Государственное бюджетное учреждение
Профессиональная образовательная организация
«Астраханский базовый медицинский колледж»
Методические рекомендации
по выполнению
самостоятельной работы Составители:
Гриценко Виктория Викторовна, преподаватель истории АБМК
Зверева Лариса Васильевна, преподаватель педиатрии АБМК
Введение
Самостоятельная работа является одной из форм организации учебно-профессиональной деятельности студентов.
Самостоятельная работа (СР) предназначена не столько для овладения студентами содержания дисциплин учебного плана, сколько для формирования навыков самообразования в учебной, профессиональной, исследовательской деятельности, для развития у них способности принимать на себя ответственность, самостоятельно находить конструктивные решения проблемы.
Задачи самостоятельной работы студентов:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование проектировочных, конструктивных, аналитических, прогностических умений;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательной способности и активности студентов; их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Содержание самостоятельной работы студентов определяется в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, программах подготовки специалистов среднего звена, рабочих программах, методических рекомендациях для студентов по каждой учебной дисциплине.
В образовательном процессе выделяют следующие виды самостоятельной работы:
Виды самостоятельной учебной деятельности студентов Внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу Аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу
выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию
выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия
Методические рекомендации по работе с литературой
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятиям: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или сложный план, тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым или сложным. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом произведении (статье).
Простой план
Внимательно прочитай изучаемый материал.
Раздели его основные смысловые части и выдели в каждой главную мысль.
Озаглавь каждую часть (пункты плана).
Сложный план
Внимательно прочитай изучаемый материал.
Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана).
Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь их (подпункты плана).
Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них общее содержание изучаемого материала, не нарушена ли последовательность. Графическая форма записи сложного плана выглядит примерно так:
Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы, абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе самое главное.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические сведения, даты. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.
Тезисы – это сжато сформулированные основные положения источника (или части его). Тезисы включают не только перечень основных вопросов, но и краткое изложение основного содержания.
Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения: эта «подсказка» поможет тебе в работе.
Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).
Определи главную мысль каждой части (можно ее подчеркнуть).
Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте (цитату).
Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.
При записи отделяй строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего - выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект – краткое изложение содержания текста (лекции, книги). Конспект – это не набор цитат. Конспект есть самостоятельное осмысление важнейших положений, доказательств, имеющихся в тексте.
Конспектирование состоит из нескольких этапов:
Ознакомительный этап. Текст внимательно прочитывается, при этом карандашом на полях отмечаются основные положения, аргументы, определения, которые потом включаются в конспект.
Составление конспекта:
названия тем писать ручкой с цветной пастой;
подзаголовки обычной пастой, подчеркивать цветной;
оставлять свободные поля (до одной трети страницы) для последующей проработки конспекта;
весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль;
в каждом абзаце выделяется главное слово, отражающее данную мысль;
каждый абзац пишется с красной строки;
между абзацами оставляется чистая строка;
в конце конспекта сделать вывод, начиная словами «итак» или «таким образом».
Пишется конспект кратко, своими словами. Наиболее точные и образные, яркие формулировки включаются в конспект как цитата.
Завершающий этап. Текст еще раз просматривается. Конспект прочитывается и сопоставляется с текстом. Пропущенные мысли записываются кратко на полях.
|