Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности»


Скачать 315.16 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности»
страница1/3
ТипМетодическая разработка
blankidoc.ru > бланк резюме > Методическая разработка
  1   2   3


Министерство образования Республики Башкортостан

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Башкирский архитектурно - строительный колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности»

Уфа – 2013

Утверждаю

Зам.директора по УМР

_______ Д.А.Степанов

«___»____________2013


Согласовано:

Руководитель МС БАСК

_________ Н.В. Дмитриева

“___” ______________2013


Разработала:

Преподаватель

_________И.В. Роженцова

“___” ______________2013


Рецензенты:
Преподаватель ГАОУ СПО БАСК

Т.Г. Лукьянова
БГПУ, зав.кафедрой педагогики и психологии

профессионального образования, к.п.н.

З.И.Исламова

СОДЕРЖАНИЕ





Введение

4

1.

Структура и функции ролевой игры

6

1.1.

2.
2.1.

Методическая типология ролевых игр

Практика использования ролевых игр на уроках английского языка

Организация подготовки и проведения ролевых игр

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

10

16
26
33

34

35



Введение
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет”.

Ф. Шиллер
Ролевая игра на уроке иностранного языка – это форма организации коллективной учебной деятельности, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. Являясь одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения, в соответствии с ФГОС СПО, ролевая игра призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Этим определяется актуальность выбранной темы.

На данный момент накоплен большой опыт использования ролевых игр на уроках иностранного языка, в ходе подготовки и проведения ролевых и деловых игр происходит активизация возможностей личности и коллектива, повышается чувство ответственности, формируются необходимые профессиональные навыки и личностные качества молодых специалистов. Несмотря на важность и актуальность формирования у студентов среднего профессионального образования коммуникативных умений, в том числе и на уроках английского языка, особенности подготовки и проведения ролевых игр с целью обучения устному профессиональному общению для данного контингента учащихся слабо освещены в методической литературе.

Таким образом, целью моей методической разработки является создание методики проведения ролевых игр на уроках английского языка в среднем профессиональном образовании.

Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского “мнимая ситуация”.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер. Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.
1.Структура и функции ролевой игры
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у студентов активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация. Выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций, которые создаются искусственно. Основные компоненты речевой ситуации – тема, цель и роли. Тема должна быть злободневной. При выборе темы необходимо учитывать и возможность разных подходов к ее освещению, наличие спорных положений. Цель должна быть поставлена так, чтобы она направляла действия участников беседы, указывала на характер их взаимодействия. Реакция студента на ситуацию будет зависеть от того, как он ее интерпретирует, как он понимает свою роль и цель своего участия в акте коммуникации, и от отношения к предложенной роли, насколько она ему импонирует, в какой степени ему близка предложенная мотивация. Воссоздание типичных ситуаций общения (“Знакомство”, “Заказ номера в гостинице”, “В ресторане” и т.д.) позволяет стимулировать речевую деятельность студентов, их коммуникативную активность.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра – это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. С позиции преподавателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для преподавателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается преподавателем.

Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иностранному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению учащихся в деятельность. Как подчеркивает И.А. Зимняя, «используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению». Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить юношеский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у подростка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе пять основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
1.1. Методическая типология ролевых игр
Ролевая игра как вид социально-психологического тренинга обладает устойчивой дидактической структурой, усложненной (по сравнению со структурой детской ролевой игры) за счет введения в нее учебно-воспитательных и профессионально-психологических целей, а также создания социально-психологических и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых целей. Под дидактической структурой ролевых игр подразумевается совокупность ее компонентов (целей, содержания, ролей, социально-психологических и дидактических условий, реквизита) и звеньев (этапов), обеспечивающих ее целостность при различных внешних и внутренних изменениях. Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между преподавателем и студентом, который состоит из 3 этапов:

1) подготовки ролевой игры;

2) проведения ролевой игры;

3) коллективного обсуждения результатов проведения ролевой игры.

Вместе с тем дидактическая структура ролевой игры и характер связей между ее компонентами непрерывно изменяются, что приводит к качественному изменению ролевой игры и методики ее использованию на различных этапах обучения иностранному языку.

В настоящее время в методической литературе существует многообразная классификация ролевых игр. Например, описаны типологии, выстроенные в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, от способа организации, степени сложности.

Принято выделять социально-бытовые и профессионально-педагогические ролевые игры, последние, в сущности, являются разновидностью деловых игр. Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющее найти оптимальные пути решения этих проблем, т.е. это средство воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Ситуации, возникающие в деловой игре, зачастую непредсказуемы. Любое принимаемое решение основано на собственной трактовке происходящего, предшествующих решениях и коррективах, вызванных участием и действиями играющих. Хорошая деловая игра отличается самообучением и самоорганизацией - признаками саморегулирования, в ней нет никакого навязывания извне. Язык имитационной модели лучше всего воспроизводит образ рассматриваемой ситуации, поэтому творческая деятельность участников игры состоит в отыскании в процессе ее проведения проблемы и способов решения.

Интересна типология, разработанная Р.П. Мильруд и И.Р. Максимовой, которая включает в себя пять типов ролевых игр.

Контролируемая ролевая игра (controlled role-play) – это наиболее простая игра. Для участия в ней студенты получают необходимые реплики, их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.

Умеренно контролируемая ролевая игра (semi-controlled role-play) – более сложная игра: участники получают общее описание своих ролей, и проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю, а остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Свободная ролевая игра (free role-play) – учащимся сообщается только об обстоятельствах общения.

Длительная ролевая игра (large-scale role-play) – в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов из деятельности предприятия.

Эпизодическая ролевая игра (small-scale role-play) – в которой разыгрывается отдельный эпизод.

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Интересна позиция зарубежного методиста P.K. Tompkins, выделяющего конвергентную и дивергентную модели ролевых игр. Если используется конвергентная модель, образцы диалогов в ролевой игре определены. Если используется дивергентная модель, образцы диалогов не определены.

На начальном этапе обучения, отмечает P.K. Tompkins, во время ролевой игры по конвергентной модели, собственная деятельность обучаемого является центральной в процессе обучения, но, определяя примерную программу, задачи должен ставить преподаватель. Последующие игры будут более сложными, но проводятся по той же процедурной модели. Однако позднее, когда ролевые игры по конвергентной модели уже несколько раз проведены, можно следовать дивергентной модели, позволяя студентам управлять происходящим действием самостоятельно. В такой ролевой игре студенты разрабатывают свой собственный проект.

Наиболее приемлемыми для использования на уроках иностранного языка в среднем профессиональном образовании, в соответствии с ФГОС, являются умеренно контролируемые и свободные игры. В умеренно контролируемых программа игры определяется преподавателем, а задача студентов – подготовиться и принять участие во всех планируемых ситуациях. При проведении свободных игр студенты получают только общее описание задания, а программу игры, ее сценарий и языковое содержание должны подготовить самостоятельно. Они сами выбирают событие, подлежащее моделированию, подбирают соответствующий речевой материал, определяют роли участников.

Для того, чтобы интерес к ролевым играм не уменьшался, а подготовка к ним не становилась алгоритмическим упражнением, типы ролевых игр рекомендуется чередовать. Однако в условиях небольшого количества часов, отводимого на изучение иностранного языка в ССУЗах, трудно предполагать, что студенты смогут после проведения с ними умеренно контролируемой ролевой игры самостоятельно подготовить и провести свободную ролевую игру. Для этого вводится специальный, промежуточный тип ролевых игр – сценарные игры. При подготовке к игре студенты готовят программу, сценарий под руководством преподавателя, затем подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. Таким образом, ролевые игры, упорядоченные по целевому назначению, по уровню самостоятельности студента в иноязычном обеспечении роли и по субъекту управления, а также расположенные с учетом принципа постепенного нарастания трудностей, образуют методическую типологию ролевых игр, которые представлены в виде таблицы:
Таблица 1. Типология ролевых игр на уроках английского языка в СПО




п/п

Тип ролевой игры по

языковому содержанию

Тип ролевой игры по способу организации подготовки

1

Социально-бытовая

Умеренно контролируемая

2

Социально-бытовая

Сценарная

3

Социально-бытовая

Свободная

4

Деловая

Умеренно контролируемая

5

Деловая

Сценарная

6

Деловая

Свободная


При обращении к методической типологии следует учитывать, что в процессе использования ролевой игры качественные изменения структурных компонентов игры осуществляются постепенно. Это, однако, не снижает методической значимости типологического описания, поскольку полученная типология адекватно отражает закономерности развития ролевой игры как средства обучения профессионально-педагогическому общению в среднем профессиональном образовании
2. Практика использования ролевых игр на уроках английского языка

Одним из эффективных путей активизации устного общения в профессионально-ориентированном курсе, в соответствии с ФГОС СПО, является использование ролевых и деловых игр, позволяющих включать в процесс обучения иностранному языку модель будущей трудовой деятельности учащихся. В рамках данной типологии разработана следующая схема организации учебного процесса. Комплекс ролевых игр, проводимых на уроках, состоит из двух блоков: блока ролевых игр и блока деловых игр. В каждом блоке три игры разных типов:


Ролевые игры

Деловые игры

«Заказ номера в гостинице»

«Визит иностранной делегации»

«Современная семья»

«Презентация компании»

«Прогулка по Лондону»

Устройство на работу


Учитывая возраст учащихся и их предметно-коммуникативные потребности, можно предположить, что наиболее приемлемыми для проведения на уроках английского языка в среднем профессиональном образовании являются умеренно контролируемые и свободные игры. В умеренно контролируемых играх программа игры определяется преподавателем, а задача студентов – подготовиться и принять участие во всех планируемых ситуациях. При проведении свободных игр студенты получают только общее описание задания, а программу игры, ее сценарий и языковое содержание они должны подготовить самостоятельно. Учитывая, что на изучение дисциплины «Иностранный язык» в ССУЗе отведено небольшое количество часов, нужно отметить, что для проведения свободных игр требуется ввести специальный, промежуточный тип игры, при подготовке к которой студенты готовят программу, сценарий под руководством преподавателя. Затем они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. Подобные игры называются сценарными играми. Ролевые игры по способу проведения и содержанию усложняются от игры к игре.

Первая играявляется социально-бытовой и умеренно контролируемой. Это самая простая игра. Она служит цели снятия психологической напряженности у студентов и развития мотивационной сферы. Программа проведения игры разрабатывается преподавателем, студентам же сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, учащиеся составляют собственные диалоги, имея возможность получить консультацию преподавателя по лексическому и грамматическому материалу. Хорошо, если диалоги-образцы будут, как можно больше видоизменены по собственному желанию обучаемого, в них должна быть представлена личность персонажа, роль которого принимает на себя каждый из студентов.

Ниже предложен примерный план ролевой игры «В отеле». В качестве основы при подготовке первой ролевой игры использован материал учебника И.С. Богацкого «Бизнес-курс английского языка».

Этап 1. Объявляется тема урока и происходит введение в ситуацию. Преподаватель (руководитель игры) ставит задачу, объясняет условия игры, раздает темы-задания для общения на английском языке. Весь материал разбивается на фрагменты и предлагается программа игры. Все возможные в ходе игры диалоги и ситуации детально разрабатываются в ходе изучения темы. На первом же занятии учащиеся получают имена иностранных специалистов. Урок рассчитан на 2 академических часа. Программа ролевой игры следующая:

  • Ситуация «В аэропорту. Знакомство».

  • Ситуация «Устройство в гостиницу». Выбор номера.

  • Ситуация «Проблемы, возникающие в ходе проживания в гостинице». Решение этих проблем.

  • Пресс-конференция. Рассказы о своих родных странах.

  • Отзыв о проживании в гостинице.

Этап 2. Индивидуальные и коллективные решения. Работа в парах. Коллективная работа игроков. В ходе подготовки к ролевой игре учащиеся должны найти материал о своих «родных» странах, что способствует формированию навыков самостоятельной работы, собирают фотографии, картинки, сами готовят некоторый наглядный материал: визитные карточки, таблички “Manager”, “Receptionist”. Итак, задачей каждого студента является: подготовить свою «легенду», чтобы принять участие в ситуации «Знакомство», подготовить диалог, чтобы принять участие в ситуации «Устройство в гостиницу»; придумать проблему, которая может возникнуть в ходе проживания в номере (неисправность оборудования, шум, создаваемый соседями, и так далее); в типовой ситуации «Правила поведения в гостинице» необходимо внимательно прослушать текст и выполнить задание; принять участие в пресс-конференции, посвященной обычаям и традициям различных стран; написать отзыв о проживании в гостинице.

Используется изученный фонетический, грамматический и лексический материал по темам:

Ситуация «В аэропорту».

We are at the airport now. We are here to meet our colleagues Russell Brundon, Arthur Clark, Joan Brown and Maurice Morgan.

Ребята выходят и кратко рассказывают о себе (рассказать из какого города он приехал, какую компанию представляет и какая у него должность). Студенты «знакомятся», задают друг другу вопросы.

Работа по тексту «Hotels»

а) Чтение текста.

б) Проверка понимания прочитанного.


Ситуация «В гостинице». Бронирование номеров. Регистрация в отеле.

а) Выступление менеджера.

б) Заказ номера в гостинице.

в) Службы быта и сервисное обслуживание.

Игроки воспроизводят быт и сцены из жизни отеля, с которыми они познакомились во время деловой поездки. Особое внимание уделяется использованию профессиональной лексики. Каждый участник получает карточку посетителя гостиницы и заполняет левую часть ее внешней стороны.

Пресс-конференция.

Ребята подготовили рассказы о своих «родных» странах, картинки и фотографии с видами городов и достопримечательностей.

Этап 3. Подведение итогов. Руководитель анализирует работу игроков, объявляет победителей в парных и коллективных формах общения на английском языке. Студентам предлагается заполнить карты самооценки после проведенной ролевой игры. Учитывается этикет делового общения, обращается внимание на фонетику, произношение, использование лексического материала, особенно профессиональной лексики. Наиболее удачный из подготовленных студентами сценарий ролевой игры представлен в Приложении 1.


Вторая игра является сценарной, социально-бытовой. Эта игра сложнее, чем умеренно контролируемая, так как требует коллективной учебной деятельности студентов по созданию сценария под руководством преподавателя. В ходе подготовки к данной игре преподаватель, объясняя, заполняя разнообразные таблицы, ставя проблемные вопросы, демонстрирует методы работы с текстом, обучает поисковому, изучающему и ознакомительному чтению.

Базовый для проведения ролевой игры текст изучается под руководством педагога, определяется от чьего лица идет повествование или диалог, строятся предположения о характерах персонажей; студенты пытаются предположить, как будут разворачиваться события.

После этого начинается работа по определению ролей и наполнению их конкретным языковым содержанием на основе видоизмененных, изученных ранее текстов из учебника и из дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем или выбранной студентами самостоятельно. Учитывая, что уровень языковой подготовки невысок, сценарий ролевой игры оформляется письменно, так как эта форма присутствует в программах для всех типов учебных заведений, на всех этапах обучения иностранному языку. В ходе презентации ролевой игры каждый из студентов может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося тем самым в игру элемент импровизации.

Итак, усложнение социально-бытовых игр происходит как по типам взаимоотношений, складывающихся между персонажами, участниками игры и преподавателем, так и по способу организации подготовки к ней. Конечно, определение данных игр как социально-бытовых, довольно условно, так как в них имеются некоторые черты, свойственные деловым играм, а именно - фрагменты производственной деятельности представителей различных профессий. Необходимо отметить, что, всевозможные варианты межличностных взаимоотношений, которые складываются в процессе работы фирмы с клиентами представляют интерес для студентов среднего профессионального образования, так как дают широкую возможность проявить свою Я-позицию.

Третья ролевая игра по содержанию социально-бытовая. По способу организации подготовки эта игра является свободной и служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы. Студенты должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя не только рекомендуемую литературу, но и материалы выставок и Интернет.

Проблемные ситуации, успешное разрешение которых является задачей игры и ее изюминкой, определяются самими обучаемыми. В процессе подготовки студенты работают с текстом, который служит основой для игры, самостоятельно. Они продумывают возможную ситуацию, предшествующую появлению данного текста, и ситуацию, которая последует за текстом, видоизменяют материалы, подобранные для языкового наполнения роли, преобразовывая диалоги в монологи или монологи в диалоги, меняя отдельные предложения или даже факты по своему усмотрению. Сценарий оформляется в письменной форме, для презентации ролевой игры возможна подготовка визуальных опор в виде списка ключевых слов, плана высказываний, схемы текста. Обучение всем видам чтения и письму в ходе подготовки ролевой игры идет взаимосвязано.

Четвертая игра является умеренно контролируемой деловой игрой, в которой предусматриваются ролевые взаимоотношения, связанные с выполнением профессиональных функций. Следует отметить, что поскольку это первая деловая игра, в ней используются только типовые ситуации, возникающие в профессиональной деятельности. Студенты должны принять участие во всех планируемых ситуациях в соответствии со своими ролями и должностными обязанностями, свойственными каждой роли, разработать и воплотить в жизнь культурную программу для иностранных партнеров. В ходе подготовки к данной деловой игре легко отслеживается уровень сформированности навыков самостоятельной работы и владения стратегиями элементарной эвристической деятельности. Каждый студент получает индивидуальное домашнее задание - подготовить какую-либо роль и принять участие во всех планируемых ситуациях, причем, задания различаются по степени сложности. Некоторые виды монологических высказываний или диалогов готовят все студенты, что предполагает, что все студенты могут осуществить повторение изученного, найти в учебнике необходимый материал, а некоторые студенты должны подготовить свою роль, используя дополнительные источники информации, самостоятельно подбирая материал и совершенствуя навыки работы с текстом. Происходит постановка задачи «для себя», учащийся обдумывает свою роль, придумывает «легенду»: возраст, семью, черты характера, стиль поведения. Затем начинается самостоятельная работа. Студент решает, какую дополнительную литературу использовать, где можно проявить свою индивидуальность, юмор. Думает о том, как он будет выглядеть на фоне других студентов. Интерес к предстоящей игре поддерживается при помощи регистрации темпов продвижения к цели.

Наблюдая за ходом деловых игр, от игры к игре студент строит свое поведение по аналогии, тем самым вырабатывается стереотип поведения в игровых ситуациях. Естественно, что каждый студент привносит свой личностный элемент в разработку ситуации.

Пятая игра – сценарная, предполагается, что не преподаватель предъявляет примерный план игры, а студенты определяют ее программу, сценарий и возможные роли совместно с преподавателем, который при помощи наводящих вопросов организует повторение материала, изученного в ходе освоения других учебных дисциплин, и отрабатывает методы работы с основным текстом. После того, как составлен план ролевой игры, определены главные действующие лица, составлено описание ролей, и разработан примерный сценарий, создаются рабочие группы, включающие учащихся разного уровня обученности. Исполнять роли руководителей следует предложить более сильным ученикам, хорошо владеющим как приемами языковой подготовки, так и технологией группового взаимодействия. Они будут осуществлять организаторские и консультативные функции.

Шестая игра – деловая, свободная и обычно никаких трудностей не вызывает, так как подготовка к ее проведению основывается на продолжающейся на протяжении всего курса обучения системе работы по изучению иностранного языка, и студенты уже в достаточной степени владеют методикой подготовки к ролевым и деловым играм. Ниже предложен примерный план ролевой игры «Устройство на работу»

Возможные роли: представитель кадрового агентства, представители компаний, соискатели вакантных должностей.

Программа игры:

1. Выступление представителей компаний, которым требуется персонал.

2. Собеседование работодателей с кандидатами на вакантные должности. Кандидат должен иметь при себе готовое резюме, уметь заполнять анкету и написать заявление о приеме на работу. Заранее предлагаются примерные вопросы для собеседования. Say a few words about yourself. What knowledge and skills do you need? Do you need to have good knowledge in English? We have a lot of applicants for this job, why should we appoint you? Which is more important to you: status or money? What do you think are your strengths and weaknesses?

3.Обсуждение результатов интервью и принятие решения о приеме на работу.

В ходе обучения устному профессиональному общению с использованием предлагаемой методики происходит многократное повторение лексического материала, диалогов, идет формирование навыков самостоятельной работы по изучению английского языка, в процессе моделирования ситуаций происходит изучение действительности в игровой форме, что служит повышению профессиональной компетенции студентов.
2.1. Организация подготовки и проведения ролевых игр
При организации ролевых игр предполагается, что их участники обладают определенным арсеналом знаний, умений и навыков по данному материалу, теме, а потому игры применяются на завершающем этапе обучения. Следует принимать во внимание и двойную трудность ролевой игры на иностранном языке: учащемуся необходим не только достаточно высокий уровень языковой подготовки, но и знания по специальности, ведь в игре всегда есть проблема, несоответствие, конфликт. Поэтому ролевым играм как методу обучения предшествует большая подготовительная работа. Ниже представлены этапы подготовительной работы с точки зрения организации ролевой игры.

Обучение на первом этапе включает в себя целый комплекс тренировочных коммуникативных упражнений. Это могут быть речевые действия инициативного и ответного характера, например, фонетические: обучение правильному ударению и интонации при изучении разговорных формул вежливости – приветствий, обращений, благодарности. На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители английского языка; умение вежливо попрощаться; умение представить кого-то кому-то; выразить согласие и несогласие что-то сделать; умение поздравить с праздником, днем рождения; выразить сожаление, извинение; выразить радость, восторг, неудовольствие и т.д. Единицами обучения диалогической речи может быть краткий диалог. Диалоги могут быть разными по структуре. Наиболее распространенные из них:

вопросответ:

Can you skate or ski? – I can ski.

вопросвопрос:

Will you help me? – What can I do for you?

утверждениевопрос:

I shan’t go to the park. – Why? What will you do?

утверждениеутверждение:

This is a box of sweets for you. – Oh, thank you, I like sweets very much.

Единицей обучения диалогу может быть не только краткий диалог, но и целый диалог-образец.

Подстановочные упражнения используются на всех этапах и при прохождении большинства тем курса и служат цели обучения структурам языка. Например, перед студентами ставится задача составить микродиалоги по образцу, что является основой для тренировки и используется при закреплении грамматических структур.
  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconДоклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка»
...

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconМетодическая разработка по теме: работа над проектами
ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению...

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» icon«Творческие задания как средство развития иноязычной письменной речи»
Использование творческих заданий при обучении письму на уроках английского языка. (из опыта работы)

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconЛитература, эор. 33 стр
«Разработка видов и форм организации учебной деятельности на уроках по изучению иностранных языков как средство формирования и развития...

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconМетодическая разработка: «использование различных видов фонетической...
К сожалению, большинство учителей считают, что английское произношение очень трудное, при этом они думают о правилах чтения и об...

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconТема опыта: «Развитие критического мышления младших школьников через...

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconРабочая программа по истории в 5 классе ( с учетом требований фгос) 2015-2016у г
Реализация рабочей программы осуществляется на основе активизации учебной деятельности через использование методик проблемного обучения,...

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconШалабаева Татьяна Викторовна мдоу детский сад №51 воспитатель 32-11-54
«Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников»

Методическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» iconФормирование и развитие интеллектуальных умений при обучении чтению на уроках иностранного языка
Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельности....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru