ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ИНСТИУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»)
Подготовлено доцентом кафедры
Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,
кандидатом физико-математических наук
А.М.Володченковым
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Протокол № ___ от «____»____________2013 года.
Утверждено на Совете Смоленского филиала Академии права и управления (институт) «____»___________ 2013 года.
Смоленск 2013 Составитель: Володченков А.М., канд. ф.-м. наук Рецензент: Рабочая программа курса «Информационные технологии в юридической деятельности» предназначена для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению бакалавриата 030900.62 «Юриспруденция». Дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» входит в базовую часть информационно-правового цикла (Б.2.)
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. № 464.
Оглавление Оглавление 4
1.Пояснительная записка 5
2.Рабочая учебная программа дисциплины 9
3.Учебно-тематический план 14
4.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 19
5.Список литературы 20
6.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: 21
Тема 1. Информационные технологии и их роль в современном обществе. 22
Тема 2. Современные компьютерные технологии в юридической практике и в правоохранительной деятельности. 28
Тема 3. Офисные компьютерные технологии в юриспруденции. 39
Тема 4. Технологии применения статистических моделей в правовой деятельности. 56
Тема 5. Использование баз данных для организации хранения данных. Технология корпоративной работы. 63
Тема 6. Безопасность информации и ее правовое обеспечение, компьютерные преступления. 71
Тема 7. Использование ресурсов интернет в юридической практике и науке. 82
7.Рейтинг-контроль студентов 94
8.Методические материалы к проведению контроля знаний студентов: 100
9.Программное обеспечение и Интернет – ресурсы 109
10.ГЛОССАРИЙ 109
Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения учебной дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» – подготовка студентов к эффективному применению в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности современных компьютерных технологий, а также ознакомление с элементами теории систем, используемых при разработке, внедрении и оценке информационных технологий в работе юридических служб, при обработке юридической информации.
Задачи дисциплины:
- изучение комплекса базовых теоретических знаний в области информационных систем и информационных технологий;
- формирование и развитие компетенций, знаний, практических навыков и умений, способствующих всестороннему и эффективному применению офисных программных средств, информационных технологий при решении прикладных задач профессиональной деятельности, связанных с поиском, обработкой и анализом правовой информации, в том числе с применением глобальных компьютерных сетей.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки Дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» относится к информационно-правовому циклу, входит в его базовую часть. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).
Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами:
- на всех этапах обучения в вузе: при изучении различных дисциплин учебного плана, выполнении домашних заданий, подготовке рефератов, эссе, докладов, курсовых и дипломных работ;
- в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;
- в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной правовой информации, создания электронных документов.
1.3. Общая трудоемкость дисциплины а) Форма обучения: очная.
Семе-стры
| Трудоемкость
| В том числе по видам занятий
| Отчетность
за семестр
| ЗЕТ
| Всего часов
| Аудитор-
ных
| КСР
| Самопод-
готовка
| Лекции
| Практи-ческие
| Контр.
работы
|
| 3-й
семестр
| 4
|
144
|
72
|
|
72
|
16
|
56
|
| экзамен
| Итого
| 4
| 144
| 72
|
| 72
| 16
| 56
|
| экзамен
| б) Форма обучения: заочная (полная), заочная (сокращенная) на базе профильного СПО.
Семе-стры
| Трудоемкость
| В том числе по видам занятий
| Отчет-ность
за семестр
| ЗЕТ
| Всего часов
| Аудитор-
ных
| Самопод-
готовка
| Лекции
| Практические
| Контр.
работы
|
| 3-й
семестр
| 4
| 144
| 16
| 128
| 6
| 10
|
| экзамен
| Итого
| 4
| 144
| 16
| 128
| 6
| 10
|
| экзамен
|
в) Форма обучения: заочная (сокращенная) на базе высшего образования.
Семе-стры
| Трудоемкость
| В том числе по видам занятий
| Отчет-ность
за семестр
| ЗЕТ
| Всего часов
| Аудитор-
ных
| Самопод-
готовка
| Лекции
| Практические
| Контр.
работы
|
| 2-й
семестр
| 4
| 144
| 10
| 134
| 4
| 6
|
| экзамен
| Итого
| 4
| 144
| 10
| 134
| 4
| 6
|
| экзамен
|
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-10:
| способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
| ОК-11:
| владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации
| ОК-12:
| способен работать с информацией с глобальных компьютерных сетях
| ПК-4:
| способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
| ПК-7:
| владеет навыками подготовки юридических документов
| ПК-14:
| готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
| В результате освоения компетенций студент должен
Знать:
основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере;
основы государственной политики в области информатики;
методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации.
Уметь:
применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;
Владеть:
навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.
1.5. Образовательные технологии Обучение по данной учебной дисциплине предполагает следующие формы занятий:
аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя,
обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, в том числе с использованием технических средств обучения,
индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя,
индивидуальные консультации.
Лекционные занятия проводятся в специализированных аудиториях с применением мультимедийных технологий и предусматривают развитие полученных теоретических знаний с использованием рекомендованной учебной литературы и других источников информации, в том числе информационных ресурсов глобальной сети Интернет. По курсу, наряду с традиционной формой, применяются следующие формы проведения лекционных занятий: лекция-визуализация (основное содержание лекции представлено в образной форме: рисунках, графиках, схемах и т.д.), лекция-провокация (лекция с запланированными ошибками), проблемная лекция.
Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах и при их проведении используются такие активные методы обучения, как дискуссии, дидактические игры, моделирование профессиональных ситуаций.
В ходе изучения дисциплины уделяется внимание как теоретическому усвоению базовых понятий информационных систем и информационных технологий, так и приобретению, развитию и закреплению компетенций, практических навыков и умений по использованию информационных технологий при решении прикладных задач.
На лекциях раскрываются основные вопросы рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее важные, сложные и проблемные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.
На практических занятиях, ориентированных на предметную область будущей профессиональной деятельности студентов, выборочно контролируется степень усвоения студентами основных теоретических положений. Рассматривается технология применения информационных средств для решения типовых задач создания и обработки текстовых, табличных документов и баз данных, использования сетевых информационных ресурсов, обеспечения безопасности информации и применения статистических методов в сфере права. Для лучшего усвоения положений дисциплины студенты должны:
постоянно и систематически с использованием рекомендованной литературы и электронных источников информации закреплять знания, полученные на лекциях;
находить решения проблемных вопросов, поставленных преподавателем в ходе лекций, практических и лабораторных занятий;
регулярно и своевременно изучать материал, выданный преподавателем на самостоятельную проработку;
с использованием средств информационных систем, комплексов и технологий, электронных учебников и практикумов, справочных правовых и тренинговых тестирующих систем и информационных ресурсов глобальной сети Интернет выполнить на компьютере тематические практические задания, предназначенные для самостоятельной работы;
регулярно отслеживать и использовать информацию, найденную на специализированных сайтах;
|