Тема опыта


Скачать 470.3 Kb.
НазваниеТема опыта
страница1/4
ТипЗадача
blankidoc.ru > Бланки > Задача
  1   2   3   4
Описание опыта работы
Раздел I: Информация об опыте
1. Тема опыта: «Система работы с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

2. Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы КГУ «Пешковская средняя школа» отдела образования акимата Федоровского района»

3. Условие возникновения, становления опыта: Деятельность учителя русского языка и литературы многогранна, но из всех ее видов наиболее важным и необходимым является способность создать системную, планомерную работу, которая приведет к улучшению результатов, что в конечном итоге отражается и на качестве образования учащихся. Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения, воспитания и развития, а также создания условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми;

- изучение опыта работы коллег других школ и учебных заведений;

активное участие в работе районного методического объединения;

- достигнутые результаты в работе с одаренными детьми

- необходимость поиска новых механизмов взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, которые придали бы новый импульс работе с одаренными детьми.

4. Актуальность опыта: Задача школы сегодня определяется новой реальностью, новым социальным заказом – потребностью в высокообразованной, высококультурной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому выявление и поддержка одаренной талантливой молодежи является одним из приоритетов государственной политики. Именно такая политика позволяет формировать интеллектуальный потенциал нашего государства и на этой основе решать экономические и социально-политические проблемы.

В Республике Казахстан большое внимание уделяется программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях условий для развития одаренности. В силу своих особенностей одаренные дети очень уязвимы. Важно максимально способствовать развитию интел­лекта и чувств этих детей, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. Очень многое в их судьбе зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, поддержать, вдохновить.

Созданная система работы с одарёнными детьми включает в себя тщательно продуманный маршрут к успеху учащихся в учебной и внеклассной деятельности, что позволяет перейти от языковой компетентности учащегося к духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности.

5. Ведущая педагогическая идея опыта – Создание эффективной системы деятельности по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей через организацию такой образовательной среды, которая активизировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении.

6. Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2008 по 2014 гг. Работа над опытом включала следующие этапы:

I этап (аналитико-диагностический, 2008-2009 г.) – проанализировано состояние проблемы в научной и методической литературе; определены цель, объект, предмет и задачи, сформулирована ведущая педагогическая идея, определена методика работы.

II этап (практический, 2010-2013 гг.) –сконструирована и апробирована система работы (разработаны проекты, проведены занятия и индивидуальная работа с учащимися, разработан практический материал для проведения уроков и индивидуальных занятий);

III этап (аналитико-обобщающий, 2013-2014 г.) – сформулированы основные выводы, отработаны и систематизированы результаты, оформлены итоги.

7. Диапазон опыта: Новизна опыта состоит в том, что педагог учитывает тот фактор, что работа с одаренными детьми – это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими подростками и взрослыми. В зависимости от выявленного типа одаренности: интеллектуального, художественного или исследовательского – разрабатывается индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка. В основе такого подхода – выбор различных инновационных педагогических технологий, методов, заданий и индивидуальных занятий на уроках и во внеурочное время с учетом выявленных способностей школьников. Сама технология занятий с одаренными детьми, направленная на постоянное преодоление познавательных трудностей и достижение высокого общего развития, создает благоприятную воспитательную среду, которая способствует духовному развитию детей. Можно выделить несколько главных направлений инновационной деятельности учителя русского языка с одаренными детьми:

1) на уроках – обеспечение стойкой высокой мотивации через использование новых подходов в обучении, использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо, через вовлечение учащихся в работу над творческими заданиями, исследовательскими проектами, презентациями и т.п.

2) во внеклассной работе: мотивирование ребят к участию в конкурсах и олимпиадах, конференциях разного уровня, в неделях русского языка и литературы, интеллектуальных играх, элективных курсах по предмету, в научно-исследовательской работе.

Также в работе используются модифицированные программы индивидуальных занятий с одаренными: «Основы исследовательской деятельности», «Учимся создавать проект», «Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературе». Опыт может быть использован всеми учителями русского языка и литературы при условии вдумчивого его изучения и творческого осмысления.

8. Теоретическая база опыта: Ведущая педагогическая идея опыта – создание эффективной системы деятельности по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей через организацию такой образовательной среды, которая активизировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении. Для создания собственной системы работы с одаренными я познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Богоявленской Д.Б., Холодной М.А., Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б., Рензулли Дж., Кларка Б. Потенциальная одарённость, считают некоторые ученые, присуща всем здоровым детям. Мое внимание привлекла формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Эта мысль и стала отправной точкой в разработке системы. В основу опыта также положены знания, полученные на разноуровневых курсах. Основное содержание Программы второго уровня представлено в рамках семи отдельных модулей, которые взаимосвязаны между собой. На мой взгляд, модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» помог мне осознать необходимость оказания компетентной помощи ученикам в реализации их потенциала.

Раздел II: Технология опыта
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. В педагогике по отношению к этим детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеж­дению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования говорят об обратном. В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В силу своих особенностей одарённые дети очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «зако­пать» талант, а максимально способствовать развитию интел­лекта и чувств этих детей как потенциала развития на­ции, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. Очень многое в их судьбе зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить. К сожалению, так бывает не всегда. Учитель, загруженный повседневными заботами, не всегда может увидеть в ребёнке его дар, помочь его способностям расцвести и развиться.

Делать это в современных условиях достаточно сложно, но необходимо. Если заинтересовать учителей этой работой, создать условия для формирования у них внутренней мотивации, потребности этим заниматься, придать работе с одаренными детьми системный характер, то такая система, в конечном итоге, сможет помочь одаренным детям вырасти в одаренных взрослых.

Понимание этого позволило мне выстроить систему работы с одаренными и талантливыми детьми, исходя из главного принципа: максимальное разнообразие представленных возможностей для развития личности одаренного ребенка.

Деятельность учителя русского языка и литературы многогранна, но из всех ее видов наиболее важным и необходимым является способность создать системную, планомерную работу, которая приведет к улучшению результатов, что в конечном итоге отражается и на качестве образования учащихся. На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми;

- изучение опыта работы коллег других школ и учебных заведений;

- активное участие в работе районного методического объединения;

- достигнутые результаты в работе с одаренными детьми

- необходимость поиска новых механизмов взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, которые придали бы новый импульс работе с одаренными детьми.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание эффективной системы деятельности по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей через организацию такой образовательной среды, которая активизировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении. Для создания собственной системы работы с одаренными я познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Богоявленской Д.Б., Холодной М.А., Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б., Рензулли Дж., Кларка Б. Потенциальная одарённость, считают некоторые ученые, присуща всем здоровым детям. Мое внимание привлекла формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Эта мысль и стала отправной точкой в разработке системы. В основу опыта также положены знания, полученные на разноуровневых курсах. Основное содержание Программы второго уровня представлено в рамках семи отдельных модулей, которые взаимосвязаны между собой. На мой взгляд, модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» помог мне осознать необходимость оказания компетентной помощи ученикам в реализации их потенциала.

Новизна опыта состоит в том, что педагог учитывает тот фактор, что работа с одаренными детьми – это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими подростками и взрослыми. В зависимости от выявленного типа одаренности: интеллектуального, художественного или исследовательского – разрабатывается индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка. В основе такого подхода – выбор различных инновационных педагогических технологий, методов, заданий и индивидуальных занятий на уроках и во внеурочное время с учетом выявленных способностей школьников. Сама технология занятий с одаренными детьми, направленная на постоянное преодоление познавательных трудностей и достижение высокого общего развития, создает благоприятную воспитательную среду, которая способствует духовному развитию детей. Можно выделить несколько главных направлений инновационной деятельности учителя русского языка с одаренными детьми:

1) на уроках – обеспечение стойкой высокой мотивации через использование новых подходов в обучении, использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение, через вовлечение учащихся в работу над творческими заданиями, исследовательскими проектами, презентациями и т.п.

2) во внеклассной работе: мотивирование ребят к участию в конкурсах и олимпиадах, конференциях разного уровня, в неделях русского языка и литературы, интеллектуальных играх, элективных курсах по предмету, в научно-исследовательской работе.

Остановлюсь подробнее на каждом направлении.

Несколько лет назад, проанализировав предыдущий опыт работы и требования времени, я пришла к необходимости внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода. Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе – инновационное направление, которое позволяет по-новому осознать и понять значимость школьной дисциплины. Поэтому формируемые знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения – основой для формирования ключевых компетенций. Особенно важен этот подход в работе с одаренными детьми.

Основная идея компетентностного подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. При этом можно выделить основные приоритеты организации учебного процесса в работе с одаренными детьми:

  • Основана на потребностях обучающихся и учитывает не только их уровень, но и направление одаренности.

  • Привлекает обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения.

  • Имеет практическую направленность и ориентирована на решение проблем.

  • Основана на активных методах обучения и опыте.

  • Учитывает в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся.

  • Использует обсуждения и групповые формы работы.

  • Показывает, где могут практически использованы приобретаемые умения и знания.

  • Обеспечивает возможность для проведения самооценки, а также обратную связь с преподавателем.

Занятия выстраиваются таким образом, чтобы формирование компетенций учащихся осуществлялось через деятельность, используя всю цепочку, которая представлена логикой реализации компетентностного подхода: формирование компетенций – деятельность учащихся – интерес к деятельности учащихся (урочной и внеурочной). Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования включает в себя следующие этапы:
  1   2   3   4

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Тема опыта iconТема опыта
...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»,...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка маоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...

Тема опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Тема опыта iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема опыта iconТема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного...
Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара»

Тема опыта iconТема опыта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30

Тема опыта iconТема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru