания поддержки международным специалистам, наиболее приемлемые для использования в университетах – участниках Проекта «5-100-2020»; 5) на основании анализа опыта отобранных университетов выбрать из них не менее трех зарубежных университетов и не менее двух университетов–участников Проекта «5-100-2020» со сравнительно высокой долей международных специалистов для глубокого анализа и описания - подготовки примеров (кейсов) - сервисов поддержки международных специалистов в этих университетах в соответствии с требованиями, изложенными выше; 6) на основе анализа литературы, публикаций, виртуальных источников, баз данных, проведения анкетирования и интервью подготовить описание возможных сервисов, моделей, инструментов поддержки иностранных специалистов, а также рекомендаций по созданию эффективных систем поддержки, в том числе систем менторства, и рекомендаций по их созданию и эффективному функционированию. ГЛАВА 2. Методика проведения исследования 2.1. Обоснование выборки исследуемых университетов Для проведения данного аналитического исследования была сделана выборка университетов, которые соответствовали следующим критериям: 1) университет входит в ТОП-200 университетов мирового рейтинга QS World University Rankings 2015; 2) университет имеет высокую долю международных специалистов в структуре научно-педагогических работников; для оценки этого показателя использовался критерий «International Faculty» рейтинга QS, а также более детальные профили вузов на вебсайте этого рейтинга; 3) университет имеет эффективные сервисы поддержки международных специалистов; поскольку объективного рейтинга по указанному критерию не существует, поэтому использовался агрегированный показатель в рейтинге QS – наличие «звезд» по показателю «Internationalization» (число «звезд» от 1 до 5+); методология рейтинга QS при выставлении звезд по данному критерию учитывает следующие семь индикаторов: международное сотрудничество в сфере научных исследований и совместные образовательные программы с университетами, входящими в топ-500 рейтинга QS за три предыдущих года (максимум 50 баллов), доля иностранных специалистов (максимум 20 баллов), доля иностранных студентов (максимум 20 баллов), доля приезжающих по программам обмена студентов (максимум 20 баллов), доля выезжающих по программам обмена студентов (максимум 20 баллов), наличие религиозной инфраструктуры для иностранных студентов различных вероисповеданий (максимум 10 баллов), многонациональность студентов (максимум 10 баллов). Высокое значение показателя «Internationalization» косвенным образом свидетельствует о благоприятной среде для международных специалистов; кроме этого с помощью анализа сайтов университетов и интервьюирования сотрудников зарубежных университетов оценивался уровень развития и эффективности сервисов поддержки международных специалистов. Кроме вышеуказанных критериев во внимание принимались следующие показатели:
В соответствии с вышеописанными критериями было отобрано 29 зарубежных университетов. На рис.1 представлена диаграмма, отражающая страновую принадлежность университетов, попавших в выборку. Рис. 1 – Количество зарубежных университетов в выборке по странам На рис. 2 представлена гистограмма распределения отобранных университетов зарубежных университетов по рейтингу QS. Рис. 2. Распределение зарубежных университетов по позиции в рейтинге QS Из представленных диаграмм видно, что в выборку из 29 зарубежных университетов включены 15 вузов из англоговорящих стран (Великобритания, США, Австралия, Канада, Ирландия) и один китайский университет, в котором обучение ведётся на английском языке (Гонконг). По региональному признаку число университетов распределено следующим образом:
Перечень зарубежных университетов, включённых в выборку для анализа, приведен в таблице 1. В приложении 1 приведены адреса веб-сайтов этих университетов. Таблица 1 Список исследуемых зарубежных университетов
В таблице 2 приведён список российских университетов–участников Проекта «5-100-2020» и их показатели в рейтинге QS. Таблица 2 Университеты – участники Проекта «5-100-2020»
В таблице 3 приведён список других ведущих российских университетов с высокой долей иностранных специалистов и их показатели в рейтинге QS. Таблица 3 Ведущие российские университеты
2.2. Методы исследования В ходе проведения исследования применялись следующие методы:
Формирование информационной базы осуществлялось следующим образом: 1) выбирались наиболее цитируемые релевантные статьи; 2) глубина поиска – с 1981 года, когда появились первые фундаментальные статьи по предмету исследования, до августа 2015 г.; 3) выбирались статьи авторов, имеющих аффилиацию в крупнейших университетах, входящих в международные рейтинги; 4) отбор ключевых журналов осуществлялся в различных предметных областях, по проблемам: поддержки международных специалистов, организации систем менторства, повышения эффективности высшего образования, психологии адаптации в коллективе, экономики труда и т.п.), что позволило рассмотреть предмет исследования с различных точек зрения; 5) предпочтение отдавалось публикациям, не описывающим предмет исследования в рамках узкой специализации (например, проблемы менторства в медицинских университетах); 6) рассматривались источники, описывающие проблемы поддержки специалистов для одного пола или расы, или этнической принадлежности. Общее количество отобранных источников содержит около 300 статей, опубликованных в ведущих зарубежных журналах, и 24 зарубежные монографии (книги), соответствующие предмету исследования. Проанализированы также немногочисленные труды российских специалистов по данной проблематике, в том числе по проблемам языковой поддержки иностранных специалистов в академической среде. В таблице 4 представлены используемые в исследовании ведущие зарубежные журналы, их основные характеристики и количество проанализированных в них статей по исследуемой тематике. Таблица 4 Зарубежные журналы по исследуемой предметной области
|
Цели и задачи, решаемые сервисами (системой) поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в университете... | Модель сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов Санкт-Петербургского политехнического университета... | ||
Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров одной... | Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров одной... | ||
Пример (кейс) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных... | По результатам аналитического исследования причин самовольных уходов детей из семей и учреждений ярославской области | ||
... | Конкурсный порядок замещения научно-педагогических должностей в высшем учебном заведении | ||
Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением... | З «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |