Журнал "Российский налоговый курьер" http://www.rnk.ru
№5' 2007 Налоговое администрирование : Налог на добавленную стоимость
И.О. Соколова эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
Как заполнить новую декларацию по косвенным налогам
Публикация подготовлена при участии специалистов Управления администрирования косвенных налогов ФНС России
Представлять декларацию по косвенным налогам обязаны те налогоплательщики, которые ввозят белорусские или российские товары с территории Белоруссии на территорию России. О том, как правильно заполнить эту декларацию, а также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, читайте в статье.
|
| Вот уже два года порядок взимания косвенных налогов при ввозе белорусских товаров из Белоруссии в Россию регулируется нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее — Соглашение). Документ был ратифицирован Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2005 года.
Этим законом установлено, что Соглашение распространяется на товары, происходящие из территории указанных государств, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13.11.92. Речь идет о товарах, которые:
а) полностью произведены на территории России и Белоруссии;
б) подверглись обработке на территории России или Белоруссии с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран и изменили в связи с этим принадлежность по классификации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров хотя бы по одному из четырех первых знаков;
в) произведены с использованием указанных в пункте «б» сырья, материалов и комплектующих изделий при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров.
Соглашение предусматривает, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств Сторон. Однако этот протокол до сих пор не подписан. До вступления в силу такого документа обложение налогом на добавленную стоимость работ (услуг) осуществляется исходя из места их реализации согласно статье 148 НК РФ (то есть на территории России или на территории Белоруссии).
Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение). Это Положение устанавливает порядок налогообложения косвенными налогами при ввозе указанных выше товаров с территории Белоруссии на территорию России и при экспорте товаров с территории России на территорию Белоруссии.
Так, косвенные налоги по российским и белорусским товарам, ввозимым на российскую территорию, взимают налоговые органы по месту постановки на учет налогоплательщиков.
Плательщиками косвенных налогов, взимаемых при ввозе указанных товаров на российскую территорию, являются организации и индивидуальные предприниматели, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД и «упрощенку»), а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании 145-й статьи Кодекса.
Если в соответствии с российским законодательством акцизы взимаются таможенными органами, то нормы Положения не применяются. Основанием служит пункт 1 раздела 1 Положения.
Косвенные налоги не уплачиваются при ввозе на российскую территорию товаров, которые:
— предназначены для переработки с последующим вывозом продуктов переработки обратно в Белоруссию;
— следуют из Белоруссии через российскую территорию транзитом;
— не подлежат по российскому законодательству налогообложению при ввозе на территорию России.
Определяем налоговую базу
Для исчисления косвенных налогов необходимо рассчитать налоговую базу по ввезенным товарам. Она формируется на дату принятия этих товаров к учету.
Налоговая база для целей исчисления НДС определяется как стоимость приобретенных товаров с учетом затрат на их транспортировку и доставку, а также подлежащих уплате акцизов.
Стоимостью приобретенных товаров признается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар. При этом налоговую базу по НДС увеличивают следующие расходы (если они не были включены в цену сделки):
— затраты по доставке товара (осуществленные как на территории Белоруссии, так и на территории России), включая расходы на его транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование;
— страховая сумма;
— стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемым товаром;
— стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Указанные расходы перечислены в подпунктах «а» — «г» пункта 2 раздела I Положения.
Что касается расходов по доставке товаров, то не имеет значения, осуществлял доставку ввозимых товаров российский импортер самостоятельно или услуги по транспортировке, погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке, а также экспедированию импортируемых товаров оказывали сторонние организации.
Если услуги по транспортировке (погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке и экспедированию) импортируемых в Россию белорусских товаров оказываются российским налогоплательщиком и местом реализации этих услуг признается территория России, то стоимость таких услуг включает в себя НДС. Налоговая база в целях исчисления НДС при ввозе указанных товаров определяется с учетом стоимости услуг по транспортировке товаров без налога. При этом у налогоплательщика возникает право на налоговый вычет сумм НДС, предъявленных при приобретении данных услуг, в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Аналогичный порядок определения налоговой базы по НДС в отношении ввозимых с территории Белоруссии товаров применяется также при оказании услуг по транспортировке, погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке и экспедированию этих товаров белорусскими налогоплательщиками.
В отношении перечисленных услуг, оказанных белорусскими налогоплательщиками, необходимо учитывать следующее.
Порядок применения на территории Республики Беларусь нулевой ставки НДС при реализации работ (услуг) утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2000 № 213.
В указанный порядок постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2005 № 704 были внесены изменения. Начиная с 5 июля 2005 года налогообложение оборотов по реализации экспортируемых транспортных услуг по перемещению грузов, пассажиров и багажа при оказании экспортируемых услуг из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь производится по нулевой ставке. Сказанное относится и к оказанию экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) юридическим и физическим лицам Российской Федерации или ввозу товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в Российскую Федерацию (см. письмо ФНС России от 18.10.2005 № ММ-6-03/877@).
БУКВА ЗАКОНА
| Какие операции признаются переработкой товаров
Согласно пункту 7 раздела I Положения косвенные налоги не уплачиваются в том числе по товарам, ввозимым из Белоруссии для переработки с последующим вывозом из России продуктов переработки. При этом Соглашение и Положение не раскрывают понятие переработки.
Учитывая положения Таможенного кодекса, операции по переработке товаров включают:
— собственно переработку или обработку товаров. Отличительный признак такой операции — потеря индивидуального характера товаров для переработки и используемых российских товаров и его сохранение в товарной продукции;
— изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров. Отличительный признак операции — сохранение основных черт товаров для переработки и используемых российских товаров в товарной продукции;
— ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств. Отличительный признак операции — восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров для переработки, устранение дефектов по рекламации;
— переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. Отличительный признак операции — использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство товарной продукции, если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. К таким товарам, например, относятся катализаторы, флюсы, электроды, присадки.
Срок переработки товаров на российской территории не должен превышать двух лет и должен быть завершен вывозом продуктов переработки из России.
При ввозе товаров в Россию для переработки в налоговую инспекцию представляются, в частности:
— отгрузочные и другие товаросопроводительные документы на товары для переработки (соглашения, в соответствии с которыми происходит ввоз товаров на территорию России для их переработки, то есть договор на переработку или иной документ, подтверждающий намерения сторон, а также накладные, транспортные документы, спецификации, счета-фактуры, счета-проформы и т. д.);
— разрешения других государственных органов, если товары для переработки подлежат контролю этими органами.
Такие разъяснения приведены в пункте 22 письма ФНС России от 10.10.2005 № ММ-6-03/842@.
|
|
По подакцизным товарам в налоговую базу для целей исчисления НДС включается и сумма акциза, уплачиваемая при ввозе товаров в Россию. Причем акциз увеличивает налоговую базу по НДС, даже если он взимается таможенными органами.
Сумма НДС к уплате в бюджет исчисляется по ставкам налога, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ, — 10 или 18%. Транспортные расходы распределяются по группам товаров, облагаемых по разным ставкам.
Для целей уплаты акцизов налоговая база по ввозимым подакцизным товарам формируется на дату принятия последних к учету. Для товаров, по которым установлены твердые (специфические) ставки акцизов в рублях и копейках, этот показатель рассчитывается как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. А для тех товаров, по которым введены адвалорные ставки акцизов (в процентах к стоимости), налоговая база определяется как стоимость ввозимых подакцизных товаров.
Сумма акцизов к уплате по подакцизным товарам исчисляется по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 193 НК РФ.
Как отмечалось, налоговая база по косвенным налогам формируется на дату принятия на учет ввезенных товаров. Таким образом, в случае ввоза товаров, которые будут приняты к бухучету в качестве основных средств и затраты на которые учитываются на счетах 07 «Оборудование к установке» или 08 «Вложения во внеоборотные активы», налоговая база определяется на дату отражения стоимости этих товаров на указанных счетах. Дата ввода в эксплуатацию такого оборудования в качестве основных средств во внимание не принимается.
Индивидуальные предприниматели и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет. Поэтому налоговую базу они определяют по дате в первичных документах, подтверждающих передачу товара белорусским продавцом российскому покупателю (или указанному им лицу).
Порядок заполнения декларации
Форма налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее — декларация) утверждена приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2006, рег. номер 8669). Этим же приказом утвержден Порядок заполнения декларации.
Новую форму декларации нужно применять начиная с отчетности за первый налоговый период 2007 года. Декларация подается ежемесячно. Причем не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты на учет ввезенные из Белоруссии товары. Это зафиксировано в пункте 6 раздела I Положения.
Обратите внимание: ежемесячно представлять декларацию по косвенным налогам обязаны даже налогоплательщики, ежеквартально представляющие декларацию по НДС. Дело в том, что Соглашение носит статус международного договора, нормы которого имеют приоритетное значение над положениями главы 21 Налогового кодекса.
Нередко операции по ввозу белорусских товаров на российскую территорию носят эпизодический характер. За те налоговые периоды, в которых импортируемые из Белоруссии товары не принимались на учет, декларацию подавать не нужно.
Косвенные налоги уплачиваются в те же сроки, что и представляется декларация. То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты на учет ввезенные из Белоруссии товары. Перечисляются косвенные налоги на специальные коды бюджетной классификации: НДС уплачивается по КБК 182 1 04 01000 01 1000 110, коды для акцизов зависят от вида ввозимого товара.
Декларация включает титульный лист, пять разделов и одно приложение.
Достоверность и полнота указанных в декларации сведений подтверждаются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или их представителем. Подпись руководителя организации заверяется печатью организации. Кроме того, руководитель, индивидуальный предприниматель или их представитель подписывает все разделы декларации.
По налогу на добавленную стоимость заполняются разделы 1.1, 2 и 3, по акцизам — разделы 1.2 и 4, а также приложение к декларации.
Титульный лист и раздел 1.1 декларации представляют все налогоплательщики, которые в истекшем налоговом периоде осуществляли операции по ввозу товаров на российскую территорию из Белоруссии.
Разделы 1.2, 2, 3 и 4 и приложение к декларации заполняются при осуществлении соответствующих операций. Так, налогоплательщик, который за истекший налоговый период не ввозил подакцизные товары, разделы 1.2, 4 и приложение к декларации не заполняет.
Разделы 2 и (или) 3 включаются в декларацию, если в истекшем налоговом периоде были соответственно операции по ввозу товаров, подлежащие обложению НДС и (или) освобождаемые от налогообложения. Если в истекшем налоговом периоде ввозятся товары, облагаемые только акцизами и не облагаемые НДС, нужно заполнить разделы 1.2, 3, 4 и приложение к декларации.
КСТАТИ
| Ввоз оборудования, вносимого в качестве вклада в уставный капитал
В статье 150 НК РФ приведен перечень товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС.
Так, в соответствии с пунктом 7 этой статьи НК РФ не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
Налогоплательщики должны представить в налоговые органы:
— копии учредительных документов организации с внесенными изменениями (если такие изменения и дополнения вносились), прошедших государственную регистрацию и заверенных согласно установленному порядку;
— перечень ввозимого оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (если такой перечень не содержится в учредительных документах);
— в установленных случаях отчет независимого оценщика об оценке ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
— иные документы, имеющие отношение к применению данного освобождения.
|
|
Титульный лист налогоплательщики заполняют в одном экземпляре, даже если ввозят на территорию Российской Федерации товары, облагаемые одновременно и НДС, и акцизами.
Вместе с декларацией представляются документы, предусмотренные пунктом 6 раздела 1 Положения, а именно:
— заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с указанием в том числе информации о поставщике товара, реквизитов договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах (включая их наименование, стоимость), налоговой базе и сумме исчисленного налога;
— выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату в бюджет РФ налога по ввезенным товарам;
— договор (его копия), на основании которого ввозится с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товар;
— транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;
— товаросопроводительные документы, оформление которых предусмотрено законодательством Республики Беларусь при отпуске товарно-материальных ценностей.
Рассмотрим на примере порядок заполнения декларации по косвенным налогам за февраль 2007 года.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
| Когда возможен вычет по налогу на добавленную стоимость
На основании пункта 8 раздела I Положения суммы косвенных налогов, уплаченные по ввезенным товарам, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством импортера. То есть суммы НДС, которые налогоплательщик уплатил при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на таможенную территорию Российской Федерации, принимаются к вычету, если соблюдены соответствующие положения главы 21 Кодекса, в частности статей 171 и 172.
Так, условиями, при соблюдении которых налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров с территории Белоруссии на территорию России, являются следующие:
— принятие на учет ввезенных на территорию России товаров (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;
— использование товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, для осуществления операций, облагаемых НДС;
— наличие документов, подтверждающих фактическую уплату налога в бюджет. Это заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика; налоговая декларация, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по ввезенным товарам; платежный документ на перечисление в бюджет суммы налога, указанной в этой декларации.
Перечисленная в бюджет сумма НДС считается фактической уплатой налога, а не переплатой, только если она отражена в налоговой декларации. Декларация по косвенным налогам представляется не позднее 20-го числа после окончания соответствующего налогового периода. Таким образом, НДС, уплаченный при ввозе товаров на российскую территорию, может быть включен в налоговые вычеты в налоговой декларации по НДС за налоговый период, следующий за периодом, в котором этот налог уплачен и отражен в декларации по косвенным налогам.
|
|
ПРИМЕР
ОАО «Нова» (ИНН 7713121128, КПП 771301001) в феврале 2007 года закупило в Белоруссии и ввезло на территорию России следующие товары:
— очки, не являющиеся солнцезащитными, в количестве 20 000 штук по договору с ООО «Радуга» (УНП 100010873) от 12.12.2006 № 378. Стоимость товара — 12 350 000 руб. В договоре указано, что расходы по транспортировке товара из Белоруссии в Россию учтены в стоимости товара. Транспортировка товара осуществлялась белорусским перевозчиком на основании договора перевозки с ООО «Радуга»;
— ткани в количестве 750 000 кв. м по договору от 27.11.2006 № 205, заключенному с ОАО «БелЭра» (УНП 190510215). Стоимость товара — 60 850 200 руб. Перевозку товара автомобильным транспортом осуществляла российская транспортная компания на основании договора с ОАО «Нова». Расходы по транспортировке составили 320 000 руб. (без учета НДС). В стоимость товара эта сумма не включена;
— пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6% включительно в количестве 160 л по договору от 19.12.2006 № 420, заключенному с ЗАО «Аледо» (УНП 120010789). Согласно договору транспортные расходы учтены в стоимости товара. Стоимость товара (включая транспортные расходы) — 17 000 руб.
— кровати деревянные детские в количестве 100 штук по договору от 02.12.2006 № 589, заключенному с ОАО «Элит» (УНП 110045381). Стоимость товара по договору — 350 000 руб. Услуги по перевозке товара оказывала российская фирма согласно договору с ОАО «Нова». Расходы по погрузке и транспортировке составили 75 000 руб. (без учета НДС). Эта сумма в стоимость товара не включена.
Ввезенные товары были приняты на учет ОАО «Нова» в феврале 2007 года.
Используя эти данные, заполним декларацию.
Порядок формирования показателей титульного листа не должен вызвать каких-либо затруднений. Его форма является унифицированной для всех налоговых деклараций, поэтому рассматривать его не будем.
|