Скачать 197.33 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 1 Тема: Определение типа телосложения Условия выполнения задания: Цель: определение типа телосложения, связь с анатомическими и физиологическими особенностями организма, видом спорта; прогноз на будущее. Материалы и оборудование: ростомер, весы напольные, сантиметровая лента, микрокалькулятор. Ход работы:
Где: L – рост (см), Р – масса тела (кг), Т – окружность грудной клетки (см).
Таблица
5. Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе, используя полученный результат. Типы телосложения Типы телосложения: а — астеник; б — нормостеник; в — гиперстеник (М.В. Черноруцкий, 1938) Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продольных размеров тела. - длинное и узкое туловище, узкая грудная клетка, длинные конечности, узкие кости, слабая мускулатура, кожа тонкая, сердце малых размеров, кишечник короткий, печень и почки опущены; - снижение всасывания питательных веществ в кишках, наклонность к гипо-гликегии, тонус желудка понижен; - преобладание процессов катаболизма (диссимиляции) над процессами анаболизма (ассимиляции); - слабая упитанность (слабое жироотложение); - гипофункция половых желёз и надпочечников; - склонность к более частому развитию аддисоновой болезни более выраженной реакции на инсулин (в связи с чем необходимо уменьшать его дозу); - артериальная гипотензия, склонность к более частому развитию гипотонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д. Нормостеники характерны и отличаются следующими особенностями: - нормальные пропорции частей тела (головы, туловища, конечностей); - среднее развитие костной мышечной систем; - нормальные величины артериального давления и всасывания питательных веществ в кишках; - умеренное жироотложение; - нормальная интенсивность метаболических процессов и др. Гиперстеники характеризуются следующими особенностями: - относительно длинное и широкое туловище, относительно короткие конечности, лицо широкое, короткая толстая шея, грудкая клетка широкая и короткая, кожа плотная, хорошая унитарность, сердце больших размеров, большой живот, объёмистый желудок, длинный кишечник, большие паренхиматозные органы; - повышенное всасывание питательных веществ в кишках, склонность к гипергликелии и гиперхолестемии, тонус желудка повышен; - хорошая упитанность, склонность к развитию ожирения, преобладание процессов ассимилляции над диссимиляцией, развитие ИБС и коронаросклероза; - склонность к развитию артериальной гипертензии, гипертонической болезни, сахарного диабета, желчнокаменной болезни, кровоизлияниям; - гиперфункция гипофиза, менее выраженная реакция на инсулин (в связи с чем, необходимо увеличивать дозу). ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 Тема: Исследование физического развития. Цели работы: проведение соматоскопических наблюдений и антропометрических измерений, оценка полученных результатов Материалы и оборудование: А) протокол соматоскопического исследования, схема осанок. Теоретическое обоснование проведения соматоскопии, Б) ростомер, медицинские весы, динамометр кистевой, сантиметровая лента, калипер (штангенциркуль), таблица для записи показателей. Ход работы: А. Соматоскопия Разделится на пары и друг на друге провести соматоскопическое исследование в соответствии с протоколом, приведенным ниже. Заполнить протокол соматоскопического исследования. ПРОТОКОЛ СОМАТОСКОПИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯФ.И.О. _______________________________________________________ Возраст __________ Пол ________ Вид спорта ____________________ Спортивная квалификация ______________________________________ 1. ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИПоложение головы: (на одной вертикали с туловищем, подана вперед, наклонена вправо или влево) __________________________________________ Положение плечевого пояса (на одном уровне, одинаковость ширины правого и левого плеча, развернутость или поданность вперед) ______________ Позвоночник: выраженность физиологических изгибов _______________________________ Сколиоз (наличие, вид, форма, степень сколиоза) _____________________ Треугольники талии (симметричность) ______________________________ Форма спины (плоская, круглая, кругловогнутая, плосковогнутая) _______ Лопатки (нормальные, крыловидные) _______________________________ Форма грудной клетки (цилиндрическая, коническая, плоская, впалая, асимметричная, куриная) _________________________ Форма живота (прямая, впалая, отвислая, асимметричная) ______________ Общая характеристика осанки (правильная, сутуловатая, лордотическая, кифотическая, сколиотическая) ______________________________________ 2. СОСТОЯНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТАФорма рук (прямые, Х-образные) __________________________________ Форма ног (прямые, Х-образные или О-образные) ____________________ Стопы (нормальные, уплощенные, плоские, полые) ___________________ Суставы (движение в физиологических пределах, ограничение в движениях, деформация (где) _______________________________________________ Развитие мускулатуры (хорошее, среднее, слабое, равномерное, неравномерное (где) ______________________________________________________ Жироотложение (нормальное, пониженное, повышенное, равномерное, неравномерное (где) _________________________________________________ Кожа (цвет, сухость, влажность, наличие пигментации, высыпаний) _____ Другие особенности ОДА _________________________________________ ________________________________________________________________ 3. ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯАстеник, гиперстеник, нормостеник ___ Заполните таблицу:_____________________________
Б. Антропометрия Разделиться на пары. Определить антропометрические точки на туловище, голове, конечностях. Затем друг на друге провести измерения в соответствии с методикой. Данные занести в протокол антропометрического обследования. ПРОТОКОЛ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯФ.И.О. _______________________________________________________ Дата рождения ___________________ Спортивная специализация ______________________________________ Спортивный разряд _____________ Стаж спортивных занятий ________ Стаж занятий избранным видом спорта ____________________________ Карта антропометрического исследования:
*- Антропометрические показатели справа и слева измеряются только на конечностях 5. Написать вывод – заключение, в котором отразить: - выявленные отклонения в осанке, телосложении, в опорно-двигательном аппарате (если имеются) - отличия продольных размеров конечностей слева и справа (если имеются), - отличия толщины кожно-жировых складок слева и справа (если имеются). Форма спины и тип осанки: Позвоночник. Виды сколиоза Формы грудной клетки и живота: 1 - плоская грудная клетка, 2. цилиндрическая, 3 – коническая Виды осанки: а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая; г — кифотическая; д — выпрямленная (плоская) Форма ног.
3-О-образные Форма стопы: а-нормальная, б-уплощенная, в-плоскостопие Различают 5 типов осанки (рис. 7.1): прямой (I); прогнутый (II); сутулый (III); наклонный (IV); изогнутый (V). Физиологические изгибы позвоночника ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 Тема: Оценка физического развития. Цели работы: определение гармоничности физического развития и отклонений от нормы с помощью расчетных индексов Материалы и оборудование: заполненные протоколы соматоскопического и антропометрического исследований, методика расчета и оценивания индексов, микрокалькулятор, динамометр, спирометр; Ход работы: 1. Используя данные соматоскопии и антропометрии рассчитайте и запишите антропометрические индексы в представленную ниже форму. 2. Для каждого индекса дайте оценку по предложенной методике и запишите расчеты и результаты с выводами в таблицу:
Расчет индексов: (написание формул индексов обязательно):
Вывод: Используя данные индексов сделайте обобщенный вывод о физическом развитии исследуемого (развитие грудной клетки, пропорциональность телосложения и длина ног и т.д.). Методика расчета и оценивания индексов По оценке физического развития I. Весо-ростовые индексы: 1) Индекс Кетле (ИК): , где Р - вес тела, г; Z - рост стоя, см. Этот индекс показывает, сколько граммов веса тела приходится на 1 см длины тела: Средние величины: мужчины- 350-400 г/см; девушки - 300 г/см; женщины - 325-375 г/см; юноши - 325 г/см.; спортсмены - 400 г/см и выше. Средний показатель — 370-400 г на 1 см роста у мужчин, 325—375 — у женщин. Для мальчиков 15 лет — 325 г на 1 см роста, для девочек того же возраста—318 г на 1 см роста. 2) Индекс Брока-Бругша (ИБ): ИБ = (Z - 100), то есть вес тела должен равняться длине тела (Z) без 100-110 единиц: рост – 100 при росте 155-165; рост – 105 при росте 166-175; рост – 110 при росте 175 и выше. 3) Весо-ростовой показатель определяется делением веса в граммах на рост в сантиметрах. Количество граммов Показатель на сантиметр роста упитанности Больше 540 - Ожирение 451—540 - Чрезмерный вес 416—450- Излишний вес 401—415 - Хорошая 400 - Наилучшая для мужчин 390 - Наилучшая для женщин 360-389 - Средняя 320-359 - Плохая 300-319 - Очень плохая 200-299 – Истощение 4) Показатель крепости телосложения (по Пинье) выражает разницу между ростом стоя и суммой массы тела и окружностью грудной клетки: Х = Р — (В+О) где: Х — индекс, Р — рост (см), В — масса тела (кг), О — окружность груди в фазе выдоха (см). Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения). Разность меньше 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 — хорошее, от 21 до 25 — среднее, от 25 до 35 — слабое, более 36 — очень слабое. 5) Показатель пропорциональности физического развития (рост стоя — рост сидя / рост сидя) х 100 Величина показателя позволяет судить об относительной длине ног: меньше 87% — малая длина по отношению к длине туловища, 87—92% — пропорциональное физическое развитие, более 92% — относительно большая длина ног. II. Грудо-ростовые индексы: 1) Индекс Эрисмана (Иэр): (индекс пропорциональности развития грудной клетки) , где Т - обхват грудной клетки в спокойном состоянии, см; Z - рост стоя, см. Данный индекс говорит о пропорциональном развитии грудной клетки. У спортсменов-мужчин он равен (+5,8 см), у женщин-спортсменок (+3,8 см). Полученная разница, если она равна или выше названных цифр, указывает на хорошее развитие грудной клетки. Разница ниже или с отрицательным значением свидетельствует об узкогрудии. 2) Индекс Ливи (ИЛ): , где Т - обхват грудной клетки в спокойном состоянии, см; Z - рост стоя, см. Средний показатель ИЛ равен - 50-55%. 3)Согласно формуле Лоренца, идеальная масса тела (М) составляет: М = Р — (100 — [(Р — 150) / 4]) где: Р — рост человека. III. Жизненный индекс (ЖИ) служит для определения функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания. , где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, в мл; Р - вес тела, кг. Средние показатели: мужчины - 60 мл/кг, спортсмены-мужчины - 60-70 мл/кг, женщины - 50 мл/кг, спортсменки-женщины - 55-60 мл/кг. значение жизненного показателя составляет до 65-70 куб.см у мальчиков и до 55-65 куб.см у девочек. Ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55- 60 мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или избыточной массе тела. Чем выше показатель, тем лучше развита дыхательная функция грудной клетки. IV. Индекс плечевого показателя: , где ШП - ширина плеч; ПД - плечевая дуга. При показателе, равном 80% и ниже, имеется сутуловатость. V. Индекс Скелии: ИС = ((Рост стоя - рост сидя)/(рост сидя)) х 100 Средние показатели: ИС - от 84,9% - коротконогость (брахискелия). ИС - от 85% до 89,9% - средненогость (мезоскелия). ИС - от 90% и выше - длинноногость (макроскелия). VI. Разностный индекс определяется путем вычитания из величины роста сидя длины ног. Средний показатель для мужчин — 9— 10 см, для женщин — 11—12 см. Чем меньше индекс, тем, следовательно, больше длина ног, и наоборот.VII. Есть определенная зависимость между массой тела и мышечной силой. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила: [сила кисти (кг) / масса тела (кг)] х 100 Динамометрия руки в среднем составляет 65—80% массы тела у мужчин и 48—50% у женщин. Оценка результатов:
VIII. Площадь поверхности тела определяется формулой Issakson S = [100 + W + (H — 160)] / 100 где: S — площадь поверхности тела (м2), W — вес тела (г), H — длина тела (см). Площадь поверхности тела целесообразно рассматривать не в абсолютных значениях, а в относительных, в соотношении с массой (весом) тела (количество веса, приходящееся на единицу поверхности. У физически сильных людей на единицу площади поверхности тела приходится больше веса, чем у физически слабых IX. Процент жировой прослойки = [(масса тела — тощая масса тела) / масса тела] х 100 Тощая масса тела = 98,42 + [1,082 (масса тела) — 4,15 (обхват талии)] 2.6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 4 Типовое задание: практическая работа Тема: Функциональные пробы состояния сердечно-сосудистой системы. Условия выполнения задания: 1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория 2. Максимальное время выполнения задания: 120 мин. 3.Материалы и оборудование: прибор для определения артериального давления, секундомер, ступенька. 4. Ход работы: А. Определение пульса и Артериального давления. Выполняется в парах. 1. Изучить предварительную информацию о методике подсчета пульса и измерения АД по методу Короткова. 2. Измерить пульс, систолическое и диастолическое давление напарника. 3. Описать в тетради порядок выполненных действий при измерении пульса и АД и записать измеренные величины. 4. Подсчитать пульсовое давление (ПД), зная, что его величина рассчитывается как разность между систолическим (АДс) и диастолическим (АДд) давлением. Запишите расчетную формулу и результат подсчетов.
5. Вывод. Оцените полученные данные артериального давления с использованием информации в Таблице 1. Запишите вывод с результатом оценки вашего артериального давления. Таблица 1. Нормы артериального давления человека.
Б. Гарвардский степ – тест. Выполняется в парах. Обследуемый выполняет 10 приседаний в качестве разминки перед тестом. Затем в течение 4 минут (240 с) непрерывно делает восхождение на ступеньку со скоростью 30 циклов в 1 минуту. Высота ступеньки для мальчиков-юношей 12-18 лет - 45 см, для девочек-девушек 12-18 лет - 40 см. Метроном ставят на 120 ударов в минуту. «Восхождение» - состоит из 4 действий:
Восхождение и спуск всегда начинаются с одной и той же ноги. Если обследуемый из-за усталости отстает от ритма в течение 20 сек., тестирование прекращается и фиксируется время работы в заданном темпе. После окончания работы в течение 1 мин. восстановительного периода испытуемый, сидя, отдыхает. Затем у него измеряется пульс по следующему графику: - через минуту после окончания упражнения в течение 30 с (Р1 = …); - через 2 минуты после окончания упражнения в течение 30 с (Р2 = …); - через 3 минуты после окончания упражнения в течение 30 с (Р3 = …). Рассчитывают ИГСТ по формуле:
где t - длительность восхождения, в сек. Р1, Р2, Р3 - частота пульса, за 30 сек. на 2, 3 и 4-й минуте восстановительного периода соответственно. В случае, когда обследуемый из-за утомления раньше времени прекращает восхождение, расчет ИГСТ производится по сокращенной формуле:
где t - время выполнения теста, в сек., Р1 - частота пульса за 30 сек. на 2-й минуте восстановительного периода. 5. Вывод. Сравните полученный ИГСТ с данными Таблицы №1 и Таблицы №2 и запишите обоснованный вывод об общей физической работоспособности испытуемого и соответствии физической работоспособности избранному виду спорта. Таблица №1 Оценка уровня физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту
Таблица №2 Средние величины ИГСТ в зависимости от вида спорта (по И.В.Аулику)
|
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р.... | Дано: Имеются планшеты панелей из материала типа (Гипсокартон, армстронг, пвх) пожарные дымовые (Тепловые, комбинированные) извещатели,... | ||
Матрицы: определение, классификация. Действия над матрицами: равенство, транспонирование, умножение на число, сложение и вычитание,... | Поэтому приведём несколько определений, которые достаточно часто повторяются и цитируются в литературе разных лет. Так, классическое... | ||
Тема Классификация затрат по экономическим элементам и по калькуляционным статьям затрат 1 | Тема: «Формирование культуры безопасности у дошкольников» (формирование личности безопасного типа) | ||
Тема Определение суточного диуреза, водного баланса. Диагностическое значение | На главной странице пользователь может ознакомиться с документами и увидеть активные на текущий момент аукционы выбранного типа –... | ||
Под учреждением культурно-досугового типа понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению... | Сформулируйте определение понятия Адаптации из предложенных слов: воздействию, способность, окружающей, организмов, противостоять,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |