Акт
плановой проверки
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в областном государственном казенном учреждении «Центр транспорта Иркутской области» 11 мая 2016 года г. Иркутск В целях исполнения Закона Иркутской области от 30 марта 2012 года № 20-ОЗ «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», в соответствии с распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 4 апреля 2016 года № 120-мр «О проведении проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» в срок с 11 апреля 2016 года по 11 мая 2016 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в областном государственном казенном учреждении «Центр транспорта Иркутской области» (далее – Учреждение) уполномоченными на проведение проверки государственными гражданскими служащими министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее – министерство):
Малых И.Н.
Александровой Е.А.
| - начальником отдела государственной гражданской службы в управлении нормативно-аналитической деятельности и государственной гражданской службы министерства;
- заместителем начальника отдела государственной гражданской службы в управлении нормативно-аналитической деятельности и государственной гражданской службы министерства;
| Яновской А.Ю.
| - ведущим советником отдела государственной гражданской службы в управлении нормативно-аналитической деятельности и государственной гражданской службы министерства;
| Шальковой В.С.
| - ведущим советником отдела государственной гражданской службы в управлении нормативно-аналитической деятельности и государственной гражданской службы министерства;
| в присутствии:
|
| Давыденко Н.И.
| - ведущего инженера отдела делопроизводства Учреждения;
| Дониной М.В.
| - главного бухгалтера Учреждения.
| Запись о проведенной проверке в журнал учета проверок внесена, журнал учета проверок в Учреждении имеется.
В результате проверки установлено следующее.
Наличие должностных инструкций работников, проверка соответствия их положений законодательству.
Для проверки представлены должностные инструкции работников Учреждения.
Трудовой договор является основным юридическим документом, регулирующим трудовые отношения между работодателем и работником. Существенным условием трудового договора является трудовая функция работника, его должностные обязанности (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации). Современным трудовым законодательством не предусмотрена обязательность составления должностной инструкции, предметом которой является также трудовая функция работника, круг его должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности. Однако, запрета на существование должностной инструкции как самостоятельного документа законодательство не содержит, требований к ее оформлению также не установлено, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить.
С оригиналами должностных инструкций все работники Учреждения ознакомлены. Соблюдение порядка оформления, ведения, учета, хранения и выдачи при увольнении трудовых книжек работников.
Для проверки представлены трудовые книжки работников Учреждения и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей ведется в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225.
В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним на момент проверки нарушений по ведению не выявлено.
В соответствии с пунктом 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225, приказ Учреждения об уполномоченном лице за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек имеется.
Трудовые книжки сотрудников Учреждения проверены все.
Трудовые книжки работников ведутся, хранятся надлежащим образом. Замечаний не выявлено. Соблюдение порядка формирования и ведения личных дел работников.
В Учреждении на всех работников ведутся личные дела. Замечаний по оформлению нет. Соблюдение порядка оформления и ведения личных карточек работников (форма Т-2).
Для проверки представлены личные карточки формы Т-2.
На всех работников Учреждения оформлены личные карточки формы Т-2 (далее – личные карточки), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее - постановление Госкомстата России).
Личные карточки в Учреждении ведутся, хранятся надлежащим образом.
В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225, владельцы трудовых книжек ознакомлены под роспись с записями в личной карточке, повторяющие записи, внесенные в трудовые книжки. Проверка наличия утвержденного графика отпусков работников, обеспечение его соблюдения.
Для проверки представлен график отпусков работников Учреждения, приказы о предоставлении отпуска работникам Учреждения.
Графики отпусков Учреждения составлены по форме № Т-7, утвержденной постановлением Госкомстата России. Срок утверждения графиков на 2013-2015 года, установленный статьей 123 Трудового Кодекса Российской Федерации - не позднее, чем за две недели до наступления календарного года, соблюден.
Работники Учреждения с утвержденным графиком отпусков ознакомлены, однако отсутствуют даты ознакомления с названным графиком. Из устных пояснений ведущего инженера отдела делопроизводства Учреждения следует, что работники Учреждения ознакамливаются с графиками отпусков после утверждения графика отпусков директором Учреждения. Таким образом, нарушается требование статьи 123 Трудового Кодекса Российской Федерации об извещении о времени начала отпуска.
При выборочной сверке приказов о предоставлении работникам ежегодных оплачиваемых отпусков с графиком отпусков выявлены нарушения в соблюдении графика отпусков. Проверкой установлено, что перенос отпуска производится с нарушением требований статьи 124 Трудового Кодекса Российской Федерации без соответствующего согласия работника Учреждения, составленного в произвольной форме. Также согласно указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомстата России, при переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения с разрешения лица, утвердившего график, или лица, уполномоченного им на это. Однако, соответствующие изменения в график отпусков не вносятся, отказ лица, утвердившего график, или лица, уполномоченного им на это, отсутствует.
С приказами о предоставлении отпуска знакомятся все работники, информация об отпусках разнесена в разделах «VIII. Отпуск» карточек Т-2 работников Учреждения в соответствии с приказами. Соблюдение порядка учета рабочего времени, фактически отработанного каждым работником.
Для проверки представлены табеля учета использования рабочего времени работников Учреждения.
В Учреждении применяется 40-часовая 5-дневная рабочая неделя.
Учет использования рабочего времени производится с использованием формы Т-13, утвержденной постановлением Госкомстата России.
Выборочная проверка соответствия данных в табеле учета использования рабочего времени с документами по учету труда и его оплаты не выявила нарушений в ведении учета рабочего времени. Наличие правил внутреннего трудового распорядка.
Для проверки представлен приказ Учреждения, утверждающий правила трудового распорядка Учреждения от 25 мая 2015 года № 23.
Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка (статья 189 Трудового кодекса Российской Федерации), которые представляют собой локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя, в том числе сроки выплаты заработной платы.
Трудовой распорядок в Учреждении определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые представляют собой локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения утверждены приказом Учреждения от 25 мая 2015 года № 23.
Также проверкой установлено, что не все работники Учреждения ознакомлены с правилами внутреннего трудового распорядка.
Соблюдение порядка оформления документов, связанных с приемом на работу (в том числе порядка заключения трудовых договоров с работниками), перемещениями, увольнениями и оформлением отпусков работникам.
Для проверки представлены трудовые договоры с работниками Учреждения, журнал регистрации трудовых договоров и изменений в них, приказы Учреждения по личному составу. Трудовой договор
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха;
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия труда на рабочем месте;
условие об обязательном социальном страховании работника;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Трудовые договоры с работниками Учреждения проверены методом свободной выборки. Установлено следующее.
Трудовые договоры в Учреждении составляются по унифицированной форме № ТД-1, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 29 декабря 2000 года № 136. В нарушение статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации не включены все обязательные условия трудового договора.
Так, например, в трудовых договорах Егоровой А.И., Рубцова А.В., Давыденко Н.И. не предусмотрены условия об обязательном социальном страховании работника (дополнительных соглашений к трудовым договорам, включающим указанное условие не имеется), в трудовом договоре Давыденко Н.И. отсутствуют обстоятельства (причины) для заключения срочного трудового договора. Журнал регистрации трудовых договоров и изменений в них в учреждении ведется.
Прием на работу в Учреждение оформляется приказом Учреждения по личному составу по унифицированной форме № Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России, с ознакомлением работника под роспись.
Вместе с тем из трудовых договоров, приказов о приеме на работу усматривается, что оформление на работу осуществляется оформлением приказа Учреждения, на основании которого заключается трудовой договор, что является нарушением статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации - прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Так, Егорова А.И. была принята на работу с 13 февраля 2015 года, о чем оформлены приказ по личному составу Учреждения от 13 февраля 2015 года № 9-л, трудовой договор от 16 февраля 2015 года № 2, Мещеряков Ю.Е. был принят на работу с 16 марта 2016 года - приказ по личному составу Учреждения от 1 марта 2016 года № 10-л, трудовой договор от 16 марта 2016 года № 2.
Приказы по личному составу издаются, регистрируются в журнале вместе с приказами по основной деятельности.
Фиксирование фактического предоставления и перенесения отпусков в графике отпусков не ведется.
При выборочной сверке приказов о предоставлении работникам ежегодных оплачиваемых отпусков с графиком отпусков выявлены нарушения. Так, например, даты фактического предоставления отпусков Давыденко Н.И. в апреле 2014 года и Охотникову А.А. в августе 2014 года не соответствуют утвержденному графику отпусков.
При перемещении сотрудников не проводится ознакомление с должностной инструкцией по замещаемой должности. Проверка штатного расписания на соответствие утвержденной предельной штатной численности работников, а также наименований должностей работников федеральным правовым актам.
Для проверки представлены штатные расписания Учреждения.
Штатное расписание Учреждения, действующее на момент проверки, введено в действие с 19 февраля 2016 года.
Штатная численность, установленная штатным расписанием, составляет 9 единиц, что соответствует установленной распоряжением Правительства Иркутской области от 25 мая 2012 года № 252-рп «О создании областного государственного учреждения «Центр транспорта Иркутской области» предельной штатной численности работников Учреждения.
Наименование должностей работников Учреждения, установленные штатным расписанием, соответствует наименованиям должностей, установленных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих».
Кроме того, к представленному проекту штатного расписания Учреждения имеются следующие замечания.
Нумерация граф осуществлена неверно, графы номер 1,6,7,9 отсутствуют.
Согласно пункту 19 Методических рекомендаций по установлению систем оплаты труда работников областных государственных казенных, бюджетных, автономных учреждений Иркутской области, отличных от Единой тарифной сетки (далее – Методические рекомендации)1 выплаты компенсационного характера устанавливаются на основе Перечня видов выплат компенсационного характера в областных государственных казенных, бюджетных, автономных учреждениях Иркутской области (далее - Перечень видов выплат компенсационного характера), утвержденного приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 31 января 2013 года № 6-мпр «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению систем оплаты труда, отличных от Единой тарифной сетки, и перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в областных государственных казенных, бюджетных, автономных учреждениях Иркутской области». В соответствии с названным Перечнем видов выплат компенсационного характера работникам областных государственных учреждений устанавливаются, в том числе, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии с действующим законодательством к таким выплатам относится районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Иркутской области. Однако, наименование граф 13 и 14 не соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 20 Методических рекомендаций выплаты стимулирующего характера устанавливаются на основе Перечня видов выплат стимулирующего характера в областных государственных казенных, бюджетных, автономных учреждениях Иркутской области (далее – Перечень), утвержденного приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 31 января 2013 года № 6-мпр «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению систем оплаты труда, отличных от Единой тарифной сетки, и перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в областных государственных казенных, бюджетных, автономных учреждениях Иркутской области». Наименование выплаты стимулирующего характера, указанной в графе 12 представленного проекта штатного расписания Учреждения, в Перечне отсутствует.
Размеры премий не указываются в штатном расписании, поскольку зависят в основном от качества труда работника. Стимулирующая выплата «премиальные выплаты по итогам работы» не может быть отражена в штатном расписании, так как это противоречит статье 22 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Штатные расписания Учреждения от 20 июня 2014 года и от 9 января 2013 года содержат аналогичные недостатки. Наличие ведения воинского учета работников.
Документы для проверки не предоставлены.
Воинский учет в Учреждении не организован. В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719, воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с главой 21 «Административные правонарушения в области воинского учета» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Соблюдение требований охраны труда.
Для проверки представлены Положение об охране труда в Учреждении, журнал проведения вводного инструктажа.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.
Директором Учреждения 15 января 2016 года утверждено Положение об охране труда в Учреждении. В соответствии с действующим законодательством все принимаемые на работу в Учреждение лица проходят в установленном порядке вводный инструктаж по охране труда. Проведение вводного инструктажа не регистрируется в соответствующем журнале проведения инструктажа.
Приказом Учреждения от 30 декабря 2015 года № 44 заместитель директора – начальник отдела делопроизводства Учреждения Охотников А.А. назначен ответственным за обеспечение безопасных условий и охраны труда на рабочих местах, а также ответственным за безопасную эксплуатацию и обеспечение охраны труда при эксплуатации служебного легкового автомобиля.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда в Учреждении в 2013-2015 годах не проводилась.
Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организации приказом работодателя создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда в учебных центрах аккредитованных организаций.
В Учреждении указанная комиссия не создана. Проверка знаний требований охраны труда не проводится. Соблюдение требований законодательства о персональных данных.
Для проверки представлено Положение о защите персональных данных работников Учреждения, утвержденное 3 сентября 2013 года.
В соответствии со статьей 87 Трудового кодекса Российской Федерации порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов.
В Учреждении утверждено Положение о защите персональных данных работников Учреждения, содержащее порядок хранения и использование персональных данных.
В нарушение норм Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» не назначено лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, не определен перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных, не утверждены форма согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, форма обязательства работника, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных о неразглашении персональных данных.
Проверкой установлено, что в помещении, где хранятся персональные данные работников, оборудовано место хранения, исключающее несанкционированный доступ к информации (имеется сейф).
По результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений Учреждению необходимо в срок до 10 июня 2016 года:
обеспечить своевременное извещение работников Учреждения о дате начала отпусков;
обеспечить ознакомление работников Учреждения с правилами внутреннего трудового распорядка;
заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками Учреждения, включив недостающие обязательные условия трудового договора. При заключении трудовых договоров не допускать нарушений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации;
привести штатное расписание в соответствие требованиям действующего законодательства;
организовать в Учреждении воинский учет, в соответствии с законодательством;
назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных
определить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных;
утвердить типовую форму согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
утвердить форму обязательств работника, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных о неразглашении персональных данных;
оформить и осуществлять ведение журналов:
журнал вводного инструктажа по технической безопасности;
журнал первичного инструктажа по технической безопасности;
журнал повторного инструктажа;
11) разработать и осуществлять ознакомление со следующими инструкциями:
по охране труда водителя автомобиля;
о действиях сотрудников при возникновении пожара;
по охране труда для пользователей персональных компьютеров;
при работе на копировально-множительных аппаратах;
по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях;
по охране труда для неэлектротехнического персонала.
Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
|
А.П. Капитонов
| Директор областного государственного казенного учреждения «Центр транспорта Иркутской области»
|
А.А. Горст
|
Подготовили: Начальник отдела государственной гражданской службы в управлении нормативно-аналитической деятельности и государственной гражданской службы министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
|
И.Н. Малых
|
|
| Заместитель начальника отдела государственной гражданской службы в управлении нормативно-аналитической деятельности и государственной гражданской службы министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
| Е.А. Александрова
|
|
| Ведущий советник отдела государственной гражданской службы в управлении нормативно-аналитической деятельности и государственной гражданской службы министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
| В.А. Шалькова
|
|
| Ведущий советник отдела государственной гражданской службы в управлении нормативно-аналитической деятельности и государственной гражданской службы министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
| А.Ю. Яновская
|
|
|
|