Приложение
к постановлению
Администрации города
от _________ № ________
Муниципальная программа
«Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте
на 2016-2030 годы» Раздел 1. Характеристика текущего состояния
До 01.01.2016 года реализация мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010 - 2012 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Администрации города от 22.09.2009 № 3673, и муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8982.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы», постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут», на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 31.08.2015 №2153 «О разработке муниципальной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 – 2030 годы», содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.
Город Сургут является важнейшим экономическим, индустриальным, административным и культурным центром на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Одной из характерных черт города является многоплановость его хозяйства. В городе успешно развиваются нефтегазовая промышленность, энергетика, геологоразведка, строительство, функционирует развитая городская инфраструктура и широкая сеть муниципальных учреждений.
Важным фактором активного социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города является проведение сбалансированной экономической политики и наличие эффективно функционирующей системы муниципального управления.
В современных экономических условиях малое и среднее предприни-мательство играет значительную роль в решении экономических и социальных задач муниципального образования городской округ город Сургут, так как способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- снижению уровня безработицы;
- насыщению потребительского рынка товарами и услугами;
- формированию конкурентной среды;
- обеспечению экономической самостоятельности населения города, стабильности налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики – это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. Кроме того, малый и средний бизнес в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Таким образом, развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Сургута.
Период первоначального формирования условий для развития пред-принимательской деятельности в муниципальном образовании завершен. В то же время продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), объективно присущие этой области, не только в городе Сургуте, но и в России в целом, основными из них являются:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за жилые помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика);
- недостаток квалифицированных кадров;
- проблемы в получении земельных участков под объекты недвижимого имущества;
- и другие.
С целью улучшения делового климата для развития бизнеса в Сургуте необходимо:
1) сформировать среду развития институтов поддержки предпринимательства, банковских и кредитных организаций;
2) сформировать систему профессионального консалтингового и аудиторского сопровождения бизнеса, постоянного обучения и повышения квалификации;
3) создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, доступности капитала и реализации новых бизнес-проектов;
4) минимизировать административные барьеры, повысив скорость и качество услуг, прозрачность и достоверность информации для бизнеса;
5) повысить правовую и финансовую культуру, социальную ответственность бизнеса. Решением Думы города Сургута от 28.05.2015 №718-V ДГ утверждена Стратегия социально- экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года.
В рамках направления «Предпринимательство» реализуется вектор «Бизнес». Стратегическая цель вектора – улучшение делового климата для развития бизнеса в Сургуте.
Для достижения цели предпринимаются меры, способствующие развитию Сургута как бизнес-города с привлекательным деловым климатом и необходимой инфраструктурой поддержки предпринимательства:
Сформирована и активно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства, представленная рядом организаций и органов: сургутский филиал Фонда поддержки предпринимательства Югры; сургутский филиал общества с ограниченной ответственностью «Окружной Бизнес-Инкубатор»; Сургутская торгово-промышленная палата; Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города (утвержден распоряжением Администрации города от 08.07.2010 № 2177).
Определены перспективные направления бизнеса: инновационное экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство с учётом специфики города; нефтесервисное производство и обслуживание секторов экономики ТЭК; гражданско-промышленное строительство и особенно индивидуальное жилищное строительство; предпринимательство в социальной сфере; платные услуги населению в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта; услуги «шаговой доступности» с ориентацией на ассортиментную конкуренцию.
Реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016-2030 годы»:
С целью вовлечения в профессиональное сообщество, обмена профессиональным опытом реализуется мероприятие «Организация мониторинга деятельности малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании в целях определения приоритетных направлений развития и формирования благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве».
С целью формирования системы непрерывного обучения кадров малого и среднего бизнеса реализуется мероприятие «Проведение образовательных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства».
С целью стимулирования молодежи к ведению предпринимательской деятельности и мониторинга уровня результативности проектов реализуется мероприятие «Развитие молодежного предпринимательства».
С целью устранения административных барьеров реализуются мероприятия «Подготовка проектов нормативной правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства, предложений по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты», «Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки», «Размещение информации, посвященной предпринимательству на официальном интернет-сайте».
С целью оказания финансовой реализуется мероприятие «Финансовая поддержка».
С целью оказания имущественной поддержки реализуется мероприятие «Имущественная поддержка».
В рамках муниципальной программы реализуется комплекс мероприятий: проводятся деловые и образовательные мероприятия, конкурсы профессионального мастерства, форумы и слёты, встречи с предпринимателями, ярмарки и деловые миссии, публикуются статьи в средствах массовой информации и транслируются аудио и видео ролики, оказывается консультационная, имущественная и финансовая поддержка.
Проводимые мероприятия направлены на популяризацию, повышение общественного статуса предпринимательской деятельности, повышение квалификации и компетенций представителей малого и среднего предпринимательства, повышения их деловой активности и инициативы.
Поддержка, предоставляемая субъектам малого и среднего предпринимательства, позволяет предпринимателям создать и вести успешно предпринимательскую деятельность на начальном этапе, развить новые направления и масштабировать бизнес, приобрести качественное оборудование, получить квалифицированные консалтинговые услуги, увеличить оборот и увеличить число рабочих мест, что в свою очередь способствует повышению качества предоставляемых населению товаров и услуг и социально-экономическому развитию города в целом.
Порядок и условия оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства представлены в приложении 1 к настоящей муници-пальной программе.
Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам, ведущим семейный бизнес, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат представлен в приложении 2 к настоящей муниципальной программе.
Порядок предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, в том числе предоставляемых на конкурсной основе представлен в приложении 3 к настоящей муниципальной программе.
По данным Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отмечена положительная динамика всех показателей, по которым произ-водится оценка уровня развития предпринимательства, что подтверждает эффективность проводимой политики в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Программно-целевой метод позволяет провести анализ выполнения мероприятий программы по годам и выработать механизм совершенствования в период ее реализации, достичь гибкого и оперативного принятия управленческих решений.
Таблица 1
Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы
№ п/п
| Наименование показателя
| Ед. изм.
| 2013 год
| 2014
год
| 2015
год (оценка)
| 1.
| Объем налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
| млн. руб.
| 1 264,3
| 1 324,21
| 1 326,9
|
Раздел 2. Цели и задачи муниципальной программы
Задачи муниципальной программы
| Обоснование соответствия задач цели программы, сроков реализации программы (2016 – 2030 годы)
| Цель программы: повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике муниципального образования городской округ город Сургут
| Задача 1. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность
| решение задач в течение срока реализации муниципальной программы, путем реализации программных мероприятий способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет города от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
| Задача 2. Мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
| Задача 3. Совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки предпринимательства
| Раздел 3. Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы
Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию муниципальной программы и показатели результатов реализации муниципальной программы представлены в приложении 4 к настоящей муниципальной программе. Раздел 4. Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы.
4.1. Механизм реализации муниципальной программы и система организации контроля осуществляется с применением единого подхода.
4.2. Куратором муниципальной программы является Глава города.
Куратор осуществляет контроль за ходом реализации программы путем координации действий администратора и соадминистраторов муниципальной программы.
4.3. Администратор муниципальной программы – департамент по экономической политике Администрации города несет ответственность за:
- эффективное использование бюджетных средств;
- качественное выполнение реализуемых мероприятий муниципальной программы;
- достижение показателей результатов реализации муниципальной программы, как по годам ее реализации, так и в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- своевременное внесение изменений в муниципальную программу;
- соблюдение сроков предоставления и качества подготовки отчетов об исполнении муниципальной программы.
Администратор осуществляет контроль за достижением установленной цели и задач муниципальной программы.
Администратор муниципальной программы обеспечивает эффективное взаимодействие с соадминистраторами в ходе реализации программы, вносит необходимые изменения в программу, в том числе по предложениям соадминистраторов программы.
Ответственные лица за реализацию муниципальной программы назначаются приказом администратора с учетом замены на период отсутствия.
4.4. Соадминистратор – департамент имущественных и земельных отношений ( в части мероприятия 3.5.) несет ответственность за:
- качественное выполнение реализуемых мероприятий муниципальной программы;
- достижение показателей результатов реализации муниципальной программы, как по годам ее реализации, так и в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- своевременное внесение изменений в муниципальную программу;
- соблюдение сроков предоставления и качества подготовки отчетов об исполнении муниципальной программы.
В целях подготовки отчетности соадминистратор представляет администратору:
|