Методический сборник материалов
городского очно – заочного семинара
«Обобщение опыта работы
кафедры иностранных языков
по достижению нового качества образования»
ИЮНЬ 2015 г. От составителей
В данном сборнике представлены выступления педагогов города Ижевска - участников городского семинара «Обобщение опыта работы кафедры иностранных языков по достижению нового качества образования», который прошел на базе МБОУ СЭЛ №45 07.04.2015 года.
Все тексты даны в авторской редакции. МБУ «Муниципальный методический центр», 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ 1.
4. Касаткина Людмила Юрьевна. Средства достижения личностных результатов на примере УМК «New Opportunities. Elementary» ……………..9
5.Стукалова Евгения Юрьевна. Урок английского языка во 2 классе «Мои друзья и я» ……………………………………………………………………………13
6. Лямина Надежда Григорьевна. Урок английского языка в 5 классе «Путешествие в Лондон» …………………………………………………………..18
7.Тарасова Светлана Викторовна. Урок английского языка в 6 классе «Хобби» ……………………………………………………………………………….21
8.Кузнецова Юлия Александровна, Хамидуллина Рузана Рауисовна.
Мастер – класс «Кейс – метод» ……………………………………………………25
9.Гущина Анюта Петровна. Игра «Брейн ринг» в 4 классе ………………….32
АННОТАЦИЯ
«Обобщение опыта работы кафедры иностранных языков
по достижению нового качества образования» 07 апреля 2015 года на базе МБОУ СЭЛ №45 состоялся городской семинар «Обобщение опыта работы кафедры иностранных языков по достижению нового качества образования» для учителей английского языка.
Цель семинара – обобщение и представление опыта работы кафедры учителей иностранных языков МБОУ СЭЛ №45.
Семинар состоялся 07.04.2015 г. на базе МБОУ СЭЛ №45.
Начало семинара в 14.00 ч.
Регистрация участников с 13.30 ч.
Ответственные за семинар:
Закирова Лейсан Фаритовна, заместитель директора по НМР МБОУ СЭЛ №45;
Тарасова Светлана Викторовна, руководитель кафедры учителей иностранных языков МБОУ СЭЛ №45;
Костина Светлана Сергеевна, методист МБУ « ММЦ».
Программа семинара
Обобщение работы кафедры по достижению нового качества образования.
Тарасова Светлана Викторовна, руководитель кафедры
учителей иностранных языков МБОУ СЭЛ №45
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,
кто не умеет читать, а тот, кто не научится учиться.
А.Тоффлер
Что же такое качество образования?
В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В современных условиях общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие новое качество содержания образования.
Качество образования находит своё выражение в качестве образовательного процесса, который включает в себя совокупность сторон, обеспечивающих эффективное выполнение триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.
С точки зрения Т.И. Шамовой качество образования – это условие, процесс и результаты.
Условия, позволяющие реализовать новое качество образования и воспитания в школе:
- установление отношения сотрудничества с коллегами;
расширение деловых контактов с родителями;
изменение роли учителя от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуального маршрута развития ребёнка и педагогической поддержки школьников;
осознание педагогами потребности в повышении качества образования;
приобщение педагогов к инновационной и исследовательской деятельности.
Чтобы создать условия учащимся получать качественные знания, учителя должны и сами повышать свою квалификацию. Наша кафедра – это одиннадцать преподавателей с высшим образованием, среди которых трое – учителя высшей категории, четверо – первой категории, двое – молодые специалисты и двое – соответствуют занимающей должности и имеют огромный опыт работы. У нас есть учителя эксперты, ежегодно принимающие экзамены в 9 классах и эксперты городского этапа олимпиады по английскому языку, член аттестационной комиссии учителей на высшую категорию.
Каждый год мы работаем по темам самообразования.
На заседаниях кафедры мы отчитываемся по темам самообразования, проводим открытые уроки, даём мастер-классы, участвуем в семинарах и сами проводим их.
Открытые уроки на район дали три учителя, на город – четыре учителя, двое учителей – дали мастер класс по теме «Кейс метод». Наши учителя участвуют в конкурсах. У нас два победителя школьного этапа «Учитель года», участница городского конкурса «Учитель года» - Кузнецова Ю.А. Сейчас двое учителей участвуют в международном конкурсе «Образование в Великобритании». Они же участвовали в международном конкурсе «Британский бульдог» для учителей. На школьном этапе смотров кабинетов наши учителя постоянно занимают призовые места, так как оборудование кабинетов тоже важно для качественного обучения. В 2013-2014 году один из кабинетов занял второе место в районном и городском смотрах кабинетов.
С 25.04.2012 года наш лицей является экспериментальной площадкой по теме «Разработка технологий формирования универсальных учебных действий по активизации учебной деятельности школьников в процессе изучения английского языка». Работая над этой темой, мы регулярно участвуем в семинарах по эксперименту, проанализировали учебник “New Opportunities” (Intermediate), сделали видеозаписи трёх уроков, апробировали рабочую тетрадь для 3 классов по формированию УУД. Работая над этой темой, на уроках мы постоянно учим учащихся определять цель, ставить и формулировать новые задачи, проблемы (регулятивные УУД), анализировать, синтезировать, сравнивать, строить логическое рассуждение, обобщать, делать выводы (Познавательные УУД), строить речевое высказывание, задавать вопросы, распределять функции и роли в различных ситуациях (коммуникативные УУД).
Для достижения этой цели мы разнообразим наши уроки, делая их интересными, познавательными, воспитывающими и мотивирующими. На уроках мы используем разнообразные формы и приёмы: технологию продуктивного чтения, чтение страноведческих текстов с различными учебными стратегиями, сравнение, ролевые игры,
праздники, проекты, элементы научно-исследовательской работы, ИКТ. Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Эти приёмы помогают учащимся активно участвовать в учебном процессе.
Игры, конкурсы и загадки – важная часть урока.
Для детей игра, прежде всего – увлекательное занятие.
В игре все равны.
Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре; находчивость и сообразительность при разгадывании загадок и победа в конкурсах оказываются, порой, важнее, чем знание предмета.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущения посильности задания – всё это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Участие в научно-практических конференциях.
Участие в конференциях развивает самостоятельность. Учащиеся учатся писать небольшие сообщения или более серьёзные доклады и рефераты, а это способствует лучшему усвоению грамматики, лексики, развитию умений монологической и диалогической речи. Учащихся, принимавшие участие в олимпиаде, улучшают свои знания и отметки.
Праздники
Особое место в изучении английскому языку занимает внеурочная деятельность. Участие ребят в различных мероприятиях развивает их творческие способности, что позволяет каждому ученику, независимо от его успеваемости, проявить себя, у них формируются навыки публичного выступления на английском языке, группового взаимодействия. Подготовка к таким мероприятиям длится более двух недель. Обычно в нашей школе мы каждый год проводим декаду английского языка. Эта декада обычно приурочена к празднованию самых популярных праздников в англо-говорящих странах (Рождество, Хэллоуин, День Святого Валентина, Пасха). Учащиеся 2-11 классов с удовольствием участвуют в этих декадах, которые заканчиваются общим праздником.
Контрольные работы по всем видам речевой деятельности.
Любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую реакцию ученика. Оценка может вдохновить, поддержать, а может и огорчить, усугубить низкую самооценку. Таким образом, оценка не только изменяет знания, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность ученика и способствует формированию адекватной самооценки. Правильно и умело выстроенная система контроля позволяет повысить мотивацию к обучению. В свою очередь, мотивация – есть главное условие повышения качества знаний, навыков и умений. Мы проводим контрольные работы по следующему графику:
1 четверть – тест по грамматике
2 четверть – тест по чтению
3 четверть – личное письмо, монологи
4 четверть – тест по аудированию, тест по грамматике
Проекты - личностно-ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях.
Проект «Школа моей мечты».
Проект «Моя семья».
Проект «Увлечение моего класса».
Проект «Любимые места нашего города»
При создании проектов всё чаще учащиеся используют Интернет. На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации Следующий этап: выполнение презентации в программе Power Point. Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм.
Сравнение:
Метод сравнения весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, что один материал увязывается с другим, и понимают как важно учиться не от случая к случаю, а систематично. Сравнивать можно всё, что угодно.
Тема: Особенности поведения.
Read the useful information which Russian students received. Learn what British people do in certain situations. Compare this with what we do in Russia.
Compare the life in the city and in the country.
Compare the interests of your family members
Кроссворды. Ребусы, творческие сочинения.
Сочинения должны быть небольшими и интересными детям по тематике.
Конкурс смешных историй на тему «Из жизни нашего класса». Рекламу туристического агентства с предложением провести отпуск в Ижевске.
Рецепт своего любимого блюда, рецепт национального блюда.
Рассказ о своём любимом питомце в журнал.
Конкурс «Моя школа лучше всех».
Разгадывая кроссворды и ребусы, учащиеся укрепляют свою память, идет активизация мыслительной деятельности.
Британская еда
Лондон
Свободное время
Ролевой подход и деловая игра.
Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.
Телемост «Давайте познакомимся».
Интервью о летних каникулах.
Планируем пикник/ поход в горы.
Планируем поход в театр.
Интервью о посещении музеев.
Экскурсия по зоопарку.
Создание проблемной ситуации.
Проблемная речевая ситуация провоцирует продуктивную речь, т.к. в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как выразиться в данном конкретном случае (способ действия).
Работая в таком ключе, мы достигли определённых результатов. При аккредитации нашего лицея качество знаний учащихся составил 72%, средний балл – 4,1. На выпускных экзаменах учащиеся нашего лицея показали результаты лучше городских, республиканских и всероссийских. Учащиеся постоянно бывают призёрами олимпиад районного этапа. Они принимают активное участие в научно-исследовательских конференциях районного и республиканского уровней. Вот результаты участия в конференциях:
Районная: 2012-2013г.: 1, 2 и 3 места, 2013-2014г: 1, 2, 2 и 3 места, 2014-2015г: три 1-х места.
Республиканская: 2012-2013г: 1 лауреат, 2013-2014г: 1 участник, 2014-2014г: 3 участника.
Каждый год учащиеся участвуют в Международном конкурсе «Бульдог». За три последний учебных года в этом конкурсе поучаствовало 1165 человек, из них призёрами стали 323 и дипломантами – 9.
В 2013-2014 учебном году 25 учащихся приняли участие в международном конкурсе «С английским вокруг света» (НДОУ ОЦ «Лингва Сити»). Одна участница стала финалисткой конкурса. В этом учебном году два класса участвуют в следующих конкурсах: «Моя школа самая лучшая» (Методисты.ру) и «Видео о школе» («Просвещение»).
Итак, мы добиваемся хороших результатов, строя работу в соответствии с современными требования к уроку иноязычного образования:
Использование коммуникативной технологии;
Задания, предполагающие использование электронно-образовательной среды и ресурсов сети интернета;
Учитель – координатор, советчик, речевой партнёр;
Моделируется не учебный, а образовательный процесс;
Воспитание гражданина – патриота России, готового и способного осуществлять межкультурное общение на иностранном языке;
Достигаются не только предметные цели, но главным образом, личностные и метапредметные цели (результаты).
Средства достижения личностных результатов на примере УМК
«New Opportunities. Elementary».
Касаткина Людмила Юрьевна, учитель английского языка МБОУ СЭЛ №45
В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения впервые четко прописаны требования к личностным результатам. Как показывает опыт, достижение личностных результатов вызывает наибольшие трудности.
При изучении иностранного языка свой вклад в достижение личностных результатов вносит познавательный (социокультурный) аспект. Знакомство с культурой стран изучаемого языка с одной стороны, служит основой для воспитания уважительного отношения к другим культурам, а с другой – позволяет глубже осознать особенность культуры своего народа.
Социокультурное содержание УМК в плане достижения личностных результатов позволяет учащимся:
1. Познакомиться с достопримечательностями стран изучаемого языка/родной страны, с биографиями/фактами из жизни известных людей в разных странах, с литературными произведениями популярных авторов, популярными видами спорта в Британии, любимыми занятиями и здоровым образом жизни людей в Британии, работой волонтёров.
2. Продолжить овладение умениями представлять родную культуру на ИЯ, находить сходства и различия в культуре своей страны и культуре других стран.
3. Научить использовать ИЯ для удовлетворения личных познавательных интересов через получение новых сведений.
4. Развивать умения вести себя соответственно нормам, принятым в других странах.
Несомненно, важна роль воспитательного аспекта при достижении личностных результатов. Важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Новый стандарт образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, создан «портрет выпускника основной школы»:
Для достижения личностных результатов в рамках социокультурного и воспитательного аспектов в УМК New Opportunities Elementary используются такие средства, как:
1.Тексты различной направленности:
разнообразные типы аутентичных текстов (короткие рассказы, отрывки из повестей, диалоги, письма, краткие статьи из журналов, рекламные объявления и т.д.), дающие представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений между носителями разных культур, формирующие представление о дружбе, добре, справедливости, порядочности, достоинстве и других нравственных категориях.
Так, модуль 7 знакомит учащихся с особенностями питания британцев в 20 и 21 веках и обращает внимание учащихся на необходимость включения в рацион питания овощей и фруктов и исключения вредной пищи в виде гамбургеров, чипсов, пиццы, газированных напитков. Модуль 8 знакомит с популярными видами спорта в Британии, вызывает интерес к занятиям физкультурой и спортом.
При изучении темы Image (Модуль 11) Урок 32 Appearance можно обсудить понимание английской пословицы “Don’t judge a book by its cover” применительно к внешности человека, найти аналоги среди русских пословиц и поговорок, например «Не одежда красит человека», «Внешность обманчива». Изучая урок 38 Raising money (Модуль 13), можно обсудить высказывание Конфуция, известного китайского философа о необходимости творить добро, помогая слабым или нуждающимся людям. (“The person who helps others helps himself”). Необходимо формировать понимание учащихся о милосердии, поощрении человека за хорошие поступки.
Высказывание известного ирландского писателя Оскара Уальда “Nowadays people know the price of everything and the value of nothing” при изучении темы урока 41 Real or virtual shopping (Модуль 14) наводит на мысли о моральных нормах и жизненных ценностях.
2. Полиаспектные упражнения, построенные на фактах культуры, не только обучающие, но и развивающие и воспитывающие учащихся.
Так, Exam Zone 5-8 в Powerbook предлагает учащимся задание заполнить пропуски правильной формой глаголов. Вместе с тем, учащиеся знакомятся или расширяют свои знания о национальном герое Англии Робин Гуде, у них развиваются языковые и речемыслительные способности и, наконец, учащиеся получают представление и могут высказать своё мнение о дружбе, доброте, справедливости.
3. Рубрика “Culture Corner”
|