Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005


НазваниеМайоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005
страница1/41
ТипКнига
blankidoc.ru > Туризм > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
МАЙОРОВ А. Н.

МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ
«Интеллект-Центр» 2005

УДК 373.3/.5 ЬБК 4-426-28 М-14

Автор: Майоров М. И.

Рецензент:

Агранович М. Л. -руководитель Центра мониторинга и статистики образования

Майоров А. Н.

М-14 Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. Майоров А. Н. - М.: Интеллект-Центр, 2005 - 424 с.

Вниманию читателей представляется третье издание книги «Мониторинг в образо­вании», вышедшей впервые в 1998 г. За прошедшее время ситуация с мониторингом в образовании претерпела существенные изменения, которые нашли свое отражение в книге. Значительно расширилась география аналитической базы: наряду с системами мониторинга в Великобритании, Ирландии, Шотландии, Голландии, Франции и США, которые достаточно широко известны российскому читателю, в работе показан опыт таких стран, как Уругвай, Чили, Израиль. Бразилия, Уганда, Замбия, Индия, Новая Зеландия и других. В книге представлены результат ы обобщения многолетнего опыта проведения мониторинга, рассмотрены различные аспекты реализации мониторинга в образовательных системах разного уровня, дано теоретическое обоснование полу­ченного эмпирического материала.

Книга предназначена прежде всего для работников информационно-диагностичес­ких и информационно-методических служб, руководителей областных и районных органов управления образованием, администраторов образовательных учреждений. Она может быть полезной ученым, практическим работникам сферы управления, преподавателям вузов и школ, студентам, представителям других профессиональных областей, занятым в сфере образования, специалистам смежных областей, разрабаты­вающим проблемы мониторинга, а также широкому кругу граждан, заинтересован­ных в эффективном решении проблем образования как на государственном, так и на региональном уровнях.

Ген. директор издательства Миндюк М. Б.

Изд. лиц. ЛР № 065552 от 05.12.1997 г. Подписано в печать 20.07.2005 г.

Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26,5

Тираж 3 000 экз. Заказ № 3859

Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

ISBN 5-89790-275-5 © «интеллект-центр». 2005г.

© Майоров А. Н„ 2005 i.

Предисловие

Вы держите в руках работу А.Н. Майорова «Мониторинг в образова­нии». Данная книга, которая представляется более чем своевременной, -это в большей мере отражение потребности сферы управления образова­тельными системами в повышении качества ее информационного обслу­живания, нежели только результат многолетней научно-практической ра­боты автора.

Начатые в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. работы по созданию независимой оценки качества образования (введение единого государственного экзамена, мо­ниторинг широкомасштабного эксперимента по совершенствованию струк­туры и содержанию общего образования, международные исследования PISA, создание независимой оценки качества образования учащихся 9-х классов в рамках эксперимента по введению профильного обучения и др.) фактически впервые стали предоставлять информацию о реальном поло­жении дел в системе общего образования. При этом сразу встал вопрос о том, а каким образом управленцы могут использовать данную информа­цию в своей деятельности? Ведь очевидно, что разовые измерения не мо­гут быть надежной основой для принятия управленческих решений. Необ­ходим системный «мониторинг».

Однако сегодня слово «мониторинг» применительно к образованию стало общеупотребительным, что кроет немало опасностей. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования принци­пиально изменилась по составу, структуре, кругу потребителей. Соответ­ственно появляется и запрос на мониторинг системы образования. С дру­гой стороны, мониторингом называют все что угодно - начиная с выстав­ления оценки в школе и кончая рутинной работой по аккредитации учебных заведений по стандартным формальным признакам. Аналогично, и зани­маются мониторингом достаточно широкие слои работников образования, практических зачастую не имея для этого ни достаточной квалификации, ни ресурсов. Поэтому книга, которая навела бы порядок в определениях, систематизировала бы подходы, указала бы на опасности и типичные ошиб­ки проведения мониторинга, сформулировала бы требования к технологии

мониторинговых исследований, необходима сегодня не только с теорети­ческой, но и. главным образом, с практической точки зрения. Эта книга во многом решает эти задачи.

Нужно отметить и то, что это уже третье издание книги, существенно дополненное и переработанное с учетом современных реалий. За десяти­летие прошедшее с момента выхода первого издания многое изменилось -сама система образования, существующие системы мониторинга получи­ли значительное развитие и расширение, выросло новое поколение педаго­гов и управленцев, для которых мониторинг является привычным словом.

Эмпирические данные, анализируемые в этой книге, получены автором в ходе социологического, педагогического и психологического мониторин-гов, которые проводятся в рамках федеральных целевых программ, Феде­ральной программы развития образования в течение более 10 лет. В рабо­те использованы результаты международных мониторинговых исследова­ний и исследований российских и иностранных авторов.

Применение мониторинга в системе образования может позволить ре­шить целый ряд вопросов ее информационного обслуживания, в частности обеспечит объективность, своевременность и надежность получаемых данных, что в свою очередь позволит адекватно реагировать на те или иные изменения обследуемого объекта.

Осуществление мониторинга в сфере образования имеет определенную специфику, связанную с противоречиями, присущими самой системе обра­зования. Специфические педагогические деформации являются препятстви­ем на пути эффективной реализации мониторинга. Нужен мониторинг, учи­тывающий специфику системы, - лишь тогда у него появляются все осно­вания стать средством, использование которого позволит в значительной мере решить проблему информационного обеспечения управленческих решений, некоторых проблем стандартизации, содействовать сохранению единого образовательного пространства России.

В. А. Болотов

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере образования и науки

От автора

Данная книга - это в большей мере отражение потребности сферы уп­равления образовательными системами в повышении качества ее инфор­мационного обслуживания, нежели только результат научно-практической работы автора.

Появление и развитие специализированных информационных служб на разных уровнях управления образованием с начала 1990-х годов носило революционный, взрывной характер. Потребности практики в информаци­онном обслуживании удовлетворялись не только в условиях отсутствия фундаментального научного обоснования применяемых способов получе­ния и использования информации, но даже без простого осмысления проис­ходящего. Первое издание данной книги представляло собой попытку имен­но такого осмысления.

В настоящее время ситуация несколько изменилась. С одной стороны, мониторинг стал достаточно привычным явлением в образовании, кроме того, различные его системы активно развиваются и в других областях человеческой деятельности от промышленного производства до медици­ны, от экологии до компьютерных сетей и мобильной связи. С другой сто­роны, можно зафиксировать тенденцию выхолащивания смысла монито­ринга как научно-практического феномена, присвоения ему несвойствен­ных функций и лишения основных сущностных характеристик. В этом от­ношении наиболее тревожная ситуация сложилась именно в образовании. Поэтому мы сочли необходимым рассмотреть проблему информационно­го обслуживания управления образовательными системами как целостно­го процесса не только на уровне решения практических задач, но и на уров­не теоретического анализа информационного обслуживания. Мониторинг стал предметом нашего рассмотрения также по той причине, что на се­годняшний день он остается наиболее совершенным способом информа­ционного обслуживания. К такому выводу мы пришли на основании соб­ственного многолетнего опыта применения мониторинга в системе обра­зования и изучения его возможностей при использовании в других сферах деятельности.

Книга называется «Мониторинг в образовании». Такое название предпола­гает рассмотрение как проблем, связанных с собственно педагогическим мониторингом, так и анализ других систем мониторинга, применимых в сфере образования, а именно: статистического, нормативного, социологического, медицинского и др. Большинство из перечисленных видов мониторинга будут проанализированы на страницах представляемой читателю работы.

Мы старались сделать книгу максимально практичной. В ней доста­точно подробно рассмотрены технологии реализации мониторинга, пред­ставлены соответствующие рекомендации по использованию его резуль­татов в реальной практике управления образованием на уровне региона и отдельного образовательного учреждения. Здесь также приведены при­меры ситуаций, когда основанием для принятия конкретных управленчес­ких решений были результаты специальных обследований.

Мы попытались сформулировать те проблемы (методологические, на­учные, методические, педагогические, управленческие), без решения ко­торых невозможно дальнейшее эффективное использование мониторинга как средства совершенствования системы информационного обеспечения сферы управления образованием, повышения качества управленческих решений. К числу таких проблем можно отнести проблемы преодоления существующих управленческих стереотипов; наличие определенных несо­вершенств в системе управления образованием, обусловливающих неза­интересованность отдельных субъектов управления в объективной инфор­мации о деятельности образовательных систем; отсутствие у субъектов управления умения использовать получаемую информацию для принятия конкретных управленческих решений; доверия результатам обследований; обеспечения эффективности проведения мониторинга и т. д. Анализу этих проблем посвящена отдельная глава.

По нашему мнению, у книги есть три основных пользователя: работники информационных служб в системе образования, руководители органов управ­ления образованием и те специалисты, которые разрабатывают теоретичес­кие проблемы измерений в социальной сфере, в том числе в образовании.

В начале XXI века одной из центральных социально-педагогических проблем является необходимость модернизации образовательных систем различного уровня. Это становится все более актуальным в связи с суще­ственными изменениями, происходящими в социальной сфере общества. «Модернизация» - термин для педагогической науки не новый. Данное по­нятие широко использовалось в экономике еще в 1960-е годы. Оно харак­теризует переход социальных процессов на качественно новый, более со­временный уровень.

В России в настоящее время данный процесс называют по-разному: переход к постиндустриальному развитию общества; становление открытого информационного общества; вхождение российского общества в новую ци-вилизационную фазу - научно-технологическую. Несмотря на разные трак­товки, сегодня можно определенно говорить об общих характеристиках современного общества, без которых сложно выстроить адекватное ему образование. По мнению философов (В. В. Козловского, А. И. Уткина, В. Г. Федорова), модернизация - это переход от традиционного общества к современному, ориентированный на:

  • инновации, учитывающие традиции как предпосылки нового;

  • выделенную персональность наряду с признанием имеющихся форм
    коллективности;

  • сочетание в обществе мировоззренческих и инструментальных цен­
    ностей;

  • демократизацию власти;

  • эффективное использование научных исследований при поиске соци­
    ального выбора;

  • инициативу личности деятельностного типа.

Образование в широком смысле имеет достаточно противоречивые целевые установки, и дело заключается не только в том социальном зака­зе, который сложно выявить и формализовать, а и в противоречивости ос­новополагающих базовых целей, необходимость поиска баланса между которыми постоянно ставит систему образования под огонь критики с раз­ных сторон. В широком смысле образование определяют как процесс ус­воения человеком социального опыта, общей и конкретной культуры. В уз­ком смысле образование - это педагогически организованный процесс в образовательных институтах общества с целью достижения определен­ных результатов в развитии, воспитании человека, его подготовки к раз­личным видам профессиональной деятельности.

Образование может быть рассмотрено как минимум в трех аспектах:

  • как целенаправленные и нецеленаправленные процессы обучения, вос­
    питания и развития человека, что позволяет определять образование как
    фактор становления личности;

  • как открытую, саморазвивающуюся систему социализации и индиви­
    дуализации человека, что дает основание для рассмотрения образования
    как части социальной системы;

  • как одну из форм трансляции культуры от одного поколения к другому,
    что является характеристикой духовного потенциала общества.

Сегодня важно то, что эти подходы, включающие в себя разработан­ные методологические основания: системный, культурологический, аксео-логический, личностно-деятельностный, гуманистический и другие - по­зволят показать новые смыслы целей образования, способы их достиже­ния, новые факторы и условия развития образования, которые определяют целостность научного знания.

Для масштабных изменений в образовательной системе особое значе­ние имеет проведение программных исследований, направленных на поиск наиболее эффективных систем образования, выполняющих разнообразные социально-педагогические функции. Для раскрытия разнообразия функций образовательных систем, определения ценностного смысла образования для личности важно найти составляющие, которые сочетали бы количествен­ные и качественные методы исследования. Однако для разработки иссле­довательских программ и инновационных проектов в образовании необхо­димо прежде всего определить выбор методологии исследовательского поиска, что является особой научной проблемой.

Сложность выбора методологических оснований для анализа и разра­ботки проблем образования заключается в том, что в педагогике само понятие «образование» трактуется весьма широко и неопределенно. В него вкладывают ценностные, процессуальные, результативные, системные аспекты функционирования образовательных учреждений как социальных институтов общества, наполняя его, таким образом, различным содержа­нием. Образование рассматривается и на нескольких уровнях его органи­зации - личностном, институциональном, региональном, государственном, в рамках мирового пространства, как процесса демократизации общества, что предполагает использование своей системы категорий и методов ис­следования для каждого из данных уровней. Однако для решения практи­ческих задач модернизации образования требуется соотнесение исследо­ваний, поэтому особое значение имеет синтез полученных научных знаний, их интеграция.

Предлагаемое читателю третье издание нашей книги было серьезно переработано. В нем отражены те изменения, которые произошли в разви­тии систем мониторинга как в образовании, так и в других областях чело­веческой деятельности за шесть лет с момента выхода первого издания.

Наряду с системами мониторинга в Великобритании, Ирландии, Шот­ландии, Голландии, Франции и США, которые достаточно широко извест­ны российскому читателю, в работе представлен опыт таких стран, как Уругвай, Чили, Израиль, Бразилия, Уганда, Замбия, Индия, Новая Зелан-

дия и ряд других. Опыт этих стран может быть для нас гораздо более ценным, поскольку именно они активно строят свои системы мониторинга в образовании в последние десятилетия. Эти системы еще не до конца сформированы, но их путь и их ошибки могут представлять для нас суще­ственный интерес.

Изменена структура работы, в частности в новом издании нет раздела, посвященного тестированию. Это связано с появлением после 1998 г. ряда достойных изданий на эту тему, что дало возможность сконцентрировать­ся на проблемах мониторинга.

В приложении приведена статья Винсента Грини, главного специалиста в области образования Института Всемирного банка (Вашингтон), «Со­здание элементов общенациональной системы мониторинга (общенацио­нальной оценки) качества образования». Одна из предыдущих редакций этой статьи в сокращенном варианте была опубликована в 1996 г., данный текст был представлен на семинаре «Построение системы оценки каче­ства образования», организованном Московским представительством Все­мирного банка в ноябре 2004 г. в Москве. Мне показалось, что новый вари­ант статьи дает представление, с одной стороны, об общем порядке фор­мирования систем мониторинга в образовании на основе проведения наци­ональных обследований образования, а с другой - сокращенное описание части, жаль незначительной, основных содержательных элементов насто­ящей работы.

А. Н. Майоров

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Похожие:

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 iconАнглийский язык 2012 Москва «Интеллект-Центр» 2012
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Английский язык. 2012. Учебное пособие. /Ю. С. Веселова....

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 iconГрафик проведения краевой многопредметной дистанционной олимпиады...
Проведение рекламной компании об олимпиаде «Интеллект» среди учащихся 9-11 классов

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 iconПрограмма «Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости...
Разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России на период до 2010...

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 iconПоложение о порядке заполнения документов государственного образца...
Мо РФ от 19. 02. 04 г. №14-51-38/13, приказа мо РФ от 17. 11. 05 г. №281, письма мо РФ от 31. 03. 05 г. №03-404, письма мо РФ от...

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 iconИнструкция о порядке выдачи документов государственного образца о...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2005 г n 65 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации...

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 iconДиректору то гку рк «Центр занятости населения»
Наименование территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости» в муниципальном образовании,...

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 icon«согласовано» Председатель профкома
Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 60, ч. 3,15) и устанавливает форму документа об образовании для лиц, успешно...

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 iconИнструкция о порядке выдачи документов государственного образца о...
Извлечения из Федерального Закона Российской Федерации от 22. 08. 1996 №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 icon1 Данное Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании...
Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 60, ч. 3,15) и устанавливает форму документа об образовании для лиц, успешно...

Майоров а. Н. Мониторинг в образовании «Интеллект-Центр» 2005 icon1. Общие положения
Заказчик ао «Интеллект Телеком» юридический адрес: 109044, г. Москва, ул. Мельникова, д. 29

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru