Районное методическое объединение учителей гуманитарного цикла «Формирование умений и навыков исследовательско-проектной деятельности учащихся». Место проведения: ГБОУ СОШ с. Новое Усманово м.р.Камышлинский
Дата проведения – 17.03.2015г
Технологическая карта урока - исследования
Тема урока: Понятие об обособлении. Обособленные определения.
Предмет: русский язык
Класс: 8
Учебник: Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразоватетльных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2011
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые карточки с заданиями
Понятия урока: причастный оборот, второстепенные члены предложения, определение, обособление
Применяемая технология: проектная и исследовательская технология с использованием элементов проблемного обучения, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, ИКТ-технологии, элементы технологии деятельностного обучения.
Формы учебного взаимодействия: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы и приемы обучения: беседа, инструктаж по оцениванию, создание проблемной ситуации, защита проектов, исследования языкового материала.
Цель урока: Дать представление об обособлении, помочь учащимся разобраться в случаях обособления определений, сформировать у них навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.
Планируемые результаты:
Планируемые образовательные результаты
| предметные
| метапредметные
| личностные
| Определение понятия об обособлении.
Формирование навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
Умение различать основные признаки обособленных членов предложения.
Развитие устной и письменной речи учащихся.
| Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Умение извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
| Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.
Способность к самооценке своих действий, поступков.
|
Планируемый результат обучения. Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
Этап урока
| Задачи урока
| Содержание этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Мотивационный
| Вызвать познавательный интерес к уроку.
Создать психологический настрой на деятельность
| Вступительное слово учителя:
В поисках смысла (слайд №1)
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фраз
Ты только вдумайся,
Только всмотрись -
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
- О чем это стихотворение? Какова основная мысль стихотворения? Как вы понимаете эти строки?
(учащиеся отвечают на вопросы и выходят на слова и словосочетания «поиск», «главная мысль», «вдумайся», «всмотрись»)
-Сегодня мы тоже будем в поисках нового, неизведанного, поэтому я хочу, чтобы вы настроились на работу. Давайте хором прочтем эпиграф к нашему уроку:
«Не стыдно не знать, (слайд №2)
Стыдно не учиться!»
- Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны? Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом.
- Для дальнейшей работы я предлагаю вам остаться в группах, в которых вы работали над созданием домашней работы. У каждого из вас «Оценочная карта», заполните ее. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание ставим (+). Если не ответили, потому что не знали или неправильно выполнили большую часть задания – (-). Если вы знали ответ, поднимали руку, но вас не спросили – тоже (+). Таким образом, к концу занятия будет видно, какая группа работала наиболее эффективно. На основании ваших индивидуальных результатов, посовещавшись, вы выставите себе отметки за работу на уроке.
| Читает стихотворение, проводит инструктаж по оцениванию.
Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Осознанно подчиняют себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывают внутреннюю готовность к их реализации.
| Личностные: самоопределение (мотивация учения)
Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)
| Ориентировочный
| Организовать совместную с учителем деятельность для постановки проблемных вопросов, установления объекта исследования
| - Итак, не будем терять время и перейдем к работе.
Обратите внимание на тему урока (слайд №3)
«Понятие об обособлении. Обособленные определения».
- Как вы думаете, что будет объектом исследования на сегодняшнем уроке?
- Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? На какие проблемные вопросы нам предстоит найти ответы? Определите по теме урока и по домашнему заданию (Ребятам заранее было дано задание: составить мини-проекты по теоретическому материалу параграфа 32 по учебнику и дополнительным источникам)
Учащиеся определяют по теме урока проблемные вопросы, на которые будут искать ответы в ходе урока: (слайд №4)
- Что такое обособление?
- Какие члены предложения могут быть обособленными?
- При каких случаях происходит обособление определений?
- Как будем выделять на письме обособленные члены?
- Чтобы ответить на эти вопросы и лучше понять тему, поработаем со справочниками, учебником, проявим самостоятельность в поисках ответов , наблюдательность, творчество.
| Организует выход на проблемные вопросы, объект исследования.
| Ставят проблемные вопросы, определяют объект исследования, отвечают на вопросы
| Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
| Поисково-исследовательский
| Организовать поиск решения проблемных вопросов.
Организовать исследование языкового материала учащимися
| - Итак, обратимся к понятию «обособление». Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться? (к толковому словарю)
Учащиеся находят значение: (слайд №5)
Что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение.О. небольшой участок в саду.
Что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации) составной часть предложения. О. определение.
- Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «Обособление»
(ответы учащихся)
- Теперь прочитайте определение в учебнике на стр.142 (слайд №6)
Реализация домашнего задания: презентация групп – составить мини-проекты по теоретическому материалу:
1 группа. Блок материала: деление обособленных членов на группы (слайд №7)
2 группа. Блок материала: основные признаки обособленных второстепенных членов со значение добавочного сообщения. (слайд №8)
3 группа. Блок материала: графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами. (слайд №9)
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ
- Обратим внимание еще раз на то, что интонация играет важную роль при обособлении членов предложения. Будем размышлять далее. По предложению, которое нам представила
3 группа составим алгоритм определения обособленных определений, который поможет выяснить причины обособления.
Работа в группах (обсуждение) Затем представляются результаты, которые фиксируются в речи и знаково.
Алгоритм. (слайд №10)
- выяснить, чем выражено определяемое слово и определение;
- распространено ли определение;
- какое место занимает определение по отношению к определяемому слову;
- каково значение определения.
- По данному предложению выясните первую причину обособления определений. (определяемое слово выражено существительным с зависимыми словами; определение стоит после определяемого слова, раскрывает и поясняет определяемое слово, указывая на его признаки)
Выводится первое правило: Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова.
- Остальные случаи обособления определений выясните сами в группах, исследуя предложения.
1 группа. 1) А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой!
2) Наконец, усталая, она села на кухне на лавку.
2 группа. 1) Истощенный усилиями и лишениями, старик слег
в постель.
2) В конце января, овеянные оттепелью, хорошо
пахнут вишневые сады.
3 группа. 1) Вошел человек, лет шестидесяти, в коричневом
фраке, и сел рядом с Иваном.
2) Новенькая рубашка, белая, в черную полоску,
сидела неплохо.
Один случай обособления можно дать сильному ученику проанализировать индивидуально:
Ветер, холодный, пронизывающий, засвистел на корме.
Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением.
После завершения исследования учащиеся формулируют правила обособления определений: (слайды № 11-15)
Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова.
Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные и согласованные определения, если имеют добавочное обстоятельственное значение.
Обособляются и выделяются на письме запятыми несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже, если они имеют характер дополнительных разъяснений.
Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные согласованные определения, если их два или более и они стоят после определяемого слова, в особенности если перед ними уже есть определение.
| Организует работу в группах по реализации домашнего задания учащихся, по исследовательской деятельности
| Проводят словарную работу, защищают мини-проекты, проводят анализ, исследование языкового материала.
Работают в группах.
Составляют алгоритм, обсуждают причины обособления определений, выводят правила, приходят к конечному продукту исследования.
| Предметные: формулировать определение нового понятия.
Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания.
Познавательные: проводить исследование языкового материала, обобщать полученные данные, делать выводы.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе.
| Практический этап
| Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов.
| Работа в группах. Задание предложено на листах. (Приложение к уроку).
1 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 3 случай обособления.
2 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 1 случай обособления.
3 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 5 случай обособления.
Проверка работ.
| Организует работу практической части урока.
Заранее готовит листы с предложениями.
| Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Работают в группах. Выполняют поставленную перед ними практическую задачу.
| Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма.
Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания.
| Закрепление изученного материала
| Закрепить полученные знания на примере выполнения задания
| Учебная задача: составить предложения по заданным схемам: (слайд №16)
X, , ……….. .
X, ……………. .
Учащиеся работают самостоятельно. Проводится проверка.
| Организует самостоятельную работу учащихся.
Заранее готовит схемы.
| Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы).
| Личностные: оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция.
| Рефлексивно-оценочный
| Обеспечить осмысление процесса деятельности и результата труда на уроке.
| - Обратимся к проблемным вопросам, которые поставили в начале урока. Ответили ли мы на эти вопросы?
- Чему научились?
- Какой этап урока показался самым интересным?
- Что было трудно?
- Оцените вашу работу в «Оценочной карте», определим, какая группа работала наиболее эффективно, правильно.
Выставляются и индивидуальные оценки тем, кто лучше справился с работой.
Спасибо за урок! (слайд №17)
| Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности и деятельности в группе на уроке.
| Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.
| Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).
Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).
| Литература.
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] /
М.И.Логвинова, Г.Л.Копотева. - http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/Logvinova_Kopoteva_12.2011.pdf
Петерсон, Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода [Текст] /
Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Т.Г. Кудряшова. – Москва, 2006 г. – 203 с.
Угроватова, Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь: II полугодие [Текст] / Т.Ю. Угроватова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - http://standart.edu.ru/ Шубина, Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]. – http://festival.1september.ru//
Приложение к уроку
Раздаточный материал.
Поток усиленный грозой шумел.
Я рвал отчаянной рукой шиповник спутанный плющом.
Уставший от волнения я крепко уснул на полатях.
Девушка в шелковом красивом платье и в новых туфлях сидела в кресле.
Трудно было различить дорогу при свете звезд слабо льющихся с высоты.
По природе стыдливая и робкая она досадовала на свою застенчивость.
Вода казалась какой-то серебристой гладью, таинственной и безмолвной.
Тишина тягучая и властная вновь овладела лесом.
Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонаря.
Дорога вся изрытая глубокими колеями шла темным хвойным лесом.
Утомленные хлопотами последних дней мы очень скоро уснули.
Старший сын в шляпе в коротком пальто и кожаных перчатках был уже готов к отъезду.
|