Э тапы развития ес


Скачать 304.54 Kb.
НазваниеЭ тапы развития ес
страница1/2
ТипСтатья
blankidoc.ru > Бланки > Статья
  1   2



О браз Европы в региональной политике ЕС

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕС

__________________________________________________________________

Наталия КОНДРАТЬЕВА



ОБРАЗ ЕВРОПЫ

В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЕС
Европейский Союз, бесспорно, – одна из самых развитых и богатых частей мира. Между тем, в территориальном развитии ЕС существуют весьма заметные диспропорции, которые продолжают увеличиваться по мере вступления в Союз новых стран. В задачу региональной политики ЕС входит уменьшение отставания районов, оказавшихся в менее благоприятных условиях, перестройка структуры экономики районов промышленного либо сельскохозяйственного упадка, создание новых рабочих мест. Сегодня более трети общего бюджета Союза тратится на проведение региональной политики, причём все государства-члены в большей или меньшей мере пользуются финансовой поддержкой фондов этой политики. За последние 20 лет региональная политика превратилась в ресурс сплочения стран Европы и двигатель европейской интеграции, внеся весомый вклад в создание благоприятного политического климата для завершения создания единого внутреннего рынка и валютного союза. Более того, она выступала в качестве инструмента расширения границ интеграции.

Таким образом, региональная политика – это важный элемент привлекательности Союза, позитивного имиджа и высокого авторитета ЕС как в глазах граждан государств-членов, так и в мире.

Инструменты сплочения

С конца 1980-х годов региональная политика Евросоюза называется политикой сплочения. И это понятно: она призвана сплачивать его регионы в единый интеграционный комплекс, обеспечивать рациональное сочетание общих инте-

_________________________________________________________

© Кондратьева Наталия Борисовна – доцент, кандидат экономических наук.

Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект “Формирование имиджевой политики Европейского Союза: опыт для России” № 06-03-02047а.

ресов с интересами территорий, поддерживать заинтересованность государств-членов и привлекать соседние страны к участию в интеграционных планах.

Региональная политика ЕС продумана до мелочей. Все страны Союза, где имеются нуждающиеся районы и категории населения, могут пользоваться безвозмездными субсидиями Структурных фондов – главных инструментов политики. К ним относятся Европейский фонд регионального развития (создан в 1975 г.), Европейский социальный фонд (создан в 1960 г.) и Финансовый инструмент для поддержки районов, зависимых от рыболовного промысла (создан в 1994 г.).

C 1993 года действует Фонд сплочения для помощи государствам-членам, чей уровень благосостояния (т.е. ВВП в расчëте на душу населения) не превышает 90% от среднего по ЕС показателя. На момент создания Фонда он составлял примерно 45% от среднего по ЕС-15 в Португалии и Греции и 70% в Испании и Ирландии. Изначально эти страны и стали получателями Фонда. Ирландия благодаря своим экономическим успехам к концу 1990-х годов превысила установленный рубеж и с 2000 года не пользуется ресурсами Фонда. С 2004 года его получателями являются 13 государств, в том числе десять стран-новичков.

В 2003 году начал работать Фонд солидарности для оказания быстрой помощи районам, пострадавшим от природных и техногенных катастроф.

Среди внебюджетных инструментов важнейшим является Европейский инвестиционный банк – ЕИБ (действует с 1958 г.).

Принимаемые раз в 5–7 лет соглашения о финансировании деятельности ЕС служат базой для периодического реформирования региональной политики. Реформы направлены главным образом на оптимизацию работы Структурных фондов. Для этого разработан ряд принципов:

– предметная, территориальная и финансовая концентрация усилий (она достигается путём выбора ограниченного количества направлений деятельности, отбора нуждающихся районов согласно специально устанавливаемым критериям, вложения средств в наиболее нуждающиеся районы и приоритетные направления);

– комплексный многолетний программный подход;

– партнëрство властей на всех уровнях;

– дополнительность финансового вклада ЕС (т.е. использование средств фондов в дополнение к национальным ресурсам, но не вместо них).

Усилия Структурных фондов сконцентрированы на трёх направлениях.

Направление 1 “Конвергенция” помогает развитию и структурной перестройке районов с низким уровнем благосостояния. Право на получение помощи в рамках данного направления имеют районы, чей уровень ВВП в расчëте на душу населения на четверть и более отстаëт от среднего по ЕС. В таких районах проживает около 20% населения ЕС-15 и 90% населения новых государств-членов. Поэтому данное направление наиболее финансово обеспечено. Помощь нацелена на сокращение диспропорций в уровне инвестирования в такие сферы, которые поддерживают конкурентоспособность региональных экономик, но не затрагивают права отдельных конкурирующих экономических субъектов – транспорт, связь, некоторые сегменты НИОКР, туризм, здравоохранение, образование и т. п., что ведëт к созданию дополнительных рабочих мест и повышению доходов населения.

Направление 2 “Конкурентоспособность” создано для стран относительно благополучных и нацелено на помощь территориям, испытывающим трудности структурного характера. На сегодняшний день свыше 80 административных единиц, главным образом западной части ЕС, признаны районами промышленного либо сельскохозяйственного упадка. Критериями финансирования в данном случае являются более высокие, чем в среднем по ЕС, показатели безработицы в течение трёх последних лет при условии повышенной доли занятых в промышленности либо сельском хозяйстве. В рамках этого направления может оказываться помощь районам с меняющейся экономической ориентацией, если об этом свидетельствуют специальные критерии: например, неуклонно падает занятость в сельском хозяйстве или промышленности.

Направление 3 “Развитие человеческого капитала” нацелено на борьбу с долгосрочной безработицей (более 6 месяцев), помощь молодёжи в поисках работы, содействие упрочению прав женщин на рынке труда. Оно оказывает поддержку сфере образования и профессиональной переподготовки трудящихся, а также государственных служб занятости. Это направление не имеет территориальной привязки. Ориентированное на выполнение исключительно социальных задач, оно финансируется только Европейским социальным фондом1.

В соответствии с принципом дополнительности финансового участия ЕС вклад фондов в ту или иную программу в рамках 1-го направления не может превышать 75% общих затрат, в рамках 2-го и 3-го направлений – 50%.

Инициатива в разработке большей части программ принадлежит государствам-членам.

В деятельности Фонда сплочения есть ряд особенностей, отличающих его от Структурных фондов. Главное отличие состоит в том, что Фонд сплочения действует на основе принципа условного финансирования, подразумевающего возможность оказания помощи лишь тем государствам-членам, которые стремятся участвовать в валютном союзе. Кроме того, Фонд финансирует только программы, связанные с защитой окружающей среды и строительством трансъевропейских сетей. Его доля в общих затратах на программы доходит до 85%. Наконец, в отличие от Структурных фондов Фонд сплочения имеет не региональную, а страновую направленность.

Политика сплочения – это вторая по величине расходная статья в бюджете ЕС после ассигнований на общую сельскохозяйственную политику. Основная часть денег поступает получателям через Структурные фонды. 20% средств находится в распоряжении Фонда сплочения. В ведении Фонда солидарности – 1 млрд евро. До 2,5% бюджетных средств по статье “сплочение” расходуется на развитие межрегионального сотрудничества (программа Интеррег).

Подготовка очередной реформы фондов региональной политики занимает примерно три года. Этим главным образом ведает Европейская комиссия – исполнительный орган ЕС. Комиссия проводит ревизию целей и законодательного обеспечения политики, а также направляет политические и публичные дебаты. Например, началу нового программного периода в деятельности фондов (2007–2013 гг.) предшествовали: подготовка Комиссией и проведение в мае 2004 года Третьего форума о сплочении (Форумы проходят с конца 1990-х годов; на них в самом широком составе представители от институтов ЕС и регионов озвучивают достижения и проблемы в сфере, именуемой Сплочение, и намечают повестку дня грядущей реформы); разработка в Комиссии конкретных предложений по реформе фондов (обнародованы в июле 2004 г.); встраивание других стратегических инициатив ЕС в содержание реформы; подготовка первой версии Стратегических ориентиров ЕС в сфере сплочения (обнародованы 7 июля 2005 г.) и начало публичных дебатов по ним; помощь странам и районам-получателям в составлении программ (заявок), которые будут реализованы в 2007–2013 годах при финансовой поддержке Структурных фондов и ЕИБ; принятие регламентов (законодательных актов) работы фондов региональной политики на 2007–2013 годы (июль 2006 г.); формирование окончательной версии Стратегических ориентиров в области сплочения (приняты в Совете и Парламенте осенью 2006 г.), устранение недоделок к Заседанию Совета министров регионального развития и региональной политики (ноябрь 2006 г.); май–июнь 2007 года подготовка Отчёта о сплочении.

Отчёты о сплочении выпускаются каждые три года (последние отчёты вышли в свет в 2001 и 2004 гг.). Эти документы служат официальным источником статистической информации об успехах и проблемах в территориальном развитии Союза и стран-кандидатов. Кроме того, практически ежегодно выпускаются Промежуточные отчёты. В них помимо текущей статистики Комиссия выдвигает ряд конкретных вопросов для дискуссии, в которую вовлекаются государства и региональные органы власти, эксперты, общественные организации.

Усилия институтов, ответственных за проведение региональной политики, направлены как на совершенствование механизма отбора проектов финансирования, так и на помощь регионам в заполнении заявок. Известно, что многим регионам (особенно странам-новичкам) тяжело даётся освоение средств ЕС. Трудности возникают, во-первых, в силу называвшегося принципа дополнительности финансов ЕС, и, следовательно, необходимости изыскивать ту часть денег, которая должна быть предоставлена самим государством-получателем или частными структурами в этой стране. Во-вторых, национальные администрации, как показывает практика, плохо владеют навыками оперативного и стратегического программирования для аргументированного обоснования финансового участия ЕС и предоставления гарантий целевого расходования помощи.

Бланк заявки – это примерно 25-страничный документ. Заполненная форма, как правило, должна содержать данные о сторонах, ответственных за подачу заявки и реализацию проекта, описание его целей, календарь конкретных мероприятий, полную смету проекта и характер участия фондов ЕС, анализ соотношения цена–результаты–риски и предполагаемых результатов проекта в различных сферах общественной жизни1.

Повысить эффективность распределения и исключить недоиспользование финансовых ресурсов политики сплочения призваны три недавно созданных инструмента: JASPERS – Joint Assistance to Support Projects in the European Regions – Совместное содействие проектам в европейских регионах, JEREMIE – Joint European Resources for Micro Enterprises – Совместные европейские ресурсы для малых предприятий, наконец, JESSICA – Joint European Support for Sustainable Investment in City Areas – Совместная поддержка программ помощи городам2. Названные структуры – воплощение инициативы Комиссии, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития – фактически представляют собой инструменты технической помощи в оформлении заявок на займы и безвозмездное финансирование. Штат Джасперс, к примеру, сформирован из 24 экспертов ЕИБ и ЕБРР и 40 представителей Комиссии. Обращение ке ним бесплатное, а оказанная помощь не должна влиять на политику и конкретные решения институтов, принимающих решения в области региональной политики.

Поскольку речь идёт об имиджевой составляющей политики сплочения, стоит обратить внимание на информационные ресурсы этой политики – Центры документации ЕС и официальные сайты. Они выполняют роль постоянных источников повышения уровня знаний о деятельности Союза в данной области.

В списки бесплатной рассылки в печатном и электронном виде входят:

– ежемесячный обзор “Инфореджио”1;

– квартальный обзор “Инфореджио-Панорама”2 (темы последних выпусков: “Энергетика и региональное развитие”, “Программы для городов”, “Транспорт”, “Успешная практика”, “Фонд солидарности”);

– тематические обзоры – “Fiches” (осенью вышла серия “Инструменты политики сплочения в Вашей стране и Вашем регионе”3);

– брошюры для ознакомления с целями, направлениями и инструментами политики с часто возникающими вопросами и ответами на них;

– справочники (среди последних изданий: “Структурные программы 2000–2006 гг.: регламенты и комментарии”, “ИНТЕРРЕГ и ТАСИС”);

– официальные отчëты, в том числе по каждому из фондов;

– экспертные исследования, лежащие в основе официальных отчëтов (например, в рамках подготовки Третьего отчëта о сплочении 2004 г. в свет вышли4: “Макроэкономические последствия реформы политики сплочения”, “Нужды наименее развитых районов ЕС”, “Влияние отдельных направлений общей политики на сплочение в ЕС”, “Факторы региональной конкурентоспособности”, “Эффективность методики работы структурных фондов ЕС”, “Влияние политики государств-членов на показатели сплочения в ЕС”);

– материалы дискуссий и прошедших конференций;

– календарь мероприятий.

Электронные версии перечисленных документов собираются на официальном сайте “Инфореджио” Генерального директората “Региональная политика” Еврокомиссии.

Помимо этого на сайте проводятся электронные форумы. Например, недавно открылись публичные “Дебаты о будущем Европы”: пользователям официального портала предложено оценить политику соседства и возможность ЕС к дальнейшему расширению за счëт новых государств. Участники форума могут также предложить своë частное мнение о сложившейся системе общих ценностей, лежащей в основе европейской экономической и социальной модели.

В последнее время на сайте появилось множество PowerPoint презентаций, что отвечает задачам имидж-проекта.

Следует упомянуть сайты Комитета по региональному развитию Европейского парламента5 и Европейского инвестиционного банка6, хотя эти и другие электронные базы данных носят лишь вспомогательный характер. Они, как правило, публикуют лишь названия, но не содержат полных версий документов.

Платформа стратегии информации и общения

в сфере региональной политики

В период с 2007 по 2013 годы совокупные финансовые возможности ЕФРР, ЕСФ, Фонда сплочения, финансовых инструментов рыболовной политики и политики расширения составят ежегодно почти 45 млрд евро (см. табл. 1). В масштабах ЕС это небольшая величина (0,5% валового продукта Союза). Однако для общего бюджета расходы по статье “сплочение” весьма значимы. От них зависит формирование десятой доли прироста ВВП восточной части Союза. Других столь же весомых постоянных имиджевых ресурсов в распоряжении ЕС немного. Поэтому в Комиссии заговорили о необходимости более рачительного их использования.

Поставлены следующие цели: пропаганда позитивного влияния региональной политики ЕС на развитие регионов, сокращение разрыва между наднациональным уровнем принятия решений и общественным мнением, создание в лице получателей фондов и региональных органов власти посредников по передаче информации между институтами ЕС и гражданами. Платформа стратегии информации и общения в сфере региональной политики изложена на специальной странице упомянутого сайта “Инфореджио”. Она предусматривает разработку законов об информации, проведение серийных мероприятий, создание информационных сетей в целях обмена мнениями и передачи опыта успешных проектов, наконец, вовлечение в осознанный оборот инструментов информационной и имиджевой политики (таких как телевидение, радио, Интернет, реклама, справочники, учебники и пр.).

Законодательство ЕС. С 2000 года такие понятия, как информация, реклама, связь, общение, всë чаще встречаются в официальных документах о проведении региональной политики. Информация и общение рассматриваются в них как важные ресурсы повышения эффективности этой политики.

С мая 2000 года действует регламент (1159/2000)1 Европейской комиссии “Об информационных и рекламных акциях государств-членов для целей политики сплочения”. В нëм зафиксированы следующие общие для всех государств-членов требования:

– информирование общественности и потенциальных получателей о деятельности фондов регионального развития, действующих в рамках бюджета ЕС;

– активизация институтов гражданского общества и СМИ для ведения непрерывных публичных дебатов о роли политики сплочения в развитии регионов ЕС;

– обязанность получателей фондов упоминать (в рекламных роликах, плакатах, брошюрах и т.п.) о поддержке проекта бюджетом ЕС, выпускать и распространять относящуюся к проекту информацию.

Таблица 1

Политика сплочения: план ассигнований на 2007–2013 гг.

(млрд евро, в ценах 2004 г.)




Направление 1: конвергенция

Направление

2 и 3:

конкурентоспособность и занятость


Приграничное

сотрудни-

чество



Всего





Фонд

сплочения


Другие

фонды

Районы,

переходящие

в категорию

благополучных

Бельгия







0,579

1,268

0,173

2,019

Дания










0,453

0,092

0,545

Германия




10,553

3,770

8,370

0,756

23,450

Греция

3,289

8,379

5,579

0,584

0,186

18,217

Испания

3,250

18,727

1,434

7,628

0,497

31,536

Франция




2,838




9,123

0,775

12,736

Ирландия










0,681

0,134

0,815

Италия




18,867

0,388

5,640

0,752

25,647

Люксембург










0,045

0,013

0,058

Нидерланды










1,477

0,220

1,696

Австрия







0,159

0,914

0,228

1,301

Португалия

2.722

15,240

0,254

0,843

0,088

19,147

Финляндия










1,426

0,107

1,532

Швеция










1,446

0,236

1,682

Великобритания




2,436

0,158

6,232

0,642

9,468

Чехия

7,830

15,149




0,373

0,346

23,697

Эстония

1,019

1,992







0,047

3,058

Кипр

0,193







0,363

0,024

0,581

Латвия

1,363

2,647







0,080

4,090

Литва

2,034

3,965







0,097

6,097

Венгрия

7,589

12,654




1,865

0,343

22,451

Мальта

0,252

0,495







0,014

0,761

Польша

19,562

39,486







0,650

59,698

Словения

1,239

2,407







0,093

3,739

Словакия

3,433

6,230




0,399

0,202

10,264

Болгария

2,015

3,873







0,159

6,047

Румыния

5,769

11,143







0,404

17,317

Резерв













0,392

0,392

Всего

61,558

177,083

12,521

49,127

7,750

308,041

Источник: Четвёртый промежуточный отчёт о сплочении. 2006.

http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/reports/interim4_en.htm

Согласно регламенту, меры по распространению информации и рекламы становятся обязательным элементом программ, представляемых в Комиссию с целью получения финансовой помощи ЕС. Специально оговариваются бюджет и правила проведения информационных и рекламных акций; органам ЕС называется ответственное за их проведение лицо.

Информационные сети. С 2002 года дважды в год в Брюсселе проходят собрания Группы информации структурных фондов (SFIT – Structural Funds Information Team), состоящей из представителей государств-членов. Среди результатов работы – практическое руководство по стратегии информации и общения в области региональной политики1 с разъяснениями, как использовать символику ЕС и т. п.

Серийные мероприятия. Быстро набирает обороты имидж-инициатива “Дни открытых дверей”2. Это мероприятие проводилось дважды – в октябре 2005 и 2006 года – с целью привлечения в региональные и городские проекты государственных и частных инвестиций и обмена мнениями по проблемам регионального развития. Поскольку средства Структурных фондов ЕС выделяются в дополнение к имеющимся у регионов финансовым ресурсам, трудно переоценить значение Дней открытых дверей, где регионы имеют еще одну возможность найти финансирование своим проектам. Их организацию обеспечивают Комитет регионов и генеральный директорат “Региональная политика” Европейской комиссии в сотрудничестве с более чем сотней региональных администраций. В 2006 году в рамках форума в Брюсселе и других городах прошли десятки семинаров, сессий, выставок, инвестор-кафе и пр. В мероприятиях приняли участие эксперты, предприниматели, банкиры, представители НПО из государств-членов, стран-кандидатов и стран ЕЭП. Представители России также были в числе приглашённых.

Образование и распространение успешной практики. Всё больше усилий Комиссии направляется на распространение опыта успешно реализованных региональных инициатив. Выпускаются в свет “Учебники успешной практики”, содержащие статистические и аналитические отчёты по проектам, признанным лучшими, а также существующие на сегодня правила отбора заявок. Летом 2006 года в Брюсселе дан старт серии практических конференций для региональных органов власти под общим названием “Районы – акторы экономических перемен”. Усилиями статистического агентства Евростат поддерживаются статистико-аналитические страницы “Портрет регионов” и “Ежегодник регионов ЕС”1.
  1   2

Похожие:

Э тапы развития ес iconРекомендации по оформлению наградных материалов на соискание наград...
Приказ министерства регионального развития РФ от 17 августа 2010 г. N 375 «О ведомственных наградах Министерства регионального развития...

Э тапы развития ес iconIi всероссийская электронная семинар-конференция «”зеленая” экономика...
«зеленой» экономики, трансформированной силами субъектов предпринимательства и руководителями контролирующих органов в инструмент...

Э тапы развития ес iconДоклад министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг
А, программа развития туризма и программа сохранения и развития художественных промыслов. Также развиваются несколько направлений...

Э тапы развития ес iconШкольный тест умственного развития [19]
К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова. Школьный тест умственного развития предназначен...

Э тапы развития ес iconПрограмма и методика
Директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития

Э тапы развития ес iconПрограмма развития
Основные мероприятия по реализации приоритетов и целевых ориентиров развития кластера 35

Э тапы развития ес iconПрограмма развития
Основные мероприятия по реализации приоритетов и целевых ориентиров развития кластера 35

Э тапы развития ес iconЗаместитель начальника отдела экономики производственной сферы
Стратегии экономического и социального развития Республики Коми, проектам стратегии социально-экономического развития Российской...

Э тапы развития ес iconМетодические рекомендации по заполнению заявок на участие в открытом...
Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института...

Э тапы развития ес iconПрограммное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020»
Цель Урфу — ежегодно выпускать 100 тыс бакалавров, 15 тыс магистров и 5 тыс кандидатов наук. Но не только. От университета ждут развития...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru