Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Пермский государственный профессионально-педагогический колледж"
Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.03. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮдля специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» Пермь, 2014
Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». - Пермь, 2014. - 50 с.
Автор: Бочкарёва Н.В., преподаватель ГБОУ СПО «ПГППК» высшей квалификационной категории.
Рецензенты:
Корчагина Г.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по педагогическим специальностям ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1» высшей квалификационной категории;
Кычёва Е.Ю., директор МАОУ «СОШ № 55» г. Перми, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования.
Рассмотрено на заседании ЦПК спецдисциплин по педагогическим специальностям (протокол от 13.05.2014 № 9).
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 7
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ 12
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ 12
Самостоятельная работа № 1 12
Раздел 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ 14
Самостоятельная работа № 2 14
Раздел. 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДО КОНЦА XVIII в. 17
Самостоятельная работа № 3 17
Раздел 4. РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 20
Самостоятельная работа № 4 20
Самостоятельная работа № 5 23
Самостоятельная работа № 6 24
Самостоятельная работа № 7 27
Раздел 5. РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 36
Самостоятельная работа № 8 36
Самостоятельная работа № 9 39
Раздел 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 41
Самостоятельная работа № 10 41
Раздел 7. ПЕРМСКИЕ ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ 42
Самостоятельная работа № 11 42
Раздел 8. НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 46
Самостоятельная работа № 12 46
Раздел 9. СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА 47
Самостоятельная работа № 13 47
Раздел 10. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ 48
Самостоятельная работа № 14. 48
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 49
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 52
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящие методические указания адресованы студентам, осваивающим специальность 050146 «Преподавание в начальных классах». Междисциплинарный курс 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» входит в программу профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования».
Указанный курс призван подготовить будущих учителей к проведению уроков литературного чтения в начальных классах. Содержание курса вносит свой вклад в освоение студентами таких основных видов профессиональной деятельности, как преподавание по программам начального общего образования, методическое обеспечение образовательного процесса, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки, ПК 1.2. Проводить уроки (эта компетенция реализуется через освоение студентами литературы, входящей в круг чтения младшего школьника, разработку материалов для уроков литературного чтения в начальных классах, овладение умением выразительно читать художественные произведения, рассказывать о прочитанном, о писателе и его творчестве).
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект (анализ программ и учебников по литературному чтению для начальных классов).
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду (подготовка книжной выставки, разработка мультимедийных презентаций к урокам чтения).
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (подготовка реферата, доклада для читательской конференции).
Важная роль в освоении курса принадлежит самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, различных по целям и содержанию: освоение литературы, входящей в круг чтения младшего школьника, расширение и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях, формирование и совершенствование умений самостоятельно работать с литературоведческой литературой, приобретение навыка пользования детскими книгами и т.п. Перечень заданий, а также количество часов на их выполнение представлены в разделе «Содержание самостоятельной работы студентов».
Значительное место в самостоятельной работе отводится на ознакомление будущих учителей начальных классов с кругом чтения младшего школьника. Перечень книг для обязательного чтения и указания по ведению читательского дневника содержатся в разделе «Самостоятельное чтение произведений детской литературы».
В процессе изучения курса студенты должны не только ознакомиться с идейно-эстетическим богатством основных произведений для младших школьников, но и хорошо усвоить их содержание. Этому способствуют задания по выполнению анализа художественного произведения. Результатом такой работы должно стать умение анализировать сюжет, композицию, лингвопоэтику в произведениях писателей детской литературы, умение выявлять роль произведений в становлении личности ребёнка.
Часть заданий непосредственно нацелена на подготовку студентов к решению профессиональных задач: оформление книжной выставки для младших школьников, разработка материалов к урокам чтения в начальных классах, анализ программ и учебников по чтению, составление рекомендательного списка литературы и т.п.
Такие задания, как написание реферата о творчестве детского писателя, сочинения, подготовка доклада для студенческой читательской конференции, аннотирование, составление конспекта, направлены на развитие письменной и устной речи будущих педагогов, на совершенствование навыков работы с текстом (выделение главного, понимание структуры, конструирование собственного текста).
Некоторые задания не являются обязательными. Они отмечены знаком *. Выполнение таких заданий позволяет студентам получить дополнительные баллы в свой рейтинг.
Методические указания содержат перечень рекомендуемой литературы, а также вопросы для подготовки к экзамену.
Количество самостоятельных работ, которые студент должен выполнить в ходе освоения курса – четырнадцать. Все работы разбиты по разделам программы курса и приводятся в порядке их выполнения. Задания для самостоятельной работы студенты выполняют в специальной тетради. Контроль выполнения самостоятельной работы осуществляется преподавателем в результате проверки письменных работ, а также на практических и семинарских занятиях. Выполнение студентом всех заданий для самостоятельной работы является обязательным условием допуска к итоговому контролю.