Скачать 220.95 Kb.
|
Департамент образования Белгородской области ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» Методические рекомендации «Об использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Белгородской области (2013) по совершенствованию преподавания обществознания в 2013 - 2014 учебном году» Белгород 2013 I. Описание структуры контрольно-измерительных материалов ГИА по обществознанию в 2012-2013 учебном году Содержание работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Разработка контрольных измерительных материалов ГИА 2013 г. по обществознанию осуществлялась с учетом следующих общих положений.
Методические рекомендации подготовлены на основе данных сборника «Статистика основных результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Белгородской области» за 2013 год департамента образования Белгородской области и Областного государственного бюджетного учреждения «Белгородский региональный центр оценки качества образования», а также с учетом аналитического отчета ФИПИ о результатах ГИА - 9 в 2013 г. Учебный материал, на базе которого строились задания, отбирался по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы. При этом особое внимание уделялось тем элементам содержания, которые получают свое развитие в курсе преподавания обществознания 10–11 классов. Каждый вариант экзаменационной работы состоял из 3 частей и содержал 31 задания. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания были сгруппированы в определенной части работы. Часть 1 содержала 20 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1, А2, А3, … А20. Часть 2 включала 5 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1, В2, В3, В5. Часть 3 содержала 6 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначения в работе: С1, С2, …С6. Структура и содержание экзаменационной работы по сравнению с прошлым годом остались неизменными. Содержание предмета «Обществознание» сгруппировано в пять блоков-модулей и представлено следующими разделами курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Единым блоком-модулем представлены: человек и общество, сфера духовной культуры, остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В части А место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы. Задания второй и третьей частей ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий частей В и С, что в совокупности они представляют все блоки-модули. В число заданий с развернутым ответом (часть С) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса (см. спецификацию). Время выполнения работы – 180 минут. Сохранена преемственность с ЕГЭ по обществознанию, которая проявляется в отборе проверяемых содержательных элементов, видах познавательной деятельности, в формах заданий и структуре экзаменационной работы. Система оценивания заданий создается ФИПИ с учетом требований теории и практики педагогических измерений, отечественных традиций преподавания школы. Баллы, набранные за выполнение заданий, суммировались и переводились в пятибалльную шкалу школьных отметок. Шкала, предложенная на федеральном уровне, приведена в Таблице 1. Данная шкала использовалась для перевода баллов в отметку и на региональном уровне в 2013 году. Таблица 1. Шкала перевода баллов ГИА по обществознанию в отметки (по пятибалльной системе) в 2013 году
Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 40 баллов. II. Основные результаты ГИА по обществознанию в Белгородской области в 2012-2013 учебном году В 2012-2013 учебном году число участников государственной итоговой аттестации по обществознанию в Белгородской области составило 4483 обучающихся (34,8% от общего числа выпускников). Качество знаний выпускников 9 классов по результатам ГИА в 2013 году
Средний тестовый балл, средняя оценка, качество знаний ГИА(в новой форме) по обществознанию за 2011 – 2013 годы
Результаты выполнения заданий контрольно-измерительных материалов по обществознанию Особое внимание следует обратить на затруднения, типичные ошибки и пути их преодоления при выполнении тестовых заданий по разделам экзаменационной работы. Анализ выполнения заданий части А Часть А включала 20 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагалось 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В Таблице 2 приведены сравнительные данные по результатам сдачи ГИА по обществознанию в части А за 2012 и 2013 гг., которые указывают на то, что учителями области были учтены аналитические выводы в подготовке отдельных направлений (А8, А18). Именно на эти задания как на самые затруднительные было указано в рекомендациях прошлого года. Таблица 2
Уже традиционно наиболее успешно учащиеся справляются с заданиями, относящимися к социальной сфере жизни, т.е. к той области, к которой они могут применить свой личностный опыт. По-прежнему самыми трудными в содержательном плане для экзаменуемых остаются задания на знание правовых и экономических вопросов. В целом же результаты по сдаче ГИА в 2013 году по обществознанию оказались выше по сравнению с прошлым годом, что позволяет говорить о целенаправленной работе педагогов области по подготовке обучающихся к сдаче экзамена. Анализ выполнения заданий части В В заданиях с кратким ответом части В, которая состояла из 5 заданий, ответ необходимо было дать в виде набора цифр без пробелов. Таблица 3
Как в части А, так в части В при сопоставлении результатов по сравнению с прошлым годом прослеживается положительная динамика в выполнении заданий на проверку умений сравнивать, выбирать верные из предложенных позиций. По-прежнему затруднения вызывают задания на установление фактов и мнений, например, задание В 3 (Демоверсия 2013 г.). Анализ выполнения заданий части С Часть С состояла из 6 заданий повышенного и высокого уровней сложности. Ответы на задания этой части выпускникам необходимо было самостоятельно сформулировать и записать в развернутой форме. Основные проверяемые умения: поиск информации и анализ источников. Каждое задание к тексту проверяет качественное овладение содержанием курса обществознания и уровень сформированности у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений (Таблица 4). Таблица 4
Наиболее успешное выполнение заданий связано традиционно с извлечением из текста информации, представленной в явном виде. На недостаточно высоком уровне сформированности базовых умений - видение структуры текста, определение главной идеи каждой смысловой части, краткое и адекватное выражение этой идеи. В целом анализ результатов сдачи ГИА по обществознанию выявил определенные учебные достижения по всем элементам обществоведческого образования. Освоена система знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. III. Рекомендации по подготовке к экзамену и совершенствованию учебного процесса с учетом представленных результатов Анализируя результаты ГИА 2013 г. в Белгородской области, следует отметить, что большинство выпускников, сдававших экзамен, традиционно достигают базового уровня подготовки по обществознанию. ГИА по обществознанию может рассматриваться не только как форма государственной итоговой аттестации выпускников основной школы, но и как первоначальная независимая проверка уровня знаний учащихся по обществознанию. А, учитывая преемственность моделей и структуры ГИА и ЕГЭ, можно утверждать, что результаты ГИА могут служить обучающимся ориентиром для определения уровня собственной подготовки на данной ступени обучения, а для учителей – возможностью определения направлений коррекции в подходах к преподаванию отдельных разделов курса на старшей ступени школы. Актуальными методическими задачами на 2013-2014 учебный год являются: - определение пробелов в знаниях выпускников по указанным разделам курса обществознания основной школы; - обеспечение условий для органичного сочетания в процессе изучения курса фундаментальных и практических знаний и умений; - разнообразные формы уроков, в том числе практические занятия с использованием комплекса практических задач с привлечением контекстных знаний, фактов общественной жизни. Рекомендации: - особое внимание уделить использованию в образовательном процессе заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); - шире использовать заполнение сравнительных таблиц при изучении различных социальных явлений, задания на установления черт сходства и отличия. Выполнение данного вида деятельности позволит создать условия для формирования аналитических умений обучающихся; - создать условия для формирования общеучебных умений, в том числе по составлению плана, с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Важно, чтобы школьники усвоили, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста). Уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста; - выполнять задания, направленные на анализ информации, представленной в виде диаграммы или таблицы; - для лучшего усвоения экономических, политико-правовых тем (как наиболее проблемных как в 2012, так и в 2013 гг.) необходимо обращаться к историческим примерам, фактам, имеющимся в курсах истории, права, экономики; - в целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в 9 классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения, как знаний, так и умений (способов деятельности). Кроме того, как и в прошлые годы, в аналитических отчетах ФИПИ отмечается необходимость уделять больше внимания методике формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание, проверяющее это умение (С6), непосредственно связано с содержанием текста, но оно предполагает рассмотрение текста в ином ракурсе. Объектом оценивания является не мнение (позиция) учащегося, а приведенные им аргументы: их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста. На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы и различных уровней сложности. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации. IV. Подготовка к Государственной итоговой аттестации в 2013/2014 учебном году На подготовительном этапе учитель обществознания должен: - обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения обществознанию на этапе получения основного общего образования (федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, примерные программы, программы общеобразовательных учреждений), с целью определения основных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускника основной школы. На организационном этапе учитель обществознания должен: -вести разъяснительную работу с родителями по направлениям:
- информационная работа в форме инструктажа учащихся; - правила поведения на экзамене; - правила заполнения бланков; - ознакомление со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена; - ознакомление с критериями оценки составных частей экзаменационной работы и примерной шкалой перевода баллов в оценки.
- нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков; - ресурсы Интернет по вопросам ГИА; - проведение занятий по тренировке заполнения бланков; - пробные внутришкольные ГИА. На содержательном этапе учитель обществознания должен: - выстроить подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы рационально было использовано время в учебном году, выбирая для повторения и обобщения темы, которые вызывают затруднение у большинства учащихся класса; - учесть типичные ошибки, допущенные выпускниками в ходе итоговой аттестации 2012-2013 уч.года; - тренировать обучающихся в заполнении бланков ответов и внесения исправлений в них; - выстроить схему контроля, используя упражнения, аналогичные заданиям экзаменационных материалов; - проводить неоднократный мониторинг подготовки к экзамену в новой форме; - изучить проект документов, подготовленных к проведению в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по обществознанию обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования» и учесть изменения, которые внесены в спецификацию и контрольные измерительные материалы (в демонстрационных версиях). Рекомендуемые издания и Интернет-источники: Методическую помощь педагогу и обучающимся могут оказать материалы с сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования): - документы, определяющие структуру и содержание КИМ для государственной (итоговой) аттестации по обществознанию выпускников IX классов (в новой форме) 2014 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ); - учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов 2014г. - перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ.
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» http://www.russkoe-slovo.ru – сайт издательства «Русское слово» http:/www.drofa.ru - сайт издательства «Дрофа» http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал http://www.alleng.ru – образовательные ресурсы Интернет. Обширные материалы для уроков, тестирования, банки заданий http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений. |
Инструкция предназначена для выпускников 9 классов образовательных учреждений, участвующих в подготовке и проведении государственной... | Инструкция предназначена для выпускников 9 классов образовательных учреждений, участвующих в подготовке и проведении государственной... | ||
Гбоу впо мо «Академия социального управления» информирует о возможностях подготовки выпускников XI (XII) классов общеобразовательных... | Информационно-технологическое обеспечение проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников | ||
После того, как все участники экзамена вошли в аудиторию и сели на свои места, организаторы | О порядке участия общеобразовательных учреждений Камчатского края в апробации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников... | ||
Иков основной школы, учащихся 9-х классов. В россии ее проводят с 2004 года. В 2009-м году в ней участвовали 74 края и области по... | Допускается использование гелевой или капиллярной ручек. В случае отсутствия у участника егэ указанных ручек и использования, вопреки... | ||
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11-х... | Данным Положением о государственной итоговой аттестации (далее – Положение) определяется порядок проведения государственной итоговой... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |