Аста
АУДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ
|
| 117246, г.Москва
Научный проезд, 13 к.310
Тел.: +7(495)690-71-08
e-mail: info@eccon.ru
|
Новое в Российском законодательстве
Обзор законодательства с 01 по 28 февраля 2013 года
Правительство РФ предложило "новую модель экономического развития"
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года определяют цели и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития на период до 2018 года.
Отмечено, в частности, что потенциал роста в рамках его прежней экспортно-сырьевой модели практически исчерпан. При прочих равных условиях, без реализации активной и целенаправленной экономической политики темпы экономического роста снизятся в 1,5 - 2 раза (до 2 - 3 процентов в год).
Отсюда вытекает необходимость перехода к новой модели экономического роста, активизации новых факторов конкурентоспособности российской экономики, ранее остававшихся задействованными не в полной мере
Формирование новой модели развития требует:
повысить национальную конкурентоспособность и производительность труда, создать условия для эффективного развития внутренних и внешних рынков;
повысить качество и доступность услуг в социальной сфере, ориентировав их на эффективное удовлетворение запросов и потребностей людей;
решить в основном жилищную проблему, развернув массовое строительство качественного и доступного жилья, а также повысить качество и надежность предоставления коммунальных услуг населению;
повысить эффективность государственного управления и качество предоставляемых государственных услуг;
обеспечить сбалансированное региональное развитие и создать новые центры экономического развития на юге и востоке страны.
Реализация Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 года позволит, в частности, обеспечить достижение следующих результатов:
в области таможенного администрирования - увеличение на 50 процентов фактической пропускной способности пунктов пропуска и сокращение на 50 процентов времени прохождения таможенного контроля;
в области повышения доступности услуг энергетической инфраструктуры - уменьшение количества этапов присоединения к энергосети с 10 в 2012 году до 5 в 2018 году;
в области регистрации предприятий - снижение количества этапов регистрации предприятий с 9 до 3, сокращение времени на прохождение всех этапов с 30 до 3 дней, снижение затрат на регистрацию предприятий с 6,1 до 3 тыс. рублей;
в области регистрации права собственности - сокращение сроков государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество до 10 дней в 2015 году и до 7 дней в 2018 году, сроков проведения государственного кадастрового учета - до 10 дней в 2015 году и до 5 дней в 2018 году;
в области совершенствования процедур доступа компаний на рынки товаров и услуг - увеличение с 36 в 2012 году до 50 в 2018 году видов деятельности, осуществляемых на основе уведомительного порядка, завершение формирования национальной системы аккредитации в области оценки соответствия и обеспечение к 2016 году ее международного признания;
создание нового поколения технологий атомного энергопромышленного комплекса (разработка к 2018 году не менее 16 новых технологий);
среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период с 2013 по 2018 год - не менее 2,4 - 2,5 процента, производства пищевых продуктов - 3,5 - 5 процентов, объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - 4,2 - 4,5 процента;
увеличение к 2018 году по сравнению с 2012 годом объемов неэнергетического экспорта в 1,6 - 1,7 раза;
сокращение количества необходимых для получения разрешения на строительство административных процедур с 51 в 2012 году до 11 в 2018 году, а также времени их прохождения - с 423 дней в 2012 году до 56 дней в 2018 году.
("Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года" (утв. Правительством РФ 31.01.2013))
Минэкономразвития России представил три сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и форсированный
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе и содержит обоснование внутренних и внешних условий достижения целевых показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.
По мнению авторов Прогноза, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:
степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
интеграцией евразийского экономического пространства.
В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и форсированный.
Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.
Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.
Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.
Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий.
Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Переход к инновационному социально-ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в мире.
("Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России))
С 1 марта 2013 года будут продолжать сохранять силу правовые основания для государственной регистрации обременения недвижимости в виде аренды на основании договора аренды, заключенного сторонами в простой письменной форме
С 1 марта 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", кроме прочего содержащий положения, отменяющие с 1 марта 2013 года государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом.
В этой связи с 1 марта 2013 года устраняется смешение различных видов регистрации и создаются необходимые правовые условия для перехода только на систему регистрации прав. Таким образом, требования об обязательной регистрации сделок впредь не подлежат применению.
В то же время в действующем законодательстве отсутствуют какие бы то ни было положения, исключающие возможность государственной регистрации аренды недвижимого имущества в качестве обременения. Таким образом, аренда недвижимого имущества как обременение подлежит государственной регистрации.
Более того, отмена государственной регистрации сделок не изменяет установленной специальным законом (Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") процедуры регистрации аренды как обременения. Требование этого Закона о государственной регистрации аренды недвижимого имущества как обременения сохранено.
Таким образом, и с 1 марта 2013 года будут продолжать сохранять силу правовые основания для государственной регистрации обременения недвижимости в виде аренды на основании договора аренды, заключенного сторонами в простой письменной форме.
(<Письмо> Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 22.01.2013 N 3.3-6/94)
Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по России на I квартал 2013 года определен в размере 33 тыс. рублей
Во II полугодии 2012 года данный норматив составлял 32 200 рублей.
Определена также средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ. Данный показатель по отдельным регионам несколько выше и составляет, в частности:
для Москвы - 90400 рублей (ранее - 88700);
для Санкт-Петербурга - 53700 рублей (ранее 51950).
Показатель средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья применяется для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан на приобретение жилых помещений.
(Приказ Госстроя от 27.12.2012 N 117/ГС "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на первое полугодие 2013 года и показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на I квартал 2013 года" Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2013 N 26791).
Агентству по ипотечному жилищному кредитованию предоставлено право привлекать займы для целей дальнейшего кредитования банками юридических лиц, приобретающих жилые помещения для сдачи их в аренду
Соответствующее дополнение, уточняющее существенные условия предоставления государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в отношении займов, привлекаемых Агентством посредством размещения обеспеченных гарантиями облигаций, внесено в "Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
(Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 N 51 "О внесении изменений в пункт 4 Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию")
Ассоциации (союзы) смогут создавать не только коммерческие или некоммерческие организации, но и граждане, а также юридические и физические лица совместно
Установлено, что ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц или граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией. В организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических лиц или граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.
Предусмотрены особенности управления ассоциацией (союзом), положения об учредителях и уставе, а также права и обязанности члена ассоциации (союза).
Учредительные документы ассоциаций (союзов), созданных до дня вступления в силу данного Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких ассоциаций (союзов).
(Федеральный закон от 11.02.2013 N 8-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях")
Минэкономразвития России утверждены нормативные правовые акты, направленные на повышение доступности энергетической инфраструктуры
Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2012 N 1144-р был утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", призванный облегчить условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России.
В соответствии с Распоряжением Минэкономразвития России утверждены:
перечень основных показателей рейтинга инвестиционной привлекательности по регионам в части технологического присоединения к электрическим сетям;
рекомендуемые показатели эффективности деятельности сетевых организаций в области технологического присоединения;
рекомендации уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ по установлению показателей эффективности деятельности в области технологического присоединения для сетевых организаций с участием субъектов РФ.
(Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2012 N 795 "Об утверждении Перечня основных показателей рейтинга инвестиционной привлекательности по регионам в части технологического присоединения к электрическим сетям и об установлении Рекомендуемых показателей эффективности деятельности сетевых организаций в области технологического присоединения" Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2013 N 26855).
Минрегион России сообщает рекомендуемые к применению в I квартале 2013 года индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат, а также оборудования
Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
Для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены.
(<Письмо> Минрегиона России от 12.02.2013 N 1951-ВТ/10)
|