Скачать 1.36 Mb.
|
Документ предоставлен КонсультантПлюс Изменения за последний месяц КонсультантПлюс, 16.01.2017 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ И НАЛОГАМ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Общие вопросы подготовки бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Кто должен составлять бухгалтерскую отчетность бюджетных и автономных учреждений Формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений и Инструкция по их заполнению (далее - Инструкция N 33н) утверждены Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н. Бухгалтерскую отчетность по указанным формам должны составлять все государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, государственные (муниципальные) автономные учреждения. Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н не распространяется на операции государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по осуществлению ими в соответствии с законодательством РФ следующих полномочий: - полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме; - полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, при получении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств; - полномочий главного распорядителя бюджетных средств наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджета. Об этом сказано в п. 2 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н. См. дополнительно: - как составить бюджетную отчетность. За какой период составляется бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений Бухгалтерская отчетность бюджетными и автономными учреждениями, а также их обособленными подразделениями (филиалами) (далее - учреждения) составляется ежеквартально и за год. Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", абз. 5 п. 3 Инструкции N 33н). Что такое отчетная дата и отчетный год для составления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Отчетной датой считается дата, по состоянию на которую составляется бухгалтерская отчетность. Пунктом 2 Инструкции N 33н установлены следующие отчетные даты <1>: - для квартальной отчетности - 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года; - для годовой отчетности - 1 января года, следующего за отчетным. -------------------------------- <1> Заметим, что ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ установлено, что отчетной датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных учреждений считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря года их создания. Для бюджетного, автономного учреждения, созданного в течение финансового года путем изменения типа казенного учреждения, первым отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность, считается период с момента изменения типа учреждения по 31 декабря года его создания. Такие правила установлены в п. 3 Инструкции N 33н. Например, казенное учреждение с 1 июля текущего года изменило тип на бюджетное. В этом случае годовую бухгалтерскую отчетность бюджетное учреждение должно представить за период с 1 июля по 31 декабря текущего года. Для учреждения, в отношении которого в течение финансового года принято решение об изменении его типа в целях создания казенного учреждения, отчетным годом считается период с начала финансового года, в котором принимается указанное решение (с даты регистрации учреждения), и до момента изменения типа учреждения на казенное (до дня включения казенного учреждения в реестр ПБС). Например, бюджетное учреждение с 1 июля текущего года изменило тип на казенное и включено в реестр ПБС. В этом случае годовую бухгалтерскую отчетность оно должно представить за период с 1 января по 30 июня текущего года. Что такое межотчетный период для составления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Межотчетным периодом считается условный период, логически следующий за дополнительным периодом предыдущего финансового года и заключением счетов бухгалтерского учета, но отражающий изменение входящих остатков на счетах бухгалтерского учета текущего финансового года, для отражения операций, необходимость проведения которых обусловлена внесением изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета, или проведением реорганизационных мероприятий (Письмо Казначейства России от 26.12.2013 N 42-7.4 - 05/2.2 - 866). У учреждений в межотчетный период могут отражаться, например, следующие операции: - переоценка стоимости нефинансовых активов; - прием-передача нефинансовых, финансовых активов и обязательств при создании казенного учреждения путем изменения типа бюджетного (автономного) учреждения в течение финансового года; - перенос остатков на счетах бухгалтерского учета на начало финансового года при внесении изменений в порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части изменения КОСГУ; - перенос остатков на счетах бухгалтерского учета на начало финансового года при внесении изменений в план счетов бухгалтерского учета в случае изменения кодов счетов бухгалтерского учета; - перенос остатков на счетах бухгалтерского учета на начало финансового года в рамках передачи учреждения между публично-правовыми образованиями; - корректировка данных бухгалтерского учета в связи с изменением порядка учета хозяйственных операций. Такой вывод можно сделать из Письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798. Что необходимо сделать перед составлением бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Бухгалтерская отчетность формируется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений. Перед составлением отчетности необходимо провести сверку оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. Данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств, проведенной учреждением в порядке, установленном в рамках формирования учетной политики. Такие правила установлены в п. 9 Инструкции N 33н. См. дополнительно: - как провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Какие правила необходимо соблюдать при составлении бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться следующие правила: - бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги (ф. 0504072) и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки показателей регистров аналитического и синтетического учета (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 9 Инструкции N 33н); - в бухгалтерской отчетности отражаются показатели деятельности всех подразделений учреждения (филиалов и представительств) независимо от их места нахождения (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 5 Инструкции N 33н); - бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года (п. 4 Инструкции N 33н); - числовые показатели выражаются в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 4 Инструкции N 33н); - показатель по бухгалтерскому учету, имеющий отрицательное значение, отражается в бухгалтерской отчетности со знаком "минус" в случаях, предусмотренных Инструкцией N 33н (п. 10 Инструкции N 33н); - в бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. Данные бухгалтерского учета для составления бухгалтерской отчетности формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год (далее - событие после отчетной даты) (п. 3 Инструкции N 157н). В случае если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской отчетности, то информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) (п. 3 Инструкции N 157н). Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем учреждения (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется, если все ее показатели не имеют числового значения (п. 10 Инструкции N 33н). Перечень форм, не включенных в состав бухгалтерской отчетности учреждения ввиду отсутствия числовых значений показателей, приводится в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) (п. 56 Инструкции N 33н). Пример оформления текстовой части Пояснительной записки Бюджетное учреждение не осуществляет консолидируемых расчетов в связи с отсутствием у учреждения обособленных подразделений. Соответственно, Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) учреждение не формирует. В Пояснительной записке, которую необходимо составить при подготовке годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности, информация об этом может быть отражена следующим образом: "В составе годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности не формируется Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) в связи с отсутствием у учреждения обособленных подразделений". Соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления, а также дополнительную периодичность подачи бухгалтерской отчетности (п. 8 Инструкции N 33н). Так, например, Приказом Минфина России от 12.05.2016 N 60н утверждены дополнительные формы бухгалтерской отчетности для федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также порядок их составления и представления. Отметим, что Инструкция N 33н не предусматривает проставления прочерков в пустых графах бухгалтерской отчетности. На наш взгляд, в отчетности, представляемой на бумажном носителе, ставить прочерки в графах, в которых отсутствуют числовые показатели, все же целесообразно. Это позволит уменьшить риск возникновения спорных моментов при проверке бухгалтерской отчетности учредителем (финансовым органом). Как заполнить титульную часть формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений В титульной части каждой формы бухгалтерской отчетности заполняются следующие реквизиты: - отчетная дата, по состоянию на которую составляется бухгалтерская отчетность; - наименование учреждения. Оно приводится в соответствии с уставом учреждения (ст. 6.1, п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"); - код по ОКПО, присвоенный учреждению органами Росстата после государственной регистрации; - наименование учредителя (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование); - наименование органа, осуществляющего полномочия учредителя; - коды по ОКТМО и ОКПО органа, осуществляющего полномочия учредителя; - глава по БК - код главы учредителя в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации или законом (решением) о соответствующем бюджете; - наименование и код вида финансового обеспечения (деятельности); - периодичность представляемой формы отчетности. Отдельные формы включаются в состав бухгалтерской отчетности, которая представляется за разные отчетные периоды (например, Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) включается как в квартальную, так и в годовую бухгалтерскую отчетность). В таких формах необходимо подчеркнуть то значение, которое соответствует отчетному периоду (квартальная, годовая); - единица измерения (с указанием кода по ОКЕИ). Согласно п. 4 Инструкции N 33н данные бухгалтерской отчетности приводятся в рублях, поэтому в качестве единицы измерения необходимо указать "руб." (код по ОКЕИ - "383"). Примечание Определить код ОКТМО можно на сайте ФНС России в электронном сервисе "Узнай ОКТМО" по адресу: http://nalog.ru. Сервис позволяет определить код ОКТМО по коду ОКАТО, по наименованию муниципального образования, а также посредством справочника "Федеральная информационная адресная система (ФИАС)" (см. Информацию ФНС России). Кто подписывает бухгалтерскую отчетность бюджетных и автономных учреждений Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической информации. Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение бухгалтерского учета, а также руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 5 Инструкции N 33н. Кому, в какой форме и каким способом представляется бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений Бухгалтерская отчетность представляется учреждением в орган государственной власти, орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо по решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, в указанный финансовый орган. Представление бухгалтерской отчетности осуществляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа на электронном носителе либо путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. При определении порядка представления учреждением бухгалтерской отчетности в виде электронного документа на электронном носителе или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи учредитель предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи отчетности в электронном виде, а также положения об обязательном обеспечении защиты информации. При этом требования к форматам и способам передачи отчетности в электронном виде должны соответствовать обязательным требованиям к форматам и способам передачи бюджетной отчетности в электронном виде, утвержденным финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия (см., например, Требования к форматам и способам передачи в электронном виде бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в Федеральное казначейство. Версия Требований 8.0, утвержденные Казначейством России 02.08.2016). Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется от имени учреждения главным бухгалтером учреждения или лицом, ответственным в учреждении (централизованной бухгалтерии) за ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом. Такие правила установлены в п. 6 Инструкции N 33н. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ бюджетные и автономные учреждения как налогоплательщики обязаны также представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения. Форматы представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 01.03.2016 N ММВ-7-6/109@. Внимание! Автономное учреждение представляет учредителю, иному внешнему пользователю отчетности дополнительно к годовой бухгалтерской отчетности информацию о ее рассмотрении наблюдательным советом автономного учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 7 Инструкции N 33н). В какие сроки представляется бухгалтерская отчетность 1>1> |
Порядок составления и представления отчетности в 2010 г см в Практическом пособии по годовой бухгалтерской отчетности 2010 | В путеводителе по налогам Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности-2011 | ||
Аналитические свойства форм бухгалтерской отчетности и пользователи бухгалтерской отчетности | Понятие отчетности. Виды отчетности: бухгалтерская, статистическая, оперативная. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности... | ||
Заполнение отчетных форм и подготовка пояснительной записки к бухгалтерской отчетности 13 | Учебно-практическое пособие предназначено для специалистов мсх, лекторов системы дпо, а также руководителей и членов кфх, ип участников... | ||
Федеральный закон Российской федерации «О бухгалтерском учете» о бухгалтерской отчетности | Отражение в бухгалтерской отчетности обеспечений обязательств и платежей выданных | ||
... | В информационном банке "Бухгалтерская пресса и книги" раздела "Финансовые и кадровые консультации" включена книга издательства "АйСи... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |