Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


НазваниеМетодические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
страница1/11
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Методические рекомендации

по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях», от 2 марта 2009 года № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Настоящие Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – также автономного округа) от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 102-оз), от 2 марта 2009 года № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 5-оз) разработаны в целях обеспечения единообразного подхода:

к оформлению материалов дела об административном правонарушении должностными лицами органов местного самоуправления, а также сотрудниками органов внутренних дел (далее – должностные лица, уполномоченные составлять протоколы);

к организации деятельности административных комиссий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – комиссии) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 102-оз (далее – дел об административных правонарушениях);

к квалификации административных правонарушений, предусмотренных Законом № 102-оз.


I. Порядок оформления материалов дела об административном правонарушении


1.1.  В соответствии с КоАП РФ дела об административных правонарушениях возбуждаются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

1.2. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

1.3. Протокол об административном правонарушении составляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы с соблюдением требований частей 2 – 6 статьи 28.2 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о владении им, языком, на котором ведется производство по делу и данные о предоставлении переводчика при составлении протокола, о предварительном разъяснении привлекаемому к административной ответственности лицу его прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Закона № 102-оз, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, пункт нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

1.4. Протокол об административном правонарушении должен содержать полные и объективные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

-фамилию, имя, отчество рекомендуется писать печатными буквами. Иностранные фамилии, имена и отчества (если таковые имеются) необходимо заполнять согласно документу, переведенному в установленном порядке на русский язык;

- место проживания должно соответствовать фактическим данным;

-контактный телефон должен соответствовать фактически данным;

-место работы указывается без сокращений с указанием юридического адреса;

-в отношении иностранных граждан указывается адрес и данные стороны, осуществившей регистрацию указанного гражданина по месту своего проживания.

1.5. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему.

1.6. Свидетелям и потерпевшим, так же разъясняются их права и обязанности, предусмотренные соответственно статьями 25.6 и 25.2 КоАП РФ, о чем они расписываются в своих показаниях, объяснениях. Кроме того, свидетели, специалисты, эксперты должны быть предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.

1.7. В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. При необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

1.8. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого он составлен. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

1.9. К протоколу об административном правонарушении приобщаются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного и объективного разрешения дела об административном правонарушении (далее – материалы дела).

1.10. При непосредственном обнаружении или выявлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения должностное лицо составляет подробный рапорт (должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях составляется Акт обнаружения правонарушения), в котором указывается должностное лицо, составившее указанный документ, при каких обстоятельствах были обнаружены факты, указывающие на наличие события правонарушения, дата, место и время обнаружения, лицо, причастное к совершению указанных фактов.

1.11. Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения рекомендуется зафиксировать путем составления схемы места совершения административного правонарушения, в которой отражаются дата, время и место составления, данные лица, составившего схему, данные лица, в отношении которого составлена схема, сведения об ознакомлении с содержанием схемы лица, в отношении которого она составлена (об отказе указанного лица подписать схему делается отметка). Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, фиксируются в схеме относительно географических и архитектурных объектов, с указанием наименования этих объектов (наименование МО, улицы, дома, прилегающей магистрали, парка, водного объекта и пр.).

1.12. При наличии технической возможности рекомендовано осуществлять фотографирование обнаруженных фактов (далее – фототаблица).

Фототаблица должна содержать дату, время и место фотографирования, данные лица, осуществившего фотографирование, данные лица, в отношении которого осуществлено фотографирование, сведения об ознакомлении с содержанием фототаблицы лица, в отношении которого она составлена (об отказе указанного лица подписать фототаблицу делается отметка). Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, фиксируются в фототаблице относительно географических и архитектурных объектов (наименование муниципального образования, улицы, дома, прилегающей магистрали, парка, водного объекта и пр.).

На документах, указанных в пунктах 1.11. и 1.12., также могут расписаться лица, подтверждающие объективное отражение обнаруженных данных в указанных документах. В таких случаях указываются данные этих лиц (ФИО, место проживания и контактные телефоны).

1.13. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

II. Организация деятельности административных комиссий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по рассмотрению дел об административных правонарушениях

2. Регистрация, учет и оформление дел об административных правонарушениях
2.1. Регистрацию и учет поступивших в комиссию дела об административном правонарушении, ведение ежегодного реестра дел об административных правонарушениях, а также оформление дела об административном правонарушении осуществляет секретарь административной комиссии (далее – секретарь).

2.2. Регистрация дела об административном правонарушении в реестре дел об административных правонарушениях осуществляется в хронологической последовательности их поступления.

2.3. Номер дела об административном правонарушении состоит из последовательно записанных через дефис цифр, обозначающих номер по порядку, и год. Например: № 551-11.

2.4 Дела об административном правонарушении, не рассмотренные в текущем году, подлежат учету в реестре дел об административных правонарушениях, за очередной год. При этом им присваивается новый порядковый номер в новом реестре с указанием через дробь номера из реестра прошедшего года.

Например: № 1-11/551-10.

Данный порядок учета необходим для правильного составления отчета.

2.5. В дело об административном правонарушении помещаются документы и материалы, которые имеют непосредственное отношение к данному делу (далее – материалы дела). Материалы внутри дела об административном правонарушении располагаются в хронологической последовательности их поступления.

2.6. Материалы дела, приобщаемые к делу об административном правонарушении, представляются лицами, участвующими в деле, в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

2.7. Оформление дела об административном правонарушении предусматривает:

оформление реквизитов обложки;

составление внутренней описи дела;

нумерацию листов дела;

подшивку или переплет дела;

2.8. Реквизиты обложки дела об административном правонарушении включают:

учетный номер и дату поступления материалов дела;

данные о лице, в отношении которого возбуждено дело;

пункты и номера статей Закона № 102-оз, по которым возбуждено дело;

дата начала и дата окончания рассмотрения дела.
3. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению
3.1. После регистрации, учета и оформления административного дела секретарь проверяет дело об административном правонарушении на предмет наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 29.1 КоАП РФ, о чем докладывает административной комиссии.

3.2. Если представленные материалы по делу являются полными, с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то комиссией выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

3.3. Если имеющихся материалов недостаточно для рассмотрения его по существу, то комиссией может быть вынесены определения:

о вызове необходимых участников производства, указанных в статьях 25.1 – 25.5, 25.8 – 25.10 КоАП РФ;

об истребовании дополнительных материалов по делу;

о назначении экспертизы;

об отложении рассмотрения дела.

3.4. В случае, если при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении (составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела), и представленные материалы не могут быть дополнены при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от комиссии, рассматривающей дело.

3.5. После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются в комиссию, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

3.6. Если рассмотрение дела не относится к компетенции административной комиссии, в которую протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе состава коллегиального органа – административной комиссии, выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

3.7.  При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, административная комиссия выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
4. Регламент проведения заседания административной комиссии
4.1. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на заседаниях комиссии, периодичность которых определяется председателем комиссии по мере поступления протоколов об административных правонарушениях с учетом установленного законодательством срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В случае необходимости комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

4.2. Комиссия правомочна рассматривать дела об административных правонарушениях, если на заседании присутствует более половины от общего числа ее членов.

4.3. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов правом решающего голоса обладает председатель комиссии

При рассмотрении дел об административных правонарушениях члены административной комиссии должны вести себя достойно, выдержанно, проявлять уважение и терпимость, обращаться к лицам, участвующим в рассмотрении дела на «Вы», не допускать в отношении указанных лиц оскорбительных высказываний, раздражаться.

4.4. Время рассмотрения каждого дела не должно превышать 20 минут. В исключительных случаях по решению председательствующего в заседании время рассмотрения дела может быть продлено до 30 минут и более.
5. Рассмотрение административной комиссией дела об административном правонарушении по существу
5.1. В соответствии со статьей 29.6. КоАП РФ дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено комиссией в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела об административном правонарушении.

5.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении по существу проводится комиссией в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ.

5.3. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления председателем комиссии о том:

кто рассматривает данное дело – наименование комиссии, фамилии ее председателя и членов;

какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении);

кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) привлекается к административной ответственности;

на основании какого закона (статья Закона № 102-оз)

5.4. Устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу, полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

5.5. В случае отсутствия участников производства по делу, выясняется, извещены ли они в установленном порядке и каковы причины их неявки.

5.6. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

5.7. Комиссия вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица, в связи с чем принимается определение об отложении рассмотрения дела.

5.8. На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик.

5.9. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

5.10. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе члена комиссии, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.

5.11. Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу.

5.12. Определение об отложении рассмотрения дела выносится при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

5.13.  В случае, если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, комиссия выносит определение о приводе указанных лиц. Порядок осуществления привода сотрудниками органов внутренних дел, регламентирован Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

5.14. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

5.15. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости – и другие материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, затем – пояснения специалиста, заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

5.16. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

5.17. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;

3) прекращения производства по делу об административном правонарушении и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

5.18. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции комиссии.

5.19. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

5.20. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Если правонарушитель отказывается получать постановление о назначении наказания, то составляется акт.

5.21. В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого велось производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем, секретарь направляет жалобу со всеми материалами дела в течение трех суток со дня поступления жалобы в районный суд по месту нахождения комиссии.

5.22. По каждому делу, рассмотренному комиссией, составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, с соблюдением требований статьи 29.8 КоАП РФ.

5.23. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении ведет секретарь.

5.24. В протоколе о рассмотрении дела указываются:

дата и место рассмотрения;

наименование и состав комиссии, рассматривающей дело;

событие рассматриваемого административного правонарушения (когда, где, каким образом было совершено противоправное деяние – действия или бездействие);

кто привлекается к ответственности (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);

на основании какого закона (статья Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях»);

сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и об извещении в установленном порядке отсутствующих лиц;

сведения о заявленных отводах, ходатайствах и результатах их рассмотрения;

объяснения лиц, привлекаемых к ответственности, показания других лиц;

документы, исследованные при рассмотрении дела.

5.25. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председателем и секретарем комиссии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconМетодические рекомендации по составлению протоколов об административных...
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее крфобАП)

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconМетодические рекомендации по составлению протоколов об административных...
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее крфобАП)

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconМетодические рекомендации о порядке применения судебными приставами...
Оупдс ст ст. 27. 2, 27. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconМетодические рекомендации по порядку производства по делам об административных правонарушениях
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее – Коап города Москвы), а также Постановлением Пленума Верховного...

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconМетодические рекомендации по применению кодекса российской федерации...
Председатель Комиссии, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Н. А. Харина

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconСтатья 5 в редакции Федерального закона от 21. 07. 2014 n 219-фз...
Прошу Вас дать разъяснения по применению норм статьи Кодекса об административных правонарушениях

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconМетодические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог»
Методические рекомендации предназначены для применения Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными...

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-фз
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов...

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-фз
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов...

Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru