Скачать 138.99 Kb.
|
Информационно-методический материал по взаимодействию органов внутренних дел с органами местного самоуправления, мировыми судьями по составлению протоколов об административных правонарушениях Законом Пермского края от 3 июля 2013 года № 212-ПК «О внесение изменений в закон Пермского края «Об административных правонарушениях»» (в редакции от 28 мая 2014 г.) исключены полномочия должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом Пермского края от 1 ноября 2007 г. № 139-ПК «Об административных правонарушениях» (далее – Закон Пермского края «Об административных правонарушениях). На совещании 3 июня 2014 г. представителями Министерства общественной безопасности Пермского края, Агентства по обеспечению деятельности мировых судей по Пермскому краю, ГУ МВД России по Пермскому краю обсуждены вопросы взаимодействия и работы в новых условиях. В ходе совещания достигнуто соглашение о возможности участия представителей органов внутренних дел и мировых судей в обучающих совещаниях с представителями органов местного самоуправления, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Ранее в 2013 году в качестве методической помощи в территориальные органы МВД России по Пермскому краю направлялись методические рекомендации «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России в Пермском крае на районном уровне с органами местного самоуправления» (исх.30/1823 от 12.08.2013г.). Также в 2013 году с органами местного самоуправления края заключены соглашения «О взаимодействии территориального органа МВД России Пермского края на районном уровне с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования». Пресечение административных правонарушений Органы местного самоуправления и органы внутренних дел являются самостоятельными и равно ответственными субъектами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на подведомственной территории. Одним из условий эффективной организации охраны общественного порядка на территории муниципального образования является совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления и органов внутренних дел в данной области деятельности. Органы местного самоуправления должны в полной мере нести ответственность за надлежащее обеспечение состояния общественного порядка в общественных местах муниципального образования. Однако данная деятельность не может быть эффективной без взаимодействия органов местного самоуправления и органов внутренних дел. Основными принципами эффективной организации взаимодействия органов местного самоуправления и органов внутренних дел должны являться: обеспечение взаимной заинтересованности взаимодействующих органов; учет конкретных особенностей муниципального образования (географического положения, демографической ситуации, национальных обычаев и традиций, религиозных обычаев и др.); комплексное использование сил и средств взаимодействующих сторон; персональная ответственность должностных лиц за организацию и точное выполнение совместных мероприятий. В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») полиция, в пределах своих полномочий оказывает содействие муниципальным органам в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка. Одной из обязанностей полиции является: принимать и регистрировать заявления и сообщения об административных правонарушениях и осуществлять их проверку в соответствии с подведомственностью (пункт 1 часть 1 статьи 12 ФЗ «О полиции»). С учетом того, что к полномочиям сотрудников органов внутренних дел составление протоколов об административных правонарушениях по Закону Пермского края «Об административных правонарушениях» не относится, такие заявления и сообщения граждан необходимо незамедлительно передать (направить) в государственный, муниципальный орган или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя. Кроме этого, следует помнить, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известных полиции фактах, требующих их оперативного реагирования. В случае если при пресечении и документировании должностными лицами органов местного самоуправления административных правонарушений возникает угроза безопасности, как граждан, так и самих должностных лиц, угроза общественной безопасности, должностные лица органов местного самоуправления вызывают на место совершения правонарушения сотрудников территориального органа внутренних дел. Должностные лица территориальных органов внутренних дел незамедлительно прибывают на место совершения правонарушения, пресекают противоправные деяния, устраняют угрозы безопасности граждан и общественной безопасности (пункт 2 части 1 статьи 12 ФЗ «О полиции»). Применение мер обеспечения по делам об административных правонарушениях Главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрено применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Должностные лица органов местного самоуправления полномочиями по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не наделены. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ «Доставление» и пунктом 1 части 1 статьи 27.3 КоАП РФ «Административное задержание» сотрудники органов внутренних дел могут применить в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях доставление и административное задержание при выявлении любых правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Таким образом, если при производстве по делам об административных правонарушениях компетенции органов местного самоуправления должностным лицам этих органов необходимо применить доставление или задержание, они направляют письменное обращение в территориальной орган внутренних дел с соответствующей просьбой. Должностные лица органа внутренних дел, руководствуясь статьями 27.2 – 27.6 КоАП РФ, осуществляют доставление или административное задержание с обязательным уведомлением и согласованием должностного лица местного самоуправления для предоставления ему возможности выполнить требуемые процессуальные действия по делу об административном правонарушении. При этом следует помнить, что доставление может быть осуществлено как в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), так и в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Кроме отмеченных выше мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях сотрудники органов внутренних дел в случае обращения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, могут применить следующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (статья 27.7 КоАП РФ); досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ); изъятие вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ). Исполнение поручений по делам об административных правонарушениях В соответствии со статьей 26.9 КоАП РФ «Поручения и запросы по делу об административном правонарушении» для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностному лицу соответствующего территориального органа. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. Оформление протокола об административном правонарушении В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленным законом. Важно помнить, что почти все статьи Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» являются бланкетными, поэтому при документировании правонарушений данных категорий необходимо в фабуле совершенного правонарушения в протоколе указывать какую норму (часть, статью, НПА) нарушил гражданин. Справочно: существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье); бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определенным отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остается неопределенным); отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта). При выявлении состава административного правонарушения в деятельности юридических, должностных, физических лиц по результатам проверки составляется протокол об административном правонарушении. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела – в течение 2 суток. Действующее законодательство, а именно часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ позволяет в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 март № 5 (далее – Постановление Пленума ВС № 5)), составить протокол об административном правонарушении в их отсутствие. Справочно: статья 6 Постановления Пленума ВС № 5: «Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года N 343». Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Кроме вышеизложенного Постановление Пленума ВС № 5 (пункт 4) разъясняет, что несущественными являются нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. При составлении протокола об административном правонарушении необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ): постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делам, рассматриваемым судом – три месяца (при длящихся правонарушениях – со дня обнаружения административного правонарушения). Справочно: Пункт 14 Постановления Пленума ВС № 5: «Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся». Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2006 г. разъяснено, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения. Кроме протокола об административном правонарушении к административному материалу необходимо приобщить доказательства (любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо установит наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности). К материалу, кроме протокола об административном правонарушении, в качестве доказательств можно приобщить: подробное объяснение лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении; подробные показания свидетелей; иные доказательства (копии правоустанавливающих документов, копии договоров, уведомлений о взятии на охрану имущества, копии должностных инструкции, прочие документы); видеосьемку; фотографии; иные материалы. От качества составления протокола об административном правонарушении и полноты сбора материала, в дальнейшем зависит рассмотрение дела в суде, надлежаще оформленный материал не повлечет впоследствии его отмены по жалобе или представлению. В соответствии с требованиями части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Соответственно, за каждое совершенное правонарушение составляется протокол об административном правонарушении. Кроме этого, следует помнить про нормы части 2 и 3 статьи 2.1 КоАП РФ: «2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо». В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента составления протокола. Недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (часть 3 статьи 28.8 КоАП РФ). Алгоритм составления протокола об административном правонарушении Составить протокол об административном правонарушении немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в срок не более двух суток с момента выявления административного правонарушения (статья 28.5 КоАП РФ). Заполнить все реквизиты, предусмотренные бланком протокола и определенные части 2 статьи 28.2 КоАП РФ «Протокол об административном правонарушении», а именно: дата, место составления протокола; должность, звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилию имя, отчество, место жительства, место работы (если гражданин безработный, то ставится соответствующая отметка), размер заработной платы (иного дохода), семейное положение, количество иждивенцев, информацию о ранее наложенных административных взысканиях, сведения о судимости, документ, удостоверяющий личность); фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей; место, время, способ совершения административного правонарушения; статья Закона, предусматривающая административную ответственность; объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело (заполняется собственноручно правонарушителем), иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол должен кратко и точно излагать существо нарушения, при фиксации события административного правонарушения следует избегать формулировок общего характера. Справочно: фабула любого правонарушения включает в себя компоненты: дата (когда), время (во сколько), место (где произошло), событие (что совершено, какое действие или бездействие), способ (каким образом совершено) и что этим действием нарушено (ссылка на НПА). Если невозможно установить время совершения, то указываем: когда, во сколько, где выявлено. В бланке протокола необходимо разъяснить правонарушителю его права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, статьями 25.1, 25.5 КоАП РФ, а также об ответственности, предусмотренной статьей 20.25 КоАП РФ («Уклонение от исполнения административного наказания»). Правонарушитель должен поставить подпись. В резолютивной части протокола необходимы: подпись лица, составившего протокол, подпись правонарушителя за получение копии протокола, подпись лица, вынесшего решение по делу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа правонарушителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку правонарушителю. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела заполняются шариковой ручкой (черного, синего или фиолетового цвета), разборчиво, без помарок и исправлений. |
Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных... | Калининградской области, а также дел об административных правонарушениях в указанной сфере, рассмотренных мировыми судьями области... | ||
Челябинским областным судом согласно плану работы на первое полугодие 2012 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения... | В первом полугодии 2011 года мировыми судьями Калининградской области было рассмотрено 58388 гражданских дел, тогда как за аналогичный... | ||
Было выборочно изучено 740 уголовных дел, рассмотренных районными (городскими) судами и мировыми судьями области в 2011 году и 1... | Рассмотрение дел об административных правонарушениях. Привлечение к административной ответственности должностных лиц омсу, омсу как... | ||
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее крфобАП) | Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее крфобАП) | ||
Справка о Практике применения норм процессуального права при рассмотрении гражданских дел мировой подсудности мировыми судьями и... | Обеспечение органами внутренних дел мвд россии правопорядка и общественной безопасности в период проведения выборов Президента Российской... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |