Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть


НазваниеВопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть
страница1/3
ТипДокументы
blankidoc.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3
АНДРЕЙ ХАНГАЖЕЕВ

ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Данное пособие разработано в целях повышения квалификации арбитражных управляющих в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2013 г. № 786. Пособие содержит примеры, которые в практическом плане применяются в виде санкций к арбитражному управляющему в фокусе административной и уголовной ответственности и может иметь научно-практический интерес в повседневной работе.

АВТОР

Хангажеев Андрей Николаевич (hangazheev2011@yandex.ru) – Арбитражный управляющий, член НП ВАУ «Достояние» г. Санкт-Петербург, юрист с многолетним стажем в системе правового обеспечения дел о банкротстве.

Автор просит прощение за некоторые неточности, которые могут встретиться по тексту данной работы. В случае обнаружения каких-либо неточностей или опечаток просьба замечания направлять по адресу hangazheev2011@yandex.ru.

ЧАСТЬ I

  1. ПРАВОВОЙ СТАТУС:

Прежде чем обсуждать вопросы ответственности арбитражного управляющего, рассмотрим статус последнего в сфере осуществляемой им своей профессиональной деятельности.

Понятие «Статус» - это совокупность (система) прав, обязанностей, ответственности и др.; это также и правовое положение субъекта относительно других лиц, с которыми он вступает в правоотношения. То есть, под правовым статусом понимается положение субъекта относительно других лиц, с которыми он вступает в правоотношения, определяемое правами, обязанностями, ответственностью и другими признаками, присущими данному субъекту. Признаки, посредством которых определяется правовое положение субъекта, можно именовать "элементы правового статуса". 

Правовой статус арбитражного управляющего - это правовое положение арбитражного управляющего относительно лиц, с которыми он вступает в правоотношения, определяемое соответствующими признаками (элементами). К таковым можно отнести: саморегулируемую организацию, в которой состоит арбитражный управляющий; арбитражный суд; должника; кредиторов; уполномоченные органы; орган по контролю (надзору) и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве (например, работники должника) и в арбитражном процессе по делу о банкротстве. К этому перечню можно также добавить: оценщика, организатора торгов, реестродержателя, аудитора (в случаях, предусмотренных законодательно), лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения возложенных на него обязанностей. 
     Элементы правового статуса арбитражного управляющего:

  1. обязанности арбитражного управляющего;

  2. права арбитражного управляющего;

  3. гарантии деятельности арбитражного управляющего;

  4. ответственность арбитражного управляющего;

  5. предназначение арбитражного управляющего;

  6. требования, предъявляемые к арбитражному управляющему;

  7. порядок утверждения арбитражного управляющего;

  8. представительство арбитражного управляющего (ограничение права арбитражного управляющего по передаче своих полномочий);

  9. порядок прекращения полномочий арбитражного управляющего;

  10. интересы арбитражного управляющего;

  11. интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, выражаемые арбитражным управляющим.

     Такие элементы правового статуса арбитражного управляющего как: права, обязанности, гарантии арбитражного управляющего и его ответственность - можно назвать «общими», так как они применимы для оценки правового положения любого субъекта. Другие вышеуказанные элементы можно назвать «специфическими», так как учитывают особенности профессиональной деятельности именно арбитражного управляющего, как субъекта правоотношений. 
    Прежде чем остановиться на таком элементе правового статуса арбитражного управляющего как его «ответственность», прокомментируем те элементы правового статуса, которые напрямую связаны с наступлением ответственности указанного субъекта правоотношений, с неисполнением или ненадлежащим исполнением которых зависит та или иная мера ответственности арбитражного управляющего.  
     Обязанности арбитражного управляющего приведены в ст. 20-3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон, Закон о банкротстве) в виде соответствующих перечней, которые как в каждой процедуре, так и общей для всех процедур банкротства, являются открытыми. Они дополняются многочисленными положениями Закона о банкротстве, регламентирующими полномочия арбитражного управляющего, устанавливающие права арбитражного управляющего на совершение определенных действий, и действий, подлежащих обязательному исполнению арбитражным управляющим. То есть обязанности арбитражного управляющего, которые в свою очередь можно подразделить на «прямые» - содержащие слово «обязан», и не содержащие данного слова - «косвенные», как вытекающие из его прав при определенных обстоятельствах (например, право обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Федеральным законом).

Как видно, ряд установленных Законом обязанностей арбитражного управляющего, носят общий характер (например, обязанность анализировать финансовое состояние должника или принимать меры по обеспечению сохранности его имущества); другие положения Закона о банкротстве устанавливают конкретные сроки и способы реализации управляющими своих обязанностей (это касается, прежде всего, обязанностей управляющего по направлению для опубликования сведений о введении соответствующей процедуры банкротства, созыва собрания кредиторов, представления отчетов о своей деятельности, реализации имущества и т.п.)



  1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ


Права арбитражного управляющего содержатся во всем тексте Закона о банкротстве, за исключением его обязанностей, указанных выше. Закон регламентирует права арбитражного управляющего, реализуемые им без каких-либо условий (например, получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены данным Законом; подать в арбитражный суд заявление об освобождении от возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве). Другие права арбитражного управляющего можно назвать «условные», так как при определенных условиях они становятся его обязанностью (например, право обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом; право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов). 

Все остальные правовые нормы Закона о банкротстве, регламентирующие деятельность арбитражного управляющего, являются его одновременно его обязанностями, даже если соответствующие формулировки содержат слова "вправе", "имеет право". Но не эти слова определяют меру дозволенного поведения арбитражного управляющего. Эти якобы права арбитражного управляющего трансформируются в его обязанности и критерием такой трансформации выступают санкции, которые могут быть применены к арбитражному управляющему, если он не выполнит вышеуказанные положения, содержащие слова "вправе", "имеет право". 
Так мы подошли к рассмотрению такой из важнейшей составляющей правого статуса арбитражного управляющего как «юридическая ответственность» последнего за действия, осуществляемые им в процедурах банкротства.

Ответственность арбитражного управляющего устанавливается законодательно и выражается в применении к нему либо гражданско-правовой, либо уголовной, либо административной, либо дисциплинарной ответственности.

Положения об ответственности арбитражного управляющего занимают в Законе о банкротстве особое место.

Статья 20-4 указанного Закона предусматривает следующие виды такой ответственности, наступающие по решению арбитражного суда:

- исключение арбитражного управляющего из саморегулируемой организации (далее - СРО) по ходатайству последней в связи с нарушением условий членства в СРО, требований Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности профессиональной деятельности

- отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей арбитражного управляющего;

- дисквалификация арбитражного управляющего за совершение административного правонарушения, что влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

- возмещение арбитражным управляющим убытков, причиненных должнику и (или) его кредиторам, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей Закон устанавливает для него правовые последствия в зависимости от наличия или отсутствия убытков. Отсутствие убытков при ненадлежащем исполнении своих обязанностей арбитражным управляющим влечет за собой возможное его отстранение от управления должником.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с Законом или федеральными стандартами, может служить основанием для его исключения из СРО и отстранения арбитражным судом от исполнения обязанностей арбитражного управляющего. При этом под неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим своих обязанностей понимаются действия (бездействие) арбитражного управляющего, нарушающие законодательство Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 20-4 Закона должник и его кредиторы праве потребовать от арбитражного управляющего, в том числе в соответствии с п. 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в арбитражном суде возмещения причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего убытков. При этом под убытками должника и (или) его кредиторов, в соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), понимается нанесенный арбитражным управляющим реальный ущерб в виде расходов, которые должник и (или) его кредиторы, чьи права нарушены, понесли или должны будут понести для восстановления нарушенных прав и (или) в виде утраты или повреждения их имущества.

Арбитражный управляющий, не исполнивший обязанности либо исполнивший их ненадлежащим образом, несет ответственность по аналогии со ст. 401 ГК РФ, при наличии вины, под которой понимается умысел или неосторожность. Арбитражный управляющий может быть признан невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязанностей и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязанностей. При этом отсутствие вины должно доказываться самим арбитражным управляющим. Последний должен доказать, что надлежащее исполнение им своих обязанностей оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Такие обстоятельства как нарушение обязанностей контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязанностей товаров или отсутствие у должника необходимых денежных средств не рассматриваются как чрезвычайные или непредотвратимые.

Вследствие отсутствия в Законе о банкротстве четкой регламентации ответственности арбитражного управляющего, таковая рассматривается по аналогии с нормами ГК РФ. Так, исходя из положений ст. 402 ГК РФ арбитражный управляющий, кроме указанных обстоятельств, может также нести ответственность за действия работников должника, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражного управляющего.

По аналогии со ст. 403 ГК РФ арбитражный управляющий может отвечать и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом (только законом, а не договором) не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (в случае привлечения арбитражным управляющим в соответствии с п. 2 ст. 447 ГК РФ специализированной организации в качестве организатора торгов по продаже предприятия должника или части его имущества; так, привлеченная специализированная организация в соответствии со ст. 448 ГК РФ отвечает за выполнение условий продажи имущества только на основании договора, но не закона).

Также Законом установлено, что арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда. Данная ответственность является гражданской ответственностью и страхуется путем заключения договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего.

На арбитражного управляющего может быть наложена административная ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, под которыми понимаются противоправные, виновные действия (бездействие) арбитражного управляющего, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность.

К таким видам ответственности относятся предупреждение арбитражного управляющего, наложение на него соответствующими контролирующими органами административного штрафа в соответствии с п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, и его дисквалификация судьей.

В отличие от гражданских правоотношений, при рассмотрении наложения на арбитражного управляющего административной ответственности, он, в соответствии с п. 3 ст. 1.5 КоАП РФ не обязан доказывать свою невиновность.

Статья 2.2 КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности арбитражного управляющего в случае совершения им:

- умышленного административного правонарушения, если правонарушение совершено с осознанием арбитражным управляющим противоправного характера своего действия (бездействия), с предвидением его вредных последствий и с желанием наступления таких последствий или с сознательным их допущением либо безразличным к ним отношением;

- административного правонарушения по неосторожности, если правонарушение совершено с предвидением арбитражным управляющим возможности наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянным расчетом на предотвращение таких последствий либо без предвидения возможности наступления таких последствий, хотя была необходимость и возможность их предвидеть.

Протоколы об административных правонарушениях в части, предусматривающей наложение административного штрафа, могут составляться должностными лицами соответствующих государственных органов в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Механизм выявления должностными лицами ФСФО России административных правонарушений арбитражных управляющих и применения к ним соответствующих наказаний ранее был регламентирован «Положением об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих», утвержденным распоряжением Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 27.08.1999 г. № 23-р., в соответствии с которым ФСФО России вправе на основании жалоб лиц, участвующих в деле о банкротстве, обращений органов государственной власти и Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих, а также по собственной инициативе проводить проверки деятельности арбитражных управляющих и выносить решения, обязывающие арбитражных управляющих устранять выявленные нарушения в устанавливаемые сроки, либо выносить предупреждения.

Данное Положение утратило силу в связи с распоряжением ФСДН РФ от 07.08.2002 №141-р.

В настоящее время действуют методические рекомендации по организации должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных КоАП РФ по процедурам банкротства и финансового оздоровления. Данные рекомендации разработаны в соответствии с КоАП РФ, АПК РФ, Законом о банкротстве, Положением о Федеральной регистрационной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004г. №1315, приказом Минюста России от 16.03.2005г. №202 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», и рекомендованы для реализации должностными лицами Росрегистрации и ее территориальных органов прав и полномочий, предоставленных КоАП РФ при рассмотрении обращений на действия (бездействия) арбитражных управляющих в процессе исполнения требований по осуществлению обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении согласно п. 2.4 указанных методических рекомендаций являются наличие одного из нижеперечисленных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения:

- непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие административного правонарушения, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – сообщения и заявления собрания (комитета) кредиторов;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 5.27, ст.ст. 14.12, 14.13, 14.23 КоАП РФ).

В том случае, если жалобы, сообщения и заявления, поступившие от физических и юридических лиц, содержат сведения о наличии в действиях арбитражного управляющего административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 14.12, 14.13, 14.23 КоАП РФ, или же таковые содержатся в сообщениях средств массовой информации, организуется проверка изложенных доводов, путем направления запросов в соответствующие территориальные органы, которые подлежат исполнению в течение 5 суток, либо проведения последними отдельных действий, предусмотренных КоАП РФ, у арбитражного управляющего также истребуются необходимые документы, в СРО, членом которой состоит данный управляющий, или в арбитражном суде. По результатам проверки составляется протокол об административном правонарушении либо выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять административный протокол, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При наличии повода для возбуждения дела, но при необходимости производства экспертизы или совершения иных значительных временных затрат, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и административном расследовании, при проведении которого руководствуются Постановлением Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. №5. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Срок привлечения к административной ответственности определен ст. 4.5 КоАП РФ – 1 год со дня совершения правонарушения.

Согласно п.п.1-3 ч.4 ст. 28.1 КОАП РФ по процедурам банкротства и финансового оздоровления считается возбужденным с момента:

- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ – доставление, изъятие документов;

- составления административного протокола;

- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.

Перечисление всех предусмотренных в КоАП РФ видов правонарушений, за совершение которых арбитражный управляющий может быть привлечен к административной ответственности, весьма сложно ввиду того, что согласно статьи 20-4 Закона о банкротстве, в случае возложения Законом на арбитражного управляющего при проведении отдельной процедуры банкротства полномочий руководителя должника, по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными правовыми актами РФ для руководителя такого должника. При этом Закон о банкротстве не содержит такого понятия как «преднамеренное банкротство», оно в настоящее время определяется только КоАП РФ и УК РФ.

Так, к числу предусмотренных КоАП РФ административных правонарушений, относящихся к деятельности арбитражного управляющего, относятся:

- преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействий), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно-наказуемых деяний, что влечет наказание в соответствии с ч. 2 ст. 14.12 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 руб. до 10 0000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

- сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно-наказуемых деяний, влечет наказание в виде наложения на должностное лицо административного штрафа в соответствии с п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ в размере от 5 000руб. до 10 000руб. или дисквалификацию на срок от 6 мес. до 3-х лет;

- неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника- юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно-наказуемых деяний, влечет наказание в виде наложения на должностное лицо административного штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3-х лет;

- неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно-наказуемого деяния, влечет наказание в виде наложения в соответствии с ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от 2 500 руб. до 5 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3-х лет;

- неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет наказание в виде наложения на должностное лицо административного штрафа в соответствии с п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ в размере от 2 000руб. до 4 000руб.;

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких поверок, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ, влечет наложение на должностное лицо административного штрафа в соответствии с ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в размере от 2 000 руб. до 4 000 руб.; Действия (бездействия), предусмотренные ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влечет наложение на должностное лицо административного штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.;

- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наказание в виде наложения на должностное лицо административного штрафа в соответствии с п. 1 ст. 19.5 Административного кодекса в размере от 1 000 руб. до 2 000руб. или дисквалификацию на срок до 3-х лет;

- непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, с наказанием в виде наложения на должностное лицо административного штрафа в соответствии со ст. 19.6 КоАП РФ в размере от 4 000 руб. до 5 000 руб.;

- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наказание в виде предупреждения или наложения на должностное лицо в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ административного штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб.

Ненадлежащее управление юридическим лицом может проявляться как в необеспечении управляющим своевременного и качественного выполнения всех договоров и обязательств должника, необеспечении своевременной выплаты заработной платы, совершении сделок с имуществом вопреки интересам должника и его кредиторов, так и в использовании предоставленных должнику третьими лицами целевых средств не по назначению и т.п.

К действиям, выходящим за рамки полномочий управляющего, то есть их превышение, могут быть отнесены действия, которые управляющий или вообще не вправе совершать ни при каких обстоятельствах, или которые он может совершать, но с соблюдением установленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий. 
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол составляется в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения. При этом учитываются разъяснения Постановлений Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5 и Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 в части нарушений административным органом сроков составления протоколов и направления его судье.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности определяется в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ. При принятии решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или о возбуждении такового необходимо учитывать, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее 1 (одного) года со дня его обнаружения. За другие, по которым должностные лица Росрегистрации и его территориальные органы уполномочены составлять административные протоколы, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее 2-х месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – 2-х месяцев со дня его обнаружения. Длящимся административным правонарушением считается действие (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, продолжающееся непрерывно и сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на указанное лицо (например, неисполнение арбитражным управляющим судебного акта, вступившего в законную силу).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.12-14.14, 14.23 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Например, заявление о наличии признаков фиктивного банкротства в течение 10 рабочих суток после подписания представляется в арбитражный суд, собранию кредиторов, в уполномоченные (надзирающие) органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с КоАП составлять протоколы по соответствующей статье 14.12 для принятия решения о привлечении к административной ответственности (ранее в соответствии с Указом Президента РФ № 1315 от 13.10.2004 – подразделения ФРС – утратило силу 14.07.2008 в связи с Указом Президента РФ № 1079 от 14.08.2008), которые составляют протокол (ст. 28.1 – 28.3 КоАП РФ) и направляют судье (по делам о преднамеренном банкротстве, совершенным физическим лицом – в мировой суд, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем – в арбитражный суд по ст. 23.1 КоАП РФ).

Следует отметить, что в соответствии с «Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855, необходимость выявления вины и причинной связи между действиями лиц, имеющих право давать обязательные указания должнику, и неплатежеспособностью должника прямо не установлена. В соответствии с данными Правилами устанавливаются периоды, в течение которых происходило существенное ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности должника, затем исследуются сделки, совершенные в эти периоды. При несоответствии сделок нормам законодательства, рыночным условиям и обычаям делового оборота рекомендуется делать вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства. Однако для привлечения арбитражного управляющего к ответственности данных фактов недостаточно – необходимо установить также вину последнего и причинную связь между его действиями (бездействиями) и наступлением неспособности в полной мере удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ – если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указывается размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Решение о привлечении к административной ответственности вступает в силу по истечении 10 суток со дня принятия решения, если не подана апелляционная жалоба; в последнем случае, если решение не изменено или не отменено – вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Вступившее в законную силу решение (постановление) арбитражного суда апелляционной инстанции по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в соответствии с АПК РФ.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Надо сказать, что в своей практике арбитражные суды зачастую сталкиваются с многочисленными проблемами при привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности. Это обусловлено тем, что в административном праве детально не разработаны многие теоретические вопросы привлечения лица к административно-правовой ответственности, решение которых имеет важные практические последствия.

По делам о привлечении управляющих к административной ответственности, как правило, судами к виновным лицам применяется наказание в виде административного штрафа, но в виду малозначительности допущенных нарушений и отсутствия вредных последствий для должника и кредиторов арбитражный управляющий может быть освобожден от ответственности. Суд в таких случаях, руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ, ограничивается вынесением управляющему устного замечания.

Отсутствие в КоАП РФ определения понятия «малозначительность административного правонарушения» привело к тому, что такое было сформулировано высшими судебными инстанциями. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 указано, что «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения для охраняемых общественных правоотношений.

Определение понятия «малозначительности» сформулировано в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, которым рекомендовано судам характеризовать деяние как малозначительное при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Однако для того чтобы определить отсутствие общественной опасности деяния, необходимы четкие критерии, по которым можно определить, что деяние является малозначительным.

Анализ судебной практики показал, что применительно к привлечению к ответственности арбитражного управляющего суд признает малозначительными такие нарушения, которые выражаются в неточном оформлении арбитражным управляющим документации, но не в полном ее отсутствии. Малозначительные нарушения не влияют на ход процедуры банкротства должника и, тем самым, не создают угрозы общественным отношениям. Иными словами, малозначительными будут считаться такие нарушения, допущенные арбитражным управляющим, которые имеют формальный характер и не влекут за собой общественно опасные последствия.
  1   2   3

Похожие:

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconСоюзе «арбитражных управляющих «правосознание» Общие положения
Настоящее Положение об аккредитации при союзе «арбитражных управляющих «правосознание» разработано на основе и в соответствии с фз...

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconПравила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (2-я редакция)
Нп «Союз менеджеров и антикризисных управляющих» (далее – Правила) разработаны в нп «Союз менеджеров и антикризисных управляющих»...

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconНезаконное изготовление, а равно хранение или перевозка незаконно...
Некоторые вопросы привлечения к ответственности за фальсификацию избирательных документов

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconПорядок привлечения к администратиной ответственности
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности...

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть icon«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих»
Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconРешением Совета нп "Урсо ау"
Комиссии Некоммерческого Партнерства "уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих"

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconВводная часть Ограничение ответственности
Пассажиры, приобретающие билеты на рейсы Air France, соглашаются соблюдать требования общих условий перевозки авиакомпании Air France...

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconКонкурсный управляющий ООО «Управляющая компания «Лентранс»
Нп пау цфо некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа"

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconРешением Совета Некоммерческого
О правилах проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего Некоммерческого партнерства «Сибирская межрегиональная...

Вопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть iconРешением Совета Некоммерческого
О правилах проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего Некоммерческого партнерства «Сибирская межрегиональная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru