Департамент образования Вологодской области
БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А. А. Лепехина»
СОГЛАСОВАНО
На Совете техникума
«____»__________ 2013 г.
Председатель Совета
/_________/____________
| УТВЕРЖДАЮ
директор техникума
/_________/И. П. Суркова
«____» __________ 2013г.
|
Положение
по организации и проведению промежуточной аттестации студентов I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее положение определяет порядок и содержание промежуточной аттестации студентов по основным профессиональным программам среднего профессионального образования.
Настоящее Положение разработано на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200);
- Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N543);
- Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС);
- Письма Минобрнауки РФ от 29.05.2007 № 03-1180 «О рекомендациях по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО;
- иными нормативно-правовыми документами по среднему профессиональному образованию Федерального агентства по образованию и Департамента образования Вологодской области;
- Уставом техникума.
1.3 Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами.
1.4 Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, предусмотрен Федеральным государственным образовательным стандартом.
1.5 Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся по очной и заочной формам получения образования не должно превышать 8, а количество зачетов и дифференцированных зачетов – 10 (без учета зачетов по физической культуре). В указанное количество не входят зачеты по учебной и производственной (по профилю специальности) практикам.
1.6 Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося и ее корректировку и проводится с целью определения:
- соответствия уровня и качества подготовки специалиста Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования;
- полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине, ряду дисциплин или междисциплинарному курсу (далее – МДК);
- сформированности компетенций;
- наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой. II ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Учебные дисциплины и профессиональные модули (его составляющие), в т.ч. введенные за счет часов вариативной части основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП), являются обязательными для аттестации элементами ОПОП, их освоение должно завершаться одной из возможных форм промежуточной аттестации, определяемых техникумом самостоятельно:
- зачет,
- дифференцированный зачет,
- экзамен,
- экзамен (комплексный).
По дисциплинам «Физическая культура» формой промежуточной аттестации являются зачеты, которые проводятся каждый семестр и не учитываются при подсчете допустимого количества зачетов в учебном году.
2.2. Зачет и дифференцированный зачет как формы промежуточной аттестации могут предусматриваться техникумом по отдельной дисциплине или составным элементам программы профессионального модуля (МДК, учебная и производственная практика):
- которые согласно рабочему учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;
- на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъявляются на уровне знаний. III ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО
3.1. Итоговый контроль по результатам освоения обучающимися программы среднего (полного) общего образования проводится в форме дифференцированных зачётов (зачёт с оценкой) и экзаменов.
Экзамены проводятся за счёт времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию, дифференцированные зачёты – за счёт учебного времени, выделяемого на изучение соответствующей учебной дисциплины.
3.2.Дифференцированные зачёты и экзамены по всем учебным дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП СПО (за исключением иностранных языков) проводятся на русском языке.
3.3. Дифференцированные зачёты с учетом специфики учебной дисциплины могут проводиться в форме письменной контрольной работы, тестирования, опроса обучающихся в устной форме, и т.д.
Конкретные формы проведения дифференцированных зачётов определяются преподавателем, согласовываются с цикловой комиссией и фиксируются в рабочей программе соответствующей учебной дисциплины.
3.4. Обязательные экзамены проводятся по русскому языку, математике и по одной из профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла. На усмотрение техникума по другим дисциплинам общеобразовательного цикла, могут проводиться экзамены.
По завершению освоения студентами всех остальных дисциплин общеобразовательного цикла ОПОП СПО проводятся зачеты или дифференцированные зачеты.
Экзамены по русскому языку и математике проводятся в письменной форме, по профильной дисциплине – в устной либо письменной форме (по усмотрению техникума).
На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку и математике студенту дается 4 астрономических часа (240 минут).
Выбор формы проведения письменного экзамена по русскому языку и по математике осуществляется по усмотрению техникума;
3.5. Для проведения экзаменов в техникуме организуется экзаменационная сессия, которая проводиться концентрировано.
При проведении промежуточной аттестации концентрированно между экзаменами предусматривается не менее 2-х дней, которые могут быть использованы на проведение консультаций или подготовку к экзаменам.
Экзамены по результатам освоения программы среднего (полного) общего образования организуются и проводятся техникумом.
3.6. Для организации и проведения экзаменов по итогам освоения программы среднего (полного) общего образования в техникуме ежегодно создаются экзаменационные и цикловые комиссии.
Экзаменационные и цикловые комиссии осуществляют подготовку экзаменационных материалов, организацию и проведение письменных экзаменов по русскому языку, математике, профильной учебной дисциплине (если он проводится в письменной форме), прием устного экзамена по профильной учебной дисциплине (если он проводится в устной форме) и проверку письменных экзаменационных работ, оценивание и утверждение результатов всех экзаменов.
3.7.Конкретные сроки проведения экзаменов по результатам освоения программы среднего (полного) общего образования устанавливаются техникумом.
Результаты экзаменов (полученные оценки) сообщаются студентам не позднее, чем через два дня после сдачи экзаменов.
3.8. Для студентов техникума, пропустивших экзамены по дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП по уважительным причинам, предусматриваются дополнительные сроки их проведения.
3.9. Для студентов техникума, получивших неудовлетворительную оценку на экзамене по одной (двум) из дисциплин общеобразовательного цикла ОПОП и допущенных повторно к экзаменам, также предусматриваются дополнительные сроки проведения экзаменов по соответствующей дисциплине (в том же году).
3.10. Дополнительные сроки проведения экзаменов устанавливаются техникумом.
3.11. Расписание экзаменов по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла должно быть составлено таким образом, чтобы интервал между ними для каждого обучающегося составлял, как правило, не менее двух дней (за исключением экзаменов, проводимых в дополнительные сроки).
3.12. При проведении экзаменов должна быть предусмотрена возможность подачи обучающимися апелляции и ознакомления его при рассмотрении апелляции с выполненной им письменной экзаменационной работой.
Обучающиеся техникума вправе подать апелляцию, как по процедуре экзаменов, так и о несогласии с полученными оценками.
При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и проведении экзамена по соответствующей общеобразовательной дисциплине, либо ранее проверявшими письменную экзаменационную работу обучающегося, подавшего апелляцию. Решение апелляционной комиссии сообщается обучающемуся через день после подачи апелляции.
3.13. Содержание экзаменационных работ для проведения экзаменов по русскому языку и математике должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по соответствующей учебной дисциплине базового уровня.
3.14. Содержание экзаменационных работ для проведения письменных экзаменов (русский язык, математика) и критерии оценивания результатов их выполнения разрабатываются техникумом самостоятельно, рассматриваются и согласовываются на заседаниях цикловых комиссий, утверждаются заместителем директора по учебной работе.
3.15. Содержание экзаменационных материалов для проведения экзамена по профильной учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП СПО разрабатывается техникумом с учетом требований к подготовке выпускников, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по соответствующей учебной дисциплине базового уровня и соответственно примерной программой по этой общеобразовательной дисциплине. Утверждаются заместителем директора по учебной работе.
3.16. При подведении результатов экзаменов используется пятибалльная система оценки.
3.17. Оценки по результатам проверки выполнения письменных экзаменационных работ по русскому языку и математике выставляются согласно критериям, которые представляются вместе с текстами письменных экзаменационных работ и открыты для обучающихся во время проведения экзамена.
3.18. Результаты экзаменов признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по русскому языку, математике и одной из профильных учебных дисциплин при сдаче экзаменов получил оценки не ниже удовлетворительных (трех баллов).
3.19. Оценки, полученные на экзамене по русскому языку, математике, профильной учебной дисциплине (по которой сдавался экзамен) и остальным учебным дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП СПО, по которым проводились дифференцированные зачеты, определяются как итоговые оценки и выставляются в зачетной книжке обучающегося и в приложении к диплому.
3.20. Положительные итоговые оценки (5, 4, 3) по учебным дисциплинам, по которой сдавался экзамен и положительные итоговые оценки (не ниже удовлетворительных) по всем остальным учебным дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП СПО свидетельствуют о том, что студент техникума освоил программу среднего (полного) общего образования.
3.21 Выпускникам техникума, которые получили среднее (полное) общее образование и прошли государственную (итоговую) аттестацию по освоению основной профессиональной программы СПО, при заполнении бланка приложения к диплому государственного образца о среднем профессиональном образовании на оборотную сторону бланка приложения к диплому государственного образца о среднем профессиональном образовании вносятся наименования дисциплин, включая учебные дисциплины общеобразовательного цикла в соответствии с учебным планом. По каждой дисциплине, вносимой в приложение к диплому, проставляются общее количество часов цифрами и итоговая оценка (прописью). IV ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
4.1. Промежуточную аттестацию в форме зачета, дифференцированного зачета следует проводить за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля.
4.2. Вопросы (задания) к зачету и дифференцированному зачету разрабатываются преподавателем с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, согласуются на заседании цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
4.3. При проведении зачета уровень подготовки обучающегося фиксируется в зачетной книжке словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка, полученная на дифференцированном зачете заносится в зачетную книжку обучающегося (кроме неудовлетворительной). V ПРОВЕДЕНИЕ ЭКЗАМЕНА И КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА
5.1. Экзамены в техникуме проводятся в период экзаменационных сессий (концентрировано). На промежуточную аттестацию в форме экзамена и комплексного экзамена рекомендуется отводить не более 1 недели (36 часов) в семестр.
При проведении экзаменационной сессии график проведения экзаменов утверждается заместителем директора техникума по учебной работе, или лицом его заменяющим, и доводится до сведения обучающихся не менее чем за две недели до начала экзаменационной сессии.
5.2. Промежуточную аттестацию в форме экзамена и комплексного экзамена следует проводить в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки.
5.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений (общих и профессиональных компетенций) требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств формируются из контрольно-оценочных средств учебных дисциплин и профессиональных модулей соответствующего ОПОП.
Комплекты контрольно-оценочных средств разрабатываются техникумом самостоятельно, рассматриваются и согласовываются на заседаниях цикловых комиссий, утверждаются заместителем директора техникума по учебной работе.
5.4. Форма проведения экзамена по дисциплине и комплексного экзамена устанавливается техникумом и доводится до сведения обучающихся в начале соответствующего семестра.
5.5. К началу проведения экзамена по учебной дисциплине должны быть подготовлены следующие документы:
- экзаменационные билеты (контрольно-оценочные средства);
- наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
- экзаменационная ведомость;
- журнал учебных занятий;
- зачетные книжки.
Проведение экзамена
5.6. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях.
5.6.1. На подготовку устного задания по билету обучающемуся отводится не более 30 минут.
На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого обучающегося, на сдачу письменного экзамена - не менее трех часов на учебную группу.
Экзамен принимается преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине или МДК в экзаменуемой группе.
5.7. В критерии оценки уровня подготовки студентов входят:
- уровень освоения студентом материала, предусмотренного рабочей программой по учебной дисциплине или МДК;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
- обоснованность, четкость, краткость изложения устного ответа или качественное выполнение практического задания.
Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
5.8. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительные).
Экзаменационная оценка по учебной дисциплине или МДК за текущий семестр является итоговой независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по учебной дисциплине или МДК и выставляется в приложении к диплому.
5.9. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определяются согласно VI и VII разделам настоящего Положения. VI ДОПУСК СТУДЕНТОВ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
6.1. К экзаменационной сессии допускаются студенты, освоившие все составные элементы МДК, полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания, курсовые работы (проекты) по дисциплинам, а также сдавшие все зачеты и дифференцированные зачеты предусмотренные рабочим учебным планом.
6.2 Допуск студента к экзаменам фиксируется в зачетной книжке печатью «допущен к экзамену» с проставлением даты допуска и подписью зав отделением.
6.3. Студент, не имеющий в зачётной книжке отметки о допуске, к экзаменам не допускается.
6.4. Решение о допуске студента к зачёту (в т. ч. дифференцированному) принимает преподаватель, ведущий предмет. Никаких особых отметок в документах не требуется.
6.5. К промежуточной аттестации не допускаются студенты, имеющие академическую задолженность по предшествующим этапам изучения дисциплины, МДК, ПМ. Таким студентам устанавливаются индивидуальные сроки для аттестации.
6.6. При отличной текущей успеваемости студенты могут освобождаться от промежуточной аттестации по учебной дисциплине, МДК. Решение об освобождении оформляется приказом директора по представлению заместителя директора по учебной работе. От промежуточной аттестации по учебным дисциплинам могут быть освобождены победители и призеры предметных олимпиад, турниров, конкурсов по данному предмету, начиная с областного уровня.
6.7. Вопрос о допуске обучающихся к аттестации обсуждается и принимается на педагогическом совете техникума. Решение педагогического совета утверждается приказом директора.
6.8. Студентам, не сдавшим зачеты и экзамены в установленные сроки, заместитель директора по учебной работе своим письменным распоряжением может установить индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов с обязательством ликвидации академической задолженности не позднее одного месяца после начала последующего за сессией учебного семестра.
6.9. В случае, если причиной академической задолженности обучающегося являлась болезнь или другая уважительная причина (семейные обстоятельства, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением (органом, организацией), обучающийся получает право посещения занятий последующего за сессией учебного семестра до ликвидации академической задолженности в установленные настоящим разделом сроки (не более 1 месяца).
6.10. Обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные настоящим пунктом сроки (не более 1 месяца), отчисляются из техникума в соответствии с настоящим Положением. VII ПОВТОРНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
7.1 Повторно аттестуются обучающиеся, получившие при аттестации неудовлетворительные оценки, а также те, кто был не допущен до аттестации с неудовлетворительными годовыми оценками.
7.2 Обучающиеся выпускных курсов (выпускных групп) повторную аттестацию по теоретическим предметам обязаны пройти до начала преддипломной практики, не выпускных групп – до 1 октября текущего года. В эти же сроки проходят аттестацию обучающиеся, не проходившие ее по болезни или другим уважительным причинам.
7.3. Повторная аттестация обучающихся по договорам проводится в сроки и на условиях, предусмотренных договором.
7.4. График проведения повторной аттестации (график ликвидации задолженностей) доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
7.5. Результаты повторной аттестации оформляются в ведомости на пересдачу (экзамена, зачета), которая не позднее следующего дня за днем аттестации, сдается заведующему отделением.
7.6. По окончании повторной аттестации педагогический Совет техникума обсуждает итоги и принимает решение о переводе студентов на следующий курс, допуске их к повторной аттестации или отчислении. Решение педагогического Совета утверждается приказом директора. Приказ в течение трех дней доводится до сведения обучаемых, их родителей (законных представителей).
7.7. Студентам выпускных групп в целях получения более высокой итоговой оценки по их личному заявлению решением педагогического Совета образовательного учреждения может быть разрешено прохождение повторной аттестации в устной форме не более, чем по двум из дисциплин, изучаемых на предыдущих курсах. Решение педагогического совета техникума утверждается приказом директора.
7.8 Повторная аттестация обучающегося разрешается не более двух раз. В третий раз дифференцированный зачет (экзамен) по дисциплине принимается комиссией, состоящей из трех человек, которая утверждается приказом директора техникума. VIII ОТЧИСЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ
8.1. Отчисление из числа студентов может быть по инициативе самого обучающегося, по инициативе администрации техникума, а так же в связи с призывом в ряды Российской Армии.
8.2. Вопросы, связанные с отчислением обучающихся рассматриваются:
- на заседании педагогического совета техникума в конце учебного года (семестра);
8.3. При отчислении обучающегося, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по инициативе администрации техникума, учебному заведению необходимо получить согласие органов опеки и попечительства и решение комиссии по делам несовершеннолетних.
8.4. Отчисление из числа обучающихся оформляется приказом по техникуму с указанием причины и основанием отчисления. Датой начала действия приказа является дата его подписания.
8.5. В журнале учебных занятий делается отметка о приказе на отчисление обучающегося.
8.6. В личное дело обучающегося вкладывается выписка из приказа об его отчислении.
8.7. Основанием для издания приказа об отчислении по инициативе студента является личное заявление с указанием причины:
- перемена места жительства,
- переход в другое образовательное учреждение,
- семейные обстоятельства,
- состояние здоровья,
- нежелание продолжить учебу и т.д.
8.8. Основанием для издания приказа об отчислении по инициативе администрации техникума являются решения, принятые на заседании педагогического совета, с указанием причины:
- академическая неуспеваемость, т.е. задолженность по трем и более дисциплинам в результате экзаменационной сессии;
- академическая неуспеваемость, т.е. задолженность не ликвидированная в установленные приказом по колледжу сроки (1 месяц по окончании сессии);
- не посещаемость учебных занятий обучающимся без уважительной причины в течение месяца;
- невыход на сессию без уважительной причины;
- невыход из академического отпуска в установленные приказом сроки;
- грубое нарушение учебной дисциплины, Устава техникума, Правил внутреннего трудового распорядка техникума (грубость по отношению к преподавателям, персоналу и обучающимся техникума; употребление токсических и наркотических веществ, спиртных напитков; курение вне отведенных местах; употребление в разговорной речи грубых, вульгарных или нецензурных выражений).
8.9. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам.
8.10. Обучающимся, отчисленным из техникума до окончания срока обучения, по их письменному заявлению, выдается академическая справка установленного образца. |