Рекомендуемые действия должностных лиц учреждения, осуществляющего спортивную подготовку, при проведении внешних проверок Проверки учреждений, осуществляющих спортивную подготовку.
1. Учредители.
Полномочия: проведение ревизий и проверок:
- за подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств для обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств;
- за получателями бюджетных средств по использованию ими субсидий, субвенций в соответствии с условиями и целями их предоставления;
- за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов;
- за подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению ими кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.
План контрольной деятельности составляется и утверждается на календарный год и представляет собой перечень контрольных мероприятий, которые планируется осуществить в следующем календарном году.
Возможно проведение внеплановых контрольных мероприятий.
Составляемая документация должна содержать:
1. Программу контрольного мероприятия, а также документы, отражающие его подготовку (график проведения контрольного мероприятия, документы, подтверждающие ознакомление с материалами предыдущих контрольных мероприятий, и др.).
2. Сведения о характере, сроках, объеме контрольного мероприятия и результатах его проведения.
3. Документы о выполнении отдельных процедур контроля с указанием исполнителей и времени выполнения (акты контрольного обмера, осмотра помещений, земельных участков).
4. Копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного (бухгалтерского) учета, бюджетной отчетности, иных необходимых документов.
5. Письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объектов финансового контроля. Проверяющие также могут получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе контрольного мероприятия.
6. Копии обращений, направленных другим органам финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения.
7. Копии финансово-хозяйственных документов объекта финансового контроля, подтверждающих выявленные нарушения. Они заверяются подписью руководителя проверяемой организации и печатью, в случае отказа в акте делается соответствующая запись.
8. Акты контрольного мероприятия, иную отчетность по результатам проведенного контрольного мероприятия. Результаты контрольного мероприятия подлежат оформлению в письменном виде актом (п. 70 Положения). Для наиболее точного раскрытия информации, содержащейся в акте, необходимо наличие надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии. Ими могут быть заверенные копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц. Справки по результатам проведения контрольных мероприятий, составленные членами ревизионной группы, принимаются руководителем ревизионной группы, который делает запись об этом на последней странице справки.
Акт должен быть составлен в установленные сроки, подписан уполномоченным лицом (лицами) и датирован (п. 73 Положения).
Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, должны подтверждаться достаточными надлежащими надежными доказательствами.
К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов финансового контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
В соответствии с п. 75 Положения в акте при описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены; период, к которому относится выявленное нарушение; суть нарушения; документально подтвержденная сумма нарушения; должностное, материально ответственное или иное лицо объекта финансового контроля, допустившее нарушение.
При составлении акта рекомендуется следующая последовательность изложения результатов: указываются подчиненность объекта контроля, состав ревизионной группы, документы, на основании которых проводилась проверка (удостоверение на проведение проверки (ревизии)), проверяемый период работы и др., потом описывается работа, выполненная объектом контроля, факты нарушений, в конце акта выводится общий список нарушений действующего законодательства.
Решения по результатам контрольного мероприятия принимаются назначившим его лицом (начальником, руководителем) (п. 78 Положения).
Обычно акт составляется в двух экземплярах (при необходимости - в большем количестве экземпляров). Руководитель проверяемой организации должен быть ознакомлен с ним в соответствии с п. 77 Положения, об этом необходимо сделать запись в конце акта. При наличии возражений или замечаний по акту проверки руководитель проверяемой организации может сделать оговорку перед своей подписью, если это регламентировано.
В акте не допускаются выводы и предположения, не подтвержденные документами и доказательствами, морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц объекта финансового контроля, а также исправления (если они не оговорены) (п. 76 Положения).
При наличии письменных возражений или замечаний по акту ревизии со стороны должностных лиц проверяемой организации руководитель ревизионной группы или специалист составляет письменное заключение на представленные возражения. Акт ревизии со всеми приложениями формируется руководителем ревизионной группы (специалистом) в дело, также может храниться и электронная версия акта, идентичная бумажной. Дело должно формироваться в соответствии с порядком оформления документов по реализации материалов контрольного мероприятия.
Акты, направленные в проверяемую организацию с целью устранения и в дальнейшем недопущения выявленных нарушений, ставятся на контроль, для этого можно создать журнал контроля. Информация, свидетельствующая о полном рассмотрении и исполнении находящихся на контроле документов, должна быть внесена в данный журнал.
Содержание программы проверки:
Основание для проведения проверки. В этом пункте программы могут быть указаны: требования плана работы по контрольной деятельности главного распорядителя на соответствующий год либо проверка имеющейся информации о допущенных подведомственным распорядителем или получателем бюджетных средств нарушениях законодательства РФ, которая требует подтверждения или опровержения.
Проверка проводится с целью контроля за:
- целевым использованием бюджетных ассигнований и правильностью расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности;
- соблюдением требований законодательных актов;
- правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Предметом проверки может быть:
- соблюдение инструктивных указаний и положений по организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- обеспечение учета сохранности и расходования материальных и денежных средств;
- порядок расчетов с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами;
- правильность расходования денежных средств на командировки и другие цели, предусмотренные сметой;
- правильность составления проектов бюджетных смет и смет по приносящей доход деятельности;
- правильность исполнения смет (в том числе целевого использования бюджетных средств);
- достоверность бухгалтерской отчетности.
Раздел программы "Вопросы проверки" формируется с учетом предмета проверки.
Если предмет проверки - соблюдение инструктивных указаний и положений по организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, то вопросы проверки могут быть следующие:
- наличие приказа по учетной политике в части бюджетного и налогового учета;
- наличие должностных инструкций для работников бухгалтерии;
- наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота;
- применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;
- правильность и своевременность оформления журналов операций, оборотных ведомостей;
- соответствие итогов журналов операций, оборотных ведомостей данным синтетического учета;
- соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год;
- хранение бухгалтерских документов текущего года и прошлых лет;
- правильность оформления первичных документов.
Если предмет проверки - соблюдение кассовой дисциплины и банковских операций, то проверке могут подлежать следующие вопросы:
- кассовые и банковские операции (проверяются выборочным методом, путем инвентаризации денежных средств и бланков строгой отчетности);
- наличие условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и денежных документов;
- полнота и своевременность отражения в учете поступления наличных денег в кассу, в том числе полученных по чекам;
- использование полученных средств по прямому назначению (забалансовые счета 17, 18);
- достоверность документов, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность и целевой характер произведенных расходов;
- соблюдение лимита кассы;
- правильность учета (поступления и выдачи) бланков строгой отчетности, находящихся в кассе проверяемого учреждения.
Если предмет проверки - сохранность материальных ценностей, ревизии подлежат следующие вопросы:
- правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
- соответствие произведенных расходов утвержденным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
- полнота оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря;
- правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;
- правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29.04.2003, - если проверка охватывает период до 2008 г., и Норм расхода топлив для автомобилей общего назначения, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, - если проверка охватывает 2008 г.;
- использование оборудования по целевому назначению;
- законность сдачи имущества в аренду;
- своевременность и полнота проведения инвентаризации имущества, принятие мер по ее результатам;
- правильность расходования бюджетных средств, направленных на выполнение национальных проектов;
- правильность начисления амортизации на объекты основных средств.
Предмет проверки "Расходование средств на капитальный (текущий) ремонт" может проверяться в разрезе следующих вопросов:
- наличие и правильность составления проектно-сметной документации, а также наличие лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных расходов в зимнее время).
- правильность оформления и соблюдение условий договоров подряда;
- акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);
- накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчика;
- правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, материалы для строительных работ (при необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта).
Предмет проверки "Анализ исполнения бюджетной сметы и сметы по приносящей доход деятельности" обычно содержит следующий перечень вопросов:
- наличие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, своевременность и правильность отражения их в учете;
- исполнение бюджетной сметы (анализ Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на предмет исполнения расходов, в случае наличия неисполненных назначений указывается причина);
- выполнение основных показателей деятельности учреждения.
Если предмет проверки - учет поступления и расходования денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, то вопросами проверки могут быть:
- наличие сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
- наличие предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом учреждения;
- наличие целевых поступлений, добровольных пожертвований, законность оформления данных поступлений;
- ведение раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, целевым поступлениям и добровольным пожертвованиям;
- правильность и достоверность оформления расходования денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- наличие невыясненных платежей без отражения доходов на лицевом счете по учету денежных средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.
Сроки проведения:
При подготовке контрольного мероприятия необходимо проинформировать объект финансового контроля о цели, объеме и сроках проведения контрольного мероприятия (сроки оповещения Положением не регламентируются, что может явиться положительным моментом для проверяемой стороны)
При наличии Административного регламента в субъекте РФ, закрепляются сроки проверки и основания проведения внеплановых контрольных мероприятий (в Нижегородской области срок проведения проверки – не более 45 дней).
Правовое обоснование: ст. 269 Бюджетного кодекса РФ, Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля", Административные регламенты субъектов РФ по исполнению государственной функции «Осуществление государственного финансового контроля за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств» (прим. Нижегородская область).
2.Федеральное казначейство.
Полномочия: предварительный и текущий контроль за:
- непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, утвержденных им лимитов бюджетных обязательств;
- непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденных им бюджетных ассигнований;
- непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований;
- непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, доведенных до них бюджетных ассигнований;
- соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в органы казначейства получателем средств федерального бюджета;
- наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Минфином, возникновение у него денежных обязательств.
|