Скачать 343.69 Kb.
|
Программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ/1/ - М/: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 под ред. В.В. Воронковой, авторы программмы В.И., Романина, Н.П. Павлова. Предлагаемая программа и поможет педагогам целенаправленно, комплексно и компетентно организовать учебный процесс по овладению учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всесторонне формировать личность. Важность программы заключается в том, что содержание учебного материала по домоводству разнообразно, многопрофильно, специфично и характерно для школ VIII вида. Адресовано учителям домоводства, рекомендовано воспитателям. Предназначено для проведения эффективных занятий в 5-9 классах коррекционных школ VIII вида. Программа учитывает все федеральные образовательные требования и стандарты. Пояснительная записка. Специальные коррекционные занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. Домоводство в специальной (коррекционной) школе включает в себя разделы: «Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства», «Учреждения. Организации», «Трудоустройство». Раздел «Личная гигиена» включает элементарные сведения о соблюдении чистоты, о правилах и приемах ухода за кожей, волосами, о пагубных привычках, влияющих на здоровье. Раздел «Одежда. Обувь» обогащает и корректирует знания учащихся о необходимости своевременного ухода за обувью, одеждой, их правильному хранению и носке. Раздел «Культура поведения» расширяет и закрепляет знания учащихся о правилах хорошего тона, правилах общения со старшими и сверстниками, в семье, с соседями. Раздел «Жилище» включает изучение названий жилых помещений, способов ухода за ними, изучаются возможности рациональной расстановки мебели, сохранение жилищного фонда. Раздел «Семья» знакомит учащихся с условиями планирования и создания семьи, родственными отношениями и правилами взаимопомощи между близкими людьми. Раздел «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства» направлен на формирование знаний учащихся о ведении домашнего хозяйства, планировании семейного бюджета, видов источников дохода. Раздел «Учреждения. Организации» содержит информацию о предприятиях бытового обслуживания населения, банках, отделах социальной защиты населения, знакомство с людьми тех профессий, по которым могут трудоустроиться выпускники школы VIII вида. Раздел Трудоустройство» знакомит старшеклассников с учреждениями и организациями по трудоустройству населения, даются сведения о правилах оформления на работу, о заполнении документов и деловых бумаг. Раздел «Транспорт» знакомит учащихся с различными видами транспорта, с культурой поведения в транспорте. Раздел «Торговля» дает возможность узнать о порядке приобретения, сдачи и обмена товаров по чеку, о правилах торговли. Раздел «Средства связи» включает изучение видов почтовых отправлений, телефонной связи, культуры разговора по телефону, формирует умение правильно оформлять и отправлять почтовые отправления, производить оплату за телефон, телеграммы, переговоры. Раздел «Медицинская помощь» включает сведения о видах и порядке обращения за врачебной помощью, о правилах содержания домашней аптечки, об уходе за больными, знакомит с распространенными инфекционными заболеваниями. Раздел «Питание» включает изучение способов выбора доброкачественных продуктов, рецептов блюд, практические занятия по приготовлению некоторых блюд. Продолжительность обучения составляет четыре года, с пятого по девятый класс. Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию и проведение экскурсий, бесед, моделирование реальных ситуаций, дидактических, сюжетно-ролевых, имитирующих игр, упражнений, проблемных ситуации, решение логических задач, учебных заданий, заданий-соревнований, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепку, аппликации, просмотр и обсуждение кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям. Основными задачами преподавания домоводства являются: - развитие и совершенствование навыков самообслуживания; -формирование умений, навыков, необходимых для ведения домашнего хозяйства; -экономическое и правовое просвещение и воспитание учащихся; -формирование умений, навыков пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, транспорта и медицинской помощи; -формирование морально-этических норм и правил поведения, а также, навыков общения. Программа рассчитана на учащихся с пятого по девятый классы. Количество учебных часов распределяется: 5 «а» класс 68 часов в год (2 часа в неделю) 6 класс 68 часов в год (2 часа в неделю) 7 класс 68 часов в год (2 часа в неделю) 8 класс 68 часов в год (2 часа в неделю) 9 класс 68 часов в год (2 часа в неделю) Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. 5 класс Личная гигиена. Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма. Воспитание силы воли. Одежда т обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению. Питание. Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовление пищи и оборудование его. .Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. .Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола. Семья. Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. Культура поведения. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; примеры обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом. Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений: жилье по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы. Транспорт. Виды транспортных средств. Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. .Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Торговля. Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Срок годности, стоимость. Хранение товаров фасованных и в развес, розлив. Обучающиеся должны знать: -последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, -периодичность и правила чистки ушей, -правила освещенности рабочего места, -правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером, -о вреде курения. -виды одежды и обуви, их назначение, -правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов. -значение питания, -правила безопасной работы режущими инструментами, -виды блюд, не требующих тепловой обработки, -правила сервировки стола, -правила мытья посуды и уборки помещения -родственные отношения в семье, -состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их. -требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; -правила поведения при встрече и расставании; -формы обращения с просьбой, вопросом; -правила поведения за столом. -виды жилых помещений в городе и селе и их различие; -почтовый адрес своего дома и школы-интерната; -правила организации рабочего места школьника. -основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе; -наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; -варианты проезда до школы рациональными видами транспорта; -количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут; -правила передвижения на велосипеде. -виды магазинов; -назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; -правила поведения в магазине; -правила покупки товаров; -стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов. Обучающиеся должны уметь: -совершать вечерний туалет в определенной последовательности; -выбирать прическу и причесывать волосы;- стричь ногти на руках, ногах;- стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте; -беречь зрение; -корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли. -различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, -подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, -сушить и чистить одежду, -подготавливать одежду и обувь к хранению, -подбирать крем и чистить кожаную обувь. -прочитать рецепт блюда, -подобрать продукты для его изготовления, -нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, -строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами -записать имя, отчество, фамилию членов семьи, -выполнять правила поведения в семье -следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя; -следить за своей походкой, жестикуляцией; -правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу; -правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях; -вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстниками и взрослым. -писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе; -соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении. -соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); -соблюдать правила дорожного движения; -различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно -выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; -округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; -оплатить, проверить чек и сдачу; -культурно вести себя с работниками торговли. 6 класс Личная гигиена Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения – контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых. Одежда и обувь Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков и салфеток. Питание Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд. Семья .Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность и их продуктивная деятельность. 2.Права и обязанности каждого члена семьи. Культура поведения Правила поведения в общественных местах(театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке). Способы ведения разговора со сверстниками и старшими. Жилище Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Транспорт Городской транспорт. Оплата поезда на всех видах транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. |
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | ||
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | ||
Данная рабочая учебная программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида... | В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки рф, выпущенной издательством «Владос» в 2012 году; Базисного учебного... | ||
Настоящая рабочая программа для 5 – 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений... | Данная рабочая учебная программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида... | ||
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой... | Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |