Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр


Скачать 348.98 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ(ОБЛАСТНОЕ)СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРНАИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г. ГРЯЗИ

Методические рекомендации

по построению и ведению портфолио

учащихся начальных классов с ЗПР
logo-home

2015 г.


Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с ЗПР / сост. Т.Н.Герман, Л.В. Черешневская

Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика с ЗПР для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.

Портфолио ученика начальной школы - эффективное средство для плодотворной совместной работы ребенка, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для учащихся начальных классов, когда ребенок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает оценивать себя и свои поступки.

Оценка учебных достижений построена на основе стандартов второго поколения. В методических рекомендациях представлены материалы, которые помогут учителю начальных классов организовать работу по оцениванию личных достижений учащихся начальной школы.


ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе приоритетом образования становится такое обучение, которое помогает выпускнику найти своё призвание, реализоваться в жизни как личность. Трудно учиться сейчас здоровым, подготовленным к школе детям. Что же говорить о детях с задержкой психического развития, детях с ограниченными возможностями

здоровья. Они испытывают трудности в обучении. Нет мотивации в познавательной деятельности, не развита эмоционально-волевая сфера.

В системе психологической, медицинской и педагогической помощи таким детям на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребёнка. Под руководством взрослых дети с ограниченными возможностями здоровья могут компенсировать нарушения, реализовать свои возможности и благополучно адаптироваться в социальной среде.

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования

В свете новых задач необходимо отметить образовательные возможности портфолио, т. к. его идеология созвучна идее компетентностно - ориентированного образования.

Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект. В 80-х годах XX века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через десять лет ученые стали говорить о настоящей «портфолиомании», охватившей образовательный мир.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.

Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения.

Основные цели и задачи портфолио:
-создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
 -- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии
2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.


Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным.

С большим удовольствием дети раскрашивают и штрихуют рисунки в первых «Прописях» под названием «Мои волшебные пальчики», выводят первые буквы. Лучшие работы ребята с гордостью помещают в папки достижений.

Творчество для детей с ограниченными возможностями здоровья – путь к самореализации и самоутверждению. Задача учителя помочь ребенку найти себя в творчестве, приобрести уверенность, достичь успеха. Портфолио ученика в коррекционной школе необходимо для отслеживания динамики развития учащегося. Оно помогает проектировать его «зону ближайшего развития», коррекции отклонений и оказания ему посильной помощи в адаптации к нашей современной сложной действительности, с целью отслеживания результатов совместной работы всех специалистов и педагогов школы по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Миссия специальной коррекционной школы VII вида состоит в том, чтобы подготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, учащегося к получению в будущем, профессии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества. И одним из таких помощником для дальнейшей социальной адаптации в обществе может стать портфолио учащегося.

Как выглядит портфолио ученика начальной школы? Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует. Поэтому работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче. Ведь именно творчество должно стать одним из важных звеньев современного образования.
Новые подходы и идеи всегда интересны, а тем более, когда они способствуют индивидуальному росту учащегося. Кто сказал, что дети с ОВЗ не обучаются и не развиваются? Пусть они делают это медленнее других и в меньшем объеме, но они также образовываются.
Про детей с ограниченными возможностями здоровья многие говорят: «Он не может!». Это неправда. Он может всё! Портфолио тому доказательство. Оно зеркало ученика на протяжении всего обучения в специальной коррекционной школе. Роль классного руководителя , прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. И, что особенно важно, проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию – напротив, всячески поощряя активность школьника. Практика показывает, что не только учитель, но и одноклассники вносят свою лепту в составление портфолио товарищей. При переходе в среднюю школу классные руководители успешно продолжат начатую в младших классах работу над составлением портфолио, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова, А. Прутченков). Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. 
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы. 

Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит «Портфель достижений» обучающегося.

«Портфель достижений» позволяет демонстрировать динамику

образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфель достижений — это средство для решения ряда важных

педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)деятельности обучающихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

• представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать независимую оценку, например при проведении аттестации педагогов.

Портфель достижений является одной из составляющих «портрета»

выпускника начальной школы и играет важную роль при переходе ребенка в 5класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Портфель достижений служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям федерального государственного образовательного стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

В «Портфель достижений» учеников начальной школы, который

используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

• по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению народном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на

математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты

мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по физической культуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,

материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках

внеурочной и досуговой деятельности(результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др).

Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

На основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных навыков, возможность продолжения образования в основной школе;

2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Портфолио (фр. porter - излагать., формулировать: foiio страница) - досье, собрание достижений.

Портфолио (в широком смысле) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека (учащегося, студента и т.д.) за определенный период его деятельности (учебы).

Цель составления портфолио - представить развернутый отчет по процессу образования учащегося.

Педагогические задачи портфолио:

  • поддержание и стимулирование учебной мотивации младших школьников;

  • формирование умения учиться:

  • развитие индивидуальных способностей ребенка, навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;

• создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации личности.

Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:

  • диагностическую (фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени);

  • целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

  • мотивационную (поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов);

  • содержательную (максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ):

  • развивающую (обеспечивает непрерывность процесса разят ия, обучения и воспитания от класса к классу);

  • рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений) .

Формирование портфолио осуществляет учащийся под контролем учителя начальных классов. При создании портфолио учителю начальных классов необходимо помнить об основных его задачах:

  • ставить перед младшими школьниками конкретные учебные задачи на небольшие временные периоды,

  • учить школьника самому ставим. задачи и добиваться решения поставленных задач;

  • формировать самооценку учащегося, своевременно отмечать успехи учащихся и анализировать причины неудач, намечая программу корректировки:

  • поддерживать интерес школьника к учебному труду;

  • развивать уверенность школьника в себе на пути достижения маленьких школьных побед (можно написать благодарность школьнику та организованность в учебе, старательность, настойчивость в учебном труде или за добросовестное выполнение отдельной работы);

  • прослеживать индивидуальный рост успешности каждого учащегося.

Портфолио обязательно просматриваются в конце каждой четверти при подведении итогов. Анализируются важнейшие мероприятия чегверти: конкурсы, спортивные соревнования и т.д. В 3-4 классах целесообразно предлагать учащимся самим продумывать темы страниц портфолио (раздел «Творческие работы») и предлагать всем свои варианты. К этой работе привлекаются родители учащихся.

Родители могут помогать ребенку в сборе материалов для портфолио. Важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • оказывать помошь ученику вести его портфолио. а не подменять его;

  • больше внимание уделять качественной, а не количественной стороне достижений;

  • поддерживать самостоятельность и активность младшего школьника;

  • своевременно пополнять копилку достижений;

  • не сравнивать достижения ребенка с другими учениками;

  • анализировать успехи в целях формирования сознательного отношения к учебе и се конечным результатам.

Ответственным лицом за процесс ведения портфолио в образовательном учреждении является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Учащиеся могут представлять содержание своего портфолио на ученической конференции, классных часах. В ходе выступления учащийся комментирует содержание своего портфолио, демонстрирует при этом самостоятельность мышления, способность анализировать свои успехи, давать оценку своим достижениям. Оценку выступления осуществляет экспертный совет в соответствии с критериями по пятибалльной системе: самостоятельность формирования портфолио, отражение собственной позиции относительно материалов портфолио, процесс достижения учащимся поставленных задач, логика рассуждения, культура речи . Таким образом, технология портфолио обеспечивает рефлексию образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов, самоанализ и самооценку.

2. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В соответствии с ФГОС НОО примерный состав портфолио ученика начальных классов выглядит следующим образом:

  • выборки детских работ;

  • результаты стартовой диагностики;

  • материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы;

  • результаты и материалы тематических работ;

  • результаты и материалы итогового контроля;

  • достижения во внеучебной деятельности.

Представляет интерес структура портфолио младшего школьника, разработанная и апробированная на базе ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната г. Грязи. В содержание портфолио включены блоки материалов (разделы)


  • ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

  • РАЗДЕЛ "МОЙ МИР":

  • РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

  • РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЕБА"

  • РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

  • РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"



ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; адрес, телефон; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconМетодические рекомендации для учителей начальных классов Портфолио,...
Ульянова И. А., методист му «имц», учитель начальных классов маоу «сош№36 с уиоп»

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconПамятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по...
«Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития»

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconРекомендации к заполнению электронного шаблона портфолио педагогического...

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconПоложение о портфолио обучающихся начальных классов, реализующих фгос ноо
Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования Портфолио («Портфеля достижений») как способа накопления...

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconПоложение о портфолио ученика начальных классов
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Портфолио,...

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconМетодические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов
Необходимо сделать систему оценивания более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения учащихся в ходе инновационной...

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconМетодические рекомендации по формированию «портфолио» учащихся и педагогов
Необходимо сделать систему оценивания более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения учащихся в ходе инновационной...

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconПриказ 1/22 от 09. 2014 г. Положение о портфолио учащихся специализированных...
Положение о портфолио учащихся специализированных классов маоу-лицея №13 п. Краснообска

Методические рекомендации по построению и ведению портфолио учащихся начальных классов с зпр iconМетодические советы по организации внеурочной деятельности учащихся...
Степанов Е. Н.,заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского областного ипкро, доктор педагогических наук

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru