Памятка для работодателей


НазваниеПамятка для работодателей
страница1/10
ТипПамятка
blankidoc.ru > Договоры > Памятка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ПАМЯТКА

для работодателей,

планирующих привлечение иностранных работников
Информация представлена по основным темам:

Трудовая деятельность иностранных граждан

Привлечение и использование иностранной рабочей силы

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами

Права и ограничения в сфере труда работников-иностранцев

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

Подготовлено с использованием системы Консультант Плюс, декабрь 2013 года.

Дополнительную информацию можно получить у:

- начальника отдела рынка труда Министерства экономики Республики Бурятия Алексеева Сергея Олеговича, тел. (73012)212440;

- консультанта отдела рынка труда Министерства экономики Республики Бурятия Рычковой Елены Дмитриевны, тел. (73012)215503

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
1. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации

2. Граждане Республики Беларусь

3. Граждане Республики Казахстан

4. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации

5. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы

5.1. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию

5.1.1. Для чего нужно приглашение на въезд в Российскую Федерацию?

5.1.2. Как оформить приглашение на въезд в Российскую Федерацию?

5.1.3. Каковы действия работодателя, если ему отказали в приеме документов на оформление приглашения на въезд, выдаче приглашения или нарушили иные права, связанные с оформлением приглашения?

6. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы

6.1. Уведомление государственных органов в сфере миграции и занятости населения о привлечении "безвизового" иностранца

6.1.1. Уведомление государственных органов в сфере миграции и занятости работодателем лично

6.1.2. Уведомление государственных органов в сфере миграции и занятости работодателем с помощью почты
Одним из основных нормативных актов РФ, устанавливающих правовой статус иностранных граждан в России, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Это означает, что иностранный гражданин может быть принят на работу в России, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях, т.е. имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, дающие ему право на временное пребывание в РФ, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России.

Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан. В связи с этим далее под иностранными гражданами понимаются в том числе лица без гражданства.

Правовой статус работников-иностранцев при осуществлении трудовой деятельности в значительной степени зависит от режима и основания пребывания в РФ.

Иностранных работников можно разделить на тех, кто проживает на территории России постоянно или временно, и тех, кто пребывает временно на основании визы или в безвизовом режиме.
1. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации
Документом, подтверждающим право иностранного гражданина постоянно проживать на территории РФ, а также право на свободный выезд и въезд, является вид на жительство. Вид на жительство выдается сроком на пять лет (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). По окончании срока действия на основании указанной статьи он может быть продлен также на пять лет. Данный срок можно продлевать неограниченное количество раз. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Он вправе осуществлять такую деятельность на всей территории РФ. При этом работодатель не обязан уведомлять о приеме на работу государственные органы (территориальный орган ФМС России и службу занятости населения).

Оформлять на работу таких граждан следует в том же порядке, что и граждан РФ.
2. Граждане Республики Беларусь
Для приема на работу граждан Республики Беларусь не требуется соответствующего разрешения. В силу п. п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" граждане Беларуси имеют равные с российскими гражданами социально-трудовые права. Согласно данному решению в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Данные гарантии подтверждены также Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Граждане Белоруссии свободны в выборе субъекта РФ для осуществления трудовой деятельности. В отношении их не нужно уведомлять государственные органы о заключении (расторжении) трудового договора.

С гражданами Белоруссии наравне с российскими гражданами заключаются трудовые договоры. При приеме на работу они должны предоставить те же документы, что и россияне. Подробнее об этом см. п. 1 настоящего материала.
3. Граждане Республики Казахстан
С 2012 г., в соответствии с Соглашением "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" от 19.11.2010 (далее - Соглашение), упростились правила приема на работу граждан Казахстана. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Во-первых, для того чтобы трудиться в России, гражданам Казахстана не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения).

Во-вторых, российские работодатели, заключая (расторгая) с ними трудовой договор, не должны уведомлять об этом ФМС России и службу занятости. Этот вывод сделан на основании следующего.

Обязанность извещать указанные органы установлена п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). Формы и порядок представления сведений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (Приложения N 5, N 6, N 10). Одно из требований - соблюдение одновременно двух условий: иностранный гражданин должен прибыть в Россию в порядке, допускающем отсутствие визы, и иметь разрешение на работу.

Однако граждане Казахстана привлекаются к работе в России без учета ограничений по защите национального рынка труда (ст. 3 Соглашения). На них, в частности, не распространяется квота на выдачу разрешений на работу.

Впрочем, несмотря на упрощенный режим приема на работу, иные требования закона в отношении указанных граждан работодатель должен соблюдать. Например, направить в соответствующих случаях работника на предварительный медицинский осмотр, запросить у него необходимые документы о квалификации (ст. 213, абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

При заключении трудового договора гражданин Казахстана должен представить работодателю определенные документы (ст. 65 ТК РФ).

Также гражданин обязан подтвердить законность нахождения на территории РФ (ст. 4 Соглашения). Это можно сделать с помощью следующих документов (ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

- вида на жительство;

- разрешения на временное проживание;

- визы и (или) миграционной карты;

- иного предусмотренного федеральным законом или международным договором документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Отметим, что граждане Казахстана, как и другие иностранцы, подлежат миграционному учету. Подробнее об этом см. п. 5.2 настоящего материала.
4. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации
Временно проживающий в России иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, которое представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо документ установленной формы, выдаваемый в России лицу без гражданства, не имеющему удостоверяющего его личность документа (абз. 7 п. 1 ст. 2, п. 7 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
Важно! Временно проживающему в России иностранному гражданину, так же как и постоянно проживающему, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Следует помнить, что иностранные граждане, временно проживающие в России, могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако существуют исключения из этого правила, установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. Так, согласно п. 2 данного Приказа временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, в следующих случаях:

а) при направлении в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) если постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Иностранные граждане должны осуществлять трудовую деятельность по определенным профессиям (должностям). Перечень этих профессий (должностей) установлен также Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.

Обращаем внимание на то, что с 27.11.2011 в указанный перечень профессий (должностей) включены должности "геолог" и "главный геолог" (Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2011 N 1195н).
5. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы
Виза - разрешение на въезд в Россию, на пребывание в стране и транзитный проезд через нее иностранного гражданина в течение срока действия данного разрешения. Это определение содержится в п. 4 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 (далее - Положение о порядке выдачи визы).

В зависимости от цели въезда в Россию и пребывания на ее территории иностранным гражданам выдаются визы следующих категорий (п. 18 Положения о порядке выдачи визы):

а) дипломатическая (ДП);

б) служебная (СЛ);

в) обыкновенная (О);

г) транзитная (ТР1 или ТР2);

д) виза временно проживающего лица (ВП).

Обыкновенная виза имеет несколько разновидностей в зависимости от цели въезда иностранного гражданина на территорию РФ и цели его пребывания в стране (п. 27 Положения о порядке выдачи визы):

а) частная (Ч);

б) деловая (Д);

в) туристическая (Т), в том числе групповая (ТГ);

г) учебная (У);

д) рабочая (Р);

е) гуманитарная (Г);

ж) виза на въезд в РФ в целях получения убежища (А).

Обратите внимание на то, что в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. установлены правила, упрощающие процедуру въезда "визовых" иностранцев на период подготовки и проведения указанных мероприятий.

В частности, в течение пяти месяцев до начала спортивных соревнований и в период их проведения иностранные граждане - участники соревнований, а также лица, занимающиеся подготовкой и проведением мероприятий, вправе въезжать в Россию и выезжать обратно без оформления визы на основании документа, удостоверяющего личность (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ, далее - Закон N 108-ФЗ).

Для этого иностранный гражданин должен быть включен в списки, формируемые непосредственно FIFA, ее дочерней организацией и Оргкомитетом "Россия-2018" (п. 17 ст. 2, п. 5 ст. 7 Закона N 108-ФЗ). Конкретный порядок въезда в РФ и выезда иностранных граждан, внесенных в такие списки, устанавливает Правительство РФ (п. 5 ст. 7 названного Закона).
5.1. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию
5.1.1. Для чего нужно приглашение на въезд в Российскую Федерацию?
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России только при наличии обыкновенной рабочей визы, которая оформляется на срок до трех месяцев (п. 35 Положения о порядке выдачи визы). Указанный срок впоследствии может быть продлен.

Виза выдается на основании приглашения на въезд в РФ (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

Форма такого приглашения утверждена Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 390.
5.1.2. Как оформить приглашение на въезд в Российскую Федерацию?
Приглашения на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности выдаются в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ (п. 1 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, абз. 2 п. 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 390; далее - Регламент по оформлению приглашений). Правила формирования, определения размера и необходимого резерва, а также распределения по субъектам РФ указанной квоты утверждает Минтруд России (пп. 5.2.167(1) Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610; далее - Положение о Минтруде России). Данное условие введено Постановлением Правительства РФ от 06.09.2013 N 784.

В 2013 г. такая квота составляет 410 126 приглашений на въезд в РФ (Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137).

Без учета установленных квот должны выдаваться приглашения на въезд иностранных работников, которые будут заниматься подготовкой и проведением в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. в период с 07.06.2013 по 31.12.2018 (п. 4 ст. 9 Закона N 108-ФЗ).
Важно! Если иностранец является высококвалифицированным специалистом, то квота на выдачу приглашений на него не распространяется (п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, абз. 3 п. 6 Регламента по оформлению приглашений).
Выдает приглашение на въезд в РФ ФМС России или ее территориальный орган (п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, абз. 8 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, п. п. 1, 7.13.16 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711).

Обратиться за оформлением приглашения могут российские работодатели и филиалы иностранных юридических лиц, которые ведут деятельность в России (п. 2 Регламента по оформлению приглашений).

Пригласить на работу высококвалифицированных специалистов вправе работодатели определенных категорий (пп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, пп. 1 п. 2 Регламента по оформлению приглашений):

1) российские коммерческие организации;

2) российские организации, которые занимаются научной, инновационной деятельностью, экспериментальными разработками, испытаниями, учреждения здравоохранения, образования (за исключением осуществляющих религиозное обучение) и другие подобные организации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной аккредитации;

3) аккредитованные на территории РФ филиалы иностранных организаций.

Нужно учитывать, что у организации не должно быть административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан как в течение двух лет до дня подачи соответствующего ходатайства, так и на момент его подачи (п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, пп. 2 п. 2 Регламента по оформлению приглашений).
Важно! Приглашение не выдается организации, которая не имеет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (п. 2 ст. 13, п. 2 ч. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Подробнее об этом см. раздел "Привлечение и использование иностранной рабочей силы".
Для получения приглашения ключевыми являются следующие этапы:

- подготовка необходимых документов и представление их в ФМС России или ее территориальный орган (п. п. 32 - 41 Регламента по оформлению приглашений);

- уплата госпошлины (п. 51 Регламента по оформлению приглашений);

- получение оформленного приглашения или уведомления об отказе (п. п. 46 - 48, 116, 118 - 120 Регламента по оформлению приглашений).

Далее эти этапы будут рассмотрены подробнее.

Для получения в ФМС России или ее территориальном органе приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина работодатель должен:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Памятка для работодателей iconПамятка для работодателей по трудоустройству граждан украины
Хочет оформиться на работу человек, прибывший из Украины. Он получает в уфмс свидетельство о предоставлении временного убежища на...

Памятка для работодателей iconПамятка для работодателей
П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", n п-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", n п-3 "Сведения...

Памятка для работодателей iconПамятка помогите вашим детям
Памятка предназначена для родителей, педагогов и для тех, кто

Памятка для работодателей iconПамятка бухгалтеру Общие положения в соответствии с п. 2 ст. 12 Фз «О судебных приставах»
В соответствии с п. 2 ст. 12 Фз «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку...

Памятка для работодателей iconВ правление Общероссийского отраслевого объединения работодателей
Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз машиностроителей России"

Памятка для работодателей iconОсновы взаимодействия работодателей с органами службы занятости населения московской области
Активный участник подмосковного рынка труда – Министерство социального развития Московской области, считает своими главными партнерами...

Памятка для работодателей iconПамятка по обеспечению оптимального температурно-влажностного режима в помещениях
Памятка предназначена для оказания методической помощи специалистам муниципальных архивов с учётом особенностей имеющихся помещений...

Памятка для работодателей iconСамарский государственный технический университет
Памятка предназначена для студентов первого курса бакалавриата электротехнического факультета Самарского государственного технического...

Памятка для работодателей iconПамятка начинающему предпринимателю
Памятка предназначена для людей, которые хотят открыть свой бизнес

Памятка для работодателей iconПамятка для родственников осужденных
Памятка предназначена родственникам лиц, находящихся в местах лишения свободы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru