ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЯ на выборах Президента
Республики Татарстан и выборах депутатов
представительных органов
муниципальных образований
13 сентября 2015 года
Казань
2015 год
Предисловие Данная памятка – это ориентир для наблюдателя, ее содержание не является исчерпывающим, но в ней даны конкретные рекомендации по осуществлению общественного контроля за соблюдением избирательных прав граждан на основе систематизации многолетней практической работы наблюдателей.
Задача обеспечения честного характера выборов — общая как для организаторов выборов, так и для наблюдателей. Значительную роль в наблюдении могут сыграть не только наблюдатели, но и другие участники избирательного процесса, в том числе и избиратели. Поэтому эта Памятка может быть полезна всем лицам присутствующим на избирательном участке в день голосования и при подсчете голосов.
Данную Памятку не следует рассматривать как комментарий к избирательному законодательству. Некоторые положения федерального законодательства о выборах здесь намеренно не упоминаются, не рассматриваются специфические вопросы наблюдения в местах временного пребывания избирателей, например, в больницах, санаториях, СИЗО (хотя наблюдатели имеют право присутствовать там).
Памятка разделена на две части. Первая часть содержит общие положения, такие как полномочия наблюдателя, а также методические советы. Вторая часть представляет собой поэтапное описание действий наблюдателя в день голосования и при подсчете участковой избирательной комиссией голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования.
Содержание данной Памятки предполагает, что она должна быть изучена наблюдателем до дня голосования. В день голосования наблюдатель должен иметь Памятку при себе и может использовать ее в качестве справочника.
Памятка содержит ссылки на конкретные статьи федеральных законов, поэтому ее можно использовать для аргументированного обоснования своих утверждений в случае возникновения разногласий между наблюдателем и избирательной комиссией.
Следует отметить, что полноценное наблюдение требует методического и организационного обеспечения со стороны избирательных штабов кандидатов и избирательных объединений, либо доверенных лиц кандидатов или политических партий. Наблюдателя требуется оснастить не только данной Памяткой, но также правильно оформленным направлением и вспомогательными материалами.
Часть 1
ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ
Правовые основы избирательных кампаний Республики Татарстан
Основными законами, которые определяют порядок проведения выборов различного уровня в Республике Татарстан, являются:
• Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон);
• Избирательный кодекс Республики Татарстан от 7 мая 2007 года № 21-ЗРТ, (далее - Избирательный кодекс).
Тексты этих избирательных законов должны находиться в участковой избирательной комиссии. Они достаточно велики по объему, тем не менее Вам необходимо с ними ознакомиться. Этап голосования и подсчета голосов описан в главе IX Федерального закона и в главах 10 и 11 Избирательного кодекса. Кроме указанных законов, участковая избирательная комиссия (далее — УИК) в своей работе обеспечивает реализацию решений, инструкций, рекомендаций вышестоящих избирательных комиссий.
В единый день голосования - 13 сентября 2015 года проводится голосование на выборах Президента Республики Татарстан и выборах депутатов представительных органов муниципальных образований.
Каждый избиратель на выборах Президента Республики Татарстан и выборах депутатов представительных органов муниципальных образований имеет право получить три избирательных бюллетеня: один избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Республики Татарстан, второй - по единому избирательному округу, и третий избирательный бюллетень для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу (для гг.Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска). В остальных муниципальных районах избиратель получит два избирательных бюллетеня: один – для голосования на выборах Президента Республики Татарстан, и второй – для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований.
При голосовании избиратель ставит в квадрате справа от данных кандидата и политической партии любой знак — крестик, галочку и так далее. Избирательные бюллетени, обнаруженные в ящике для голосования (переносном или стационарном) без каких-либо отметок избирателя или с несколькими отметками, считаются недействительными.
Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. К распределению депутатских мандатов допускаются партийные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Предусмотрена возможность голосования вне помещения для голосования, которое проводится по определенной Избирательным кодексом процедуре.
Также предусмотрено досрочное голосование.
Правила голосования и подсчета голосов избирателей едины на всей территории Республики Татарстан. Основная цель наблюдения Основная цель наблюдения — соблюдение законодательства о выборах при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдаться на этой стадии выборов, — свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа волеизъявление избирателей, а также подведение итогов голосования в рамках закона.
Избирательный кодекс направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий. Прописанные в нем процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они направлены на то, чтобы воспрепятствовать давлению на избирателя и нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки нарушений, если они имели место
Нарушение любых правил, закрепленных в выборном законодательстве, может способствовать нарушению честности выборов. Поэтому наблюдатель должен в пределах своих полномочий препятствовать не только прямым фальсификациям, но и нарушению процедур, описанных в избирательном законодательстве, путем подачи заявлений (жалоб). Кто может присутствовать в помещении для голосования? В день голосования и во время подсчета голосов в помещении для голосования, кроме членов УИК с правом решающего и совещательного голоса, вправе присутствовать (статьи 21, 22, 23 Избирательного кодекса):
• наблюдатели;
• члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
• зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо;
• уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного
объединения, кандидат, который зарегистрирован ЦИК Республики
Татарстан;
• представители средств массовой информации.
Все эти лица должны иметь документы, удостоверяющие их статус. Сведения об указанных лицах должны вноситься в специальный список лиц, присутствующих при проведении голосования.
Наблюдатели вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса. Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается ЦИК Республики Татарстан (п.8 ч.6 ст.22 Избирательного кодекса, п.п. «ж» п.9 ст.30 Федерального закона.
Что касается других лиц, например, представителей администрации или организации, на базе которой организован избирательный участок (помещение для голосования), полицейских и так далее, то Федеральный закон ничего не говорит об их праве присутствовать в помещении для голосования. Если они присутствуют, то не должны вмешиваться в работу комиссии; им не предоставлено право знакомиться с документами участковой избирательной комиссии, получать копии протоколов и каким-либо образом участвовать в работе участковой избирательной комиссии.
Следует учитывать, что члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса и представители СМИ выполняют в избирательных комиссиях роль очень близкую к роли наблюдателя. Конечно, полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и представителя СМИ существенно различаются. На практике часто оказывается, что наблюдатели, члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и представители СМИ воспринимаются организаторами выборов как представители общественности, как «общественные контролеры».
Роль «общественных контролеров» также могут играть сами кандидаты, доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений.
В лице членов комиссии с правом совещательного голоса, представителей СМИ, других лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования, наблюдатель может найти единомышленников и помощников в случае, если ему придется столкнуться с нарушениями на избирательном участке.
Статус наблюдателя, назначение наблюдателя Наблюдатель — это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (подпункт 42 статьи 2 Федерального закона).
При проведении выборов наблюдатель может быть назначен каждым зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов (ч.1 ст.22 Избирательного кодекса).
В этой Памятке речь идет только о наблюдателях в участковых избирательных комиссиях. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 22 Избирательного кодекса РТ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса (ч.2, ст.22 Избирательного кодекса).
Имеет смысл использовать форму направления, рекомендованную ЦИК Республики Татарстан. Такую форму можно найти, например, в утвержденном ЦИК Республики Татарстан «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», который должен быть во всех УИК (форма направления прилагается).
Не забывайте указать реальный, действующий номер телефона (лучше всего — номер мобильного телефона): в случае составления повторного протокола либо при повторном подсчете голосов УИК наблюдатель должен быть доступен по этому номеру.
Направление рекомендуется оформлять в двух экземплярах. Один экземпляр передается в УИК, на втором экземпляре председатель или секретарь УИК может по вашей просьбе сделать надпись «Получено», указать свою фамилию и должность, поставить подпись и время получения. Этот экземпляр следует хранить у себя: в дальнейшем он может потребоваться в качестве подтверждения Вашего статуса.
При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении УИК, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения. Время работы наблюдателя Наблюдатель может присутствовать в УИК в день голосования с момента начала её работы и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке (ч. 3 статьи 21 Избирательного кодекса). Наблюдатель должен явиться в УИК в день голосования к началу работы УИК и находиться там до тех пор, пока он не удостоверится, что данная УИК сдала протокол об итогах голосования в ТИК.
Что следует иметь при себе.
Направляясь в день голосования на избирательный участок, надо быть готовым к серьезной работе, возможно, в течение длительного времени.
Возьмите с собой:
• пакет документов:
◦ направление (без правильно оформленного направления вас не допустят к наблюдению);
◦ настоящую Памятку;
◦ бланки заявлений (жалоб), иных вспомогательных материалов;
◦ нагрудный знак;
• паспорт (или заменяющий его документ);
• бумагу (десяток листов А4, удобно — в крупную клетку) — для написания заявлений, копирку;
• ручки и карандаши;
• блокнот или записную книжку;
• небольшой запас еды и питья;
• контактные телефоны избирательного штаба и территориальной избирательной комиссии. Полномочия наблюдателя Полномочия наблюдателей определены частью 6 статьи 22 Избирательного кодекса, согласно которой наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования участковой избирательной комиссии соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в части 3 статьи 21 Избирательного кодекса;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 21 Избирательного кодекса;
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия к лицу его замещающему;
7) знакомиться с протоколами УИК об итогах голосования, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, получать от участковой избирательной комиссии заверенную копию указанных протоколов;
8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается комиссией, организующей выборы;
9) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
С другой стороны, на действия наблюдателя наложены некоторые ограничения (часть 7 статьи 22 Избирательного кодекса), а именно:
|