Скачать 6.25 Mb.
|
МАЙОРОВ А. Н. МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ «Интеллект-Центр» 2005 УДК 373.3/.5 ЬБК 4-426-28 М-14 Автор: Майоров М. И. Рецензент: Агранович М. Л. -руководитель Центра мониторинга и статистики образования Майоров А. Н. М-14 Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. Майоров А. Н. - М.: Интеллект-Центр, 2005 - 424 с. Вниманию читателей представляется третье издание книги «Мониторинг в образовании», вышедшей впервые в 1998 г. За прошедшее время ситуация с мониторингом в образовании претерпела существенные изменения, которые нашли свое отражение в книге. Значительно расширилась география аналитической базы: наряду с системами мониторинга в Великобритании, Ирландии, Шотландии, Голландии, Франции и США, которые достаточно широко известны российскому читателю, в работе показан опыт таких стран, как Уругвай, Чили, Израиль. Бразилия, Уганда, Замбия, Индия, Новая Зеландия и других. В книге представлены результат ы обобщения многолетнего опыта проведения мониторинга, рассмотрены различные аспекты реализации мониторинга в образовательных системах разного уровня, дано теоретическое обоснование полученного эмпирического материала. Книга предназначена прежде всего для работников информационно-диагностических и информационно-методических служб, руководителей областных и районных органов управления образованием, администраторов образовательных учреждений. Она может быть полезной ученым, практическим работникам сферы управления, преподавателям вузов и школ, студентам, представителям других профессиональных областей, занятым в сфере образования, специалистам смежных областей, разрабатывающим проблемы мониторинга, а также широкому кругу граждан, заинтересованных в эффективном решении проблем образования как на государственном, так и на региональном уровнях. Ген. директор издательства Миндюк М. Б. Изд. лиц. ЛР № 065552 от 05.12.1997 г. Подписано в печать 20.07.2005 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26,5 Тираж 3 000 экз. Заказ № 3859 Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14 ISBN 5-89790-275-5 © «интеллект-центр». 2005г. © Майоров А. Н„ 2005 i. Предисловие Вы держите в руках работу А.Н. Майорова «Мониторинг в образовании». Данная книга, которая представляется более чем своевременной, -это в большей мере отражение потребности сферы управления образовательными системами в повышении качества ее информационного обслуживания, нежели только результат многолетней научно-практической работы автора. Начатые в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. работы по созданию независимой оценки качества образования (введение единого государственного экзамена, мониторинг широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержанию общего образования, международные исследования PISA, создание независимой оценки качества образования учащихся 9-х классов в рамках эксперимента по введению профильного обучения и др.) фактически впервые стали предоставлять информацию о реальном положении дел в системе общего образования. При этом сразу встал вопрос о том, а каким образом управленцы могут использовать данную информацию в своей деятельности? Ведь очевидно, что разовые измерения не могут быть надежной основой для принятия управленческих решений. Необходим системный «мониторинг». Однако сегодня слово «мониторинг» применительно к образованию стало общеупотребительным, что кроет немало опасностей. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования принципиально изменилась по составу, структуре, кругу потребителей. Соответственно появляется и запрос на мониторинг системы образования. С другой стороны, мониторингом называют все что угодно - начиная с выставления оценки в школе и кончая рутинной работой по аккредитации учебных заведений по стандартным формальным признакам. Аналогично, и занимаются мониторингом достаточно широкие слои работников образования, практических зачастую не имея для этого ни достаточной квалификации, ни ресурсов. Поэтому книга, которая навела бы порядок в определениях, систематизировала бы подходы, указала бы на опасности и типичные ошибки проведения мониторинга, сформулировала бы требования к технологии мониторинговых исследований, необходима сегодня не только с теоретической, но и. главным образом, с практической точки зрения. Эта книга во многом решает эти задачи. Нужно отметить и то, что это уже третье издание книги, существенно дополненное и переработанное с учетом современных реалий. За десятилетие прошедшее с момента выхода первого издания многое изменилось -сама система образования, существующие системы мониторинга получили значительное развитие и расширение, выросло новое поколение педагогов и управленцев, для которых мониторинг является привычным словом. Эмпирические данные, анализируемые в этой книге, получены автором в ходе социологического, педагогического и психологического мониторин-гов, которые проводятся в рамках федеральных целевых программ, Федеральной программы развития образования в течение более 10 лет. В работе использованы результаты международных мониторинговых исследований и исследований российских и иностранных авторов. Применение мониторинга в системе образования может позволить решить целый ряд вопросов ее информационного обслуживания, в частности обеспечит объективность, своевременность и надежность получаемых данных, что в свою очередь позволит адекватно реагировать на те или иные изменения обследуемого объекта. Осуществление мониторинга в сфере образования имеет определенную специфику, связанную с противоречиями, присущими самой системе образования. Специфические педагогические деформации являются препятствием на пути эффективной реализации мониторинга. Нужен мониторинг, учитывающий специфику системы, - лишь тогда у него появляются все основания стать средством, использование которого позволит в значительной мере решить проблему информационного обеспечения управленческих решений, некоторых проблем стандартизации, содействовать сохранению единого образовательного пространства России. В. А. Болотов Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки От автора Данная книга - это в большей мере отражение потребности сферы управления образовательными системами в повышении качества ее информационного обслуживания, нежели только результат научно-практической работы автора. Появление и развитие специализированных информационных служб на разных уровнях управления образованием с начала 1990-х годов носило революционный, взрывной характер. Потребности практики в информационном обслуживании удовлетворялись не только в условиях отсутствия фундаментального научного обоснования применяемых способов получения и использования информации, но даже без простого осмысления происходящего. Первое издание данной книги представляло собой попытку именно такого осмысления. В настоящее время ситуация несколько изменилась. С одной стороны, мониторинг стал достаточно привычным явлением в образовании, кроме того, различные его системы активно развиваются и в других областях человеческой деятельности от промышленного производства до медицины, от экологии до компьютерных сетей и мобильной связи. С другой стороны, можно зафиксировать тенденцию выхолащивания смысла мониторинга как научно-практического феномена, присвоения ему несвойственных функций и лишения основных сущностных характеристик. В этом отношении наиболее тревожная ситуация сложилась именно в образовании. Поэтому мы сочли необходимым рассмотреть проблему информационного обслуживания управления образовательными системами как целостного процесса не только на уровне решения практических задач, но и на уровне теоретического анализа информационного обслуживания. Мониторинг стал предметом нашего рассмотрения также по той причине, что на сегодняшний день он остается наиболее совершенным способом информационного обслуживания. К такому выводу мы пришли на основании собственного многолетнего опыта применения мониторинга в системе образования и изучения его возможностей при использовании в других сферах деятельности. Книга называется «Мониторинг в образовании». Такое название предполагает рассмотрение как проблем, связанных с собственно педагогическим мониторингом, так и анализ других систем мониторинга, применимых в сфере образования, а именно: статистического, нормативного, социологического, медицинского и др. Большинство из перечисленных видов мониторинга будут проанализированы на страницах представляемой читателю работы. Мы старались сделать книгу максимально практичной. В ней достаточно подробно рассмотрены технологии реализации мониторинга, представлены соответствующие рекомендации по использованию его результатов в реальной практике управления образованием на уровне региона и отдельного образовательного учреждения. Здесь также приведены примеры ситуаций, когда основанием для принятия конкретных управленческих решений были результаты специальных обследований. Мы попытались сформулировать те проблемы (методологические, научные, методические, педагогические, управленческие), без решения которых невозможно дальнейшее эффективное использование мониторинга как средства совершенствования системы информационного обеспечения сферы управления образованием, повышения качества управленческих решений. К числу таких проблем можно отнести проблемы преодоления существующих управленческих стереотипов; наличие определенных несовершенств в системе управления образованием, обусловливающих незаинтересованность отдельных субъектов управления в объективной информации о деятельности образовательных систем; отсутствие у субъектов управления умения использовать получаемую информацию для принятия конкретных управленческих решений; доверия результатам обследований; обеспечения эффективности проведения мониторинга и т. д. Анализу этих проблем посвящена отдельная глава. По нашему мнению, у книги есть три основных пользователя: работники информационных служб в системе образования, руководители органов управления образованием и те специалисты, которые разрабатывают теоретические проблемы измерений в социальной сфере, в том числе в образовании. В начале XXI века одной из центральных социально-педагогических проблем является необходимость модернизации образовательных систем различного уровня. Это становится все более актуальным в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной сфере общества. «Модернизация» - термин для педагогической науки не новый. Данное понятие широко использовалось в экономике еще в 1960-е годы. Оно характеризует переход социальных процессов на качественно новый, более современный уровень. В России в настоящее время данный процесс называют по-разному: переход к постиндустриальному развитию общества; становление открытого информационного общества; вхождение российского общества в новую ци-вилизационную фазу - научно-технологическую. Несмотря на разные трактовки, сегодня можно определенно говорить об общих характеристиках современного общества, без которых сложно выстроить адекватное ему образование. По мнению философов (В. В. Козловского, А. И. Уткина, В. Г. Федорова), модернизация - это переход от традиционного общества к современному, ориентированный на:
Образование в широком смысле имеет достаточно противоречивые целевые установки, и дело заключается не только в том социальном заказе, который сложно выявить и формализовать, а и в противоречивости основополагающих базовых целей, необходимость поиска баланса между которыми постоянно ставит систему образования под огонь критики с разных сторон. В широком смысле образование определяют как процесс усвоения человеком социального опыта, общей и конкретной культуры. В узком смысле образование - это педагогически организованный процесс в образовательных институтах общества с целью достижения определенных результатов в развитии, воспитании человека, его подготовки к различным видам профессиональной деятельности. Образование может быть рассмотрено как минимум в трех аспектах:
Сегодня важно то, что эти подходы, включающие в себя разработанные методологические основания: системный, культурологический, аксео-логический, личностно-деятельностный, гуманистический и другие - позволят показать новые смыслы целей образования, способы их достижения, новые факторы и условия развития образования, которые определяют целостность научного знания. Для масштабных изменений в образовательной системе особое значение имеет проведение программных исследований, направленных на поиск наиболее эффективных систем образования, выполняющих разнообразные социально-педагогические функции. Для раскрытия разнообразия функций образовательных систем, определения ценностного смысла образования для личности важно найти составляющие, которые сочетали бы количественные и качественные методы исследования. Однако для разработки исследовательских программ и инновационных проектов в образовании необходимо прежде всего определить выбор методологии исследовательского поиска, что является особой научной проблемой. Сложность выбора методологических оснований для анализа и разработки проблем образования заключается в том, что в педагогике само понятие «образование» трактуется весьма широко и неопределенно. В него вкладывают ценностные, процессуальные, результативные, системные аспекты функционирования образовательных учреждений как социальных институтов общества, наполняя его, таким образом, различным содержанием. Образование рассматривается и на нескольких уровнях его организации - личностном, институциональном, региональном, государственном, в рамках мирового пространства, как процесса демократизации общества, что предполагает использование своей системы категорий и методов исследования для каждого из данных уровней. Однако для решения практических задач модернизации образования требуется соотнесение исследований, поэтому особое значение имеет синтез полученных научных знаний, их интеграция. Предлагаемое читателю третье издание нашей книги было серьезно переработано. В нем отражены те изменения, которые произошли в развитии систем мониторинга как в образовании, так и в других областях человеческой деятельности за шесть лет с момента выхода первого издания. Наряду с системами мониторинга в Великобритании, Ирландии, Шотландии, Голландии, Франции и США, которые достаточно широко известны российскому читателю, в работе представлен опыт таких стран, как Уругвай, Чили, Израиль, Бразилия, Уганда, Замбия, Индия, Новая Зелан- дия и ряд других. Опыт этих стран может быть для нас гораздо более ценным, поскольку именно они активно строят свои системы мониторинга в образовании в последние десятилетия. Эти системы еще не до конца сформированы, но их путь и их ошибки могут представлять для нас существенный интерес. Изменена структура работы, в частности в новом издании нет раздела, посвященного тестированию. Это связано с появлением после 1998 г. ряда достойных изданий на эту тему, что дало возможность сконцентрироваться на проблемах мониторинга. В приложении приведена статья Винсента Грини, главного специалиста в области образования Института Всемирного банка (Вашингтон), «Создание элементов общенациональной системы мониторинга (общенациональной оценки) качества образования». Одна из предыдущих редакций этой статьи в сокращенном варианте была опубликована в 1996 г., данный текст был представлен на семинаре «Построение системы оценки качества образования», организованном Московским представительством Всемирного банка в ноябре 2004 г. в Москве. Мне показалось, что новый вариант статьи дает представление, с одной стороны, об общем порядке формирования систем мониторинга в образовании на основе проведения национальных обследований образования, а с другой - сокращенное описание части, жаль незначительной, основных содержательных элементов настоящей работы. А. Н. Майоров |
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Английский язык. 2012. Учебное пособие. /Ю. С. Веселова.... | Проведение рекламной компании об олимпиаде «Интеллект» среди учащихся 9-11 классов | ||
Разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России на период до 2010... | Мо РФ от 19. 02. 04 г. №14-51-38/13, приказа мо РФ от 17. 11. 05 г. №281, письма мо РФ от 31. 03. 05 г. №03-404, письма мо РФ от... | ||
Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2005 г n 65 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации... | Наименование территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости» в муниципальном образовании,... | ||
Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 60, ч. 3,15) и устанавливает форму документа об образовании для лиц, успешно... | Извлечения из Федерального Закона Российской Федерации от 22. 08. 1996 №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»... | ||
Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 60, ч. 3,15) и устанавливает форму документа об образовании для лиц, успешно... | Заказчик ао «Интеллект Телеком» юридический адрес: 109044, г. Москва, ул. Мельникова, д. 29 |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |