бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Методические рекомендации
для студентов 1 курса всех профессии
по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
по дисциплине «География»
Составитель: Смирнова. Т П.,
преподаватель колледжа.
Череповец
2016 г.
Методические рекомендации для студентов 1 курса всех профессии по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «География»/Сост. Смирнова Т. П./ - Череповец: Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина, 2016. – 27 с.
Рецензенты: Стукалюк Е.А., учитель географии МБОУ «Образовательный центр №11»
Данная методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Гуманитарные и социально- экономические дисциплины» и рекомендована к применению.
Председатель ЦК: / / Ковалева Ю Н
Протокол № от 2016.
Содержание.
Введение…………………………………………………………..……….4
1 . Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «География»………………………………………………………………..5
2. Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы………………………………………………. 8
3. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной
работы по темам дисциплины «География»…………………………….11
4. Уровень оценивания……………………………………………………26
5. Вопросы к дифференцированному зачету……………………………26
6. Рекомендуемая литература студентам для изучения дисциплины «География»………………………………………………………… ….28
Введение Данные методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 1 курса колледжа всех профессии:
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
15.01.25 Станочник ( металообработка)
22.01.03 Машинист крана металлургического производства
23.01.03 Автомеханик
23.01.09 Машинист локомотива На самостоятельную работу, согласно учебному плану отводится 36 часов.
Цель методических рекомендации: оказание помощи студентами в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «География». Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений и навыков.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
-формирование умений использовать дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельной работы, на практических занятиях, для эффективной подготовки к дифференцированному зачету.
Задания для самостоятельной работы, подготовленные в соответствии с рабочей программой по ОУД 12 «География», обеспечивают реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта по данным профессиям.
Основными принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке. В условиях нехватки часов возрастает значение самостоятельной работы, куда вынесены те вопросы, которые имеют большой объем и важны для изучения дисциплины.
Актуальность и новизна в том, что интерес студентов к географии оказывает влияние не ограничиваться рамками урока, а самим добывать эти знания, стать инициативными творцами и рачительными хозяевами своего дела, своей страны.
1. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «География»
№ раздела, темы
| Тема
| Самостоятельная работа студента
| Форма контроля
| Количество часов
| Введение.
Тема 1
| Источники географической информации
| Нанесение основных географических объектов на контурную карту.
| Проверка контурной карты
| 1час
| Тема 2
| Политическая устройство мира.
| Подготовка сообщений по теме «Изменения политической карты мира в 20 в.- начале 21 в.».
| Проверка конспекта
| 1час
| Тема 3
| География мировых природных ресурсов.
| 1.Обработка текста - Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
2.Составление таблицы - Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
| Проверка конспекта
| 4 час
| Тема 4
| География населения мира.
| Подготовка выступлений по одной из тем по выбору обучающихся:
1.Особенности современного воспроизводства мирового населения.
2.Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
3.Современные международные миграции населения.
4.Особенности урбанизации в развивающихся странах.
| Проверка конспекта
| 8 час
| Тема 5
| Мирового хозяйства.
| 1.Выписки из текста учебника - Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
Подготовка презентаций по темам :
1)Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
2)Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
3)Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
4)Международный туризм в различных странах и регионах мира.
| Просмотр и оценка презентации
| 8 час
| Тема 6
| Регионы мира.
| Подготовка выступлений по одной из тем ( по выбору обучающихся)
1. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. 2.Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. 3.Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. 4.Особенности политической карты Африки с целью выполнения аналитического задания. 5.Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
6. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки . 7.Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
| Проверка конспекта
| 8час
| Тема 7
| Россия в современном мире
| Выполнение аналитического задания:
1.Особенности современного экономико-географического положения России.
2. Внешняя торговля товарами России.
| Проверка конспекта
| 4 час
| Тема 8
| Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
| Подготовка конспекта -1.Глобальная проблема изменения климата
| Проверка конспекта
| 2 час
|
| Итого:
| 36
| 2. Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы
Методические рекомендации по дисциплине «География» для выполнения самостоятельных работ созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним.
Самостоятельная работа может реализоваться:
непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических занятиях;
в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
Основными внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «География»:
- работа с учебником, со справочной литературой;
- подготовка презентации;
- подготовка сообщений и выступлений.
Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы:
1.Работа с книгой, с литературой
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения. Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого.
Методические рекомендации по составлению конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. Найдите на карте географические объекты, которые встречаются в тексте;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана.
4.При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
2.Подготовка сообщений
Сообщение - называется небольшое публичное выступление на какую-либо тему. Искусство устного выступления состоит в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Этапы работы над сообщением:
1. Выбор темы;
2. Изучение соответствующих разделов учебника;
3 Подбор литературы и изучение основных источников;
4. Составление плана сообщения, раскрывающего избранную тему;
5. Написание сообщения;
6. Публичное выступление .
3.Методические рекомендации по составлению презентации
Для создания презентации используйте программу Microsoft Power Point.
Этапы подготовки:
Определите цель презентации.
Отберите всю содержательную часть для презентации.
Определить визуальные (картинки) для презентации для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью материала.
Подобрать дизайн и формировать слайды.
Проверить визуальное восприятие презентации.
Практические советы по подготовке презентации:
1.Готовьте отдельно: печатный текст+ слайд ;
2.Слайды должны содержать минимум текста, максимум изображений, выглядеть наглядно и просто;
3.Рекомендуемое число слайдов 17-22;
4.Обязательная информации для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего, план сообщения, краткие выводы. 4.Подготовка к итоговому занятию (дифференцированному зачету)
Итоговое занятие по дисциплине «География» предполагает проверку знаний студентов с помощью итоговых вопросов курса.
Основное в подготовке к итоговому занятию (зачету) - это повторение всего материала по дисциплине «География». Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к итоговому занятию (зачету) ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую, оказывается, невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к итоговому занятию (зачету) будет трудной, а иногда и непосильным делом.
3. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по темам:
Приступая к выполнению самостоятельной работы, студенты должны внимательно прочитать инструкцию по выполнению задания. Если в процессе выполнения заданий самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения занятий.
Тема 1.Введение. Источники географической информации.
Самостоятельная работа 1. Нанесение основных географических объектов на контурную карту.
Цель: закрепление навыков работы с контурной картой; знание карты.
Форма самостоятельной работы: работа на контурной карте.
Задание 1.Покажите на контурной карте следующие географические объекты:
равнины: Восточно – Европейскую, Западно –Сибирскую, Великую Китайскую, Великие равнины (Северная Америка);
плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское;
горы: Гималаи, величайшую вершину мира Джомолунгма, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Скандинавские, Аппалачи;
острова Исландия и Новая Зеландия, полуостров Камчатка Гренландия, Мадагаскар, Гавайские.;
полуострова: Аравийский, Скандинавский Лабрадор, Индостан, Сомали; моря: Черное, Балтийское Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское;
заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский;
проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малайский;
реки: Нил Амазонку, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волгу, Лену, Амур, Обь;
каналы: Суэцкий, Панамский.
Тема 2. Политическое устройство мира.
Самостоятельная работа 2. Изменения политической карты мира в 20 в. – начале 21 в.
Цель: рассмотреть особенности изменений политической карты мира в 20в. – начале 21 в. Форма самостоятельной работы: работа с учебной литературой и Интернет-ресурсами.
Задание 1. Подготовьте сообщение на тему «Изменения политической карты мира в 20в. – начале 21 в. ».
План.
А) Изменения на политической карте мира после Первой мировой войны:
- период распада Российской, Австро-Венгерской и Османской империи и образование новых государств,
- мировая колониальная империя,
Б) Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны:
-национально-освободительная борьба в колониях,
-формирование мировой социалистической системы,
В)Изменения на политической карте мира в конце 20 века и начало 21 века:
-развал мировой социалистической системы и изменение политического устройства восточной Европы,
- распад СССР и других стан Европы.
|