№ урока
| № урока
в теме
| Тема урока
| Основное содержание
Примерная программа/
Авторская программа
| Планируемые результаты обучения
| Контроль ЗУН
| Химический эксперимент
| Дом задание
| Дата
|
Раздел Методы познания в химии 1 час
|
|
1
| 1
| Научные методы познания веществ и химических явлений
| Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
|
|
|
|
| 3.09
|
Раздел Теоретические основы химии
|
|
Тема 1
| Важнейшие химические понятия и законы
| 3 часа
|
|
2
| 1
| Атом. Химический элемент. Изотопы.
| Атом. Изотопы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.
| Знать определения понятий: атом, химический элемент, изотопы, простые вещества, сложные вещества. Уметь разграничивать понятия «химический элемент» и «простое вещество».
|
|
| § 1
с 7
в 1-3
з 1
| 4.09
|
3-4
| 2-3
| Основные законы химии. Решение расчетных задач
| Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
| Знать стехиометрические законы – закон сохранения массы веществ и закон постоянства состава. Уметь применять эти законы в конкретных условиях. Знать закон Авогадро и следствия из него. Уметь использовать его при решении расчетных задач.
|
|
| § 2
с7
в 4-7
з 2
| 10.09
|
Тема 2
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
на основе учения о строении атома
| 4 часа
|
5-6
| 1-2
| Строение электронных оболочек атомов химических элементов
| Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p-элементы.). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов.
| Знать определения понятий: орбиталь, энергетические уровни, энергетические подуровни, спин; форму электронных орбиталей. Уметь определять максимально возможное число электронов на энергетическом уровне, характеризовать порядок заполнения электронами уровней и подуровней в атомах, записывать электронные формулы атомов.
|
|
| § 3
с 22
в 1-7
з 1,2
| 11.09
|
7
| 3
| Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов
| Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
| Уметь объяснять двойственность химических свойств водорода (окислитель и восстановитель) на основе строения его атома.
|
|
| § 4
с 22
в 8-10
з 3, 4
| 17.09
|
8
| 4
| Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов
| Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
| Знать определение валентности с точки зрения теории химической связи. Уметь составлять графические схемы строения внешних электронных слоев атомов, иллюстрирующие валентные возможности атомов P, N, S, O, объяснять пятивалентность фосфора и четырехвалентность азота, характеризовать изменения радиусов атомов ХЭ по периодам и А-группам ПС.
|
|
| § 5
с 22
в 11-17
| 18.09
|
Тема 3
| Строение вещества
| 8 часов
|
9
| 1
| Виды и механизмы образования химической связи
| Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Электроотрицательность. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
| Уметь использовать ряд электроотрицательности для сравнения ЭО элементов по периодам и А-группам ПСХЭ, уметь объяснять механизмы образования ковалентной и ионной связей.
|
|
| § 6, § 8 с 41
в 1-4
з 1-2
| 24.09
|
10
| 2
| Характеристики химической связи
|
| Знать о количественные характеристики химической связи: энергию связи, длину связи, свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность, типы ковалентной связи: σ –связь и π -связь.
|
|
| Записи с 41
з 1-2
| 25.09
|
11
| 3
| Пространственное строение молекул
| Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
| Знать виды гибридизации атомных орбиталей (sp-, sp2- и sp3-гибридизация), зависимость пространственного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная и тетраэдрическая форма молекул).
|
|
| § 7
с 41
в 5-6
| 1.10
|
12
| 4
| Типы кристаллических решеток и свойства веществ
| Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
| Уметь объяснять зависимость свойств вещества от типа кристаллической решетки.
|
| Д
Модели кристаллических решеток
| § 8
с 41
в 7-8
| 2.10
|
13
| 5
| Причины многообразия веществ
| Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
| Знать причины многообразия веществ. Уметь объяснять многообразие веществ.
|
| Д
Модели изомеров, гомологов
| § 9
с 41
в 9 з 3
| 8.10
|
14
| 6
| Дисперсные системы
| Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
Дисперсные системы.
| Уметь разъяснять смысл понятия «дисперсная система», характеризовать свойства различных видов дисперсных систем, указывать причины коагуляции коллоидов и значение этого явления.
|
| Демонстрация
Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
| § 10
с 41
в 10-13 з 4
| 9.10
|
15
| 7
| Решение расчетных задач
|
| Уметь решать задачи на приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества и раствора определенной молярной концентрации.
|
|
| РРЗ
| 15.10
|
16
| 8
| Систематизация знаний по теме «Строение вещества»
|
|
|
|
|
| 16.10
|
Тема 4
| Химические реакции
| 15 часов
(13+2)
|
|
17
| 1
| Сущность и классификация химических реакций
| Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Тепловой эффект химической реакции.
| Знать признаки классификации химических реакций. Уметь объяснять сущность химических реакций, составлять уравнения химических реакций, относящихся к определенному типу.
|
|
| § 11
с 48
в 1, 3, 7, 8
з 1, 2
| 22.10
|
18-19
| 2-3
| Окислительно-восстановительные реакции
| Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
| Знать сущность процессов окисления и восстановления. Уметь составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
|
|
| § 17
с 74
в 2, 3
| 23.10
29.10
|
20
| 4
| Скорость химических реакций
| Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.
| Знать определение скорости химической реакции. Иметь представление об энергии активации. Уметь объяснять действие факторов, влияющих на скорость реакции, значение применения катализаторов и ингибиторов на практике.
|
| Д
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Д
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора
| § 12
с 63
1, 4-6
з 1, 2
| 30.10
|
21
| 5
| Практическая работа 1 Влияние различных факторов на скорость химической реакции
|
|
|
| Практическая работа 1 Влияние различных факторов на скорость химической реакции
|
| 12.11
|
22
| 6
| Химическое равновесие
| Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип Ле Шателье.
| Знать определение состояния химического равновесия, формулировку принципа Ле Шателье, условия смещения химического равновесия .
|
|
| § 13
с 63
в 7-10
з 3
| 13.11
|
23
| 7
| Производство серной кислоты контактным способом
| Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Производство серной кислоты контактным способом.
| Уметь объяснять на примере производства серной кислоты способы смещения химического равновесия, использование основных принципов химического производства.
|
| РРЗ Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
| § 14
с 63
в 11-12 з 4
| 19.11
|
24
| 8
| Электролитическая диссоциация
| Явления, происходящие при растворении веществ — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах.
| Знать механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, определения кислот, оснований и солей с точки зрения представлений об электролитической диссоциации.
Уметь составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, характеризующих основные свойства важнейших классов неорганических соединений.
|
|
| § 15-17 с 74
в 1-3
з 1
| 20.11
|
25
| 9
| Реакции ионного обмена
| Реакции ионного обмена в водных растворах.
|
| Лабораторный опыт 1
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов
|
26
| 10
| Среда водных растворов. Водородный показатель
| Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора.
| Знать значение рН среды водных растворов кислот и щелочей. Уметь определять реакцию среды растворов при помощи индикаторов.
|
| Лабораторный опыт 2
Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
| Зад в тетр
| 27.11
|
27-28
| 11-12
| Гидролиз органических и неорганических соединений
| Гидролиз неорганических и органических соединений.
| Знать определение гидролиза. Уметь составлять уравнения реакций гидролиза сложных эфиров, жиров, углеводов, белков, солей, определять реакцию среды раствора при растворении соли в воде.
|
|
| § 18
с 74
в 4-11
з 2
| 3.12
4.12
|
29
| 13
| Решение расчетных задач
|
| Решение расчетных задач изученных типов
|
|
| РРЗ, подгот к КР
| 10.12
|
30
| 14
| Систематизация и обобщение знаний1 по разделу «Теоретические основы химии»
|
| Систематизация и обобщение знаний1 по разделу «Теоретические основы химии», решение расчетных задач
|
|
| РРЗ, подгот к КР
| 11.12
|
31
| 15
| Контрольная работа № 1 по разделу «Теоретические основы химии»
|
| Контроль знаний по разделу «Теоретические основы химии»
|
|
|
| 17.12
|
Раздел Неорганическая химия
|
|
Тема 5
| Металлы
| 14 часов
(13+1)
|
32
33
| 1
2
| Общая характеристика металлов
| Классификация неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов.
| Знать положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов. уметь характеризовать общие свойства металлов и разъяснять их на основе представлений о металлической связи и металлической кристаллической решетке. Уметь объяснять активность металлов, используя электрохимический ряд напряжений металлов.
|
| РРЗ Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
| Введение в тему с77-79
С 88
в 1-4
з 1
| 18.12
24.12
|
| Д
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой
| § 28 в 13-15
з 6 с 118
| 14.01
|
34
| 3
| Общие способы получения металлов
| Общие способы получения металлов. Общие способы получения металлов.
| Знать общие способы получения металлов. Уметь иллюстрировать способы получения металлов примерами и раскрывать экологические проблемы, связанные с производственными процессами.
|
| Лабораторный опыт 3
Знакомство с образцами металлов и их рудами
| § 19
с 88
в 5-6
| 15.01
|
35
| 4
| Электролиз растворов и расплавов веществ
| Электролиз растворов и расплавов.
| Знать способ получения металлов электролизом растворов и расплавов солей, процессы, происходящие на катоде и аноде, применение электролиза. Уметь составлять суммарное уравнение реакции электролиза.
|
|
| § 19
с 89
в 7-10
з 4, 5
| 21.01
|
36
| 5
| Коррозия металлов
| Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
| Знать определение коррозии и сущность этого процесса, способы защиты металлов от коррозии. Уметь различать химическую и электрохимическую коррозию.
|
|
| § 20
с 89
в 11-13
| 22.01
|
37-38
| 6-7
| Металлы главных подгрупп ПСХЭ
| Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
| Знать свойства металлов IA-IIA-групп и алюминия. Уметь характеризовать их общие и специфические свойства, составлять соответствующие уравнения реакций.
|
|
| § 21
с 97
в
| 28.01
29.01
|
39-40
| 8-9
| Металлы побочных подгрупп ПСХЭ
| Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
| Знать положение меди, хрома и железа в ПСХЭ, особенности строения их атомов, физические и химические свойства, применение. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства этих металлов.
|
| Лабораторный опыт 4
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей
| § 22
§ 23
§ 26
§ 27
с 118
в 1-4,
7-12
з 2, 4
| 4.02
5.02
|
41
| 10
| Оксиды и гидроксиды металлов
| Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Оксиды и гидроксиды металлов.
| Знать свойства оксидов и гидроксидов металлов IA-IIIA-групп. Уметь объяснять тенденцию изменения свойств оксидов и гидроксидов по периодам и А-группам ПСХЭ. Знать наиболее типичные степени окисления атомов меди, хрома и железа в оксидах и гидроксидах. Уметь объяснять тенденциюизменения свойств оксидов и гидроксидов одного ХЭ с повышением СО его атома, записывать молекулярные и ионные уравнения химических реакций, подтверждающие кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов металлов.
|
|
| § 29
с 118
в 16-18 з 3
| 11.02
|
42
| 11
| Сплавы металлов
| Сплавы металлов.
| Знать состав чугуна и стали, области применения сплавов.
|
|
| Зад в тетр
| 12.02
|
43
| 12
| Решение расчетных задач
|
| Решение расчетных задач изученных типов.
|
|
| РРЗ
| 18.02
|
44
| 13
| Систематизация знаний по теме «Металлы»
|
| Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Металлы»
|
|
| Подготовка к К.Р.
| 19.02
|
45
| 14
| Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»
|
| Контроль знаний по теме «Металлы»
|
|
|
| 25.02
|
Тема 6
| Неметаллы
| 9 часов (8+1)
|
46
| 1
| Общая характеристика неметаллов
| Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.
.
| Знать положение неметаллов в ПСХЭ, общие и специфические черты строения их атомов. уметь объяснять зависимость свойств простых веществ-неметаллов от вида химической связи и типа кристаллической решетки, записывать уравнения химических реакций, характеризующих свойства неметаллов, объяснять их на основе представлений об окислительно-восстановительных процессах.
|
| Д
Горение серы, фосфора, железа магния в кислороде
Лабораторная работа 5
Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями
| § 30
с 138
в 1-4 з 2
| 26.02
|
47
| 2
| Водородные соединения неметаллов
| Водородные соединения неметаллов.
| Знать закономерности изменения кислотно-основных свойств водородных соединений неметаллов по периоду и А-группам ПСХЭ. Уметь составлять формулы водородных соединений неметаллов на основании строения атома неметалла и его электроотрицательности, кратко описывать физические и химические свойства водородных соединений неметаллов 2-го и 3-го периодов.
|
|
| § 32
с 138
в 11-13 (б, в)
з 3
| 4.03
|
48
| 3
| Оксиды неметаллов
| Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты.
| Знать классификацию оксидов и кислот, тенденцию изменения свойств оксидов неметаллов и тенденцию изменения силы кислородсодержащих кислот по периодам и группам. Уметь составлять формулы высших оксидов неметаллов и формулы кислородсодержащих и бескислородных кислот, записывать молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующих общие свойства кислотных оксидов и кислородсодержащих кислот,
|
|
| § 31
с 138
в 5-6
з 1
| 5.03
11.03
|
49
| 4
| Кислородсодержащие кислоты
|
|
|
50-51
| 5-6
| Окислительные свойства азотной и серной кислот
|
| Уметь характеризовать окислительные свойства серной и азотной кислот, подтверждая их уравнениями химических реакций.
|
|
| § 31
с 138
в 7-10
| 12.03
18.03
|
52
| 7
| Решение качественных и расчетных задач
|
| Решение задач изученных типов
|
|
| РРЗ
| 19.03
|
53
| 8
| Систематизация знаний по теме «Неметаллы»
|
| Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Неметаллы»
|
| Лабораторная работа 6
Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов
| Зад в тетр, подгот к КР
| 1.04
|
54
| 9
| Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»
|
| Контроль знаний по теме «Неметаллы»
|
|
|
| 2.04
|
Тема 7
| Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум
| 14 часов
(12+2)
|
55-56
| 1-2
| Генетическая связь неорганических и органических веществ
| Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
| Уметь доказывать взаимосвязь неорганических и органических соединений, составлять соответствующие уравнения химических реакций, объяснять их на основе теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных процессах.
|
|
| § 33
с 143
в 1
| 8.04
9.04
|
57-58
| 3-4
| Решение
экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
|
| Уметь составлять план решения экспериментальной задачи, подбирать реактивы и оборудование, собирать простейшие приборы, объяснять решение экспериментальных задач, в которых требуется: а) получить заданные неорганические и органические вещества, собрать их или выделить из раствора, рассчитать практический выход полученного вещества; б) определить с помощью характерных реакций каждое из двух-трех предложенных неорганических и органических веществ; в) провести реакции, подтверждающие качественный состав веществ.
|
| Практическая работа 2
| Сообщения «Бытовая химическая грамотность»
| 15.04
16.04
22.04
23.04
29.04
30.04 6.05
7.05
|
59-60
| 5-6
| Решение экспериментальных задач по неорганической химии
|
| Практическая работа 3
|
61-62
| 7-8
| Решение практических расчетных задач
|
| Практическая работа 4
|
63-64
| 9-10
| Получение, собирание и распознавание газов
|
| Практическая работа 5
|
65
| 11
| Бытовая химическая грамотность
| Обобщить и уточнить правила пользования веществами, используемыми в быту.
| Знать правила пользования веществами, используемыми в быту. Соблюдать бытовую химическую грамотность.
|
|
| Подгот к КР
| 13.05
|
66
| 12
| Обобщение и повторение изученного материала
|
| Обобщение знаний по курсу «Общей химии»
|
|
|
| 14.05
|
67-68
| 13-14
| Итоговая контрольная работа № 4
| Итоговый контроль знаний.
|
|
|
| Подгот к КР
| 20.05
21.05
|