Соблюдение права на охрану здоровья и оказание медицинской помощи в местах принудительного содержания (сводный доклад по результатам мониторинга, проведенного
в учреждениях ФСИН 12 регионов страны: Приморский край, Алтайский край, Пермский край, Ростовская область, Ульяновская область, Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Тамбовская область, Нижегородская область, Московская область, Ивановская область, Санкт-Петербург) Государственные гарантии медицинской помощи:
Лица в местах принудительного содержания находятся под контролем государства и государство отвечает за их жизнь и здоровье.
Медицинская помощь должна быть своевременной, доступной и качественной.
Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации
Актуальность:
В учреждениях УИС по состоянию на 01.01.2015 г. содержалось 672066 человек. Более 40% всех лиц имеют несколько заболеваний (туберкулез + ВИЧ, наркомания + гепатит, алкоголизм + психические расстройства, а также болезни сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварительной системы, почек, опорно-двигательного аппарата, онкологические заболевания и т.д.). Структура заболеваемости лиц, находящихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы России по состоянию на 01.01.2015 г.
№
пп
| Нозологические формы
| Абсолютное число
| %
| 1
| Туберкулез (активная форма)
| 26269
| 3,9%
| 2
| Психические расстройства
| 54859
| 8,1%
| 3
| Наркомания
| 49699
| 7,3%
| 4
| ВИЧ
| 59532
| 8,9%
| 5
| Хронический алкоголизм
| 20425
| 3,1%
| 6
| Вирусные гепатиты
| 60649
| 9,1%
| Среди осужденных, страдающих психическими расстройствами, встречаются больные шизофренией, органическими поражениями головного мозга, депрессиями, истероформными расстройствами, расстройствами личности, психогениями, расстройствами влечений, олигофрениями. Данные расстройства , как правило, требуют длительного лечения и реабилитации, многие из них имеют склонность к частым обострениям.
В СИЗО ежегодно поступает более 8 тыс. ВИЧ-инфицированных. Количество ВИЧ-инфицированных лиц в УИС с 2004 г. выросло в 1,9 раза.
Показатель смертности (рассчитывается на 1000 человек) вырос с 5,74 в 2010 г. до 6,1промилей в 2014 г., тогда как в Европе средний показатель смертности в пенитенциарной системе составляет 2-3%0 –т.е. 2-3 случая смерти на 1000 осужденных.
Среди причин смертности выделяют:
- сердечно-сосудистую патологию - 23,3%;
- ВИЧ-инфекцию - 19,4%;
- травмы, суициды и отравления – 16,2%; ,
- онкологические заболевания - 10,9%;
- туберкулез - 7,7%;
- прочие заболевания - 22,4%.
Количество врачей, провизоров и средних медицинских работников в УИС за 2014 г. снизилось на 4,6%, количество стационарных коек уменьшилось на 8,9%. В результате, на 8,0% уменьшилось число осужденных, пролеченных в стационаре. В некоторых медицинских частях исправительных учреждений круглосуточные стационары и заменены дневными стационарами.
В 2014 г. средства подпрограммы «Туберкулез» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» покрывали только 15% реальной потребности в УИС.
Несмотря на то, что количество осужденных представленных в суд для освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью выросло с 1944 человек в 2008 г. до 2649 человек в 2014 г. доля осужденных, освобожденных судом, в связи с болезнью снизилась с 53,0% в 2008 г. до 35,0% в 2014 г.1
Помимо этого, высок процент обращений обвиняемых и осужденных в общественные наблюдательные комиссии (ОНК) с жалобами на нарушение их прав на охрану здоровья. По данным ОНК Алтайского и Пермского края, ОНК Ростовской, Нижегородской и некоторых других областей процент таких жалоб достигает 15 – 25%.
Цель мониторинга:
Повысить уровень соблюдения права осужденных и обвиняемых на охрану здоровья в уголовно-исполнительной системе России. Задачи мониторинга:
Провести комплексную оценку соблюдения права на охрану здоровья осужденных и обвиняемых в 11 регионах России.
Выработать предложения по улучшению соблюдения права на охрану здоровья в учреждениях УИС России.
Методы исследования
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» члены общественных наблюдательных комиссий (ОНК) осуществляют контроль за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану их здоровья .
Проблемы исполнения ст. 16.1 данного закона «Осуществление общественного контроля за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья» членами ОНК заключаются в следующем:
У большинства членов ОНК отсутствуют необходимые профессиональные знания для экспертной оценки медицинской помощи, особенно если речь идет о специализированной и высокотехнологической медицинской помощи.
У членов ОНК не было инструмента объективной оценки организации медицинской помощи в конкретном учреждении.
В 2014 г. председателем ОНК Алтайского края А.И. Гончаренко был разработан модуль для оценки доступности и своевременности оказания медицинской помощи в местах принудительного содержания. Александр Гончаренко — кандидат медицинских наук, имеет 25-летний стаж работы в практическом здравоохранении, из них 9 лет в качестве организатора здравоохранения, он председатель Общественной наблюдательной комиссии Алтайского края I–III созывов.
Модуль — унифицированный инструмент, позволяющий членам ОНК, в том числе, не имеющим медицинского образования, оценить доступность и своевременность медицинской помощи в учреждениях УИС (см. Приложение 1).
Принцип оценки — объективность, независимость, комплексность.
Временной отрезок оценки включает в себя предшествующий дню посещения календарный год и временной промежуток текущего года, в том числе день посещения.
Учреждения, при посещении которых возможно использование модуля: тюрьмы, исправительные колонии (ИК), лечебно-исправительные учреждения (ЛИУ), колонии-поселения (КП), воспитательные колонии (ВК) и следственные изоляторы (СИЗО). Структура модуля состоит из трех оценочных блоков.
Первый блок заполняется медицинскими работниками учреждения. В Алтайском крае, например, был подготовлен запрос на имя начальника ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 22» России с перечнем вопросов о финансировании, о врачебном штате, оборудовании, функциональной нагрузке врачей, о заболеваемости и смертности, об освобождении из-под стражи и досрочном освобождении от отбывания наказания по состоянию здоровья, о работе стационарной койки, об уровне взаимодействия с государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями.
В адрес начальника ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 22» России было направлено два запроса: о результатах работы в 2014 г. и о показателях деятельности за 6 месяцев 2015 г.
Помимо этого, для подготовки актов (заключений) по результатам посещения учреждения членами ОНК анализировалась справочная информация, предоставляемая медицинскими работниками учреждения.
Второй блок заполнялся членами ОНК с учетом результатов первого и третьего блоков. Учитывались также данные обхода учреждения, во время которого производилось визуальное наблюдение и изучение медицинской и другой документации. Всего в блоке было 25 оценочных пунктов, часть из них дублировали вопросы из третьего блока.
В блоке были следующие варианты оценок соблюдения (выполнения) тех или иных норм и правил: соблюдаются всегда, соблюдаются не всегда, соблюдаются редко или не соблюдаются.
Варианты ответов по вопросам укомплектованности: полное, неполное, частичное, отсутствие.
Третий блок заполнялся по результатам интервьюирования лиц, находящихся под стражей, или осужденных. Предлагалось ответить на 19 вопросов, а лицам, имеющим инвалидность, задавались еще пять вопросов. Вопросы для подозреваемых — обвиняемых несколько отличались от вопросов, которые задавались осужденным. Методология посещения
Перед посещением учреждения члены ОНК изучали жалобы, поступившие в комиссию за 2014–2015 гг. из данного учреждения, по вопросам, связанным с медицинской помощью и медико-социальной экспертизой, знакомились с актами (заключениями) ОНК по данному учреждению.
Для опроса осужденных (обвиняемых) отбирали репрезентативную группу. Обычно количество лиц в этой группе составляло 1–10% от фактической численности контингента в учреждении.
С этой целью члены ОНК исследовали журнал регистрации происшествий (интерес представляли лица, у которых регистрировались телесные повреждения и травмы, членовредительство); журнал приема по личным вопросам (интерес представляли лица, которые обращались к руководству учреждения по вопросам охраны здоровья и медико-социальной экспертизы).
Помимо этого члены ОНК знакомились со списками инвалидов, лиц, страдающих социально значимыми (туберкулез и ВИЧ) и хроническими заболеваниями (сахарный диабет, хронический гепатит), имеющих онкологическую патологию, травмированных (журнал травматизма), занятых на производстве с тяжелыми и вредными условиями труда.
Если необходимые списки получить не удавалось, подспорьем для сбора информации были списки лиц, получающих лечебно-профилактическое питание и дополнительное (диетическое) питание особенно по норме 4.2а.
В ходе опроса члены ОНК задавали вопросы, которые находились в блоке 3 модуля, а полученную информацию записывали со слов осужденных (обвиняемых) к себе в рабочий блокнот.
Опрос осужденных проводился вне зоны слышимости сотрудников, опрос обвиняемых производился в зоне слышимости сотрудников.
В ходе посещения медицинской части и других объектов, имеющих отношения к мониторингу, члены ОНК знакомились с документами (в том числе с амбулаторными и стационарными картами тех лиц, кто дал письменное согласие на это), опрашивали сотрудников с целью получения объективной информации.
По возвращении из учреждения и получении справочной информации члены ОНК коллегиально оценивали всю информацию и заполняли блок 2 модуля по данному учреждению.
К сожалению, в ряде учреждений члены ОНК столкнулись с определенным противодействием проведению мониторинга. Так, в Алтайском крае медицинские сотрудники, прикрываясь понятием «врачебная тайна», отказывались предоставлять информацию о больных хроническими заболеваниями. В ходе визита в ФКУ СИЗО-2 (г. Бийск) члены комиссии столкнулись с попыткой дискредитации ОНК Алтайского края и противодействием исполнению Федерального закона Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Начальник филиала медицинской части № 11 майор ВС Е.М. Зарецкая пыталась отговорить подозреваемых и обвиняемых от дачи письменного согласия членам комиссии на ознакомление с их медицинскими картами. Зарецкая Е.М. пугала людей тем, что члены ОНК выложат в интернете и опубликуют в СМИ информацию о состоянии их здоровья и о заболеваниях, которыми они страдают. Об этом в присутствии помощника начальника УФСИН России по Алтайскому краю полковника ВС С.В. Придворова членам комиссии рассказали ряд лиц, содержащихся в СИЗО.
В Республике Марий Эл начальник МСЧ-12 Н.Н. Журавская запретила своим сотрудникам знакомить членов ОНК с материалами медицинских карт (наличие письменного согласия лиц имелось) без присутствия самих осужденных. Это устное распоряжение не регламентировано никаким нормативным актом.
В Нижегородской области в нескольких ИУ членам ОНК было отказано в фотографировании медицинских документов с разрешения заключенных.
В Ивановской области руководитель МСЧ 37 Павлов Ю.А. выпустил распоряжение, в котором в приказном порядке запретил медицинским работникам предоставлять информацию о кадровом обеспечении и материально-техническом обеспечении медицинских частей учреждений. Результаты исследования
Всего было проведено более 140 посещений мест принудительного содержания. Члены ОНК разных регионов посетили с целью проведения мониторинга:
1 тюрьму;
93 исправительных колонии (ИК), из них 22 женских;
10 лечебно-исправительных учреждений (ЛИУ);
2 воспитательных колонии;
4 колонии-поселения (КП);
7 региональных туберкулезных больницы УИС;
23 следственных изолятора (СИЗО).
В ходе посещений было опрошено 2156 человек, у 417 человек были исследованы амбулаторные и стационарные медицинские карты.
В ходе мониторинга члены ОНК выявили ряд нарушений в организации медицинского обеспечения и в доступности и своевременности оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях УИС России. Основные нарушения, выявленные в ходе мониторинга.
Низкий уровень обеспеченности врачебным персоналом:
Нет врача в СИЗО-2, в ИК-4, ИК-6, 1 врач в ИК-5, отсутствие врачей психиатров в 2-х женских колониях, отсутствие штатного стоматолога в ИК-7 и ИК-10 в Ивановской области.
В Нижегородской области в учреждениях отсутствуют: терапевт - в ИК-1, ИК-14, ИК-7, ИК-9; психиатр – в Ик-9, ИК-1, ИК-14, ИК-7, СИЗО-3, ИК-18, ИК-17, ИК-15; хирург – в ИК-1, ИК-14, ИК-7; врач-рентгенолог - в ИК-1, ИК-14
Стоматолог, судя по результатам мониторинга, отсутствует во всех ИУ Нижегородской области, кроме ОТБ, ИК-9 и ИК-2, вместо него имеется зубной врач, в связи с чем поступило несколько жалоб (ИК-1, ИК-7, ИК-14) о том, что зубы осужденным не лечат, а лишь удаляют.
Одна из наиболее сложных сторон кадровой проблемы — во многих ИУ Пермского края (например, в СИЗО-2,3, КТБ-17, ИК-2, ИК-28, ИК-29) нет врачей-психиатров, которые могут сделать вывод о заболеваниях этой категории.
Серьезные кадровые проблемы с медицинскими работниками имеются в Тамбовской области. Так, в ЛИУ-7 на должность старшего инспектора отдела организации лечебной и клинико-экспертной работы назначен бывший фельдшер – лаборант бактериологической лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии, имеющая сертификат по бывшей должности, которой вменили в должностные обязанности врачебные функции: разбор смертельных случаев, проверка и экспертиза амбулаторных карт и историй болезней, координацию работы комиссии по освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелым заболеванием и т. д.
В учреждениях УИС Ульяновской области укомплектованность врачами по состоянию на 22.06.2015 составила 90%, вакантными являются 30 штатных единиц.
Участники проекта в Приморском крае отметили, что основной проблемой является неукомплектованность медицинских учреждений младшим медицинским персоналом, в отдельных колониях с численностью более 1000 осужденных функции врача терапевта выполняет фельдшер, отсутствуют узкие специалисты. Особенно это отражается на показателях медицинского обеспечения в женской колонии ФКУ ИК-10 в поселке Горном.
В Московской области нехватка медперсонала всех уровней составляет около 40%.
|