Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ
ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Брянск 2011 УДК 378
ББК 74.58
Рецензенты:
Болховитина Т.С., заведующая кафедрой менеджмента, политологии, государственного и муниципального управления, кандидат политических наук, доцент, директор Брянского филиала РАНХиГС
Шачнев С.А. кандидат культурологии, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Брянского филиала РАНХиГС
Авторы-составители:
Рябцовский Г.В. старший преподаватель кафедры математики информационных технологий
Ковшуро О.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Нестерова Н.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права
Рябцовский, Г.В. Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ: учебно-метод. пособие / Г.В. Рябцовский, О.Д. Ковшуро, Н.В. Нестерова – Брянск: БФРАНХиГС, 2011. - 96 с.
Учебно-методическое пособие разработано с учётом требований к освоению программ учебных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Прикладная информатика», «Юриспруденция» Брянского филиала РАНХиГС и ГОСТов для использования в образовательном процессе. В учебно-методическом пособие представлен полный набор требований необходимый для оформления письменных работ. Описана структура всех видов письменных, даны примеры оформления письменных, раскрыты многие понятия и методические рекомендации для студентов всех форм обучения в Брянском филиале РАНХиГС. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов, слушателей курсов повышения квалификации Брянского филиала РАНХиГС.
УДК 378
ББК 74.58 © БФРАНиГС 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 МЕХАНИЗМЫ ОСВОЕНИЯ ПРИЁМОВ РАБОТЫ НАД НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ 4
Глава 2 ВИДЫ НАУЧНОГО ТЕКСТА 15
Глава 3 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ 61
Глава 4 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО СТРУКТУРЕ И ПРАВИЛАМ ОФОРМЛЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ 70
Приложение А 79
Приложение Б 81
Приложение В 82
Приложение Г 83
Приложение Д 84
Приложение Е 88
Приложение Ж 91
Приложение И 93
Приложение К 96
Приложение Л 97
Приложение М 99
Приложение Н 101
Глава 1 МЕХАНИЗМЫ ОСВОЕНИЯ ПРИЁМОВ РАБОТЫ НАД НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Получение полноценной образовательной подготовки студентов в существенной мере определяется реализацией принципа самостоятельности обучения при соответствующем уровне личностной самоорганизации обучающихся.
Принцип самостоятельности обучения основывается на выявленных современной акмеологией закономерностей интеллектуального становления человека и достижения психологической зрелости его личности через стремление к самосовершенствованию и достижению высокого профессионально-творческого развития в наиболее продуктивный период жизни1. Ещё в фундаментальных исследованиях школы Б.Г.Ананьева было установлено, что стабилизация общих интеллектуальных способностей в период взрослости отнюдь не означает остановки и «окаменелости» в развитии личности и её интеллекта. Существенное ускорение приобретает развитие интеллектуальных функций и тех мыслительных и творческих способностей человека, которые осознаются им в качестве существенных стилевых особенностей индивидуальной деятельности, мышления, своей неповторимой манеры поведения, общения, выражения себя.2
Важнейшей сферой самореализации личности, формирования и развития её индивидуальности является профессиональная (служебная) деятельность человека, деятельность, развиваемая зрелой личностью в контексте постоянного общения и самообразования (самообучения) в той или иной организационно-культурной среде. Период взрослости характеризуется для личности необходимостью решения задачи оптимального сочетания, интеграции и воплощения в жизни многих видов деятельности (общение, обучение, труд профессиональная деятельность), игра (творческая деятельность), которые ранее в детстве, юности, молодости, осваивались последовательно и поэтапно. Преодолевая возникающие при этом внутренние и внешние препятствия, человек открывает все новые возможности воплощения своей «самости», интеграции своего «Я» в системе множественных связей с миром, становясь подлинным субъектом своей деятельности и жизненного пути.3
Особенно остро эти вопросы возникают при повторном вхождение в роль студента заочного заочной формы обучения, когда для взрослого человека требуются осмысление изменений в структуре самоорганизации личности. Иногда тяжело оптимально спланировать время, одолевают семейные заботы, присутствуют сложности финансового характера, возникают проблемы профессионального роста и многое другое. И у каждого человека в его ситуации формируется система защитных психологических стереотипов мышления и поведения, способствующая поддержанию жизни и управлению ею в уже освоенном и приемлемом спектре жизненных (социальных) ролей.4 Но, все-таки, тот человек, который вновь оказывается в роли студента, обретает новые возможности преодоления стереотипных установок собственного мышления, поведения и новый задел для своего личностно - профессионального развития.5
Характер и сила самомотивации определяет степень вовлеченности студентов в учебно-образовательную деятельность. Новые интересные возможности открываются перед ними и в плане овладения основами научно - исследовательской работы, на примере представленных в учебных курсах тех или иных дисциплин методологических подходов к научной разработке изучаемых проблем. Все это придаёт собственной активности студентов импульс инициативности, ответственности и творческого отношения к себе, своим успехам в профессиональной и образовательной сфере.
Собственная активность студентов по совершенствованию способностей к освоению новых знаний, необходимых умений, развитию личностных качеств и компетенций в процессе обучения приобретает значение того метафорического архимедова «рычага», который при соответствующей организации самостоятельной работы студента имеет возможность «перевернуть» в желаемом направлении некоторые прежние представления. Но подобный «поворот» событий является закономерным следствием сознательной и методичной работы студента как субъекта обучения совершенствования востребованных в новых условиях деятельности способностей и свойств его личности.
В любом случае, общими целями организации самостоятельной работы студентов являются задачи овладения способами и средствами мышления, которые позволяют осваивать необходимый комплекс знаний, умений, навыков и компетенции.
Спектр задач самостоятельной учебной деятельности студента, которые служат развитию его интеллектуальных и творческих способностей, концептуализации освоенного учебного материала в теоретических понятиях и мыслительных схемах, уверенного оперирования новыми представлениями об изучаемой дисциплине, грамотного и лаконичного владения соответствующей терминологией при анализе ситуаций практической (профессиональной) деятельности включает такие процессы как: осмысление и анализ материалов лекционных и семинарских занятий во время сессии; поиск и отбор источников информации через библиотечные каталоги и поисковые системы Интернета; работа по изучению разнообразного материала учебников, учебных пособий, монографий, статей и Интернет-публикаций; непрерывная самоподготовка по дисциплинам учебного плана в межсессионный период; подготовка к консультациям и контролю знаний по предметам.
Конкретизируя содержание учебной деятельности студента применительно к такому виду самостоятельной работы, как работа по темам самостоятельного изучения, обозначим следующую логику задач для самоорганизации действий обучающегося:
изучение литературы, предложенной по данной теме (рекомендуется при этом делать конспекты, выписки, аннотации и т.д.);
уточнение основных понятий по изучаемой теме (рекомендуется вести собственный словарик терминов и обозначаемых с их помощью понятий);
самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой теме, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами, нацеленный на сближение теоретической плоскости рассмотрения проблемы и практических подходов к её изучению. Рекомендуется делать выписки и пометки на полях конспектов, подписывать закладки в учебниках, зарисовывать схемы и графические изображения, фиксирующие сущностные, оптимальные позиции в самостоятельном структурировании изученного материала и облегчающие его осмысление и запоминание.
Самостоятельное изучение тем ведётся на протяжении всего учебного процесса. При этом студент может обращаться за индивидуальной консультацией к преподавателям кафедры по интересующим его проблемам. По наиболее сложным темам для самостоятельного изучения, обозначенным в рабочих программах учебных дисциплин, проводятся групповые консультации преподавателей и заинтересованных студентов в межсессионный период. Как правило, вопросы и задания по темам для самостоятельного изучения соответствуют вопросам для подготовки к зачёту по учебной дисциплине и находят отражение в формулировках вопросов экзаменационных билетов.
Для проверки качества усвоения знаний по темам для самостоятельного изучения студенту может быть предложено написание контрольной работы, реферата, тезисов для выступления на учебном семинаре или научно - практической конференции, в особых случаях - подготовка материала для его опубликования в соответствующих изданиях.
Известно, что ключевым фактором развития познавательных и, прежде всего, мыслительных способностей человека является его работа по развитию умений устной и письменной речи, ораторского искусства. Причём письменная речь предполагает иной, более сложный в сравнении с обычной манерой устной выражать свои мысли, привычной для самого человека, уровень абстрагирования и символизации. Поэтому подготовка письменных работ рассматривается как вид самостоятельной работы студентов.
Овладение умениями работы с текстовой информацией, развитие способностей к письменной речи - тот уровень познавательной деятельности, который требует особого внимания, времени, усилий, как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей, консультирующих и ориентирующих студентов в освоении учебного материала.
Освоение приёмов работы над научным текстом, правил оформления письменных работ открывает студентам широкие возможности не только поиска и отбора информации, но и структурирования, формулирования, раскрытия сущности изучаемых проблем. Текст подготовленной и представленной письменной работы позволяет целостно оценить:
способность автора грамотно, осмысленно, творчески применять полученные знания, демонстрируя собственное обоснованное отношение к различным аспектам затрагиваемой проблематики;
степень овладения автором научно-методологическими основами исследования и конкретными методическими приёмами анализа целей и условий профессионально-управленческой деятельности на различных уровнях и в различных сферах общественной практики;
умение самостоятельно анализировать источники, в том числе разного рода документы, литературу, формулировать разрабатываемые положения, аргументировано обосновывать выводы и предлагаемые рекомендации с учётом собственного профессионального, а также изученного отечественного и зарубежного опыта.
1.1 Общая характеристика научного стиля речи
В общей системе культуры тексты выполняют, по крайней мере, две основные функции: адекватную передачу значений и порождение новых смыслов.
Первая функция выполняется наилучшим образом только при наиболее полном совпадении кодов говорящего и слушающего и, следовательно, при максимальной однозначности текста. Идеальным и предельным механизмом для такой операции будет искусственный язык или текст на искусственном языке.
Вторая функция текста - порождение новых смыслов. В этом аспекте текст перестаёт быть пассивным звеном передачи некоторой константной информации между входом (отправитель) и выходом (получатель).
Если в первом случае разница между сообщением на входе и на выходе информационной цепи возможна лишь в результате помех в канале связи и должна быть отнесена за счёт технических несовершенств системы, то во втором она составляет самое сущность работы текста как «мыслящего устройства».
Естественно, что механизм текста должен быть организован как специфическое риторическое построение «текста в тексте», при котором различие в закодированности разных частей текста делается выявленным фактором авторского построения и читательского восприятия текста. Переключение из одной системы семиотического осознания в другую на каком-то структурно внутреннем рубеже составляет основу генерирования смысла через приобретение черт повышенной условности, подчёркивая риторическое соединение «вещей» и «знаков вещей» в едином текстовом целом и порождая двойной эффект - одновременно и условность условного и его безусловную подлинность6.
Возникновение, с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека на первых порах породило стиль научного изложения близкий к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного стиля произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем своё влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.
Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:
предварительное обдумывание высказывания,
монологический характер речи,
строгий отбор языковых средств,
стремление к нормированной речи.
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
Научный, предназначение этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий и характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т.д.7
Научно-учебный, характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т.д. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов8.
Научно-популярный стиль, предназначенный для аудитории, которая не имеет специальных знаний в научных областях. Ю.А.Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно и художественно»9, то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощённый характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Особенностями этого стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).
Реализуясь в письменной и устной форме общения современный научный стиль имеет различные жанры и виды текстов: учебник; справочник; научная статья, монография, диссертация, лекция; доклад; аннотация; реферат; конспект, тезисы, резюме, рецензия, отзыв.
Речь реализуется в таких жанрах как: сообщение, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).
Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчёркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщённый и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты.
1.2 Научная тематика текстов
Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:
Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.
Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трёх типов:
Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.
Межстилевые единицы, то есть стилистически нейтральные языковые единицы, используемые в равной мере во всех стилях.
Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле.
Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.
1.3 Лексика научного стиля
Отвлечённо - обобщённый характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определённых временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределённо-личные предложения, пассивные конструкции).
Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины.
Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определённой системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20% общей лексики данного стиля.
Приведём примеры терминов: атрофия, численные методы этнос, диаспора, диапазон, маркетинг, лазер, аффект, радиолокация, симптом, сфера, биль, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.
Для терминов как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определённом значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими. Обобщённость, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, понятийный язык выступает как более абстрактный»10. С другой стороны, однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объёма научного текста за счёт многократного повторения одних и тех же слов11.
Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочинённое предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и прочее.
1.4 Морфология научного стиля
Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлечённость и обобщённость научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).
Формы единственного числа имён существительных используются в значении множественного числа: Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлечённые существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприёмнике, большие глубины. Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных.
При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщённости научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и другие.
Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передаёт грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчёты, вычисления, наблюдения.
Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и прочее.
Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и прочее.
Ещё одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определённых мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям учёных, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.
Отвлечённость и обобщённость научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлечённо - обобщёнными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид.
Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Союзы легко распадаются.
Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлечённо-обобщающих значений.
Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлечённые по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлечённости и обобщённости в значении «мы в совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.
1.5 Синтаксис научного стиля
Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них.
В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и прочее.
Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения.
Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр.
Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.
Обобщённо-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщённо-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).
|