МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО
от 13 марта 2014 г. N 02-104 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена. С.С.КРАВЦОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Перечень условных обозначений, сокращений и терминов
БД
| База данных
| ГЭК
| Государственная экзаменационная комиссия
| ГИА
| Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
| ИК
| Индивидуальный комплект участника ОГЭ
| КИМ
| Контрольный измерительный материал
| КК
| Конфликтная комиссия
| Минобрнауки России
| Министерство образования и науки Российской Федерации
| ОИВ
| Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования
| ОО
| Образовательная организация
| ОГЭ
| Основной государственный экзамен
| ПК
| Предметная комиссия
| ППЭ
| Пункт проведения государственной итоговой аттестации
| РЦОИ
| Региональный центр обработки информации
| Рособрнадзор
| Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| ФЦТ
| Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования"
| ЭМ
| Экзаменационные материалы
| ПО
| Программное обеспечение
|
1. Нормативная правовая база 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования" (вместе с прилагаемыми Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - Правила формирования и ведения ФИС/РИС));
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 491 "Об утверждении порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников";
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 N 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования". 2. Нормативное правовое регулирование порядка организации
ОГЭ ОИВ субъектов Российской Федерации Основные полномочия ОИВ по организации ОГЭ
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение ГИА в форме ОГЭ, в том числе:
- создают ГЭК, предметные и конфликтные комиссии субъектов Российской Федерации и организуют их деятельность;
- обеспечивают подготовку и отбор специалистов, привлекаемых к проведению ГИА, в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
- назначают руководителей и организаторов ППЭ по согласованию с ГЭК;
- определяют места расположения пунктов проведения экзаменов (ППЭ) и распределение между ними обучающихся, составы руководителей и организаторов ППЭ, уполномоченных представителей ГЭК, технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экзаменаторов-собеседников, ведущих собеседование при проведении устной части экзамена по иностранному языку, в случае если спецификацией КИМ предусмотрено ведение диалога экзаменатора с обучающимся, и ассистентов для лиц, указанных в пункте 34 настоящего Порядка;
- обеспечивают ППЭ необходимым комплектом экзаменационных материалов для проведения ГИА;
- обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче экзаменационных материалов, в том числе определяют места хранения экзаменационных материалов, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ от разглашения содержащейся в них информации;
- организуют формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (РИС), и внесение сведений в ФИС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- организуют информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ГИА через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальных сайтах в сети "Интернет" органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или специализированных сайтах;
- обеспечивают проведение ГИА в ППЭ в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
- обеспечивают обработку и проверку экзаменационных работ в порядке, устанавливаемом настоящим Порядком;
- определяют минимальное количество баллов;
- обеспечивают ознакомление обучающихся с результатами ГИА по всем учебным предметам;
- осуществляют аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей в порядке, устанавливаемом Минобрнауки России;
- также принимает решение об оборудовании ППЭ стационарными и переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи;
- также принимает решение о проведении сканирования экзаменационных работ обучающихся в ППЭ (в аудиториях). Сроки организации информирования о порядке ГИА, в том числе в форме ОГЭ
В целях информирования граждан о порядке проведения ГИА в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, учредителей, загранучреждений, образовательных организаций или на специализированных сайтах публикуется следующая информация:
- о сроках и местах подачи заявлений на прохождение ГИА по учебным предметам, не включенным в список обязательных, - до 31 декабря;
- о сроках проведения ГИА - до 1 апреля;
- о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций - до 20 апреля;
- о сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА - до 20 апреля. Формирование КИМ для проведения ОГЭ
КИМ для проведения ОГЭ формируются и тиражируются учредителями, загранучреждениями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с помощью открытого банка заданий и специализированного программного обеспечения, размещенных на официальном сайте Рособрнадзора или специально выделенном сайте в сети "Интернет".
ОИВ, учредители, загранучреждения обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче экзаменационных материалов, в том числе определяют места хранения экзаменационных материалов, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ от разглашения содержащейся в них информации.
Параметры доступа к открытому банку заданий, указания по работе со специализированным программным обеспечением, общие требования к сборке КИМ, а также общие требования форматированию вариантов КИМ предоставляет ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" уполномоченному представителю субъекта Российской Федерации, ответственному за формирование КИМ ОГЭ. Организация хранения КИМ
Хранение экзаменационных материалов осуществляется в соответствии с требованиями порядка разработки, использования и хранения КИМ, устанавливаемого Рособрнадзором. Вскрытие экзаменационных материалов до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМ, запрещено. Организация доставки КИМ
Экзаменационные материалы доставляются в ППЭ уполномоченными представителями ГЭК в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету.
В случае использования экзаменационных материалов на электронных носителях в зашифрованном виде руководитель ППЭ получает от РЦОИ код расшифровки КИМ и в присутствии уполномоченного представителя ГЭК, общественных наблюдателей (при наличии) организует расшифровку, тиражирование на бумажных носителях и упаковку экзаменационных материалов.
По завершении экзамена запечатанные пакеты с экзаменационными работами в тот же день направляются уполномоченными представителями ГЭК в РЦОИ (структурные подразделения РЦОИ муниципального района и (или) городского округа).
Неиспользованные экзаменационные материалы и использованные КИМ для проведения ОГЭ, а также использованные черновики направляются в места, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, загранучреждением, учредителем для обеспечения их хранения.
Неиспользованные экзаменационные материалы и использованные КИМ для проведения ОГЭ хранятся до 31 декабря текущего года, использованные черновики - в течение месяца после проведения экзамена.
По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицом, определенным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, загранучреждением, учредителем.
Если по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, учредителя, загранучреждения сканирование экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет проводится в ППЭ (в аудиториях), то в ППЭ сразу по завершении экзамена техническим специалистом производится сканирование экзаменационных работ в присутствии уполномоченных представителей ГЭК, руководителя ППЭ, общественных наблюдателей (при наличии). Формирование региональной информационной системы обеспечения проведения ГИА (далее - РИС) и информационный обмен с федеральной информационной системой обеспечения проведения ГИА, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - ФИС)
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивающие проведение ГИА в форме ОГЭ, самостоятельно определяют технические и программные средства, автоматизирующие проведение, обработку и внесение результатов ГИА в форме ОГЭ в РИС;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования и РЦОИ, назначают лиц, имеющих право доступа к РИС, в целях внесения и использования сведений в РИС;
- формирование и ведение РИС, в том числе внесение в РИС сведений, обработка, хранение и использование содержащейся в ней информации, взаимодействие с ФИС, доступ к информации, содержащейся в РИС, а также защита информации осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, с применением единых классификаторов и справочников, стандартизированных технических и программных средств, в том числе позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и классификаторов учетных данных и стандартных протоколов;
- РЦОИ осуществляет формирование и ведение РИС в соответствии с Правилами формирования и ведения ФИС/РИС, порядком проведения ГИА в форме ОГЭ;
- для ведения РИС в субъекте РФ могут быть задействованы ППОИ, которые обеспечивают сбор данных РИС одного или нескольких муниципальных районов, осуществляют взаимодействие с поставщиками информации данного муниципального района. В этом случае деятельность ППОИ должна осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты персональных данных;
- РЦОИ осуществляет обмен информацией с ФИС путем репликации в соответствии с Правилами формирования и ведения ФИС/РИС;
- формат сведений, вносимых в РИС и передаваемых в процессе репликации в ФИС, должен строго соответствовать формату, разработанному ФЦТ (Приложение N 1);
- РЦОИ осуществляет мониторинг полноты, достоверности и актуальности сведений, внесенных в РИС;
- информационный обмен при взаимодействии ФИС и РИС осуществляется в сроки, определенные Правилами формирования и ведения ФИС/РИС, но не реже трех раз в год;
- РЦОИ обеспечивает бесперебойную и непрерывную работу каналов связи для взаимодействия РИС и ФИС;
- срок хранения сведений, внесенных в РИС, составляет десять лет. 3. Информация для участников ОГЭ Общие сведения
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее - ГИА) по русскому языку и математике.
Экзамены по другим учебным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА) - обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
В случае если организация образовательной деятельности по образовательным программам основного общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение), то организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации. <1> <2>
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
<2> Часть 5 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В таком случае, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, вправе издавать региональные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок приема в профильные классы. Указанные нормативные правовые акты могут предусматривать требование предоставления результатов ГИА по учебным предметам, соответствующим учебным предметам выбранного профиля. Образовательная организация не вправе самостоятельно устанавливать данное требование.
ГИА проводится в формах - основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ).
ОГЭ - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ГВЭ - форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Участники ОГЭ
К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных). Участниками ОГЭ являются:
обучающиеся образовательных организаций, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также лица, освоившие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенные в текущем году к ОГЭ. Организация подачи заявления на участие в ГИА
Для участия в ОГЭ обучающимся необходимо до 1 марта (включительно) текущего года подать заявление с перечнем выбранных учебных предметов и согласие на обработку персональных данных (обязательное условие) в образовательную организацию.
Заявление на участие в ОГЭ подается в места регистрации, определенные ОИВ и опубликованные на официальном сайте ОИВ до 31 декабря текущего года.
Указанное заявление подается обучающимися лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
Расписание экзаменов и необходимая информация о порядке проведения ОГЭ публикуются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (obrnadzor.gov.ru) и ОИВ субъекта Российской Федерации.
После 1 марта текущего года обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). В этом случае обучающиеся подают заявление в ГЭК с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА, и причины изменения заявленного ранее перечня. Указанное заявление подается не позднее чем за месяц до начала соответствующих экзаменов.
Конкретное решение об уважительности или неуважительности причины изменения (дополнения) участниками ОГЭ перечня учебных предметов, указанных в заявлениях, отнесено к компетенциям ГЭК субъектов Российской Федерации, которые принимают его по каждому участнику ОГЭ отдельно.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды при желании имеют право пройти ГИА в форме ОГЭ.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Проведение ОГЭ
В день экзамена участник ОГЭ прибывает в пункт проведения экзамена (ППЭ) не менее чем за 45 минут до его начала.
Участник ОГЭ входит в ППЭ только при наличии у него документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списках распределения в данный ППЭ. Если у участника нет документа, удостоверяющего личность, его личность подтверждается сопровождающим от образовательной организации, которой он был допущен до ГИА.
В день экзамена участник ОГЭ должен иметь при себе гелевую, капиллярную или перьевую ручку с чернилами черного цвета.
На экзамене по русскому языку участнику ОГЭ разрешается пользоваться орфографическим словарем, выданным организаторами в аудитории. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, учащиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользование личными орфографическими словарями участниками ОГЭ запрещено.
На экзамене по математике участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться линейкой. Справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования (далее - справочные материалы), участник ОГЭ получает вместе с экзаменационными материалами. Пользование личными справочными материалами участниками ОГЭ запрещено.
На экзамене по химии участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться непрограммируемым калькулятором. Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимический ряд напряжений металлов, необходимое лабораторное оборудование участник ОГЭ получит вместе с экзаменационными материалами.
На экзамене по физике участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться непрограммируемым калькулятором. Необходимое лабораторное оборудование участник ОГЭ получит вместе с экзаменационными материалами.
На экзамене по географии участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться непрограммируемым калькулятором и линейкой. Географические атласы за 7, 8 и 9 классы предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, учащиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользование личными географическими атласами участниками ОГЭ запрещено.
На экзамене по биологии участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться линейкой, карандашом и непрограммируемым калькулятором.
На экзамене по литературе участнику ОГЭ разрешается пользоваться текстами художественных произведений и сборниками лирики.
В день экзамена участнику ОГЭ запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Участник ОГЭ подходит к информационному стенду (или направляется организатором), где размещены списки распределения по аудиториям, и определяет аудиторию, куда он распределен на экзамен. Организаторы оказывают содействие участникам ОГЭ в размещении в аудиториях, в которых будет проходить экзамен.
На входе в ППЭ сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и (или) сотрудники органов внутренних дел (полиции) совместно с организаторами проверяют наличие указанных документов у обучающихся, устанавливают соответствие их личности представленным документам, проверяют наличие указанных лиц в списках распределения в данный ППЭ.
При входе в аудиторию участник ОГЭ оставляет в специально выделенном в аудитории месте личные вещи, кроме разрешенных для использования на экзамене.
Участник ОГЭ занимает рабочее место в аудитории в соответствии с проведенным распределением. Изменение рабочего места не допускается.
До начала экзамена участник ОГЭ проходит инструктаж и прослушивает информацию о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ОГЭ и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ОГЭ. Организаторы информируют обучающихся о том, что записи на КИМ для проведения ОГЭ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ и черновиках не обрабатываются и не проверяются.
Организатор в аудитории выдает участникам ОГЭ экзаменационные материалы (КИМ, бланки для записи ответов, черновики, разрешенные к использованию справочные материалы, лабораторное оборудование (при необходимости)). Участник ОГЭ проверяет комплектность и качество печати экзаменационных материалов. Если участник ОГЭ обнаруживает брак или некомплектность экзаменационных материалов, он обращается к организатору для получения нового комплекта экзаменационных материалов.
По указанию организатора участник ОГЭ заполняет регистрационные поля бланков. Организаторы проверяют правильность заполнения обучающимися регистрационных полей экзаменационной работы. После этого (по завершении заполнения регистрационных полей экзаменационной работы всеми обучающимися) организатор объявляет начало экзамена и фиксирует время его начала на доске (стенде), затем участник ОГЭ приступает к выполнению экзаменационной работы.
Если в бланке для ответов на задания с развернутым ответом не хватило места, участник ОГЭ запрашивает у организатора дополнительный бланк. Дополнительный бланк выдается участнику ОГЭ при условии заполнения основного бланка с обеих сторон. При этом номер дополнительного бланка организатор указывает в предыдущем бланке ответов на задания с развернутым ответом. Участник ОГЭ может при выполнении работы использовать черновики и делать пометки в КИМ.
Во время экзамена на рабочем столе участника ОГЭ, помимо экзаменационных материалов, могут находиться только:
ручка;
документ, удостоверяющий личность;
средства, разрешенные для использования на экзамене по некоторым предметам;
лекарства и питание (при необходимости);
специальные технические средства (для обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов).
Иные вещи обучающиеся оставляют в специально выделенном в аудитории месте для личных вещей обучающихся.
Во время экзамена участники ОГЭ не имеют права общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Выходить во время экзамена из аудитории участнику ОГЭ разрешается с разрешения организатора, перемещаться по ППЭ - в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории участник ОГЭ оставляет экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе. Выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы или фотографировать их запрещено.
Участники ОГЭ, допустившие нарушение устанавливаемого порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы или общественные наблюдатели приглашают уполномоченного представителя ГЭК, который составляет акт об удалении с экзамена и удаляет лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ. Указанный акт в тот же день направляются в ГЭК для учета при обработке экзаменационных работ. Если факт нарушения участником ОГЭ порядка проведения экзамена подтверждается, ГЭК принимает решение об аннулировании результатов участника ОГЭ по соответствующему учебному предмету.
Если участник ОГЭ по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он может покинуть аудиторию. В таком случае организаторы приглашают медицинского работника и уполномоченного представителя ГЭК, который составляет акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник ОГЭ, при желании, сможет сдать экзамен по данному предмету резервные дни, предусмотренные расписанием.
За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы сообщают участникам ОГЭ о скором завершении экзамена и напоминают о необходимости перенести ответы из черновиков в листы (бланки).
По истечении времени экзамена организаторы объявляют окончание экзамена и собирают экзаменационные материалы.
Участники ОГЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы до объявления об окончании экзамена, имеют право сдать ее организаторам и покинуть ППЭ. Особенности проведения ОГЭ для отдельных групп участников ОГЭ
Для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОГЭ проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья.
При проведении экзамена в аудитории вместе с участником ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
Для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Участники ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья в процессе сдачи экзамена имеют право пользоваться необходимыми им техническими средствами.
Для глухих и слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования, при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.
Для слепых обучающихся экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера, письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере, предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.
Для слабовидящих участников ОГЭ экзаменационные материалы в присутствии уполномоченного члена ГЭК копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Участники ОГЭ с нарушением опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей) письменную экзаменационную работу могут выполнять на компьютере со специализированным программным обеспечением.
Во время проведения экзамена для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен может быть организован на дому. ППЭ на дому организовывается в соответствии с требованиями Порядка. Во время проведения экзамена на дому присутствуют - не менее двух организаторов, уполномоченный член ГЭК. ППЭ на дому оснащается системой видеонаблюдения в режиме "офлайн". Ознакомление участников ОГЭ с результатами экзаменов и условиями повторного допуска к сдаче экзаменов в текущем году
Образовательные организации должны ознакомить участников ОГЭ с полученными ими результатами экзамена по предмету не позднее чем через три рабочих дня со дня их утверждения ГЭК.
По решению ГЭК повторно допускаются к сдаче экзаменов в текущем году по соответствующему предмету в дополнительные сроки следующие обучающиеся:
получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;
не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
апелляция которых о нарушении установленного порядка проведения ОГЭ конфликтной комиссией была удовлетворена. Прием и рассмотрение апелляций
Участник ОГЭ имеет право подать апелляцию в письменной форме о нарушении установленного порядка проведения ОГЭ и (или) о несогласии с выставленными баллами. Участник ОГЭ и (или) его родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции.
Апелляции по содержанию и структуре заданий, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ОГЭ требований к оформлению экзаменационной работы, конфликтная комиссия не рассматривает.
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена участник ОГЭ подает в день проведения экзамена по соответствующему предмету уполномоченному представителю ГЭК, не покидая ППЭ.
При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена.
В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ГИА уполномоченным представителем ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов, технических специалистов по работе с программным обеспечением, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен обучающийся, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, медицинских работников, а также ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция и заключение о результатах проверки в тот же день передаются уполномоченным представителем ГЭК в конфликтную комиссию.
При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА конфликтная комиссия рассматривает апелляцию, заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции;
об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого обучающимся была подана апелляция, аннулируется и обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в другой день, предусмотренный расписанием ГИА (резервные дни).
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов экзамена по соответствующему предмету.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается непосредственно в конфликтную комиссию или в образовательную организацию, в которой они были допущены в установленном порядке к ГИА. Руководитель образовательной организации, принявший апелляцию, незамедлительно передает ее в конфликтную комиссию.
Участники ОГЭ и (или) их родители (законные представители) заблаговременно информируются о времени и месте рассмотрения апелляций.
Конфликтная комиссия при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами запрашивает в РЦОИ распечатанные изображения экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов обучающегося, копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией и экзаменационные материалы, выполнявшиеся обучающимся, подавшим апелляцию.
При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия предъявляет указанные материалы участнику ОГЭ (при его участии в рассмотрении апелляции).
Участник ОГЭ (для участника ОГЭ, не достигших возраста 14 лет, - в присутствии родителей (законных представителей)) письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа (в случае его участия в рассмотрении апелляции).
При возникновении спорных вопросов по оцениванию экзаменационной работы конфликтная комиссия привлекает к рассмотрению апелляции экспертов по соответствующему учебному предмету, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
В случае если эксперты не дают однозначный ответ о правильности оценивания экзаменационной работы обучающегося, конфликтная комиссия обращается в Комиссию по разработке КИМ по соответствующему учебному предмету с запросом о разъяснениях по содержанию заданий КИМ, по критериям оценивания.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов.
В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ с целью пересчета результатов ГИА. 4. Примерные правила заполнения бланков ответов
участников ОГЭ Все бланки ответов заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. Линия метки ("крестик") в полях не должна быть слишком толстой. Если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо крестика в поле нужно провести только одну диагональ квадрата (любую). Участник экзамена должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланков, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка ответов N 1. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно. Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника экзамена). Если участник экзамена не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
Категорически запрещается:
делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации ("замазку" и др.). Заполнение бланка ответов N 1
В верхней (регистрационной) части бланка N 1 заполняются следующие поля:
дата проведения экзамена (ДД-ММ-ГГ);
код региона;
код образовательной организации;
номер и буква класса (при наличии);
код пункта проведения экзамена;
номер аудитории;
подпись участника;
фамилия;
имя;
отчество (при наличии);
номер и серия документа, удостоверяющего личность;
пол участника (отмечается меткой в соответствующем поле). Ответы на задания с выбором ответа
В средней части бланка ответов N 1 расположены поля для записи ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов. В области ответов на задания с выбором ответа нельзя допускать случайных пометок, клякс, полос размазанных чернил и т.д., так как при автоматизированной обработке это может быть распознано как ответы на задания. 1 2 3 4
┌───┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│ 2 │ │ │ │ │ │X│ │ │
└───┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ ┌───┐
│A11│
└───┘
┌─┐
│ │
└─┘
┌─┐
│X│
└─┘
┌─┐
│ │
└─┘
┌─┐
│ │
└─┘ Замена ошибочных ответов части A
Если не удалось избежать случайных пометок, их следует заменить в области "Замена ошибочных ответов" на те ответы, которые участник экзамена считает правильными.
На бланке ответов N 1 расположены поля для замены ошибочных ответов, предназначенные для исправления участниками своих ответов части A. Ниже приведены примеры замен. Номер
задания 1 2 3 4
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
2 │ │ │X│ │ │ │ │
1 2 3 4 └─┘ └─┘ └─┘ └─┘
┌───┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│ 2 │ │ │ │ │ │X│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│ │ │ │ │ │ │ │
└─┘ └─┘ └─┘ └─┘ ┌───┐
│A11│
└───┘
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│ │ A 11 │X│ │ │ │ │ │ │
└─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘
┌─┐
│X│
└─┘
┌─┐
│ │
└─┘
┌─┐
│ │
└─┘ Ответы на задания с кратким ответом
Также в средней части бланка ответов N 1 расположены поля для записи ответов на задания с ответом в краткой форме. Краткий ответ записывается слева направо от номера задания, начиная с первой ячейки. Каждый символ записывается в отдельную ячейку.
Краткий ответ можно давать только в виде слова, одного целого числа или комбинации букв и цифр (если в КИМ не указано, что ответ можно дать с использованием запятых для записи ответа в виде десятичной дроби или в виде перечисления требуемых в задании цифр или букв). ┌──┐
│19│ АТОМ
└──┘ ┌──┐
│20│ - 137,5
└──┘ Замена ошибочных ответов части B
В специальных полях бланка приведены поля для замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом.
На бланке ответов N 1 расположены поля для замены ошибочных ответов, предназначенные для исправления участниками своих ответов части B. Ниже приведен пример замены. ┌──┐
│20│ - 137,5
└──┘ 20 1375 Заполнение бланка ответов N 2
Бланк ответов N 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом.
Информация для заполнения полей верхней части бланка:
код региона, код и название предмета.
Информация должна соответствовать информации, внесенной в бланк ответов N 1.
Основную часть бланка занимает область записи ответов на задания с ответом в развернутой форме. В этой области внутри границ участник вносит ответы на соответствующие задания строго в соответствии с требованиями КИМ. При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов N 2 участник может вносить ответы на соответствующие задания части C на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись "смотри на обороте".
При остатке свободного места на бланке ответов N 2 организатор в аудитории при сборе экзаменационных материалов должен поставить английскую букву "Z" в данной области, заполнив все свободное место. Пример заполнения приведен ниже. См. данный 2>1>2>1> | |