Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет филологии
Программа дисциплины
ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
для направления 032700.68 «Филология» подготовки магистра
Автор программы: Иванова Ю.В,, доцент, jivanova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г
Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________
Москва, 2015 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032700.68 «Филология» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Филологическая герменевтика школьной словесности», изучающих дисциплину «Герменевтические аспекты методики преподавания литературы».
Программа разработана в соответствии с:
ФГОС по направлению 032700 «Филология» (утвержден приказом Минобрнауки 14.01.2010).
Образовательной программой направления подготовки 032700.68 «Филология» по магистерской программе «Филологическая герменевтика школьной словесности».
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.68 «Филология» по магистерской программе «Филологическая герменевтика школьной словесности», утвержденным в 2012 г.
Цели освоения дисциплины
Задача курса – дать представление об истории целого ряда филологических и родственных им дисциплин и практик: языкознания, литературоведения, текстологии, библиотековедения, а также дать сведения о формировании различных направлений герменевтики авторитетных текстов, от юридической до богословской; показать, каким образом исторические основания этих дисциплин присутствуют в филологических науках в их современном состоянии и как знания из области истории гуманитарных наук (в первую очередь, знания о происхождении этих наук из социальной практики и их первоначальном функционировании в соответствии в нуждами, рождающимися в этой практике) может быть использовано в школьном и университетском преподавании.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать: основные этапы развития наук о языке и тексте, имена протагонистов их истории, от Древней Греции до Западной Европы XVIII в., их важнейшие сочинения; главные термины, возникавшие в ходе развития филологических дисциплин; генезис важнейших методов филологических дисциплин, получивших развитие и широкое употребление во второй половине XX-XXI вв.
Уметь: использовать для анализа и интерпретации литературного произведения приобретенные в ходе курса исторические знания в области методов и понятий наук о языке и тексте.
Иметь навыки (приобрести опыт): анализа и интерпретации теоретических филологических и герменевтических (в т.ч. экзегетических) сочинений разных эпох, а также включения элементов истории наук о языке и тексте в школьную программу.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
| ОК-1
| Адекватно воспринимает, глубоко понимает и точно воспроизводит системно организованные сведения из истории художественной литературы, активно читает художественные и методические тексты, находит необходимую дополнительную информацию для их углубленного понимания.
| Аудиторные: лекционные и семинарские занятия.
Самостоятельные: чтение, конспектирование и реферирование художественных, научных и публицистических текстов.
| Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного профиля своей профессиональной деятельности.
| ОК-2
| Анализирует и сопоставляет изучаемые тексты, корректно интерпретирует; анализирует собственную методическую практику и выбирает адекватные способы урочного представления материала; дополняет и расширяет существующий арсенал методических приемов; моделирует авторскую программу по литературе.
| Самостоятельные: чтение, конспектирование и реферирование художественных, научных и публицистических текстов.
| Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии.
| ПК-2
| Корректно излагает содержание классических и современных художественных текстов разных направлений, проводит адекватные параллели между фактами из истории литературы и культурной и политической истории, уместно применяет научный инструментарий при комментировании художественного текста; умело подбирает методические приемы для урочного представления материала.
| Аудиторные: лекционные и семинарские занятия.
Самостоятельные: чтение, конспектирование и реферирование художественных, научных и публицистических текстов.
| Способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований.
| ПК-4
| Адекватно ставит исследовательский вопрос, понимает границы применимости тех или иных подходов к интерпретации и анализу текста; анализирует собственную педагогическую практику и практику коллег с целью поиска и применения адекватных способов и приемов построения урока.
| Самостоятельные: чтение, конспектирование и реферирование художественных, научных и публицистических текстов.
| Владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий.
| ПК-6
| Полно и точно анализирует, комментирует, реферирует и обобщает филологическую, историко-культурную информацию, корректно ссылается на труды предшественников и современников.
| Аудиторные: лекционные и семинарские занятия.
Самостоятельные: чтение, конспектирование и реферирование художественных, научных и публицистических текстов.
| Владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний.
| ПК-8
| Различает тексты основных типов, видов и жанров, интерпретирует текст с учетом эпохи создания и социально-политического контекста.
| Аудиторные: лекционные и семинарские занятия.
Самостоятельные: чтение, конспектирование и реферирование художественных, научных и публицистических текстов.
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку курсов по выбору, обеспечивающих магистерскую подготовку. Для освоения учебной дисциплины магистранты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
обладать знаниями в области теории литературы в объеме, предполагаемом программами бакалавриатов филологических факультетов;
обладать знаниями в области общего языкознания в объеме, предполагаемом программами бакалавриатов филологических факультетов;
ориентироваться в основных направлениях литературоведения XX-XXI вв.;
иметь представление об основных направлениях методики преподавания литературы в средней школы;
знать программу курса литературы 5-11 классов российских государственных общеобразовательных средних учебных заведений;
знать программу начальных классов (1-4) российских государственных общеобразовательных средних учебных заведений.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в практической педагогической работе.
5 Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела/темы
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1
| Становление филологических дисциплин в античности.
|
| 4
| 0
|
| 2
| Филологические аспекты интеллектуальной культуры античного христианства. Направления христианской экзегезы.
|
| 4
| 0
|
| 3
| Судьбы классической традиции в Средние века и гуманистическое движение.
|
| 4
| 0
|
| 4
| Герменевтические проекты раннего Нового времени
|
| 4
| 0
|
|
| Итог:
|
| 16
| 0
|
|
6 Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма
| 1 год
| 1 год
| Параметры
|
|
|
|
|
| Текущий
| Эссе
| 1 модуль
|
| Работа, выполняемая дома
| Итоговый
| Экзамен
| 2 модуль
|
| Письменная работа 120 минут
|
Критерии оценки знаний, навыков
Эссе: студент должен продемонстрировать навыки самостоятельного углубленного изучения одной из тем, в аудитории изучавшихся лишь обзорно; показать умение последовательно излагать источник и грамотно строить интерпретацию его содержания, а также понимать, каким образом сведения, излагаемые в эссе, могут быть включены в школьную программу или полезны для ее изучения.
Экзамен: студент должен продемонстрировать знание основных фактов, персоналий, текстов, изучавшихся в ходе курса, их понимание, видение их взаимосвязи и умение грамотно излагать их содержание и интерпретировать содержание важнейших теоретических текстов, разбиравшихся на занятиях.
Содержание дисциплины
|