ВОПРОС – ОТВЕТ
Информационный бюллетень
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области в 2015 году
(Ответы на вопросы по использованию средств ОМС медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Тверской области)
№ п/п
|
ВОПРОС
|
ОТВЕТ
| 1
|
Возможно ли приобретение за счет средств ОМС туберкулина для постановки биологической пробы при ранней диагностике туберкулеза у детей?
|
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Программа) за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан в соответствии с порядками, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Указанными порядками, проведение туберкулинодиагностики не предусмотрено.
В соответствии с Программой государственных гарантий финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе при туберкулезе, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
| 2
|
Оплачиваются ли за счет средств обязательного медицинского страхования расходы, связанные с оказанием медицинской помощи застрахованного гражданина, пострадавшего от укуса клеща?
|
Оказание медицинской помощи пострадавшим от укуса клеща, включая лабораторное исследование инфицированности клещей (в т.ч. экспресс-исследование) осуществляется за счет средств ОМС.
Исследования клещей проводятся в лабораториях, имеющих аккредитацию на этот вид исследований (собственной или по договору оказания услуг). В соответствии с Тарифным соглашением по реализации территориальной программы ОМС Тверской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – ТС) расходы по оплате работ и услуг, проводимых в другой организации, относятся на КОСГУ 226 «Прочие работы и услуги», транспортные услуги по доставке материала относятся на КОСГУ 222 «Транспортные услуги».
| 3
|
Просим дать разъяснения по вопросу приобретения медицинского оборудования стоимостью до 100 тыс.руб.? Имеет ли право медицинская организация использовать средства обязательного медицинского страхования на приобретение медицинского оборудования для оснащения больничных палат, лабораторий, кабинетов. Возможно, ли приобретение оргтехники и компьютеров за счет средств ОМС?
Возможно ли приобретение за счет средств ОМС стенда для размещения информации по реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи? Возможно ли использование средств ОМС на приобретение бытовой техники и хозяйственного инвентаря (водонагреватели, посудомоечная машина, электроплиты, бензопила, тележки ручные, электродрель, весы и пр.)?
Правомерно ли использование средств ОМС на приобретение кроватей для диспансера, а также медицинских шкафов для хранения медицинских карточек?
|
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) и Тарифным соглашением установлено, что средства ОМС являются финансовым источником, в том числе для оплаты расходов на приобретение расходного материала, изделий медицинского назначения, инструментов медицинских, основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу).
С целью определения к какому виду классификации относится оборудование, рекомендуем ознакомиться с технической документацией каждого наименования (технический паспорт, сертификат соответствия и т.д.) и Классификацией основных средств.
Возможно, т.к. стенд относится к основным средствам до 100 тыс.руб. Перечисленная бытовая техника и хозяйственный инвентарь, относящийся в соответствии с «Общероссийским классификатором продукции 005-93», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 №301 (ред. от 12.12.2012), к оборудованию:
-водонагреватели код ОКП – 49 3261 (оборудование санитарно-техническое);
-электроплиты код ОКП – 51 5122 (оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности);
-бензопила код ОКП - 48 5111 (оборудование технологическое);
-тележки ручные код ОКП – 31 7111 (оборудование подъемно-транспортное);
-весы код ОКП – 42 7450 относятся к приборам и средствам автоматизации;
-электродрель код ОКП - 39 2672 относится к инструментам, технологической оснастке
-посудомоечная машина INDESIT относится к оборудованию код ОКП 51 5151 (группа 51 0000 «Оборудование технологическое приборы бытовые») Кровати в соответствии с «ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции», утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 (ред. от 12.12.2012, относятся к мебели специальной Код ОКП 56 2521 (группа 56 2000 «Мебель специальная»), шкафы для кабинетов для хранения медицинских карточек и другой документации относятся к оборудованию код ОКП 34 3324, и могут оплачиваться из средств ОМС, если их стоимость не превышает 100 тыс. руб. за единицу согласно п.12 Приложения 5 к ТС. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ №58 от 18.05.2010 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.26390-1- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» определены основные требования к медицинской мебели:
п.8.1 в производственных помещениях медицинских организаций должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
п.8.3 поверхность сидений (стулья, скамьи, банкетки др.) для пациентов и персонала должна быть изготовлена из материалов с низкой теплопроводностью.
Постановлением правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» медицинская мебель отнесена к основным средствам и, следовательно, расходы на приобретение медицинской мебели должны быть отнесены на подстатью 310 «Увеличение стоимости основных средств».
| 4
| Имеет ли право медицинская организация использовать финансовые средства обязательного медицинского страхования (до 2-х млн. руб.) для завершения капитального ремонта?
| В соответствии с п.15 приложения 5 к ТС в структуру тарифа на медицинские услуги за счет средств ОМС не включаются расходы по капитальному ремонту, строительству и проектно-сметной документации для их проведения. Следовательно, средства, затраченные на капитальный ремонт, носят нецелевой характер.
| 5
| Будет ли являться нецелевым расходование средств ОМС при оплате договоров по текущему ремонту и в какой сумме?
| Согласно п.8.приложения 5 к ТС за счет средств ОМС осуществляются расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием имущества, в том числе по текущему ремонту имущества.
Действующие нормативные акты, регламентирующие направления расходования средств ОМС, не предусматривают ограничений по стоимости текущего ремонта, производимого за счет средств ОМС.
Вместе с тем, при планировании данных расходов необходимо учитывать, что в первую очередь должна обеспечиваться нормативная потребность в затратах, необходимых для оказания медицинской помощи.
| 6
| За счет какого источника уплачивать налоги, связанные с содержанием имущества медицинской организации?
| Налоги, связанные с содержанием имущества медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС Тверской области и используемого для оказания медицинской помощи в рамках ОМС, уплачиваются за счет средств ОМС с учетом анализа норматива затрат на предоставление гарантированной бесплатной медицинской помощи и периода возникновения данной задолженности (для бывших МУЗ – с 2012 года, для областных учреждений – с 2013 года).
| 7
| Зарплата в нашем учреждении выдается наличными деньгами из кассы. На ее выплату мы снимаем деньги с лицевого счета. Других кассовых операций нет. Как можно определить лимит наличных средств в кассе, если в расчет не включаются поступления наличных денег в кассу для выплаты заработной платы и любых других выплат работникам?
| Если учреждение не снимает и не выдает наличные на иные цели, кроме «зарплатных» выплат, лимит кассы будет нулевым. Это необходимо установить локальным (распорядительным) актом по учреждению. При этом деньги необходимо заказывать строго на ту сумму, которая причитается к выдаче работникам, а хранить деньги в кассе на выплату зарплаты можно до 5-ти рабочих дней, включая день получения средств в банке. («Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ», утвержденное Банком России от 12.10.2011 № 373-П).
| 8
| Можно ли при направлении сотрудников в командировки в зависимости от особенностей командировки платить разные суточные?
| В соответствии со ст.168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам государственных учреждений субъектов РФ, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Размер суточных устанавливают в коллективном договоре или ином локальном акте.
Основание Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, Распоряжение администрации Тверской области от 03.08.2005 N 499-ра.
| 9
| Какой должна быть маркировка мягкого инвентаря?
Как осуществляется списание белья, пришедшего в негодность?
| В соответствии с п. 118 Инструкции от 01.12.2010 №157н медицинская организация обязана маркировать предметы мягкого инвентаря сразу после их поступления на склад (до выдачи их в эксплуатацию). Маркировка осуществляется специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предметов с указанием наименования учреждения в присутствии лица, назначенного приказом руководителя ответственным за маркировку и хранение маркировочного штампа. Дополнительно маркировка производится при выдаче мягкого инвентаря в эксплуатацию с указанием года и месяца его выдачи со склада (В соответствии с п.9 инструкции от 29.02.1984 №222). На каждом предмете рядом с маркировкой целесообразно поставить штамп или метку, содержащие условное обозначение отделения, в использование которого он выдан (п.10 Инструкции от 29.02.1984 №222). Штамп о выдаче в эксплуатацию хранится у заведующего складом. Списание ветхого и пришедшего в негодность белья осуществляется постоянно действующей комиссией с составлением акта о списании мягкого инвентаря (ф. 0504143). Белье должно быть своевременно отобрано материально-ответственными лицами и предъявлено комиссии для списания. Акт, утвержденный руководителем, является основанием для списания белья, после чего со склада может быть получено новое белье. (Ветошь, образующаяся от списания мягкого инвентаря, подлежит оприходованию и учету (п.38 Инструкции от 29.02.1984 №222).
| 10
| По какому коду КОСГУ - 225 или 226 надо отражать оплату услуги отбора проб для проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций, а также огнезащитную обработку вышеупомянутых конструкций?
| Обязательная огнезащитная обработка деревянных конструкций предусмотрена ПП РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Отбор проб для проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций нужен, чтобы соблюсти нормативные требования по эксплуатации таких конструкций. Оплату огнезащитной обработки и услуги по отбору проб отражают по коду КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
| 11
| На какую статью КОСГУ следует отнести расходы по выплатам за вредные условия труда?
| Предоставление бесплатного молока или других равноценных пищевых продуктов на работах с вредными условиями труда установлено ст.222 ТК РФ. Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденной приказом Минфина России от 26.05.2014 № 38н, расходы на приобретение вышеуказанных продуктов следует отражать по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
| 12
| Как необходимо производить выплаты стимулирующего характера за счет средств ОМС, руководителю ФБУЗ (ФГБУЗ) МСЧ ФМБА?
| Фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (платные услуги, ОМС), и включает в себя: размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в Федеральных бюджетных учреждениях», с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждений. Размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда, предусмотренных в сметах и лимитах учреждений за счет соответствующих источников финансирования.
Условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 № 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
В соответствии с п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 №583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" федеральные государственные органы, учреждения - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.
ТС предусмотрено, что для медицинских организаций федерального и ведомственного подчинения, реализующих Программу ОМС, расходы на оплату труда определяются в рамках коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с законодательством, нормативными и правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами соответствующих министерств и ведомств, регламентирующими вопросы оплаты труда работников.
Учитывая вышеизложенное, ТФОМС Тверской области рекомендует, выплаты стимулирующего характера руководителю ФБУЗ (ФГБУЗ) МСЧ ФМБА России производить по согласованию с ФМБА России в соответствии с разработанными локальными нормативными актами учреждения.
| |