Положение
о деятельности педагогического коллектива
с неуспевающими учащимися и их родителями 1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
1.3. Признаки возможных отставаний учащихся:
Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.
Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
2. Цели и задачи работы с неуспевающими учащимися и их родителями
2.1. Основными целями проводимой работы с неуспевающими и их родителями являются обеспечение выполнения Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и школы в целом.
2.2. Основные задачи: сформировать ответственное отношение учащихся к учебному труду; повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
3. Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
по предупреждению неуспеваемости школьников
3.1. Профилактика неуспеваемости на уроке должна осуществляться следующим образом:
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал
Подбирать задания для самостоятельной работы по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта, включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
3.2. Помощь неуспевающему на уроке может выражаться в следующих действиях:
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
4. Программа деятельности учителя с неуспевающими учащимся и его родителями
4.1. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
4.2. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 4-6 учащихся).
4.3. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
4.4. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
4.5. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
4.6. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (три и более неудовлетворительных оценок).
4.7. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия. 5. Программа деятельности классного руководителя
5.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),
учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на уроке
необъективность выставления оценки на уроке
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины
5.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;
мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;
освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ).
Неуважительными причинами считаются:
Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через беседу с заместителем директора по УВР, через малый педсовет (если прогулы систематические).
5.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
5.4. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
5.5. Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.
5.6. В случае выполнения п. 5.1-5.5 и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о вызове родителей данного учащегося на Совет профилактики либо для беседы на совещание при директоре, а также о рассмотрении дела данного учащегося на заседании малого педагогического совета. 6. Программа деятельности администрации школы.
6.1. Администрация школы осуществляет постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости.
6.2. Осуществляет специальный контроль за работой с наиболее “трудными” школьниками, и ведет строгий учет результатов этой работы.
6.3. Обобщает передовой опыт работы по предупреждению неуспеваемости с его широким обсуждением.
6.4. Включает в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений вопросы, связанные с предупреждением неуспеваемости учащихся.
6.5. Обеспечивает единство действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др. 7. Деятельность педагогических советов
8.1. Малый педагогический совет принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
8.2. Педагогический совет принимает решение об оставлении неуспевающего учащегося на повторный курс обучения.
Приложение 1
Система работы с неуспевающими учащимися
Классный руководитель
| Учитель
| Администрация
|
| Отработка домашних заданий детьми, дополнительные индивидуальные карточки для работы на уроке и дома
|
|
| Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся)
|
|
| Уведомление классного руководителя о текущей неуспеваемости учащегося
| Педсовет по предварительным итогам
| Вызов родителей в школу
|
| Уведомление родителей о текущей неуспеваемости учащегося под роспись
|
| Контроль ознакомления родителей с записями в дневнике
|
|
| Работа с тренерами (если ребенок работает в спортивной секции). Уведомление родителей об их ответственности о самостоятельном изучении пропущенного материала учащимся
|
|
| Вызов родителей и учащихся на Совет профилактики
|
| Приглашение родителей на уроки (с разрешения учителя и администрации)
| Беседа с родителями заместителя директора по УВР
|
| Контроль знаний учащегося в присутствии родителей. Общественные смотры знаний
|
| Вызов родителей и учащегося на совет профилактики
| Совет профилактики: 2 раза в месяц
| Вызов родителей и учащегося на заседание малого педагогического совета
| Малый педагогический совет – 1 раз в месяц
|
| Тестовые срезы за каждую четверть
| Письмо на работу родителям
|
| Неудовлетворительная оценка за отчетный период
|
| Ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
| Решение о переводе в следующий класс условно
| Решение о повторном обучении учащегося
| Решение о том, чтобы не допускать учащегося к прохождению итоговой аттестации
|
Приложение 2
Образцы документов, необходимых при работе с неуспевающими
1. Уведомления
Уважаемые родители учащегося _______ класса
__________________________________________________________________!
(фамилия, имя)
Сообщаем о неудовлетворительной учебной деятельности Вашего ребёнка в _____ четверти по следующим предметам:
_________________20______г. Заместитель директора:_____________/Е.В.Мяльдзина/
Классный руководитель. _______________________/
С уведомлением ознакомлен (а) _________________/_____________________/
|
Уважаемые родители учащегося _______ класса
__________________________________________________________________
(фамилия, имя)
Администрация муниципального общеобразовательного учреждения Воронинской средней общеобразовательной школы доводит до вашего сведения, что согласно пунктам 4, 6 статьи 44 Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законодательством, родители (законные представители) обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
_________________20______г.
Заместитель директора: ______________/Е.В.Мяльдзина/
Классный руководитель: _______________________/_____________________/
С уведомлением ознакомлен (а) _________________/_____________________/
|
Уважаемые родители учащегося _______класса
__________________________________________________________________!
(фамилия, имя) Сообщаем о то, что вашим ребенком в период с ___________ по __________ пропущено ______________ уроков без уважительной причины.
_________________20______г. Заместитель директора: _______________________/Е.В.Мяльдзина /
Классный руководитель: _______________________/_____________________/
С уведомлением ознакомлен(а) _________________/_____________________/
| 2. Объяснительные записки
Директору МОУ-Воронинской СОШ им. В.П.Калинина
Е.М.Глушковой
________________________________
(ФИО родителя)
Объяснительная записка.
Мой ребенок _____________________________, ученик _____ класса пропустил уроки
(ФИ учащегося)
_________________ в связи с ________________________________________________
(дата) (причина пропуска урока) Ответственность за изучение пропущенного материала берем на себя.
Дата Подпись
|
Директору МОУ-Воронинской СОШ им. В.П.Калинина
Е.М.Глушковой
________________________________
(ФИО родителя)
Объяснительная записка.
Я __________________________________________________, отсутствовал (а) на
(ФИО родителя)
родительском собрании ______________________________ в связи с ____________
(дата)
_______________________________________________________________________
(причина пропуска родительского собрания)
Дата Подпись
|
3. Заявления
Директору МОУ-Воронинской СОШ им. В.П.Калинина
Е.М.Глушковой
________________________________
(ФИО родителя)
Заявление.
Прошу освободить моего ребенка _____________________________, ученика (цу) _____ класса от занятий в период с «____»___________20__ г. по «____»___________20__ г. в связи с ___________________________________
__________________________________________________________________ Ответственность за изучение пропущенного материала берем на себя.
«______»_________________20___г. ________/_______________________/
|
|