Скачать 487.73 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Ставрополь 2014 Рекомендованы к изданию Научно-методическим советом ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной и производственной практики. Авторы-составители: Андрейченко З.М., заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь Нартова И.А., методист ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь Пономаренко В.В., методист ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь В методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разработке рабочих программ учебной и производственной практик программ подготовки специалистов среднего звена/программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ. Методические рекомендации адресованы руководителям, методистам, педагогическим работникам образовательных организаций среднего профессионального образования. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Выпускник образовательного учреждения среднего профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечить максимально эффективный результат. Актуальность настоящих методических рекомендаций обусловлена переходом к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) среднего профессионального образования третьего поколения. В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям программы подготовки специалистов среднего звена/ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и их основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса: учебного плана, программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик и т.д. ФГОС СПО третьего поколения обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций: от минимума содержания к минимуму результата. Программы учебной и производственной практик являются составной частью ППССЗ/ППКРС, обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, связанных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных единиц ППССЗ/ППКРС по конкретным профессиям и специальностям среднего профессионального образования. ГЛОССАРИЙ Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций. Дифференцированный зачет – форма промежуточной аттестации по учебной или производственной практике с выставлением оценки. Квалификация – официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, отвечающих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта или требований, сложившихся в результате практики), сформированных в процессе образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте). Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)/программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающая воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий по специальности/профессии. Опыт деятельности – образовательный результат, включающий выполнение обучающимся деятельности, завершающейся получением результата/продукта, значимого при выполнении профессиональной функции, в условиях реального производства или в модельной ситуации, которая воспроизводит значимые условия реального производства Общие компетенция (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении. Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Оценивание – процесс установления степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым образовательным результатам. Оценивание образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых устанавливается степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС. Эти требования относятся к зафиксированным в стандарте итоговым (ОК и ПК) и промежуточным (опыт, умения, знания) образовательным результатам. Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области и вида профессиональной деятельности. Рабочая программа учебной и производственной практик – нормативный документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также объем, порядок, содержание обучения и требования к условиям реализации учебной и производственной практик в рамках профессионального модуля. Требования работодателей – понимание их ожиданий относительно компетенций работников конкретной профессии/специальности и определенного квалификационного уровня. Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание на уровне применения). Учебная и производственная практика – часть ППССЗ/ППКРС, соответствующая виду профессиональной деятельности (ВПД), имеющая определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначенная для освоения профессиональных и общих компетенций, практического опыта в рамках каждого вида профессиональной деятельности (ВПД). Практика является обязательным разделом ППССЗ/ППКРС и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся. Учебный план по профессии/специальности (УП) – план организации образовательной деятельности в рамках программ специалистов среднего звена/программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, определяющий перечень образовательных областей, видов деятельности обучающихся в различных формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов. Уровень квалификации (квалификационный уровень) – это соответственно установленная и описанная совокупность требований к компетенциям работников, дифференцированная по параметрам сложности, нестандартности трудовых контекстов, ответственности и самостоятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это стандарты третьего поколения, в их основе лежит компетентностный подход к образованию. СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ВПД – вид профессиональной деятельности ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих ОК – общие компетенции ПМ – профессиональный модуль ПК – профессиональные компетенции РП – рабочая программа РП – учебный план ФГОС СПО – федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования 1. Общие положения С целью обеспечения единых подходов к организации и проведению учебной и производственной практик обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования Министерством образования и науки Российской Федерации разработано и утверждено «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (Приказ Минобрнауки России № 291 от 18.04.2013 г., зарегистрирован в Минюст России 14.06.2013 г. № 28785). Положение о практике обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования, определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих программы среднего профессионального образования. С введением ФГОС СПО нового поколения появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производственной практикам. Учебная и производственная практика проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей по осваиваемой профессии/специальности. Сроки проведения практики определены учебным планом ППССЗ/ППКРС. Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Целью учебной практики является: – приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии/специальности. Задачами учебной практики являются: – обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии/специальности и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии/специальности; – закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся. Учебная практика проводится в мастерских и лабораториях колледжа. Учебная практика проводится преподавателями профессионального цикла или мастерами производственного обучения. Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является дифференцированный зачет. Целью производственной практики является: – формирование общих и профессиональных компетенций; – комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии/специальности, заложенных в ФГОС СПО. Задачами производственной практики являются: – закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии/специальности; –развитие общих и профессиональных компетенций; – освоение современных производственных процессов, технологий; –адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм. Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся. Производственная практика организуется преподавателями производственного цикла или мастерами производственного обучения. Формой промежуточной аттестации обучающихся по производственной практике является дифференцированный зачет. 2. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК Исходными документами для составления рабочих программ учебной и производственной практик являются: – федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения по конкретной профессии/специальности; – учебный план колледжа по профессии/специальности, в котором определено место учебной и производственной практик; –программы профессиональных модулей по конкретной профессии/специальности. Работа мастера производственного обучения/преподавателя профессионального цикла по разработке программы учебной и производственной практик начинается с анализа ФГОС СПО. В ходе работы с ФГОС СПО необходимо: –изучить требования к результатам освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) и профессионального модуля (перечень общих и профессиональных компетенций, практический опыт). Анализ учебного плана по профессии/специальности позволит изучить этапы учебной и производственной практик, объемы времени (в часах), необходимые для освоения каждого вида практик. При анализе программ профессиональных модулей (ПМ) формулируются наименования тем учебной практики, исходя из видов работ, определённых в программах ПМ. 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИК 3.1. Структура рабочей программы учебной практики Рабочая программа учебной практики содержит: – титульный лист; – аннотацию к программе; – паспорт программы учебной практики; –результаты освоения учебной практики; – тематический план и содержание учебной практики; – условия реализации учебной практики; – контроль и оценка результатов освоения учебной практики; – приложение: перечень учебно-производственных работ. Оформление титульного листа рабочей программы и оборотной стороны Титульный лист рабочей программы оформляется в строгом соответствии с установленным в колледже шаблоном. На титульном листе название колледжа должно соответствовать его названию согласно Уставу. Гриф утверждения оформляется согласно требованиям по делопроизводству и содержит все необходимые реквизиты. Название рабочей программы учебной и производственной практик должно соответствовать учебному плану по конкретной профессии/специальности. Титульный лист содержит: –полное наименование колледжа в соответствии с Уставом; –гриф утверждения программы (с указанием того где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа); –наименование программы, вида практики и название профессионального модуля; –квалификацию выпускника; –год разработки. Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании кафедры и одобрена ею, согласована с методистом по направлению подготовки, поэтому на оборотной стороне титульного листа указываются: –сведения о прохождении процедуры рассмотрения программы на заседании кафедры (дата и номер протокола, подпись заведующего кафедрой); –согласование с методистом; –сведения о прохождении процедуры рассмотрения программы на заседании научно-методического совета (дата и номер протокола). В аннотации к рабочей программе должны содержаться: –выходные данные ФГОС СПО, на основании, которого разработана программа; –организация-разработчик; –ФИО составителей – преподавателя и/или мастера производственного обучения колледжа; –ФИО экспертов полностью, с указанием должности и места работы. Первый раздел: паспорт рабочей программы При заполнении паспорта программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются. Паспорт заполняется одним шрифтом, с соблюдением единого межстрочного интервала и полей. Внимание! Изменять размер и вид шрифта установленного в колледже шаблона рабочей программы нельзя! Паспорт программы содержит несколько пунктов: –область применения программы; –цели учебной практики; – задачи учебной практики –место учебной практики в структуре ППССЗ/ППКРС; –формы проведения учебной практики; –место и время проведения учебной практики; –количество часов, необходимое для освоения учебной практики. Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по видам профессиональной деятельности. Второй раздел программы: результаты освоения учебной практики: Указываются общие и профессиональные компетенции, приобретаемые на данной практике, наименование результатов обучения. Третий раздел программы: тематический план и содержание учебной практики: Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики – определяется учебным планом колледжа. Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определённых в программах профессиональных модулей. |
Обучающиеся при прохождении производственной практики осуществляют самостоятельную практическую деятельность в соответствии с рабочей... | Омельченко Г. Л., заместитель директора заведующая лабораторией профессионально-технического образования Крымского республиканского... | ||
Методические рекомендации по разработке рабочей программы дисциплины (далее рпд) | Методические рекомендации по организации и прохождению производственной или учебной практики предназначены для студентов специальности... | ||
Методические рекомендации предназначены для преподавателей зооветеринарных дисциплин и обучающихся ветеринарного отделения и призваны... | Министерства образования и науки РФ n 291 от 18 апреля 2013 г.; Положение об учебной практике (производственного обучения) и производственной... | ||
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины одб. 01 Иностранный язык (английский) | Методические рекомендации являются составной частью рабочей программы производственной практики помощника врача хирурга в стационаре,... | ||
Количество часов на освоение рабочей программы производственной практики | Методические рекомендации по организации учебной и производственной практики студентов Уртк нияу мифи / сост. Л. П. Егорова; ред.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |