Порядок регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
В условиях быстроразвивающегося рынка печатных СМИ актуальным является вопрос о правильной регистрации. С целью уточнения порядка регистрации и изменений подробную информацию предоставляет заместитель генерального директора Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации Сюмбель Нурисламовна Таишева.
- Сюмбель Нурисламовна, Республика Татарстан по-прежнему остается в числе самых читающих и самых информационно-насыщенных регионов Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, сколько на сегодняшний день зарегистрировано средств массовой информации?
- По данным Поволжского межрегионального территориального управления в Татарстане на 1 февраля 2007 года зарегистрировано 1133 средства массовой информации.
Из них:
- государственных СМИ – 221
- негосударственных – 912
- печатных средств массовой информации – 825
- электронных – 256
- информационных агентств – 10
- городских и районных радио – 86
- телекомпаний – 50
- Не могли бы Вы рассказать, где производится регистрация СМИ?
- Регистрация средств массовой информации производится в соответствии с Законом РФ “О средствах массовой информации” в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. В службе регистрируются средства массовой информации, которые предназначены для распространения на всей территории Российской Федерации и за ее пределами. Те СМИ, которые предназначены для распространения на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности, в Татарстане, могут быть зарегистрированы в Поволжском территориальном управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Управление, руководителем которого является Светлана Вениаминовна Жданова, находится в городе Самара, по адресу ул. Куйбышева, д. 145 в Доме промышленности. Также вы можете позвонить по телефону (846) 340-02-76. Светлана Вениаминовна часто бывает в нашем Агентстве. Последний визит ее был 6 апреля этого года. В брифинг-зале Агентства «Татмедиа» была организована пресс-конференция на тему “Сохранение культурного наследия в сфере культурного законодательства”. На конференции обсуждались вопросы соблюдения законности в СМИ, методов и сроков проверки соответствия деятельности СМИ Закону о СМИ, а также требований, предъявляемых законодательными органами и Антимонопольным комитетом в сфере СМИ. Также в ходе совещания были затронуты вопросы значения татарстанских СМИ в области охраны культурного наследия РТ.
Те СМИ, которые в дальнейшем будут распространятся на двух и более субъеков РФ, а также зарубежом, регистрируются в Москве, по адресу ул. Малая Никитская, д. 12. Телефон для справок по вопросам регистрации:
а) печатных – 290-50-43 (ежедневно с 15 ч. до 17 ч.)
б) электронных – 290-05-19 (ежедневно с 15 ч. до 17 ч.)
- В течение какого времени учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации?
- В течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признан недействительным.
- Скажите, пожалуйста, кто освобождается от регистрации?
- В соответствии с вышеуказанным законом есть определенный перечень. Это прежде всего СМИ, учреждаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. Также периодические печатные издания, выходящие тиражом менее одной тысячи экземпляров, аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более десяти экземпляров. В последнее время активно распространяются радио- и телепрограммы, вещаемые по кабельным сетям, ограниченные помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющие не более десяти абонентов. Они также освобождаются от регистрации.
- Хорошо. Кто может являться учредителем?
- В соответствии с законодательством, учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. В графе «учредитель» — для юридических лиц указывается организационно-правовая форма, полное наименование, юридический адрес, банковские реквизиты; для физических лиц — Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства.
- А кто не может быть учредителем?
- В соответствии с законодательством, учредителем СМИ не может быть гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;
- гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
- соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
- Как представить тематику издания?
- При заполнении графы «тематика или специализация» я бы рекомендовала руководствоваться следующим тематическим списком:
Информационная (с уточнением характера информации);
Специализированная информационная (указать в какой сфере);
Информационно-аналитическая;
Политическая;
Публицистическая;
Культурно-просветительская;
Образовательная;
Детская;
Спортивная;
Музыкальная;
Развлекательная;
Художественные (игровые) кинофильмы (для электронных СМИ);
Религиозная;
Рекламная (Обязательным является указание в заявлении процента планируемой рекламы - не более 20% от общего объема вещания в соответствии с действующим законодательством по рекламе в Российской Федерации — для электронных СМИ нерекламного характера и не более 40% от общего объема издания — для печатных СМИ нерекламного характера. При регистрации СМИ, специализирующихся в области рекламы, необходимо в графе «тематика и (или) специализация» указывать: «рекламное СМИ» или «рекламное издание»);
Эротическая (При наличии эротической тематики необходимо в данной графе указывать «эротическое СМИ» или «эротическое издание»).
- Еще на какие графы заявления стоит обратить особое внимание?
- В графе «территория распространения» могут быть указаны (отдельно или в сочетании) следующие сведения: «Российская Федерация», «страны СНГ», «зарубежные страны», «субъект Российской Федерации», «территория муниципального образования».
При заполнении заявления в графе «адрес учредителя» и «адрес редакции» указывается фактическое местонахождение редакции с написанием почтового индекса, названия города, области, края, республики в составе Российской Федерации, названия улицы, номера дома. Адрес редакции может совпадать с адресом учредителя.
При написании юридического адреса обязательным является указание почтового индекса.
Для средств массовой информации с названием на иностранном языке в графе «название» указывается перевод на русский язык.
В случае необходимости текст заявления может быть размещен не на одной, а на нескольких страницах (в зависимости от объема текста). При этом, между пунктами заявления необходимо делать интервал. В этом случае, если заявление подает юридическое лицо, то оно заверяется подписью руководителя и печатью данного юридического лица. Физические лица — учредители заверяют подпись на заявлении нотариально.
- Какие документы необходимо представить для регистрации?
- Пакет документов достаточно большой. Во-первых, это документы, удостоверяющие уплату регистрационного сбора. Порядок взимания его был изменен в связи с введением в действие с 1 января 2005 года Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно данному закону за выдачу свидетельства о регистрации средства массовой информации учредителю (соучредителям) необходимо уплатить государственную пошлину, в размере, установленном статьей 333.33 Налогового Кодекса РФ.
Суммы уплаченных государственных пошлин за регистрацию средств массовой информации, полностью зачисляются в федеральный бюджет Российской Федерации, поскольку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственная пошлина является федеральным сбором.
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица. При этом иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства приравниваются к организациям и физическим лицам Российской Федерации и уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены соответственно для организаций и физических лиц. Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
- А сколько составляет размер госпошлины?
- При регистрации средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории всей Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких субъектов Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:
-периодического печатного издания — 2000 руб.;
-информационного агентства — 2400 руб.;
-радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иного средства массовой информации — 3000 руб.
В том случае, когда хотят распространять продукцию на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона (заявление подается в территориальные управления Федеральной Службы) за государственную регистрацию СМИ государственная пошлина немножко снижена. Она в следующих размерах:
-периодического печатного издания – 1000 руб.;
-информационного агентства -1200 руб.;
-радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иного средства массовой информации -1500 руб.
Выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации СМИ — 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за его регистрацию.
За внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ – 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за его регистрацию.
Самая высокая ставка установлена для СМИ рекламного характера.
1) при регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;
2) при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;
3) при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз.
- Скажите, а кто определяет к какой группе относится СМИ?
- Это указывается заявителем в заявлении.
- Что необходимо предъявить наряду с заявлением и государственной пошлиной?
- Следующие необходимые документы – это:
1. доверенность на подачу документов и ведение дел в регистрирующем органе, а также на получение свидетельства о регистрации СМИ. Учредители – юридические лица заверяют доверенность подписью руководителя и печатью данного юридического лица. Учредители, являющиеся физическими лицами, заверяют подпись на доверенности нотариально;
2. устав — нотариально заверенная копия (при подаче заявления юридическим лицом);
3. выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — нотариально заверенная копия (при подаче заявления юридическим лицом);
4. свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц — нотариально заверенная копия (при подаче заявления юридическим лицом);
5. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе учредителя – юридического лица (нотариально заверенная копия);
6. ксерокопия паспорта – для учредителя – физического лица;
7. документ о фактическом адресе с указанием почтового индекса учредителя для ведения переписки или отправки готового свидетельства может быть в свободной форме. Соучредители для этих целей указывают единый адрес. Для получения готового свидетельства по почте необходимо указать это в письме;
8. документ, подтверждающий право на товарный знак (если имеется);
9. для средств массовой информации эротического характера необходимо приложить оригинал-макет предполагаемого издания.
10. в случае подачи заявления иностранным юридическим лицом представляются документы учредителя и документы представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации (нотариально заверенные копии).
- Какие документы понадобятся тому, кто желает перерегистрировать СМИ?
- В случае перерегистрации учредители также должны сформировать пакет документов. Он включает: оригинал прежнего свидетельства о регистрации СМИ. В случае смены учредителя в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» письмо — отказ прежнего учредителя или учредителей от учредительских прав с согласием редакции и/или в лице главного редактора. Для физических лиц письмо-отказ должно быть заверено нотариально. В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» также представить Устав редакции СМИ, либо заменяющий его договор с главным редактором. Также важно знать, что в случае регистрации СМИ, содержащих в названии слова «Российская Федерация», «Россия», «российский» и их производных, надо иметь письменное обоснование их использования. При использовании в названиях СМИ фамилий, псевдонимов или производных от них необходимо представлять письменное согласие их правообладателей или согласие наследников.
- В последнее время появилось много СМИ с иностранными названиями. Как происходит их регистрация?
- Да, на рынок пришли журналы ELLE, Cosmopolitan, Vogue, Men`s health, Fashion Style, Top Builder, Nota Bene и многие другие. Их регистрируют в обычном порядке в Москве. В соответствии с территорией распространения СМИ. Однако в заявлении должен быть указан перевод либо русская транскрипция.
- Как правильно оформить в документах форму СМИ?
- В графе «форма периодического распространения» могут быть указаны:
телепрограмма, радиопрограмма, кинохроникальная программа, видеопрограмма, аудиопрограмма;
электронное периодическое издание;
печатное средство массовой информации с обязательным указанием вида (газета, журнал, бюллетень, альманах, сборник);
информационное агентство.
Вот примерно в таком порядке происходит регистрация СМИ. Консультацию вы можете получить в юридическом отделе Агентства «Татмедиа».
- Сюмбель Нурисламовна, спасибо Вам за такую полную информацию. |