Общие положения Настоящее Положение регулирует порядок организации образовательного процесса в Московском институте иностранных языков (далее – Институт). Положение разработано на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующего законодательства Российской Федерации в области образования, нормативных документов Министерства образования и науки, Устава Московского института иностранных языков, Положений о филиалах, других локальных нормативных документов вуза.
Под образовательным процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие руководящего, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, слушателей и аспирантов (далее-обучающихся), направленное на решение учебных, воспитательных и развивающих задач, на реализацию образовательных программ подготовки кадров в университете.
Организация образовательного процесса в институте включает:
- организацию приема в институте;
- планирование учебного процесса;
- организацию учебной работы;
- организацию мониторинга учебного процесса (контроль учебного процесса, учет и анализ его хода и результатов);
-организацию работы по повышению научной и педагогической квалификации профессорско-преподавательского, административного и учебно-вспомогательного персонала;
- внедрение результатов научно-исследовательской работы в учебный процесс;
- организацию обеспечения образовательного процесса (нормативное; учебно-методическое; кадровое; печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы; материально-техническое);
- организацию внеучебной работы и воспитания студентов.
Действие данного Положения распространяется на образовательную деятельность института, его структурных подразделений. Требования настоящего Положения являются обязательными для всех сотрудников и обучающихся университета.
Приказы, распоряжения по организации образовательного процесса, издаваемые в институте, не могут противоречить данному Положению.
Рассмотрение возможных изменений и дополнений в Положение осуществляется ученым советом института. Внесение в настоящее Положение одобренных ученым советом изменений осуществляется приказами ректора института. 1. Общие положения
Уровни образования и образовательные программы
1.1.Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
В институте при наличии соответствующих лицензий реализуются различные по уровню и срокам подготовки основные и дополнительные образовательные программы:
- образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре);
-дополнительные образовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).
1.2. Образовательные программы реализуются институтом как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации образовательных программ может применяться модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.
Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.
1.3. Обучение в институте платное и ведется на русском и английском языках. Иностранным гражданам, обучающимся в институте, обеспечивается помощь в овладении русским языком.
1.4. Обучение осуществляется по очной, очно-заочной, заочной форме. Возможно сочетание различных форм обучения.
Реализация образовательных программ осуществляется в городе Москве.
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ
1.5. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего образования в институте в соответствии с лицензией составляют:
- для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;
- для получения квалификации "дипломированный специалист" - пять лет;
- для получения квалификации (степени) "магистр" - два года после получения квалификации (степени) "бакалавр";
- нормативный срок обучения по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре не может превышать три года в очной форме, четыре года - в заочной форме.
Сроки обучения по очно-заочной и заочной форм, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета института.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее образование по ускоренным программам бакалавриата.
По решению ученого совета института лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата, могут допускаться к освоению таких программ бакалавриата. Порядок освоения указанными лицами сокращенных или ускоренных программ бакалавриата определяет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Получение высшего образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается. Документы об образовании
и (или) о квалификации. Документы об обучении
1.7. В институте выдаются:
- документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
- документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении и иные документы, выдаваемые в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации».
1.8. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются институтом.
1.9. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании государственного образца.
1.10. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
- высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
- высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
- высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (подтверждается дипломом об окончании аспирантуры).
1.11. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.
1.12. Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).
1.13. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому университетом.
1.14. Институт вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены институтом самостоятельно.
1.15. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается. 2. Прием в институт Общие положения 2.1. Прием в институт осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом университета в пределах численности, установленной лицензией на право ведения образовательной деятельности, на условиях, установленных Правилами приема.
Прием на обучение проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Институт самостоятельно ежегодно разрабатывает Правила приема, обеспечивающие соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Российской Федерации. Правила приема в институт утверждаются ректором.
Условиями приема на обучение по основным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.
2.2. Объем и структура приема студентов в институт на обучение на платной основе определяются ежегодно учредителем и оформляются приказом ректора.
2.3. Возможен прием в институт, как в аккредитованное образовательное учреждение, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на конкурсной основе. В этом случае объем и структура приема студентов на обучение по образовательным программам за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно федеральным органом исполнительной власти.
2.4. Отношения между институтом и обучающимся регламентируются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. В договоре определяются права и обязанности обучающегося, права и обязанности вуза как исполнителя образовательных услуг, уровень образования, программа подготовки, срок и режим обучения, размер, форма оплаты за обучение и иные условия. Стоимость обучения и порядок оплаты определяются учредителем и оформляются приказом ректора.
Институт обязан при заключении договора об оказании образовательных услуг ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом вуза, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
2.5. Прием в институт лиц, имеющих документы государственного образца, проводится на конкурсной основе, по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможностей поступающих осваивать профессиональные образовательные программы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании.
2.6.Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвующих в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, и сформулированных в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации, признаются университетом как наивысшие результаты вступительных испытаний по этим общеобразовательным предметам.
2.7. В институт зачисляются лица, имеющие более высокое количество набранных на вступительных испытаниях баллов, а при равном количестве набранных баллов – лица, имеющие преимущественные права на зачисление. При равном количестве набранных баллов, при отсутствии или наличии равных преимущественных прав на зачисление – лица, имеющие более высокий балл по профильному общеобразовательному предмету. При наличии конкурса обеспечивается зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению основных образовательных программ, если иное условие не оговорено законодательством Российской Федерации.
2.8. Приказы о зачислении с указанием количества баллов, набранных на вступительных испытаниях, публикуются на официальном сайте института и размещаются на информационном стенде приемной комиссии в день их издания.
2.9. Зачисление в институт производится приказом ректора. Абитуриент считается принятым в университет после прохождения конкурсного отбора, оплаты обучения, заключения договора и подписания приказа о зачислении ректором институте. Прием на программы высшего образования 2.10. На обучение в институт по основным образовательным программам высшего образования принимаются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, а также иностранные граждане в пределах численности, установленной лицензией на право ведения образовательной деятельности, на условиях, установленных Правилами приема в институт.
Прием проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее, среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование.
2.11. На период проведения вступительных испытаний и зачисления в вуз в университете создаются комиссии по приему: приемная комиссия; экзаменационные комиссии; апелляционная комиссия; аттестационная комиссия. Состав, полномочия и порядок деятельности комиссий определяется положениями о них, утверждаемыми ректором Института.
2.12. Сроки приема документов от поступающих в высшие учебные заведения на обучение по очной форме устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
2.13.Для лиц, поступающих на обучение по заочной форме по программам бакалавра, специалиста или магистра, а также для поступающих на второй и последующие курсы, прием документов осуществляется в течение учебного года по мере формирования учебных групп.
2.14. Прием в институт проводится по личным заявлениям абитуриентов.
Поступающие на первый курс для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста представляют один из следующих документов государственного образца: о среднем (полном) общем образовании; среднем профессиональном образовании; высшем профессиональном образовании; признаваемый на их уровне документ об образовании иностранного государства, легализованный в установленном порядке; документ о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.
Поступающие на второй и последующие курсы представляют: диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании; академическую справку установленного образца; диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней или признаваемый на их уровне зарубежный образовательный документ, легализованный в установленном порядке.
Для обучения по программам магистратуры поступающий представляет диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра.
2.15. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы, материалы сдачи вступительных испытаний (в том числе дополнительных), аттестационных испытаний (в том числе выписка из протокола решения апелляционной комиссии Института). Приемная комиссия, в соответствии с полученными от поступающего документами, принимает решение о его допуске к вступительным испытаниям, условиях его участия в конкурсе и извещает об этом поступающего.
2.16. При приеме на первый курс по всем формам обучения с полным сроком обучения абитуриенты проходят вступительные испытания по предметам, определенным институтом в соответствии нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации. Абитуриенты, имеющие действующие результаты ЕГЭ не менее установленного вузом минимального количества баллов, участвуют в конкурсе.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование, при приеме на обучение по программам бакалавриата соответствующего профиля вступительные испытания проходят в виде собеседования. Процедура собеседования оформляется протоколом.
Для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, вступительные испытания проводятся в виде собеседования. Процедура собеседования оформляется протоколом аттестационной комиссии.
Для поступающих на второй и последующие курсы, в том числе в порядке перевода, прием на обучение проводится на основании аттестационных испытаний в виде собеседования. Процедура собеседования оформляется протоколом аттестационной комиссии.
Иностранные граждане, имеющие результаты ЕГЭ, вправе поступать на основании результатов ЕГЭ, при отсутствии таковых могут поступать на основании вступительных испытаний, проводимых институтом самостоятельно. Вступительные испытания для иностранных граждан проводятся в виде письменного тестирования по предметам, определенным Перечнем вступительных испытаний для иностранных граждан.
2.17. Прием в институт граждан, имеющих высшее, неполное высшее и среднее специальное (профессиональное) образование проводится вне конкурса на основании собеседования.
2.18. Для лиц, имеющих высшее, неполное высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования, в соответствии с законодательством РФ предусмотрено получение высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
2.19. Лица, имеющие высшее или неполное высшее образование, могут зачисляться на первый и последующие курсы. Для приема на последующие курсы создается аттестационная комиссия, которая определяет уровень подготовленности поступающих в институт. Аттестация может проводиться путем рассмотрения документов (приложения к диплому о первом высшем образовании, диплома о неполном высшем образовании, академической справки) и собеседования. Перезачет учебных дисциплин производится на основании данных указанных документов и оформляется протоколом аттестационной комиссии. Вопросы зачисления на последующие курсы решает приемная комиссия.
В случаях, когда по итогам аттестации некоторые дисциплины не могут быть зачтены студенту, или из-за разницы учебных планов обнаруживаются неизученные дисциплины (разделы дисциплин), поступающий должен ликвидировать академическую задолженность в установленные университетом сроки, о чем делается запись в приказе о зачислении.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование, зачисляются в университет на первый курс. Лица, имеющие профильное среднее профессиональное образование могут обучаться по сокращенной программе.
Перезачет дисциплин, изученных в средних специальных (профессиональных) образовательных учреждениях, при поступлении в институт не производится.
2.20. Решение об обучении студента по ускоренной программе принимается Ученым советом института и оформляется приказом ректора. Прием в аспирантуру 2.21. В аспирантуру института на конкурсной основе на очную и заочную форму обучения принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами.
В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра, или имеющие высшее профессиональное образование, полученное в образовательных организациях иностранных государств, в соответствии с Правилами приема в аспирантуру университета.
2.22. Прием в аспирантуру проводится по личному заявлению поступающего на имя ректора с приложением соответствующих документов.
2.23. Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию. На основании полученных от поступающего документов и итогов собеседования с предполагаемым научным руководителем приемная комиссия выносит решение о допуске к вступительным экзаменам и в недельный срок извещает об этом поступающего. Поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены в соответствии с государственными требованиями.
2.24. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, освобождаются при поступлении от соответствующих вступительных экзаменов.
2.25. По результатам вступительных испытаний приемная комиссия принимает решение по каждому претенденту о зачислении его в аспирантуру. .3. Организация образовательного процесса Основные задачи образовательного процесса 3.1. Основными задачами образовательного процесса в Институте являются:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
- удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах со средним и высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
- накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровней;
-организация дистанционного обучения лиц, испытывающих трудности в получении образования на местах;
- внедрение современных, активных и интерактивных форм организации образовательного процесса;
- выполнение научно-исследовательских работ и прикладных исследований по обеспечению научного уровня образовательного процесса, по заданию предприятий, учреждений, организаций и частных лиц. Общие требования к организации образовательного процесса 3.2. Организация учебного процесса призвана обеспечить:
- органическое единство процессов обучения и воспитания;
- востребованный на современном рынке труда и научный уровень подготовки специалистов, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения, обеспечивающее получение обучающимися в установленные сроки глубоких теоретических знаний и компетенций, а также практических умений и навыков по избранной специальности;
- совершенствование образовательных программ, ориентированных: на инновационное развитие, профессиональную и культурную самореализацию человека и педагогическую поддержку его личностного роста
- внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и передового опыта на основе классификации учебного материала по уровням его усвоения (представления, знания, умения, навыки, компетенции и творческое владение);
- логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин;
- взаимосвязь преподавания (обучения) и самостоятельной работы обучающихся, предусматривающую повышение роли преподавателей в ходе учебных занятий;
- приобщение обучающихся к научной и учебно-исследовательской деятельности по планам НИР как структурных подразделений, так и Института в целом, создание необходимых условий для творческой и индивидуальной работы студентов и аспирантов;
- совершенствование методики обучения на основе рационального сочетания традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новыми, предусматривающими более широкое использование активных и интерактивных форм обучения, применение компьютерных и современных инновационных технологий;
- реализацию принципов фундаментализации, гуманизации, профилизации, постоянного обновления содержания обучения, интенсификации и индивидуализации преподавания;
- обеспечение тесной связи обучения с практической деятельностью различных служб и подразделений, государственных и негосударственных учреждений и организаций;
- высокую организованность, планомерность и ритмичность учебного процесса;
- создание необходимых условий для педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава.
3.3. Институт самостоятелен в выборе системы оценок, форм, уровней, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
3.4. Освоение образовательных программ всех видов профессиональной подготовки завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
3.5. В Институте соблюдаются общие требования к организации образовательного процесса по образовательным программам различных уровней, установленных законодательством Российской федерации в области образования
- учебный процесс в Институте основывается на положениях федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) среднего профессионального и высшего профессионального образования, государственных требованиях аспирантской подготовки и в соответствии с ними основных образовательных программах, учебных планах и учебных программах дисциплин;
- организация образовательного процесса в Институте бразовательной программой и расписанием занятий, предусматривающим непрерывность учебного процесса в течение дня;
- Институт ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин, установленных учебными планами, содержания рабочих программ учебных дисциплин и программ практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
- максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин;
- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности); при этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам;
- продолжительность каждой пары учебных занятий 90 минут, академического часа - 45 минут;
- численность учебной группы не превышает 30 человек при проведении семинаров, 15 человек - при проведении лабораторных (практических) занятий и занятий по иностранному языку;
- продолжительность учебного дня для студентов дневного обучения, как правило, не превышает шести академических часов занятий под руководством преподавателя и трех часов самостоятельной работы;
- факультативные занятия планируются не более двух часов в неделю на одну учебную группу;
- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов;
- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов;
- учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности); ученый совет Инсститута вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца; сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом;
- учебный год в соответствии с учебными планами делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией;
- студенты, обучающиеся по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов;
- в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не меньше 7-10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
Нормативно-методические документы организации учебного процесса
3.6. Основная образовательная программа (далее - ООП) - системно организованный комплекс учебно-методических документов, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание, формы, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по конкретному направлению (специальности) соответствующей квалификации (степени) бакалавра, магистра или специалиста, разработанный на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Основу ООП, разрабатываемой в Институте, составляют учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и программы практик.
Приказом ректора по представлению первого проректора назначается руководитель ООП высшего профессионального образования (ВПО) из числа деканов факультета, заведующих кафедрами или представителя профессорско-преподавательского состава, занятого в реализации данной программы, имеющего ученую степень (для руководителя магистерской программы обязательна ученая степень доктора наук).
3.6.1. Содержание ООП ВПО:
1). Общие положения: наименование направления (профиля) подготовки; нормативные документы, необходимые для разработки ООП; общая характеристика (цель, миссия, срок освоения, трудоемкость) ООП; требования к абитуриенту.
|