Как провести сверку с налоговой инспекцией. Знать о своем состоянии расчетов с бюджетом важно. Например, Вам нужна справка об отсутствии задолженности и Вы уверены, что чисты перед бюджетом. Но, запросив эту справку в инспекции, Вы узнаете, что у Вас якобы есть задолженность, и, следовательно, ни о какой справке не может быть и речи. Вот чтобы не было подобных неприятных сюрпризов, периодически нужно сверяться с ИФНС.
Поэтому давайте разбираться, как проводится сверка, можно ли сократить время ее проведения.
С чего начинается сверка.
Как известно, театр начинается с вешалки, а сверка — с Вашего письма в ИФНС.
Не дожидаясь инициативы с Вашей стороны, налоговики проводят сверку, только если Вы:
крупнейший налогоплательщик для данной инспекции (сверка проводится ежеквартально);
переходите в другую ИФНС;
ликвидируетесь;
по инициативе налогоплательщика.
В этом письме укажите период, за который Вы хотите свериться. Он ничем не ограничен, но чаще всего налоговики согласны проводить сверку лишь за последние 3 года. Унифицированной формы запроса на проведение сверки нет. Его можно составить следующим образом. Образец запроса на проведение сверки с ИФНС
Начальнику ИФНС России № 18 по г. Москве от ООО «Компьютерный маг», ИНН 7717554912 / КПП 772001001, 107065, г. Москва, ул. Уссурийская, д. 1 Запрос о проведении сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам В соответствии с подп. 5.1 п. 1 ст. 21 и подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ прошу провести сверку расчетов по всем налогам и сборам за период с 01.01.2016 по 30.06.2016.
Ранее сверка не проводилась.
Акт сверки прошу вручить представителю ООО «Компьютерный маг» лично (без отправки по почте).
Контактное лицо для связи по вопросам, касающимся сверки, — главный бухгалтер Иванова Валентина Игоревна, доверенность от 15.01.2012 № 1/к-м.
Контактный телефон: (495) 369-10-77.
Генеральный директор ООО «Компьютерный маг»
|
|
| О.Е. Стриженов
|
|
|
|
Письмо лучше сдать в инспекцию с нарочным — так Вы ускорите начало сверки. Кроме того, у Вас будет «живой» штамп инспекции и Вы будете точно знать, с какого дня начнет исчисляться срок для проведения сверки. И бухгалтеру нужно иметь доверенность на право представления организации (предпринимателя).
В некоторых инспекциях не требуют подачи письменного запроса на проведение сверки. Достаточно просто позвонить инспектору в отдел по работе с налогоплательщиками и записаться на сверку. Но тогда у Вас не будет документального подтверждения того, в какой день началась сверка, а соответственно, Вы не сможете предъявить инспектору претензии по поводу нарушения сроков ее проведения.
После проведения сверки налогоплательщик получает краткий акт о ее проведении. Если же ему требуется не только акт, но и справка об отсутствии задолженности перед бюджетом, следует подать в налоговую инспекцию еще одно заявление с указанием нужной справки.
Образец заявления о получении справки об отсутствии задолженности Начальнику ИФНС России № 18 по г. Москве от ООО «Компьютерный маг», ИНН 7717554912 / КПП 772001001, 107065, г. Москва, ул. Уссурийская, д. 1 ООО «Компьютерный маг» просит на основании проведенной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 выдать справку об отсутствии задолженности по состоянию на 01.07.2016.
Генеральный директор ООО «Компьютерный маг»
|
|
| О.Е. Стриженов
|
Заявления о проведении сверки и о выдаче справки об отсутствии задолженности нужно подавать одновременно. Поскольку для подготовки справки о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам Регламент предусматривает 10 рабочих дней со дня получения заявления, если оно представляется лично или через представителя, и 12 рабочих дней со дня получения заявления по почте (п. 3.5.4 Регламента).
Если заявление подается лично, то по просьбе налогоплательщика (или его представителя) должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками должно проставить на втором экземпляре документа отметку о дате его принятия.
Когда между данными налогового органа и налогоплательщика нет расхождений, установлен срок проведения сверки не более 10 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента), при этом краткий акт сверки расчетов (титульный лист и раздел 1) инспекция должна составить уже через 5 рабочих дней после получения заявления (п. 3.4.3).
Данный документ подтверждает факт проведения сверки и составляется должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками по форме, утвержденной приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@. Первый экземпляр подготовленного акта сверки с подписью должностного лица отдела работы с налогоплательщиками в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику лично или отправляется по почте. Налогоплательщик или его уполномоченный представитель должен поставить на втором экземпляре акта свою подпись и дату получения.
Если обнаружены расхождения.
Когда в ходе сверки обнаруживаются расхождения, срок ее проведения продлевается до 15 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента).
Расхождения фиксируются с разъяснением причин в развернутом акте сверки (титульный лист и раздел 2), составленном в полной форме.
Если ошибку допустил сам налогоплательщик, ему предлагается внести соответствующие исправления в ходе проведения сверки.
Если же ошибку допустила инспекция, она должна в течение 5 дней исправить ее и после этого в течение 3 дней отправить налогоплательщику сведения о проделанной работе.
После получения последней служебной записки об исправлениях инспекция готовит и подписывает краткий акт сверки: на это отводится 3 рабочих дня.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается налогоплательщику.
Виртуальная сверка (в электронном виде).
Взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами может осуществляться непосредственно и через операторов связи.
В процессе электронного документооборота стороны обмениваются такими документами, как:
Запрос;
Обращение;
информационное сообщение о доверенности;
квитанция о приеме;
уведомление об отказе в приеме;
ответ на запрос и т. п.
По запросу налогоплательщиков налоговые органы предоставляют в электронном виде следующую информацию:
справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
выписку операций по расчетам с бюджетом;
перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году;
акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по форме.
Важно отметить, что акт сверки, предоставляемый в электронном виде, состоит только из титульного листа и раздела 2 акта по выбранному виду налога из заданного списка.
Напомним, что при формировании акта сверки в бумажном виде акт состоит из титульного листа и двух разделов.
Первый раздел (краткая форма акта) содержит итоговые данные по налогу (пеням, штрафам, процентам) на дату сверки.
Второй раздел (полная форма) представлен в развернутом виде, содержащем данные о расчетах и сальдовых остатках за сверяемый период.
Состав формируемого акта сверки в бумажном виде различается в зависимости от факта наличия разногласий в данных налогоплательщика и налогового органа:
в случае отсутствия расхождений заполняется титульный лист и раздел 1;
при наличии расхождений титульный лист и раздел 1 дополняются разделом 2.
Пошаговый алгоритм при направлении в инспекцию запроса в электронном виде.
Шаги
| Комментарии
| Шаг 1
| Налогоплательщик формирует запрос в налоговый орган на получение акта сверки и подписывает его своей ЭЦП. При этом формируется транспортный контейнер с запросом, который направляется через оператора связи или непосредственно в налоговый орган, запрос сохраняется.
| Шаг 2
| Спецоператор:
обрабатывает полученный от налогоплательщика запрос в течение 2 часов;
обеспечивает передачу данных в налоговый орган;
направляет налогоплательщику “Подтверждение оператора о получении запроса”.
| Шаг 3
| Налогоплательщик формирует “Извещение о получении подтверждения оператора”.
| Шаг 4
| Инспекция:
проверяет правильность исполнения запроса;
направляет налогоплательщику “Извещение о получении запроса”;
направляет “Квитанцию о приеме запроса”.
Налогоплательщик отправляет в налоговый орган “Извещение о получении Квитанции о приеме”.
| Шаг 5
| Налоговый орган формирует ответ на запрос налогоплательщика (акт сверки).
| Шаг 6
| Налогоплательщик отправляет в налоговый орган “Извещение о получении ответа на запрос”. Считается, что налогоплательщик принял акт совместной сверки, если в инспекцию поступило соответствующее извещение о получении электронного документа. При этом датой принятия акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) считается дата, указанная в этом извещении.
| В запросе на предоставление акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам обязательно указывать КБК, ОКАТО.
Для устранения расхождений налогоплательщик по-прежнему должен обращаться в инспекцию традиционным способом, с использованием бумажного документооборота. Причины расхождений в подавляющем большинстве случаев можно свести к одному – человеческому фактору, который может проявиться на любом из этапов прохождения сверки. Вовремя не исправленные ошибки приводят к неприятным для налогоплательщика последствиям – вплоть до блокировки счетов. А если дело дойдет до суда, процесс урегулирования споров с инспекцией может растянуться на еще более длительный срок, даже если арбитражная практика положительна для налогоплательщика.
По характеру расхождений ошибки подразделяются следующим образом:
связанные с начислением налогов:
неверное заполнение налогоплательщиком разных разделов налоговой декларации;
задвоение начислений в лицевом счете налогоплательщика вследствие различных причин;
ошибки, возникающие при переходе на новые версии программного обеспечения;
при слиянии информационных баз;
ошибки в настройке программного обеспечения.
возникающие при перечислении налоговых платежей;
возникающие при расчете пеней.
Налоговые споры, связанные с вопросами сверки расчетов налогоплательщиков с инспекциями, довольно часто рассматриваются в судах. Приведем арбитражную практику по наиболее распространенным проблемам.
При перечислении налоговых платежей налогоплательщики зачастую неправильно указывают код бюджетной классификации (КБК). Если налогоплательщик обнаруживает такую ошибку, ему следует обратиться в инспекцию с заявлением о перенесении указанной суммы платежа на соответствующий КБК. Позиция судов по этому вопросу однозначна: неправильное указание КБК в платежном поручении не свидетельствует о том, что налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налога (см. постановление ФАС Московского округа от 19.01.2010 № КА-А41/14900-09).
Также суды поддерживают налогоплательщиков, если инспекция начисляет им пени на сумму налога, не перечисленного в законодательно установленный срок из-за ошибки в указании КБК (см. постановление ФАС Центрального округа от 25.02.2010 № А68-3289/09-113/13).
Сходную позицию занимают суды в отношении неверного указания кода ОКАТО (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2010 № А27-19112/2009). Налоговый кодекс РФ не связывает факт уплаты налоговых платежей с правильностью указания налогоплательщиком кода ОКАТО в соответствующем поле назначения платежей расчетных документов на перечисление налогов на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Сложнее ситуация, когда в платежном поручении неверно указан счет получателя налогового платежа. В этом случае налогоплательщику придется писать заявление на возврат налога через Федеральное казначейство. Если инспекция бездействует, ее обязывают вернуть организации неправильно перечисленные денежные средства (см. постановление ФАС Московского округа от 24.01.2011 № КА-А40/17425-10). Ссылаясь на отсутствие акта сверки, налоговые органы могут отказать налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога из бюджета. Если переплата по налогу подтверждена, суды зачастую обязывают инспекцию вернуть ее с начисленными процентами по новому месту учета, не принимая во внимание, что от инспекции по предыдущему месту учета долго поступали сведения, и составление акта сверки заняло много времени (см. постановление ФАС Московского округа от 16.02.2010 № КА-А40/67-10-2).
|