Скачать 460.59 Kb.
|
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» Технический институт (филиал) в г. Нерюнгри МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031001.65 «ФИЛОЛОГИЯ», специализация 021703 «ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)» (очная форма обучения) Нерюнгри 2009 Утверждено научно-методическим советом ТИ (ф) ГОУ ВПО «ЯГУ» Составители: Т.Л. Павлова, старший преподаватель кафедры ИЯ Рецензент: Е.П. Баяртуева, зав. кафедрой английской филологии ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет», к.филол.н., доцент Подготовлено на кафедре иностранных языков Печатается в авторской редакции Методические указания составлены на основе положения об итоговой государственной аттестации выпускников Технического института (филиала) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри. В методических указаниях рассматриваются: порядок подготовки выпускных квалификационных работ к защите и практика их оценки, сроки выполнения и представления, основные требования к работам, а также правила изложения материала и его оформления. © Технический институт (ф) ЯГУ, 2009 Требования к дипломной работе Дипломная работа – важный этап в подготовке специалиста. Это итог его научной и учебной деятельности в стенах высшего учебного заведения и одновременно показатель его профессиональной и научной зрелости, способности к творческой работе в условиях непрерывного образования и самообразования. Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста-филолога представляет собой законченную самостоятельную учебно-исследовательскую работу, в которой решается конкретная задача, актуальная для филологии, и соответствует видам и задачам его профессиональной деятельности. При выполнении выпускной работы, согласно ГОСТ, студент должен показать:
Выпускная работа защищается в государственной аттестационной комиссии. Требования к содержанию, структуре и процедуре защиты дипломной работы определяются на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденного Минобрнауки России, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 0217000 «Филология». Выбор темы Следует особо подчеркнуть, что важным условием успешной работы над любым научным исследованием является выбор темы. Выпускающая кафедра разрабатывает и утверждает на заседании кафедры тематику выпускных квалификационных работ. Тематика выпускных квалификационных работ должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рекомендациям учебно-методических объединений, быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры, по своему содержанию отвечать целям. Перечень тем выпускных квалификационных работ ежегодно подлежит обновлению. Студент также имеет право предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы важно учитывать:
По личному заявлению на имя заведующего кафедрой тема дипломной работы закрепляется за студентом и назначается научный руководитель (Приложение 1). В исключительных случаях не позднее, чем за месяц до защиты, тема выпускной квалификационной работы может быть изменена. Утверждение измененной темы осуществляется выпускающей кафедрой на основании личного заявления студента, и после согласования с заместителем директора по учебной работе (заочному отделению) подписывается директором в приказ по ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ. Составление календарного плана Планирование работы над ВКР начинается с составления рабочего календарного плана, представляющего собой наглядную своеобразную схему предпринимаемого исследования. Такой план позволяет рационально распределить время, отведенное на выполнение работы. В календарном плане последовательно устанавливаются этапы работы, а также сроки их выполнения:
Отступление от сроков выполнения ВКР, указанных в календарном плане по неуважительной причине является недопустимым, так как это может привести к срыву сроков выполнения дипломного исследования. Календарный план подписывается руководителем и студентом-дипломником (Приложение 2). Структура выпускной квалификационной работы Поскольку дипломная работа является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и практической значимости полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного произведения, что находит отражение, прежде всего, в его композиции. В методике выстраивания композиции научного исследования сложился определенный регламент, соблюдение которого позволяет не только установить логическую последовательность представляемых материалов, но и обеспечить дипломной работе положительную оценку. Композиция дипломной работы – это последовательность расположения основных частей, к которым относятся основной текст (главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата. Традиционно сложилась определенная композиционная структура ВКР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам. Оглавление, в котором приводятся все заголовки выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются , помещается после титульного листа Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Во введении дипломной работы обосновывается актуальность выбранной темы. В применении к дипломной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Дипломная работа является выпускной квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его профессиональную подготовленность. Следует особо подчеркнуть, что в работе должна быть отражена актуальность как научного направления, так и самой темы, а именно она чаще всего обосновывается недостаточно или неубедительно. При определении объекта и предмета исследования важно помнить что данные категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект – исследование процесса или явления, порождающие проблемную ситуацию. Предмет – всё то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание дипломника, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в ВКР. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Для методических дисциплин объектом исследования является процесс обучения конкретному предмету, если же исследуются вопросы взаимосвязи и взаимодействия обучения и воспитания, то объект расширяется и обозначается как педагогический процесс. Цель исследования выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Цель исследования обычно коррелирует с его проблемой и определяется исходя из актуальности исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследования. Таким образом, цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении ВКР. Задачи исследования определяются в соответствии с предметом и целью. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Единых требований к постановке задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения; первая задача связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения; вторая имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения; третья имеет рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций. Задачи обычно формулируются в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести, разработать, проверить и т.п.). Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Во введении указывается также научная новизна решаемых задач, раскрывается практическая значимость проводимого исследования. Приведем пример понятийного аппарата дипломной работы: Тема дипломной работы: «Симметрия в организации стихотворного произведения». Актуальность работы обусловлена тем, что на протяжении многих веков ученые не раз подчеркивали, что законы симметрии влияют на смысловую организацию стихотворений, однако проблема функционирования разных видов симметрии остается еще полностью неразработанной. Особый интерес представляет и то, для всех ли видов стиха свойственны те или иные виды симметрии, на всех ли уровнях они проявляются в равной степени, а также какие виды и закономерности симметрии превалируют у разных авторов. Материал исследования – стихотворения современных поэтов и поэтов ХХ века. Объект исследования – симметрия и ее виды в поэтических произведениях Предмет исследования – средства создания симметрии в звуковой, метрической и лексико-синтаксической организации стихотворного текста. Цель исследования – выявить виды и функции симметрии в поэзии, т.е. для чего она была использована автором. . Задачи исследования:
Новизна данного исследования заключается в том, что впервые нами выявлены функции симметрии в поэтических текстах английской литературы XX – XXI вв. Практическая значимость: заключается в возможности использования материала дипломной работы студентами лингвистических вузов в качестве наглядного пособия на занятиях теоретической и практической фонетики. Представляет интерес для языковедов и фонетистов. Необходимым условием грамотного подхода к написанию введения является выделение методов дипломного исследования. Использованные в дипломном исследовании известные методы перечисляются во введении без реферирования. Завершающей частью введения являются сведения о структуре дипломной работы: перечень глав, их краткое содержание и обоснование логической последовательности изложения материала исследования. Как правило, основная часть дипломной работы включает в себя две главы. В первой главе рассматривается теоретический аспект по теме исследования. Проводится анализ литературных источников, позволяющий раскрыть состояние исследуемой проблемы в определенной области научных знаний с определением направления дальнейшего исследования. Во второй главе автор представляет результаты своего научного исследования, описывает собранный фактический материал, его классификацию, систематизацию полученных данных, излагает ход и результаты проведенного эксперимента (ВКР по методике). Заключение ВКР представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в изучение и решение проблемы. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с целью и задачами, практической значимостью, и положениями, выносимыми на защиту, поставленными и сформулированными во введении. В заключении содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку в процессе публичной защиты ВКР. Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов по главам, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Предполагается также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. Материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. Методы исследования Как уже отмечалось выше, очень важным моментом в работе является выбор методов научного исследования. Метод – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемого противоречия. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения. Успех исследования находится в прямой зависимости от методов: результаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. Все многообразие методов можно разделить на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение репродуктивных и творческих работ учащихся; изучение педагогической документации; педагогический эксперимент). Рассмотрим некоторые методы исследования более конкретно: |
Методические рекомендации предназначены для студентов-филологов, однако принципы выполнения дипломной работы могут также использоваться... | «Журналистика» и «Филология» (профили: «Зарубежная филология», «Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Прикладная... | ||
Филология, специальности 031001 – Филология, специализации 021701 – Русский язык и литература | Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит» | ||
Методические указания предназначены для преподавателей, осуществляющих руководства курсовыми работами, учебных ассистентов и студентов... | Методические указания разработаны и приведены в соответствие с внутренним стандартом Леоновой Л. Л., к ф н., доцентом кафедры гражданского... | ||
Методические указания разработаны и приведены в соответствие с внутренним стандартом Леоновой Л. Л., к ф н., доцентом кафедры гражданского... | Выпускная квалификационная работа: методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы / Сост. Н. П. Литвинова | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов Юридического института, обучающихся по направлениям подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»;... | Требования к содержанию и структуре выпускной квалификационной работы (вкр) |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |