Содержание
Введение……………………………………………………………………
| 2
| 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности руководителя образовательной организации.
| 3
| 2. Организационно-управленческие механизмы
| 4
| 3.Примерный алгоритм действий по предоставлению образовательных услуг детям, прибывшим из Украины
| 5
| 3.1. Прием детей в дошкольные образовательные организации
| 5
| 3.2. Прием детей, прибывших из Украины, в общеобразовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
| 6
| 4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
| 7
| 4.1. Начальное общее образование
| 8
| 4.2. Основное общее и среднее общее образование
|
| 4.2.1 Предметная область «Филология»
|
| Русский язык
| 19
| Литература
| 35
| Иностранный язык…………………………
| 35
| 4.2.2. Предметная область «Общественно-научные предметы»
|
| История
| 46
| Обществознание……………………………………………………………
| 54
| География
| 61
| 4.2.3. Предметная область «Математика и информатика»
|
| Математика
| 66
| Информатика
| 73
| 4.2.4. Предметная область «Естественно-научные предметы»
|
| Физика
| 82
| Биология
| 88
| Химия
| 93
| 5. Информационное обеспечение деятельности по педагогической поддержке детей беженцев
| 99
| Введение Новый 2014-2015 учебный год будет ответственным и сложным, так как в образовательных организациях региона, наряду с воспитанниками Саратовской области, появятся дети из Украины, которые видели взрывы, кровь, некоторые потеряли близких. Их родным приходится начинать жизнь заново, меняя вместе с местом проживания свою специальность, социальный статус, материально-бытовые условия, круг общения, что проецируется на детей, суммируясь с травмирующим опытом самого ребенка. Поэтому в очень короткие сроки необходимо создать в образовательной организации такую среду, которая способствовала бы преодолению неблагоприятных последствий стрессовой ситуации, ряда сложных разнородных проблем: материальных, социальных, семейных, личностных. При принятии решения о зачислении детей в образовательную организацию необходимо максимально учесть индивидуальную ситуацию в каждом конкретном случае.
В целях создания комфортных условий обучения детей беженцев необходимо продумать систему мероприятий, включая формирование классов (групп) адаптации; организацию дополнительных занятий и консультаций, в том числе индивидуальных; организацию для групп детей из числа беженцев (в том числе разновозрастных) факультативных, модульных и иных курсов, в том числе в рамках внеурочной деятельности, в целях выравнивания уровня обучающихся; возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий в случаях зачисления по результатам определения уровня фактических знаний ребенка в класс, не соответствующий возрасту, с возможностью перевода ребенка в соответствующий возрасту класс по итогам промежуточных аттестаций в течение учебного года.
Особое внимание необходимо уделить детям, обучавшимся в 9, 11 классах и не завершившим прохождение итоговой аттестации. В этом случае целесообразно зачислять детей на обучение в 2014-2015 учебном году в 9 и 11 классы соответственно, продумывать индивидуальные образовательные траектории, систему промежуточных аттестаций с тем, чтобы по результатам освоения программ учебного плана в конце учебного года можно было допустить выпускников к государственной итоговой аттестации и выдать по ее завершении документы об образовании.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе сравнительного анализа учебных программ Украины и России с целью методической поддержки педагогических и руководящих работников системы образования Саратовской области в организации образовательного процесса, позволяющего адаптировать детей из семей беженцев, граждан Украины, к системе общего образования России. 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности руководителя образовательной организации Д.А.Логинов, старший преподаватель
кафедры управления образованием ГАУ ДПО «СОИРО» Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (п. 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Соответственно, дети, прибывающие с территории Украины, имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами России (ст. 28 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. Конвенция ратифицирована СССР (Указ Президиума ВС СССР от 02.07.1962 № 254-VI), вступила в силу для СССР 01.11.1962).
Кроме того, данные обязательства страны прописаны в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (п. 1,2 ст. 78).
С целью принятия первоочередных мер по обеспечению прав детей, прибывающих с территории Украины, имеющих статус беженца, вынужденного переселенца или временно находящегося на территории России, на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях России, руководителям общеобразовательных организаций на основании Письма Минобрнауки России от 09.07.2014 № 08-859 «Об обучении детей, пребывающих с территории Украины» необходимо:
– осуществить анализ наличия мест в общеобразовательной организации и предоставить информацию учредителю, а также разместить ее на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет;
– внести изменения в образовательные программы, отражающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов, включив за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (ООП НОО и ООП ООО), и вариативной части учебного плана (ГОСы 2004) индивидуально-групповые занятия для данной категории обучающихся по отдельным предметам, в том числе по русскому языку;
– предусмотреть возможность построения индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, прибывших из Украины;
– организовать и провести промежуточную аттестацию с целью определения уровня обучения (в случае отсутствия у обучающихся документов, подтверждающих уровень образования);
– предусмотреть перечень мер и мероприятий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших из Украины.
Таким образом, в условиях сложившейся ситуации руководителю образовательной организации при совершенствовании нормативно-правовой базы образовательной организации необходимо внести корректировки в действующие локальные акты, а при необходимости создать новые документы:
– Положение о приеме граждан в общеобразовательное учреждение;
– Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану;
– Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации;
– Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших из Украины;
– Положение и школьной службе медиации. 2. Организационно-управленческие механизмы В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1216-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Руководителям образовательных организаций необходимо опираться на целевые установки деятельности службы школьной медиации (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»), а именно: «Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом».
При создании нормативно-правовой базы для службы школьной медиации необходимо предусмотреть направление деятельности по методической, диагностической и консультативной помощи семьям беженцев, вынужденных переселенцев с привлечением специалистов общеобразовательного учреждения (социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатель, тьютор, вожатый) и специалистов других организаций (медицинских, юридических, социальных, правоохранительных).
При создании в школе службы медиации руководителю образовательной организации необходимо руководствоваться Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
В тех образовательных организациях, где имеются кадровый ресурс и объективная необходимость (наличие большого количества детей, прибывающих с территории Украины), возможно создание консультативного пункта по оказанию психолого-педагогической помощи семьям беженцев, вынужденных переселенцев по вопросам обучения и социальной адаптации детей.
Нормативным основанием является пункт 3 Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям от 22.10.2013 № ПР-2681 о создании условий для адаптации интеграции детей беженцев на базе адаптационного центра и/или консультативного пункта в образовательной организации. 3. Примерный алгоритм действий по предоставлению образовательных услуг детям, прибывшим из Украины 3.1. Прием детей в дошкольные образовательные организации
Содействие в устройстве в образовательное учреждение оказывается детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, находящимся под опекой, детям безработных, беженцев и вынужденных переселенцев.
Приём детей в образовательную организацию дошкольного образования осуществляется руководителем образовательной организации в соответствии с п. 2 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным дошкольного образования»). Порядок определяет в том числе пакет необходимых при приеме документов.
Кроме того, родитель (законный представитель) в обязательном порядке предъявляет документ из УФМС с подтверждением соответствующего статуса.
Вместе с тем, возможно возникновение ситуаций, когда единственными документами при приеме в образовательную организацию дошкольного образования могут быть:
– направление, выданное органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования;
– заявление родителя (законного представителя);
– документ из УФМС с подтверждением соответствующего статуса.
В этом случае информация о ребенке записывается со слов родителей (законных представителей).
3.2. Прием детей, прибывших из Украины, в общеобразовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Прием граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – прием на обучение) в образовательную организацию, реализующую образовательные программы начального, основного общего и среднего общего образования (далее – общеобразовательная организация), осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными законами и законами Саратовской области, постановлениями Правительства Российской Федерации и Саратовской области, решениями вышестоящих органов, осуществляющих управление в области образования, уставом общеобразовательной организации.
1. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение за счет бюджетных ассигнований Саратовской области осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
2. Прием на обучение осуществляется по заявлению совершеннолетних граждан или родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан на основании п. 2 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
Кроме того, совершеннолетние граждане или родители (законные представители) в обязательном порядке представляют документ из УФМС с подтверждением соответствующего статуса.
3. Вместе с тем возможно возникновение ситуаций, когда единственными документами при приеме в образовательную организацию дошкольного образования являются:
– заявление родителя (законного представителя);
– документ из УФМС с подтверждением соответствующего статуса.
В этом случае информация о ребенке записывается со слов родителей (законных представителей).
4. В случае непредставления медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина руководитель общеобразовательной организации самостоятельно запрашивает указанное заключение в медицинской организации по месту наблюдения гражданина на территории РФ.
5. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила приема в государственные общеобразовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в общеобразовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена общеобразовательная организация.
6. В целях создания психологически комфортных условий получения образования для детей, прибывших из Украины, необходимо продумать систему дополнительных мероприятий, включая:
– формирование классов (групп) адаптации;
– организацию дополнительных занятий и консультаций, в том числе индивидуальных;
– организацию для групп детей из Украины (в том числе разновозрастных) факультативных, модульных и иных курсов, в том числе в рамках внеурочной деятельности, направленных на изучение русской литературы, истории России, русского языка, в целях выравнивания уровня обучающихся;
– возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий в случаях зачисления по результатам определения уровня фактических знаний ребенка в класс, не соответствующий возрасту, с возможностью перевода ребенка в соответствующий возрасту класс по итогам промежуточных аттестаций в течение учебного года.
7. Особое внимание необходимо уделить детям, обучающимся в 9, 11 классах и не завершившим обучение (итоговая аттестация):
– зачислять детей на обучение в 2014-2015 учебном году в 9 и 11 классы соответственно;
– продумывать индивидуальные образовательные траектории, систему промежуточной аттестации с тем, чтобы по результатам освоения программ учебного плана в конце учебного года можно было допустить выпускников к государственной итоговой аттестации и выдать по ее завершении документы об образовании.
Таким образом, руководителю общеобразовательной организации при построении образовательного процесса необходимо ориентироваться на федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 год (ГОС-2004), на федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ООО).
В то же время при наличии в образовательной организации детей, прибывших из Украины, нужно рассматривать каждый частный случай в отдельности, предусмотрев, при необходимости, организацию образовательного процесса через построение индивидуальной образовательной траектории для данной категории обучающихся. 4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
При формировании контингента учащихся из семей беженцев, вынужденных переселенцев руководителю общеобразовательной организации необходимо организовать работу по корректировке следующих материалов:
– образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, особенно в разделах «Коррекционная программа», «План внеурочной деятельности», «Учебный план», «Психолого-педагогические условия»;
– рабочих программ по предметам в части модулей адаптивного характера по отдельным дисциплинам;
– режима работы образовательного учреждения в случае увеличения классов-комплектов;
– плана работы педагога-психолога;
– плана работы классного руководителя;
– плана взаимодействия с ППМС. 4.1. Начальное общее образование Е.Н.Текучева, старший методист
кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО» В связи с тем, что на территорию Саратовской области поступают дети младшего школьного возраста из семей, прибывших из Украины, возникла необходимость разъяснения типичных вопросов, связанных с получением ими начального общего образования в общеобразовательных учреждениях области.
В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации.
Прием детей из семей, прибывающих из Украины, в образовательные учреждения проводится в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32).
Руководителям образовательных организаций и учителям начальных классов необходимо обратить внимание на следующее:
Дети из семей, прибывших из Украины, получали начальное общее образование в образовательных учреждениях с украинским языком или с русским языком обучения.
Практически на всей территории Украины (в городской и особенно в сельской местности) распространен суржик – смешанная украинско-русская речь на основе украинских говоров с большой долей русской лексики и несколько меньшим влиянием русского языка в грамматике. Поэтому для жителей Украины в устной речи (а значит, и в письменной) характерно большое количество ошибок в употреблении морфологических, грамматических, орфоэпических, акцентологических норм русского языка.
По разным причинам, связанным с обучением и образованием родителей, местом проживания, возрастом, дети оказались в условиях билингвизма – владения двумя языками и попеременного их использования в зависимости от условий речевого общения. (Естественный билингвизм – два языка усваиваются в ходе коммуникации, это происходит при их одновременном освоении, а не при специальном обучении. Например, если в семье родители разных национальностей, ребенок с рождения слышит и употребляет в активной речи два языка. Искусственный билингвизм – второй язык усваивается при специальном обучении, и ребенок относится к новому языку как к предмету изучения, новой игре, новому виду деятельности, он не рассматривает его как одно из средств коммуникации. Например, изучение иностранного языка в школе.)
Рекомендации по п. 1-3:
провести входную диагностику в индивидуальной беседе по выявлению уровня сформированности коммуникативной компетентности по русскому языку, придав процедуре диагностики щадящий (скрытый) характер, используя игровые ситуации, раздаточный материал (схемы, опоры, иллюстративный материал);
предусмотреть открытие в муниципальных образованиях области групп по изучению русского языка как иностранного (моноязычных групп). На время обучения ребенка в моноязычной группе необходимо рекомендовать родителям общаться с ним и между собой только на русском языке (для адаптации ребенка к новой речевой среде);
использовать для усвоения речевого и языкового материала, для расширения лексики русского языка различные формы внеурочной деятельности (клубы общения, кружки, театральные кружки, проекты и т.д.) и дополнительные занятия с детьми, имеющими проблемы при освоении русского языка;
если родители сами плохо говорят по-русски, необходимо рекомендовать им посещение групп для обучения русскому языку;
запланировать следующие формы работы с родителями: индивидуальные (беседа, консультация), коллективные (взаимодействие всех педагогов с родителями, круглые столы, собрания, родительский лекторий, совместные выставки, тренинги, совместное участие в подготовке и проведении праздников, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов), наглядно-информационные (выставки, реклама);
запланировать мероприятия для ознакомления ребенка с культурой нашей страны через просмотр видеофильмов и мультфильмов, изучение детской литературы (сказок, песенок, стихотворений), в том числе при активной помощи родителей (законных представителей);
школьным библиотекам необходимо приобрести специально разработанные для двуязычных детей учебники русского языка, которые ориентированы в первую очередь на развитие лексико-грамматического строя речи;
продумать комплексную работу педагога-психолога, логопеда, учителя начальных классов, а в дальнейшем – всех остальных учителей;
педагогам необходимо донести до родителей двуязычных детей информацию об условиях их успешного обучения.
Дети из семей, прибывших из Украины, поступающие в общеобразовательные учреждения РФ, обучались ранее по разным государственным стандартам Украины (2 и 3 классы – по Госстандарту НОО Украины 2011 г., 4 классы – по Госстандарту НОО Украины 2005 г.).
Рекомендации: Администрации и педагогическим коллективам необходимо ознакомиться с основными отличиями требований Госстандарта НОО Украины (2005), Госстандарта НОО Украины (2011) и ФГОС НОО РФ (2009) (Приложение 1).
Учащиеся, обучающиеся в соответствии с Госстандартом НОО Украины 2005 г. (4 класс) не изучали иностранный язык.
Рекомендации: Администрации и педагогическим коллективам продумать работу, направленную на освоение образовательной области «Филология» (иностранный язык):
провести в индивидуальной беседе (в неформальной обстановке) учителя с учащимися и родителями (законными представителями) входную диагностику по выявлению уровня сформированности коммуникативной компетентности по иностранному языку, позволяющую выявить условия, в которых изучался иностранный язык, интересы, возможности, потребности родителей и детей в плане продолжения иноязычного образования;
использовать для усвоения речевого и языкового материала, для освоения основной лексики иностранного языка (я, моя семья, школа, увлечения, еда, овощи, животные, цвета, действия) различные формы внеурочной деятельности (кружки, виртуальные экскурсии, путешествия, игры проекты и т.д.) и дополнительные занятия.
Организация образовательного процесса в начальной школе на территории Украины имеет свою специфику. В соответствии со статьей 16 Закона Украины «Про загальну середню освіту» учебные занятия проводятся по семестровой системе: первый семестр – с 1 сентября по 28 декабря, второй – с 14 января по 24 мая. Начальные классы работают по 5-дневной рабочей неделе.
Рекомендации: Администрации и педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений необходимо запланировать разъяснительную работу с родителями (законными представителями), учащимися по режиму работы общеобразовательного учреждения.
Базисные учебные планы, принятые на территории Украины и Российской Федерации имеют отличия.
Рекомендации: Администрации и педагогическим коллективам необходимо ознакомиться с отличиями, спецификой структуры и содержания базисных учебных планов, принятых на территории Украины и Российской Федерации (Приложение 2).
Оценивание учебных достижений учащихся в образовательных учреждениях на территории Украины осуществляется по 12-балльной системе (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 30.08.2011 № 996 «Орієнтовні вимоги до оцінювання навчальних досягнень учнів у системі загальної середньої освіти з предметів інваріантної складової навчального плану»).
Рекомендации: Администрации и педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений необходимо:
осуществлять перевод украинских баллов в российские оценки в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2004 г. № 293812 (Приложение 3);
предусмотреть период для адаптации учащихся, прибывших из Украины, к действующей в общеобразовательном учреждении системе оценивания;
внести изменения (дополнения) в локальные акты, регулирующие систему оценивания;
запланировать работу по разъяснению родителям (законным представителям), учащимся используемой в общеобразовательном учреждении системе оценивания.
Приложение № 1 Современное украинское образование избрало базовыми два подхода: личностно-ориентированный и компетентностный. Идеи личностно-ориентированного обучения стали входить в педагогическую практику около 10 лет назад, идеи компетентностного обучения впервые были прописаны в первой редакции Госстандарта начального общего образования (2005). Оба подхода нашли свое развитие в новой редакции этого документа, который утвержден в 2011 году и вступил в силу в 2012/2013 учебном году. Сравнение требований Госстандарта НОО Украины (2005 г.),
Госстандарта НОО Украины (2011 г.) и ФГОС НОО РФ (2009)
Госстандарта НОО Украины (2005 г.)
| Госстандарта НОО Украины (2011 г.)
| ФГОС НОО РФ (2009)
| Задачи начального образования
| Начальное образование как составляющая общего среднего образования направлена на всестороннее развитие младших школьников и воспитание личности через формирование у учащихся желания и умения учиться, полноценных речевых, читательских, вычислительных умений и навыков; умений и навыков здорового способа жизни. Наряду с функциональной подготовкой за годы начального образования дети должны приобрести достаточный личный опыт культуры общения и сотрудничества в разных видах деятельности, самовыражения в творческих заданиях
| Госстандарт основывается на принципах личностно ориентированного и компетентностного подходов, что обуславливает четкое определение результативной составляющей усвоения содержания НОО. Содержание НОО основывается на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративности, единства обучения и воспитания на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства.
| В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.
В соответствии со Стандартом на ступени НОО осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
| Структура стандарта
| Государственный стандарт состоит из:
базисного учебного плана начальной школы;
государственных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы.
| Государственный стандарт 1 состоит из:
базисного учебного плана НОО;
общей характеристики инвариантной и вариативной составляющих содержания начального общего образования;
государственных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.
| Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения ООП НОО;
к структуре ООП НОО, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
| Требования к результатам освоения ООП НОО
| Предметные требования по каждой образовательной области.
| Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы, которые соответствуют содержанию и структуре предметных компетентностей. На протяжении обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть ключевыми компетентностями, которые предполагают их личностно-социальное и интеллектуальное развитие, формируются на межпредметной основе и являются интегрированным результатом предметных и межпредметных компетенций.
| Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО:
личностным;
метапредметным;
предметным.
| Структура Базисного учебного плана
| Инвариантная и вариативная составляющие, которыми устанавливается почасовое соотношение между образовательными отраслями, предельно допустимая нагрузку учащихся и общегодовое количество часов.
| Инвариантная и вариативная составляющие, которыми устанавливается почасовое соотношение между образовательными областями, предельно допустимая недельная нагрузка учащихся и общегодовое количество часов.
| Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
| Образовательные области (предметы)
| Языки и литература (язык обучения, язык национального меньшинства в школах с обучением на этом языке, иностранный язык в специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка, литературное чтение)
Математика Человек и мир
Здоровье и физическая культура
Технология
Искусство
| Языки и литература (язык обучения, язык национального меньшинства в школах с обучением на этом языке, иностранный язык, литературное чтение)
Математика Природоведение
Обществознание Здоровье и физическая культура
Технология
Искусство
| Филология (русский язык, родной язык; иностранный язык, литературное чтение, литературное чтение на родном языке)
Математика и информатика (математика)
Обществознание и естествознание (окружающий мир)
Физическая культура Технология
Искусство (музыка; изобразительное искусство)
Основы духовно-нравственной культуры народов России (по выбору)
| |