Скачать 367.57 Kb.
|
РОССИЙСКИЙ СОЮЗ АВТОСТРАХОВЩИКОВ ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящие «Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции» в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об обязательном страховании) являются правилами профессиональной деятельности, направленными на применение Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции. Настоящие Правила включают в себя типовые схемы наиболее распространенных дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием двух транспортных средств в процессе дорожного движения и комментарии по оценки действий водителей в рамках исполнения отдельных положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД) в целях распределения между ними ответственности за материальный ущерб, причиненный в результате ДТП. Типовые схемы и методы установления ответственности основываются на нормах и принципах, содержащихся в Правилах дорожного движения Российской Федерации1, анализе практики рассмотрения материалов по ДТП в строевых подразделениях дорожно-патрульной Госавтоинспекции МВД России и с учетом опыта применения подобных схем в европейских странах. Настоящие Правила вступают в силу с 1 марта 2009 года. 1.Термины и определения, применяемые в настоящих Правилах В настоящих Правилах наряду с понятиями и терминами, приведенными в Федеральном законе № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Федеральном законе № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилах дорожного движения и других нормативных правовых актах, действующих в сфере дорожного движения и в области страхования, используются следующие термины и определения:«Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)» - событие, возникшее в процессе движения транспортного средства или с его участием, при котором транспортным средствам причинен материальный ущерб, не превышающий 25 000 рублей.«Дорожная разметка (горизонтальная)» - линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части, устанавливающие определенные режимы и порядок движения. «Полоса движения» – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. «Регулируемый перекресток» – перекресток, на котором очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика. «Нерегулируемый перекресток» – перекресток, на котором очередность движения определяется специальными правилами и установленными на перекрестке знаками приоритета или одновременно мигающими желтыми сигналами всех установленных на перекрестке светофоров. «Маневр транспортного средства» - изменение траектории движения транспортного средства, связанное с перестроением, поворотом (разворотом), предстоящей остановкой (стоянкой), а так же движение задним ходом. «Парковка (стоянка)» - место, специально предназначенное для стоянки транспортных средств, обозначенное с помощью табличек и разметки. 2. Общие правила применения Типовых схем 2.1.Типовые схемы, приведенные в разделе 3 настоящего документа применяются в случае соблюдения следующих общих требований: - ДТП произошло в пределах дороги или на прилегающих к ней и предназначенных для движения транспортных средств территориях (дворы, жилые массивы, стоянки транспортных средств, заправочные станции и др.); - в ДТП нет пострадавших; - в ДТП участвовало не более двух транспортных средств; - в результате ДТП транспортным средствам причинен материальный ущерб; - причинение материального ущерба явилось следствием контакта двух транспортных средств; - размер причиненного материального ущерба каждому из участвовавших в ДТП транспортных средств ориентировочно не превышает 25 тысяч рублей; - оба водителя – участника ДТП являются владельцами транспортных средств, причастных к ДТП, и внесены в действующие страховые полисы ОСАГО (договоры страхования); - оба водителя – участника ДТП выразили согласие на оформление документов на ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции1. - обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. 2.2.Типовые схемы, приведенные в разделе 3 настоящего документа не применяются в случае наличия хотя бы одного из перечисленных ниже обстоятельств: - ДТП произошло в месте, не подпадающем под определение «дорога общего пользования», данное в ПДД (место ведения сельскохозяйственных или иных работ; закрытая охраняемая территория, проведение испытаний или соревнований и т.д.); - в результате ДТП имеются погибшие или раненые; - хотя бы одно из транспортных средств, причастных к ДТП, относится к городскому наземному электрическому транспорту, или транспортное средство принадлежит юридическому лицу и эксплуатируется водителем на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. - хотя бы у одного из водителей – участников ДТП отсутствует водительское удостоверение на право управления транспортным средством, или документы на транспортное средство; - хотя бы у одного из водителей – участников ДТП отсутствует действующий страховой полис ОСАГО или он не внесен в него; - хотя бы один из водителей – участников ДТП возражает против оформления документов на ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции; - водители-участники ДТП не пришли к общему согласованному мнению о виновной стороне в данном ДТП; - схема ДТП, приведенная в Извещении о ДТП водителями, не соответствует ни одной из приведенных типовых схем в настоящих Правилах; - по факту или последствиям ДТП возбуждено уголовное дело (вплоть до вынесения окончательного решения по делу). 2.3. Примерный порядок применения типовых схем Процедуру применения типовых схем следует начинать с ознакомления с поступившим заполненным бланком извещения о ДТП в целях выяснения следующих обстоятельств и фактов: 2.3.1.Полнота и качество заполнения всех реквизитов бланка извещения о ДТП, т.е.: - все ли графы извещения о ДТП заполнены; - насколько детально описаны внешние повреждения транспортных средств и совпадают ли описанные повреждения с местом первоначального удара, отмеченной на схеме ДТП; - указано ли количество отмеченных ячеек п.16 извещения и заполнены ли последние ячейки п. 16 извещения о ДТП обоими водителями; - совпадает ли число, поставленное в последней ячейке пункта 16 бланка извещения о ДТП обоими водителями, с числом зачеркнутых ячеек в каждой колонке; - содержит ли приведенная в п. 17 извещения схема ДТП данные, необходимые для выяснения механизма ДТП (расположение транспортных средств, направление их движения, количество полос движения в обоих направлениях, наличие горизонтальной разметки, дорожных знаков, светофоров и т.д.) 2.3.2.Подпадает ли данное ДТП под понятие страховой случай, предусмотренный договором ОСАГО, т.е.: - относится ли место возникновения ДТП к понятию «дорога общего пользования»;1 - отсутствуют ли пострадавшие; - отсутствует ли вред, причиненный третьим лицам; - в ДТП участвовало не более двух транспортных средств; - материальный ущерб наступил в результате физического контакта транспортных средств. 2.3.3. Являются ли участники ДТП добросовестными страхователями, т.е.; - не истек ли срок действия страхового договора; - имеется ли в реестре договоров данный договор; - внесены ли данные водители - участники ДТП в действующие страховые полисы ОСАГО (договоры страхования);. 2.3.4. Имеется ли факт согласия обеих сторон с обстоятельствами данного ДТП, т.е.: - присутствуют ли подписи участников ДТП в п. 18 бланка извещения о ДТП; - отсутствуют дополнительные замечания в п. 14 извещения о ДТП, которые могут свидетельствовать о том, что хотя бы один из участников ДТП возражает или не согласен с нарисованной схемой ДТП или его обстоятельствами. 2.4. Методика использования типовых сем. После детального ознакомления с данными, содержащимися в бланке извещения о ДТП, должностное лицо страховой компании, принимает мотивированное решение о признании данного ДТП страховым случаем и приступает к установлению лица (лиц), чьи действия причинение материального ущерба. 2.4.1.В этих целях должностное лицо страховой компании устанавливает к какому из принятых типов относится данное ДТП: - ДТП, происшедшие при движении транспортных средств в одном направлении; - ДТП, происшедшие при движении транспортных средств в противоположных направлениях; - ДТП, происшедшие при движении транспортных средств под углом друг к другу; - ДТП происшедшие при движении транспортных средств задним ходом; - ДТП происшедшие при наезде на стоящее транспортное средство. 2.4.2. Установив тип ДТП, должностное лицо страховой компании приступает к анализу точки столкновения транспортных средств и локализации точек повреждений на транспортных средствах, участвовавших в данном ДТП. В этих целях анализируется схема, приведенная в извещении о ДТП, объяснения водителей (если они имеются), места концентрации внешних повреждений транспортных средств (передняя или задняя часть транспортного средства), их перечень и характер, указанные водителями. 2.4.3. После выяснения всех обстоятельств, указанных в п.п. 2.4.1. и 2.4.2. Настоящего раздела, должностное лицо страховой компании, уполномоченное рассматривать данный страховой случай, сравнивает полученные данные с соответствующим разделом типовых схем. 2.4.4. В том случае, если в выбранном разделе Типовых схем приведена ситуация в целом соответствующая обстоятельствам рассматриваемого ДТП и схема, приведенная в извещении о ДТП, в принципе, совпадает с типовой схемой1, уполномоченное должностное лицо страховой компании принимает решении о возложении ответственности за причиненный ущерб на конкретного водителя − участника ДТП или разделения данной ответственности между участниками ДТП в равных долях. 2.4.5. Принятое решение отражается в акте о страховом случае. 2.4.6. При принятии решения следует учитывать, что приведенные в разделе 3 схемы являются типовыми и используются только как справочно- методический материал. 2.4.7. Установление (распределение) гражданско-правовой ответственности участников ДТП, проводится на основе комплексного анализа всех обстоятельств конкретного ДТП, имеющихся в материалах по данному страховому случаю. 3. Типовые схемы дорожно-транспортных происшествий и степень ответственности участников дорожно-транспортного происшествия в соответствующей ситуации Условные обозначения: «А», «В» - транспортные средства участников ДТП; «0» - данный участник ДТП не несет ответственности за ущерб, причиненный в результате ДТП; «1» - данный участник ДТП нарушил соответствующие нормы Правил дорожного движения, что послужило основной причиной возникновения ДТП, и несет полную ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП; «1/2» - оба участника ДТП нарушили соответствующие нормы Правил дорожного движения, что послужило основной причиной возникновения ДТП, и несут ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП в равных долях. или транспортные средства, участвующие в ДТП; транспортное средство, не участвующее в ДТП. направление движения транспортного средства (показано на некоторых схема для наглядности); светофор (горящий сигнал отмечен крестом); препятствие на проезжей части. I. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных средств в одном направлении
|
Фз «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Российским союзом автостраховщиков (далее... | Настоящие Правила приема (далее Правила) в «Автошколу воа» на обучение по программам профессиональной подготовки разработаны в соответствии... | ||
Закон об осаго являются правилами профессиональной деятельности, направленными на урегулирование отношений между членами Российского... | Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»,... | ||
... | Рса, возникших при рассмотрении одним из членов рса требований потерпевших и осуществлении страховых выплат по договорам осаго, заключенным... | ||
Настоящие Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее – Правила независимости) разработаны в соответствии с... | Настоящие Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее – Правила независимости) разработаны в соответствии с... | ||
Акона от 25. 04. 2002 №40-фз «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Российским... | Акона от 25. 04. 2002 №40-фз «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Российским... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |