Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Губановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Кулиш Я.Ю., заинтересованные лица администрация г. Ставрополя, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании отказа администрации г. Ставрополя в предоставлении ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя - незаконным, обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л :
Кулиш Я.Ю. обратился в суд с заявлением, заинтересованные лица администрация г. Ставрополя, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании отказа администрации г. Ставрополя в предоставлении ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - незаконным, обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, обосновав свое заявление тем, что он, являясь инвалидом 2 группы, 16 сентября 2010 года обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях долгосрочной аренды. 08.10.2010 года он получил сообщение Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, в котором указано, что для реализации его права на первоочередное получение земельного участка для целей, указанных ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ему необходимо обратиться в КУМИ администрации г. Ставрополя. 22.10.2010 года, он, следуя рекомендациям Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка в пределах границ г. Ставрополя для строительства индивидуального жилого дома, примерной площадью 120-150 кв.м., на условиях долгосрочной аренды, на что 27.10.2010 года получил развернутый ответ о том, что рады бы, да не могут, так как продажа земельных участков и продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для ИЖС осуществляется только на аукционах, и, что только в случае издания администрацией г. Ставрополя соответствующего постановления, с ним могут заключить договор купли-продажи. Т.е. получается, что формально администрация г. Ставрополя ему не отказывала в предоставлении участка по договору аренды, однако, по сути, его заявление о предоставлении земельного участка под ИЖС именно на условиях долгосрочной аренды администрацией не рассмотрено, что в принципе является бездействием органа местного самоуправления по решению вопроса о реализации его внеочередного права на получение земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 08.12.2010 года его исковое заявление о признании бездействия администрации г. Ставрополя, выразившееся в нерассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка под ИЖС по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», взыскании морального вреда удовлетворено частично. Суд признал бездействие администрации незаконным, в остальной части иска отказано. Решение вступило в законную силу 21.12.2010 года. Во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в его адрес 28.03.2011 года был направлен отказ в предоставлении земельного, участка мотивированный отсутствием механизма льготного предоставления земельных участков, в том числе, по договору аренды, для ИЖС инвалидам в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». Считает отказ в предоставлении ему земельного участка для ИЖС по договору аренды незаконным, дискриминационным, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", принятый ГД ФС РФ 21.04.2006, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления к приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Таким образом, для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно только заявления и справки МСЭ. Предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Причем никаким НПА форма указанного заявления не предусмотрена. В «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года», утвержденной Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008 года, указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Также, полагает, и не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути, является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-0-0, данная льгота реализуется гражданами на практике. При этом принцип платного пользования землей сохраняется. Отсутствие механизма правового регулирования вопросов, связанных с льготным предоставлением земельных участков под ИЖС инвалидам на уровне субъекта РФ, не может являться условием ограничения прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе, прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального жилищного строительства. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254 - 258 ГПК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 11, 28, 29, 30.1 ЗК РФ, просил признать отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», незаконным, обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона.
Заявитель Кулиш Я.Ю., надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности Перепадя С.М.
Представитель заявителя по доверенности Перепадя С.М. в судебном заседании поддержал заявление Кулиша Я.Ю. и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя по доверенности Жукова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Кулиша Я.Ю., пояснив, что в настоящее время из-за того, что в Ставропольском крае не установлен льготный порядок предоставления земельных участков для инвалидов, правовых оснований у администрации г. Ставрополя для предоставления земельного участка Кулиш Я.Ю. в долгосрочную аренду не имеется. Просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя по доверенности Беляев С.И. в судебном заседании поддержал позицию администрации г. Ставрополя. Отказ является обоснованным. В субъекте не урегулирован порядок предоставления земельного участка. Первоочередное предоставление земельных участков осуществляется при наличии свободных земельных участков. Просил суд отказать в удовлетворении заявления Кулиша Я.Ю.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в суд, которые могли быть судом признаны уважительными, не сообщил, не настаивал о рассмотрении дела с их участием, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного заинтересованного лица.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ст. 254 ГПК РФ).
Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения или действие (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Судом установлено, что Кулиш Я.Ю. являясь инвалидом 2 группы, 16 сентября 2010 года обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях долгосрочной аренды.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 08.12.2010 года, вступившим в законную силу, требования Кулиш Я.Ю. о признании бездействия администрации г. Ставрополя по рассмотрению заявления о реализации первоочередного права на получение земельного участка и предоставлении такового для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признаны незаконными. Суд обязал администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона и рассмотреть заявление Кулиш Я.Ю.
28.03.2011 года Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в адрес Кулиш Я.Ю., во исполнение решения Октябрьского районного суда от 08.12.2010 года, было направлено письмо с указанием на то, что ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей, в том числе, и по договору аренды. Законодательством Ставропольского края также не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков для инвалидов в связи с этим правовых оснований для предоставления земельного участка инвалиду Кулиш Я.Ю. в долгосрочную аренду в целях индивидуального жилищного строительства у администрации г. Ставрополя отсутствуют.
То есть, фактически администрация г. Ставрополя отказала в предоставлении земельного участка Кулиш Я.Ю. для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке на основании абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления с приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года», утвержденной Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008 года, указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду для индивидуального жилищного строительства не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается.
Суд считает, что и не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-О-О, данная льгота реализуется гражданами на практике.
Согласно ст. 48 Устава г. Ставрополя администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ставрополя и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, настоящим Уставом, а также муниципальными правовыми актами г. Ставрополя.
Исходя из положений п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками в установленном порядке органами местного самоуправления.
Из пояснений представителя администрации г. Ставрополя в судебном заседании следует, что нормативно-правовой акт на региональном уровне, который регулировал бы порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам, отсутствует.
В соответствии с частью 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд, принимая решение об удовлетворении заявления, возлагает на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела незаконность действий администрации г. Ставрополя, выраженных в отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установлена, в связи с чем, заявление Кулиш Я.Ю. в части признания указанных действий администрации г. Ставрополя незаконным, обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и предоставить Кулиш Я.Ю. в первоочередном порядке земельный участок в аренду под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также заявлениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Кулиш Я.Ю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление Кулиш Я.Ю. о признании отказа администрации г. Ставрополя в предоставлении ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя незаконным и обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона удовлетворить.
Признать отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении Кулиш Я.Ю. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» незаконным.
Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и предоставить Кулиш Я.Ю. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда изготовлено 3 мая 2011 года.
Судья А.И.Эминов