Пояснительная записка
к проекту приказа «Об утверждении административного регламента Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики по исполнению государственной функции «Осуществление государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики» и о признании утратившим силу приказа Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики от 26 июня 2014 года № 060 «Об утверждении административного регламента Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики по исполнению государственной функции «Осуществление государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики»
1. Краткое описание предлагаемого государственного регулирования Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено декларирование розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 2005 года функция декларирование розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики постановлением Правительства Удмуртской Республики возложена на Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики.
В соответствии с Указом Главы Удмуртской Республики от 09 октября 2014 года № 327 «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» и с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2014 года №764-р «О мерах по реализации Указа Главы Удмуртской Республики от 9 октября 2014 года № 327 «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» создано Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики путем слияния Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики и Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики.
Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики является правопреемником Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики.
В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года № 550 «О Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики» Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики (далее – Министерство) исполняет государственную функцию «Осуществление государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики». 2. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое государственное регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы Рынок алкогольной продукции в России на 50 % находится в нелегальном обороте, что порождает две основные проблемы:
1-я - это смертность населения от отравлений фальсифицированной некачественной алкогольной и спиртосодержащей продукцией, по данным Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в 2014 году умерло 210 человек, это меньше уровня 2013 года на 9%, в 1 квартале 2015 года – 37 человек, меньше соответствующего периода 2014 года на 23%.
В последние годы в среднем по Российской Федерации умирает от отравлений алкогольной продукцией и спиртосодержащими жидкостями около 100 тыс. человек.
2-я - потеря всех уровней бюджетов от недополучения акцизов и НДС по Российской Федерации свыше 100 млрд. рублей в год. 3. Сведения о целях предлагаемого государственного регулирования и обоснование их соответствия принципам правового регулирования, а также стратегическим и программным документам Российской Федерации и Удмуртской Республики Цели и задачи государственного регулирования в сферах производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции соответствуют приоритетам государственной политики Российской Федерации и Удмуртской Республики, согласуются с целевыми ориентирами программных документов Российской Федерации:
Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного направления»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей»;
Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утверждённой Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года».
Административный регламент разработан в соответствии с Федеральными законами от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Порядком разработки административных регламентов предоставления государственных услуг в Удмуртской Республике, Порядком утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в Удмуртской Республике, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 мая 2011 года № 132. 4. Описание предлагаемого государственного регулирования в части положений, которыми изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики и (или) органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в отношениях с субъектами предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности Административный регламент исполнения государственной функции разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по проведению государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики, ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
подготовка проекта ежегодного плана проведения плановых проверок, согласование с Прокуратурой, утверждение, размещение на официальном сайте Министерства;
подготовка распоряжения о проведении проверки;
проведение документарной проверки;
проведение выездной проверки;
составление акта проверки представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции субъектом государственного контроля;
принятие мер по результатам проверки и контроль за исполнением выданного предписания.
Конечным результатом исполнения государственной функции является:
обеспечение соблюдения действующего законодательства субъектами государственного контроля в области декларирования объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в этой области;
устранение нарушений законодательства.
Исполнение государственной функции заканчивается следующими юридическими фактами:
составлением акта проверки;
выдачей предписания об устранении выявленных с указанием сроков их устранения;
составлением протокола об административном правонарушении;
рассмотрением дела об административном правонарушении;
принятием мер по предотвращению нарушений в области декларирования объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
5. Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение полномочий, необходимых для реализации предлагаемого государственного регулирования Расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение полномочий, необходимых для реализации предлагаемого государственного регулирования не потребуется. 6. Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъекты предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности предлагаемым государственным регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Согласно действующему законодательству декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».
Декларации по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – Правила), представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы.
Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Кроме того, повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган является основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке.
7. Описание основных групп субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым государственным регулированием Согласно действующему законодательству организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции, осуществление государственного контроля за их представлением.
Всего на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 августа 2015 года осуществляют деятельность по розничной продаже алкогольной продукции 699 лицензиатов на 3885 объектах торговли и общественного питания, осуществляющих учёт и декларирование розничной продажи алкогольной продукции.
Около 1200 индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляют учет и декларирование объема их розничной продажи.
8. Оценка изменений расходов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности на осуществление ими деятельности, связанных с необходимостью соблюдать обязанности, возлагаемые на них или изменяемые предлагаемым государственным регулированием Увеличение расходов субъектов предпринимательской деятельности может произойти из-за:
приобретения усиленной квалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи»;
установки и содержания телекоммуникационных каналов связи;
приобретение компьютерной техники. 9. Оценка рисков невозможности решения проблемы предложенным способом, рисков непредвиденных негативных последствий Риски отсутствуют. 10. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность вводимых административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, обоснованность расходов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, возникновению которых способствуют положения проекта нормативного правового акта Удмуртской Республики Ежеквартально специалистами Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики принимается около 2 тысяч деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В рамках осуществления государственного контроля за их представлением проводится сверка сведений, указанных в декларациях с данными производителей алкогольной продукции и оптовыми организациями, осуществляющими поставки алкоголя. Рассылаются уведомления о необходимости своевременного представления деклараций и достоверности сведений, указанных в них. В результате процент сдачи деклараций организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в Удмуртии, составляет около 90%, что является средним показателем по Российской Федерации.
Принятие административного регламента повысит качество исполнения государственной функции и повысит процент представления деклараций до 100%.
Разработка и реализация административного регламента позволит:
- осуществлять обработку, систематизацию данных о розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики;
- отслеживать динамику изменений объемов продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики;
- представлять сведения в уполномоченные органы в соответствии с законодательством;
- анализировать информацию в целях предупреждения негативных тенденций в экономике Удмуртской Республики;
- обеспечить полноту, актуальность и достоверность обмена информацией с исполнительными органами государственной власти;
- обеспечить снижение накладных расходов и экономию времени работы государственных гражданских служащих.
Реализация административного регламента позволит сохранить легальность розничного оборота алкогольной продукции, что обеспечит уплату акцизов заводами-производителями Удмуртии во все уровни бюджета в полном объеме, качество реализуемой алкогольной продукции, снижение смертности населения от употребления фальсифицированной алкогольной продукции и спиртосодержащих растворов.
_________________________________
|