Скачать 66.67 Kb.
|
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» Пивоварова Н.В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург При подготовке бакалавров профиля «Налоги и налогообложение» особое внимание следует уделять прикладному аспекту дисциплин налогового цикла. В соответствии с рабочей программой дисциплины «Налоговый учет и отчетность» на лекционные и лабораторные занятия отводится по 18 часов. Самостоятельная работа студентов составляет 72 часа. Использование различных методов обучения позволяет вовлекать на лабораторных занятиях студентов с любым уровнем подготовки. Студенты должны самостоятельно изучать не только теоретические вопросы, касающиеся порядка исчисления налогов, но и применять эти знания при решении практических задач и заполнении налоговой отчетности. При изучении дисциплины «Налоговый учет и отчетность» студенты опираются на знания, полученные ранее при освоении дисциплин «Бухгалтерский учет и анализ», «Налоговое администрирование», «Налогообложение организаций». Одним из наиболее эффективных методов обучения являются деловые игры, проводимые на лабораторных занятиях. С помощью деловой игры интересно может быть раскрыта достаточно сложная тема «Налоговый учет и порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость». Налог на добавленную стоимость относится к наиболее сложным в исчислении и запутанным налогам, характеризующимся большим количеством ежегодных изменений на законодательном уровне. Что, конечно, вызывает определенные трудности в понимании и изучении порядка заполнения налоговой декларации. В процессе игры студенческая группа разбивается на 4-5 условных фирм, которые сталкиваются с практическими ситуациями, связанными с исчислением налога на добавленную стоимость, заполнением налоговой декларации и представлением ее в налоговый орган. Цель игры состоит в следующем: - закрепить теоретические знания, полученные на лекции; - сформировать навыки работы с различными источниками информации, включая Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2), приказ Федеральной налоговой службы по заполнению налоговой декларации по НДС, материалы с официального сайта Федеральной налоговой службы и других министерств и ведомств) [1,2,3,4]; - ознакомиться с электронными сервисами Федеральной налоговой службы, такими как «Подача заявки на государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц», «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции», «Нормативные и методические материалы ФНС России», «Заполнить платежное поручение» и другими; - сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, связанные со способностью проанализировать исходные данные и рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, с умением работать в коллективе, находить верные решения, использовать современные технические средства и информационные технологии. Каждая из условных фирм, изучив предложенную практическую ситуацию, законодательные и иные нормативные материалы, должна выполнить следующие задания / ответить на вопросы: - дать характеристику организации, как налогоплательщику (определить вид экономической деятельности, режим налогообложения, выступает в роли налогоплательщика или налогового агента, является головным подразделением, филиалом, представительством, в какой налоговой инспекции состоит на учете и т.д.); - описать взаимосвязь документов, лежащих в основе заполнения налоговой декларации по НДС и заполнить их, обращая внимание на обязательные реквизиты (счет-фактура: обычный, корректировочный, исправленный, журнал учета счетов-фактур, книга покупок, книга продаж); - перечислить основные требования, предъявляемые к заполнению налоговой декларации по НДС; - определить срок представления налоговой декларации по НДС, не влекущий налоговой ответственности; - определить состав налоговой декларации по НДС, исходя из вида деятельности, характера осуществляемых операций условной фирмы - рассчитать НДС, подлежащий уплате условной фирмой; - заполнить налоговую декларацию по НДС, описав разделы, которые вошли в состав налоговой декларации. Данная работа выполняется под наблюдением и с помощью преподавателя. Руководитель условной фирмы организует работу своего коллектива так, чтобы каждый из них смог ответить на любой из поставленных вопросов. Затем перед аудиторией каждая из фирм представляет свою организацию, описывает свою ситуацию и обосновывает порядок расчета НДС и заполнения налоговой декларации, опираясь на конкретные статьи Налогового кодекса российской Федерации и нормативные документы, определяющие правила заполнения документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Остальные участники задают дополнительные вопросы. Если участники группы не находят верных решений за отведенное на занятиях время, у них остается возможность выполнить задания дома и принести заполненные документы к началу следующего занятия. Правильность принятых решений оценивают условные налоговые органы, назначенные преподавателем из состава студенческой группы, не вошедшие ни в одну из условных фирм. Представители условной налоговой инспекции должны выполнить следующие задания: - описать действия налогового органа при приеме налоговой декларации по НДС; - перечислить основания для отказа в приеме налоговой декларации; - проверить контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость; - определить возможные меры ответственности (налоговой, административной, уголовной) в случае несвоевременной подачи налоговой декларации, неправильного расчета суммы налога на добавленную стоимость, нарушения учета доходов и расходов налогоплательщиком, неправильного отражения хозяйственных операций, в случае нарушения способа представления налоговой декларации); обозначить пути их смягчения или избежания. В процессе обсуждения практических ситуаций необходимо обратить внимание на следующие дискуссионные вопросы, нашедшие отражение в материале лекции и подготовленные студентами заранее: - основные изменения законодательства, касающиеся порядка расчета налога на добавленную стоимость; - последовательность действий продавца и покупателя при выставлении корректировочного счета-фактуры при увеличении (уменьшении) цены товара, его количества; - особенности выставления счетов-фактур, заполнения книги покупок и продаж; - порядок отражения операций и расчета налога на добавленную стоимость в случаях полной оплаты, предварительной оплаты, частичной оплаты товаров (работ, услуг); - типичные нарушения порядка исчисления налога на добавленную стоимость и заполнения налоговой декларации; - состав налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при совершении операций на внутреннем и внешнем рынке; - порядок представления уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость; - проблемы незаконного возмещения налога на добавленную стоимость и пути их решения; - примеры арбитражной практики разрешения налоговых споров по налогу на добавленную стоимость; - другие актуальные вопросы. Вопросы могут быть подготовлены и представлены студентами в форме слайдов, повышающих наглядность материала и степень его усвоения. При подготовке бакалавров профиля «Налоги и налогообложение» деловые игры как метод обучения используются при изучении дисциплин «Налогообложение организаций», «Организация и методика налоговых проверок», «Практикум по методике исчисления и уплате налогов и сборов». Деловая игра способствует глубокому изучению и закреплению учебного материала, активизирует взаимодействие студентов и преподавателя, делает возможным обмен мнениями по проблемным вопросам налогообложения. Опираясь на полученные знания и навыки, студенты учатся публично защищать свою позицию. Деловая игра способствует более детальному ознакомлению с будущей профессией, выбору темы дипломной работы и помогает подготовиться к преддипломной практике, к государственным квалификационным экзаменам. Значительный вклад в изучение дисциплины «Налоговый учет и отчетность» и ряда других дисциплин при подготовке бакалавров профиля «Налоги и налогообложение» могли бы оказать научно-практические семинары с приглашением представителей компаний, осуществляющих доставку электронной отчетности и электронный документооборот. На семинарах следует осветить вопросы развития телекоммуникационных форм передачи налоговой отчетности. Не менее интересны и результативны были бы подобные семинары с приглашением представителей налоговых инспекций, где следует рассмотреть практические аспекты и проблемы приема налоговой отчетности, ее обработки, проведения налогового контроля. Список литературы 1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». 2. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме [Электронный ресурс] Приказ Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558@ // Справочно-правовая система «Гарант». 3. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 // Справочно-правовая система «Гарант». 4. Представление налоговой и бухгалтерской отчётности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn16/taxation/submission_ statements/. |
Программа практики для студентов, обучающихся по магистерской программе «Налоговый менеджмент в компании» (направление «Менеджмент»).—... | Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика»... | ||
«Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального... | «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального... | ||
Положение о Первичной профсоюзной организации студентов в фгбоу впо «Оренбургский государственный институт менеджмента». Оренбург... | Стремительный рост автомобилизации опережает развитие дорожной инфраструктуры и системы нормативно-правового регулирования безопасности... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности «Налоги и налогообложение» при выполнении дипломной работы | Программа государственного квалификационного экзамена по специальности 080107. 65 Налоги и налогообложение / Сост. Г. П. Комарова,... | ||
Программа государственного квалификационного экзамена по специальности 080107. 65 Налоги и налогообложение / Сост. Г. П. Комарова,... | Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения направлений 38. 03. 01 Экономика (налоги и налогообложение);... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |