Скачать 1.46 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра уголовного процесса УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900.62 «Юриспруденция» Степень (квалификация) – бакалавр Краснодар 2014 Костенко Р.В., Ильницкая Л.И. Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900.62 «Юриспруденция», степень (квалификация) – бакалавр. − Краснодар, 2014. – 133 с. Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета. Печатается по решению совета юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета. СОДЕРЖАНИЕ стр. 1.Методические рекомендации по изучению дисциплины «Уголовный процесс» 4 2. Задания для проведения практических (семинарских) занятий 6 3. Задания для выполнения курсовых работ 114 4. Контрольные вопросы 124 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС» При изучении дисциплины необходимо руководствоваться данными учебно–методическими материалами, которые должен иметь каждый студент. Учебные занятия по уголовному процессу состоят из лекционных и практических занятий. Лекции приобретают особое значение для изучения дисциплины, поскольку уголовно–процессуальное законодательство Российской Федерации регулярно изменяется. Студентам читаются лекции с акцентом на усвоение наиболее трудных вопросов теории и практики. На практических занятиях основная часть учебного времени отводится решению задач. Решение конкретных задач и их вариантов представляет собой продуктивную форму усвоения теоретических и прикладных аспектов уголовного процесса, формирования у студентов практических навыков применения уголовного процесса в типичных ситуациях. В ходе решения задачи необходимо дать правовую оценку конкретного случая, оценить обстоятельства, сопоставить ситуацию с юридическим содержанием уголовно–процессуальных норм, сделать анализ и соответствующий мотивированный вывод. Решение задач необходимо проводить письменно при подготовке к практическому занятию. При решении задач необходимо учесть, что они изложены так, что предполагают доказанность совершенных фактов. Если студент или преподаватель дополняет условие задачи новыми обстоятельствами, то и решение этого нового варианта будет иным. Само решение должно быть аргументированным. Также в соответствии с учебным планом студенты должны подготовить курсовую работу по одной из проблемных тем уголовного процесса, указанных в данном пособии. Студенты должны систематически следить за публикациями в юридической печати, где помещаются вновь принятые нормативные акты. Особое внимание следует уделять постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и постановлениям, определениям Конституционного Суда РФ по вопросам уголовного процесса. Необходимо также использовать нормативный материал и дополнительную литературу, указанную в настоящих учебно–методических материалах по уголовному процессу. В ходе проведения практических занятий по уголовному процессу студенты должны составить, согласно фабулы уголовного дела, образцы следующих процессуальных актов: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, обвинительное заключение и приговор. Во втором семестре на практических занятиях в каждой учебной группе проводится деловая игра (судебное разбирательство) по фабуле уголовного дела, на которой студенты разыгрывают соответствующие роли участников судебного разбирательства. После проведения игры происходит обсуждение её итогов. Изучение уголовного процесса происходит в течение всего учебного года. После первого семестра студенты сдают зачёт в пределах общей части курса, после второго – экзамен по всему курсу «Уголовный процесс». 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ1 Литература ко всем занятиям
5 СЕМЕСТР Сущность и назначение уголовного процесса и уголовно–процессуального права –4 часа Занятие 1 1. Понятие уголовного процесса, его основные признаки. 2. Назначение российского уголовного процесса. 3. Исторические типы (формы) уголовного процесса. Отличительные черты обвинительного, инквизиционного (розыскного), состязательного и смешанного процессов. Общая характеристика современного судопроизводства России. 4. Система российского уголовного судопроизводства. Досудебное производство и производство в суде. Стадии уголовного процесса, их понятие и виды. Литература
Занятие 2 1. Уголовно–процессуальное право, его предмет, метод, система. 2. Уголовно–процессуальные нормы, их структура и виды. 3. Уголовно–процессуальные отношения, их понятие, виды. Субъекты, объект и содержание правоотношений. Их особенности. 4. Уголовно–процессуальная форма, её понятие и значение. Уголовно–процессуальные акты, их виды, форма и содержание. 5. Уголовно–процессуальные гарантии, понятие, содержание, виды. Литература
Принципы уголовного судопроизводства – 4 часа Занятие 1 1. Понятие принципов уголовного процесса, их основные признаки. Система принципов. Их значение для достижения назначения уголовного судопроизводства. 2. Положения о разумном сроке уголовного судопроизводства. 3. Общая характеристика принципа законности. 4. Общая характеристика принципа осуществления правосудия только судом. 5. Общая характеристика содержания принципов уважения чести и достоинства личности; неприкосновенности личности; охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве; неприкосновенности жилища; тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Литература
Задачи 1. Найдите в Конституции РФ статьи, имеющие определяющее значение для правосудия по уголовным делам и уголовного процесса; сопоставьте с ними статьи УПК РФ, содержащиеся в главах «Принципы уголовного судопроизводства» и «Общие условия судебного разбирательства». Прокомментируйте результат с позиций определения системы принципов уголовного процесса. 2. В дежурную часть УВД обратился гр–н Рогов с заявлением о том, что из его квартиры совершена кража бриллиантов стоимостью пять миллионов долларов. Дежурный по УВД Силин, проживавший в одном подъезде с Роговым, знал, что заявитель состоит на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом «Олигофрения в стадии выраженной дебильности» и единственным источником его доходов является пенсия по инвалидности. Силин отказал Рогову в приеме заявления, пригрозив, что вызовет скорую психиатрическую помощь, и Рогова увезут в больницу, если он еще хоть раз появится в дежурной части. Оцените законность действий Силина. 3. До возбуждения уголовного дела следователь принял решение произвести осмотр места происшествия в квартире, где проживал гражданин Седов, но который не был в ней зарегистрирован. Седов стал возражать против осмотра его квартиры, и потребовал решение судьи на производство данного следственного действия. Следователь объяснил Седову, что, во–первых, он не является владельцем данного жилища и, во–вторых, действующий закон не предусматривает получения решения судьи на производство осмотра места происшествия. Оцените данную ситуацию? 4. В квартире у подозреваемого в незаконной торговле огнестрельным оружием Дятлова с разрешения районного суда следователем с участием понятых производился обыск. Во время обыска почтальон принес бандероль и вручил ее Дятлову. Следователь, производивший обыск, вскрыл данную бандероль, но не обнаружил ничего, относящегося к делу. Подозреваемый Дятлов, полагая, что следователь был не вправе вскрывать бандероль, направил на имя руководителя следственного органа жалобу о нарушении следователем его прав. Оцените обоснованность жалобы подозреваемого Дятлова. 5. В районном суде рассматривалось уголовное дело по обвинению ученика 9–го класса одной из школ в краже. В судебное заседание пришли группа учеников и классный руководитель. Секретарь судебного заседания предложила им покинуть зал, мотивируя это тем, что несовершеннолетние в суд не допускаются. Классный руководитель, сославшись на принцип гласности, обжаловала в устном порядке действия секретаря судебного заседания перед судьей, председательствующим по данному делу. Какой ответ классному руководителю может дать судья, председательствующий по делу? Занятие 2 1. Общая характеристика принципа презумпции невиновности. 2. Общая характеристика принципа состязательности сторон. 3. Общая характеристика принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. 4. Общая характеристика принципа свободы оценки доказательств. 5. Общая характеристика принципа языка уголовного судопроизводства. 6. Общая характеристика принципа права на обжалование процессуальных действий и решений. Литература
Задачи 1. Патрульной группой был замечен автомобиль ваз 2110 без номеров государственной регистрации, двигавшийся с повышенной скоростью. На знак патруля остановиться водитель не отреагировал и предпринял попытку скрыться. В результате перехвата автомобиль ВАЗ 2110 был остановлен, водитель задержан. Им оказался гр–н К. Документов на право собственности или управления автомобилем у гр–на К. обнаружено не было. В ходе оперативно–розыскных мероприятий был установлен владелец автомобиля – гр–н Н., который пояснил, что гр–н К. взял автомобиль ВАЗ 2110 без его ведома и разрешения, чтобы «покататься». Гр–н Н. пояснил также, что гр–н К. приходится ему племянником, поэтому подавать заявление в полицию он не будет, так как данная ситуация является семейным делом и органов правопорядка не касается. В чем заключаются пределы публичности в уголовном судопроизводстве? Какое решение должно быть принято по данному делу? 2. На рассмотрении судом присяжных Нижегородского областного суда находилось уголовное дело по обвинению группы лиц в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 209 УК РФ, п.п. «а, б, в, г» ч. 2, п.п. «а, б» ч. 3, п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ, ч. 1 ст. 167 УК РФ. В напутственном слове председательствующая судья заявила, что презумпция невиновности на подсудимых не распространяется, и чтобы присяжные не принимали во внимание позицию защиты. Соответствует ли закону содержание напутственного слова судьи? В каких стадиях уголовного процесса действует принцип презумпции невиновности? 3. Несовершеннолетнему Гурину обвинение на предварительном следствии было предъявлено без участия адвоката. В ходе судебного разбирательства по данному делу в результате исследования доказательств был установлен факт отсутствия адвоката при предъявлении обвинения на предварительном следствии. Допрошенный по ходатайству прокурора в суде по поводу обстоятельств предъявления обвинения адвокат Гурина подтвердил, что не участвовал в указанном процессуальном действии, однако в дальнейшем на предварительном следствии он участвовал и осуществлял защиту своего подзащитного. Суд, решив, что данные объяснения защитника не могут служить гарантией соблюдения принципа законности органами предварительно расследования, своим определением прекратил дальнейшее производство по данному уголовному делу. Правильно ли решение суда? Нарушены ли в данном случае принципы уголовного процесса? Каким образом влияет нарушение принципов уголовного судопроизводства на судьбу уголовного дела? 4. Гражданин Мулявин был вызван на допрос к следователю в городе Волоколамск. Установив, что Мулявин по национальности белорус, следователь спросил его, владеет ли он русским языком и на каком языке хотел бы давать показания. Свидетель заявил, что русским языком он владеет, но показания хотел бы давать на родном белорусском языке. Тогда следователь сообщил Мулявин, что сам он долго жил в Минске и хорошо владеет белорусским языком, в связи с чем сам может перевести показания свидетеля. Свидетель не возражал. Следователь произвёл допрос и составил протокол допроса на русском языке. Протокол допроса был прочитан свидетелю в устном переводе на белорусский язык и подписан следователем и свидетелем. Правильно ли был произведён допрос свидетеля? Каково содержание принципа языка уголовного судопроизводства? 5. Подозреваемый Сомов в соответствии со ст. 125 УПК РФ подал в суд жалобу на незаконное и необоснованное возбуждение уголовного дела, указав в ней, что данное решение следователя умаляет его честь и достоинство и позорит его доброе имя. В обосновании жалобы было указано, что проверка его действий неоднократно уже проводилась и по ее результатам всегда выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом последнее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела никем не отменено. Суд отказал в принятии жалобы к производству, указав, что ст. 125 УПК РФ не предусматривает возможности обжаловать в суд возбуждение уголовного дела, а само решение о возбуждении уголовного дела не наносит ущерба конституционным правам и свободам Сомова. Правильно ли поступил суд? |
Криминалистика. Часть Раздел Криминалистическая тактика : рабочая тетрадь для выполнения лабораторных заданий/ Г. М. Меретуков, В.... | В. О. Осипян, доктор физико-математических наук, доцент (Кубанский государственный университет) | ||
Влияние интервальных гипоксических тренировок на аэробную способность и результативность велосипедистов при выполнении упражнений... | Учебно-производственный план подготовки специалистов здравоохранения по программам дополнительного профессионального | ||
Порядок ведения пациентов и медицинской документации при заразных заболеваниях кожи (зкз) | Громов В. П., Тушев А. А. Прокурорский надзор: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета Специальность 030501.... | ||
КубГУ, а также ряда вузов г. Краснодара и региона. Научные статьи характеризуют в целом междисциплинарность гуманитарного знания,... | Приказом Минобрнауки России от 26 марта 2014 г. №233 решением ученого совета федерального государственного бюджетного образовательного... | ||
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» | ... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |